Личный кабинет

Смелее, уважаемые коллеги!

Иван Черепанов ( Пользователь )
Форум работает вовсю, а на нашей биологической ветке такое затишье!

Чем хотелось бы поделиться?

Обсудить??

Посоветоваться?

Пробуем?
Ольга Никитина ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемые коллеги! А не хотелось ли Вам обсудить особенности преподавания биологии 6 класса при нагрузке 1 ч в неделю? Выворачиваемся буквально на изнанку, в головах детей мало что остается: дать в один урок материал 2 - 3 часов - это каково? А большего количества часов ни из школьного, ни из регионального компонентов не дают. Если у кого есть такая же проблема, может быть поделитесь: как справляетесь?
Иван Черепанов ( Пользователь )
На самом деле, проблема очевидно есть. Но мне показалось, что она скорее лежит не в области "материал 2-3 уроков за час", а в следующем:
очевидно, что материал нужно прореживать (не посягая на стандарт), но это сделать нелегко
учебников, которые помогли бы это сделать не видно
и главное: 1 час в неделю - просто успевают забыть к следующему.

(мяч на вашей стороне)
Елена Панова ( Пользователь )
(Ольга Никитина @ 13.12.2007, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, уважаемые коллеги! А не хотелось ли Вам обсудить особенности преподавания биологии 6 класса при нагрузке 1 ч в неделю? Выворачиваемся буквально на изнанку, в головах детей мало что остается: дать в один урок материал 2 - 3 часов - это каково? А большего количества часов ни из школьного, ни из регионального компонентов не дают. Если у кого есть такая же проблема, может быть поделитесь: как справляетесь?



Ольга Васильевна, а мы вышли из положения следующим образом...
Наша школа работает по линии И.Н. Пономаревой, в 5 классе обучение проводится по учебнику Суховой, Строгонова "Природа. Введение в биологию и экологию", имея опыт работы в 6 классе по 1 часу в неделю, я пришла к выводу, что программа 5 класса, значительно облегчает труд учителя, так как, например, тему "Типы корневых систем" мы изучили в 5-м классе, а в 6-ом только повторили.

Но...[b]

С этого года вышел в свет новый учебник 5 класса под редакцией тех же авторов, но содержание изменено очень сильно, вот теперь и не знаем как будем справляться с проблемой с 2009-2010 учебного года.
Юлия Непомнящих ( Пользователь )
Здравствуйте уважаемые коллеги ! Мы вышли из положения следующим образом: в 5 классе на изучение природоведения администрацией был выделен 1 час, а второй час перекинули на изучение ботаники в 6 классе.
Татьяна Кудрявцева ( Пользователь )
Я работаю по линии Пономаревой И.Н.В 6 классе мы изучаем биологию растений(учебник: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. М., «Вентана-Граф» ), а не все живые организмы скопом, как в линии Сонина. Это несколько сужает круг изучаемых вопросов, а значит нет разброда в головах наших несчастных, перегруженных информацией деток. Кроме того в учебном плане нашей школы 1 час национально-регионального компонента БРУП отводится на изучение экологии по программе Швец И.М. (Программы для организации экологического образования в основной школе. Нижний Новгород 2005 г.) и учебнику Быловой А.М., Шориной М.И. Экология растений (М.Вентана -Граф). Все, что касается многообразия и экологиии растений, а так же часть лабораторных работ выношу на уроки экологии. Дополнительный час в неделю (пусть даже и экологии) существенно облегчает работу !
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Здравствуйтее коллеги!
В своё время я был учителем биологии и с того раза уже не мыслю себе преподавание химии без опоры на знания учащихся из биологии. Проблема с учебниками - это настоящая головная боль учителя! Все учебники биологии для 6-ого класса с точки зрения структурирования учебного материала я бы разделил на две группы (исключая учебник Сонина):
1) учебники, в которых изучение морфологии, анатомии и физиологии идёт последовательно от одного органа к другому (Корчагина, Трайтак, Еленевский, Серебрякова и т.д.)
2) учебники, в которых авторы почему-то решили разбить на два как-бы блока изучение морфологии и анатомии органов растенйи и изученеи физиологчисеких процессов (Пасечник, Понамарёва, Никишов (Викторов))
Сюда же можно отнести проблему: с чего начинать биологию 6 класса? Изучать сперва бактери или начать с растительной клетки? И, конечно, при любом раскладе вылетает в трубу почти вся систематика!!!
В каждом случае, конечно, авторы гнуть свою правду, но ведь смотреть надо с точки зреняи детей. И не просто детей, а современного поколения - детей постперестроечных родителей. Ведь уже сейчас понятно, что в массовой школе есть много ребят, которые просто не умеют учиться!
Очень опасно сейчас прийти к мысли, что, как одночасовй предмет, биология в 6-м классе неэффективна. Тогда мудрые чиновники вообще её загонят в естествознание и привет горячий! Нужно серьёзно подумать, какая биология нужна современному школьнику в 6-м классе и как этот курс будет помогать, "работать" на изучение остальных предметов в школе, хнапример той же химии в 7-м, 8-м и т.д. классах. Другими словами, попытаться найти место курса биологиив 6-ого класса в образовательнйо среде конкретной - Вашей - школы.
Давайте вместе подумаем над этим!
Иван Черепанов ( Пользователь )
Ах, простите, коллеги, я сейчас почти постоянно в лесах с детьми - при интернете бываю лишь изредка.

Мне видится:
1) отрывать структуру от процесса не стоит. В смысле - процессы вообще во главе, наверное. От них бы и идти.
2) С бактерий или с растений - нет большой разницы. Главными всё равно окажутся те детали, которые на уровне 6 класса можно изучать хоть на тех, хоть на других.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Уважаемый Иван!
По п. 1) никто и не спорит. Но назовите мне хотя бы один учебник по биологии-6 в федперечне, в котором бы морфология, анатомия и физиология представлены единым, неразрывным целым? Мне такого учебника пока не видится! А без него ни к какому ЕГЭ не подготовишь - дети-то живые, а не роботы!
А как только приучили 6-тиклассников к такой (раздробленной) форме познания объектов изучения биологии, они его (способ) будут воспроизводить и в 7-ом, и в 8-ом, и в 9-ом классе. Итог: вопросы "на подумать" не предлагать!
По п. 2) не согласен в принципе! В условиях стандартизации мышления учащихся (считайте дибилизации) "нет большой разницы" - это важная мелочь! Что такое два-три параграфа на бактерии в учебнике биологии в начале или конце учебного года? Это, на мой взгляд, наличие или отсутствие времени на их изучение! И такая же история и с систематикой, и с грибами, а уж про экологию растений вообще можно не вспоминать.... К слову сказать, предстоящий учебный год закончится аккурат 8-ого мая!
Здесь нужно думать и о новой последовательности развёртывания учебного содержания, и о системе образовательных технологиях, обеспечивающих эффектвиность такого развёртывания.
Вопрос: кто и когда начнёт над этим думать и что для этого нужно сделать педагогическому сообществу?
Иван Черепанов ( Пользователь )
по п.1:
во главе - всё-же физиология. Понятно, что процессы дыхания (биохим-физиол), к примеру, просто одинаковы для большей части аэробных бактерий, растений, животных, подавляющего большинства грибов. Хотя различия в структурах найти можно... В условиях жёсткой экономии времени - так ли необходимо проходить дыхание корней, дыхание семян, дыхание ... etc. Притом, что очень мало кто из детей и в 9 классе может хоть что-то сказать о том, зачем это дыхание служит.

А учебника - нет хорошего, это точно. Поэтому придётся поверх любого немного поработать с материалом самому. В любом случае, ЛУЧШЕ УЖ ПО ОРГАНАМ, ЧЕМ ОТДЕЛЯЯ СТРУКТУРУ ОТ ПРОЦЕССА.

Сонина я, кстати, не принимаю в серьёзный расчёт просто потому. что там откровенных ошибок в материале много. А так - в их компоновке что-то есть.

по п.2.
Коль уж и протягивать ножки по одёжке - то за счёт систематики. Наименее оправданная часть материала. Выдернуты произвольно (по традиции) несколько групп, и изволь изучить их особенности. Представления о системе и о том, почему она такая, не получишь.

Если договориться о том, что такое представление ДОЛЖНО БЫТЬ, то и тогда, вряд ли такими способами.

А что, собственно, нужно уложить в эти 2-3 урока про бактерий?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+