Личный кабинет

Диссертации по проблематике дошкольного обучения и воспитания

Над чем работают коллеги
Игорь Сухин ( Пользователь )
К сожалению, всё, что связано с диссертациями нередко является тайной с семью печатями, а сами тексты диссертаций продаются лихими Интернет-сайтами за немалые деньги. Вместе с тем, я абсолютно убеждён, что все диссертации и авторефераты обязаны быть вывешены на сайте Министерства образования в свободном доступе (или сайте ВАК – вроде бы для авторефератов это решение уже принято), чтобы специалисты могли их просмотреть: 1) на предмет плагиата (его везде море); 2) для чёткого уяснения положения дел по тому или иному вопросу; 3) чтобы избежать дубляжа работ; 4) для определиться, какие из аспектов данной тематики ещё не разработаны и т.п.
На данном подфоруме можно будет поговорить о наиболее интересных диссертациях по заявленной тематике, познакомиться с реальными важнейшими составляющими диссертационного исследования: предметом исследования, объектом исследования, гипотезой, защищаемыми положениями и т.п.
Игорь Сухин ( Пользователь )
В ноябре 2006 состоится защита докторской диссертации по педагогике:
Николаева Светлана Николаевна
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.07 – дошкольное воспитание


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук на сайте ВАК - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagog...NikolaevaSN.doc

С.Н.Николаева: "Объект исследования – воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – система экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования – проанализировать и обобщить материалы (исследования и опыт практики) по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, определить оптимальный путь развития экологической культуры в период дошкольного детства".
Игорь Сухин ( Пользователь )
Полнотекстовые диссертации и авторефераты.
Осторожно - у диссертаций большой объём в Мбт в pdf.

Быкова Наталия Григорьевна

Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении открытого типа : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь : 2005 27 с.
http://orel3.rsl.ru/dissert/EBD_841A_bikovaNG.pdf.

Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении открытого типа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь : 2005 182 с. - http://orel3.rsl.ru/dissert/EBD_841_bikovaNG.pdf.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Диссертация:
Аникудимова Елена Анатольевна
Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ульяновск, 2004 269 c. РГБ ОД, 61:04-13/2299
http://www.edd.ru/asp/rus/rDissListM.asp?tr=130001&ap=14
http://www.mirrabot.com/work/work_12851.html

Принципиально важно, что диссертант подтверждает, что "Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности, является система дошкольного и начального образования".
Изучение диссертации поможет всем, кто работает в данной области. Вот наиболее существенные, на наш взгляд, положения диссертации, которые помогут будущим диссертантам и специалистам в разрешении проблемы:

Е.А. Аникудимова: "Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности, является система дошкольного и начального образования. Серьёзные изменения в содержании начального образования начали происходить в 90-е годы XX столетия. Уже тогда приоритетной целью дошкольного и начального образования было названо развитие личности ребенка. Помимо этого, на сегодняшний день необходима индивидуализация и дифференциация образования, создание такой образовательной среды, где каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и развивался в приемлемом для него темпе... Проблемами естественнонаучного образования в разное время занимались ученые: Т.А. Агекян, В.А. Амбарцумян, В.И. Вернадский, Б.А. , Воронцов-Вельяминов, Л.Э. Гуревич, А.А Гурштейн, М.М. Дагаев, А.И. Еремеева, И.А. Климишин, А.Д. Марленский, И.Д. Новиков и др. Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли О.И, Донина, Ф.Ю. Зигель, В.Н. Комаров, Б.В. Кухаркин, Е.П. Левитан, Е.А. Паладянц, Ф. Хойл, С. Хокинг и др. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и др. Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований В.В. Зайко, Г.П. Зинченко, СВ. Козина, А.А. Мерка, И.В. Опалевой, Е.Б. Пискуновой, Н.Ю. Румянцева и др. Многие исследования по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по линии гармонического развития дошкольников (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С;Н. Карпова, Я.Л. Коломинский, А.Г. Лысюк, Е.А. Панько, Ф.А. Сохина, В.И. Ядешко и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах школы (Н.В.Нагорнов, В.М. Соловьев, Г.А.Цукерман и др.). Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы П.В. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, З.И. Калмыковой, Т.С. Комаровой, В.Н Кукушкиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Максимовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Объект исследования - процесс естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа».
Предмет исследования -педагогические условия осуществления преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Процесс осуществления преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад -начальная школа» будет эффективнее, - если: на основе разработанной сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики процесса естественнонаучного образования будет построена его модель, разработаны критерии, показатели и уровни для осуществления качественного мониторинга, определена .специфика содержания, выявлены основные педагогические . условия осуществления преемственности естественнонаучного образования в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, создано его научно-методическое обеспечение.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи: - осуществить анализ проблемы преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальным звеном общеобразовательной школы в отечественной педагогической теории и практике; дать сущностно-содержательную и структурно-функциональную характеристику процесса естественнонаучного образования детей, определить его специфику в системе «детский сад — начальная школа» и разработать модель преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявить совокупность педагогических условий преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, дать опытно-экспериментальное обоснование критериальной характеристики и методики исследования его эффективности; разработать научно-методические рекомендации по обеспечению преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа».

Исследование велось в контексте теорий деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), уровневой дифференциации процесса усвоения знаний (В.П. Беспалько, С.Л. Рубинштейн), формирования мотивации учения (А.К. Маркова), развития личности как процесса вхождения ее в различные социальные группы (Н.И. Калаков, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), общенаучных положений о единстве личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, В.А. Ядов), положений о целостности педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М.В. Кларин), идеи о человеке как активном субъекте, "познающем и преобразующем окружающий мир и себя самого в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системного подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.К. Кириллов, Ю.А. Клейберг, В.В. Краевский, В.М. Минияров, И.П. Подласый, Н.Б. Шмелева), концепции личностно ориентированного обучения (С.Н. Митин, Е.С. Полат, И.С. Якиманская) и др.

Научная новизна исследования выражается в том, что в нем:
- выявлены основные противоречия и нерешенные проблемы в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад — начальная школа», выдвинут новый подход к разрешению противоречия между ростом научных знаний об окружающем мире и своеобразностью их дополнительной дидактической обработки, заключающейся в адаптации сложной информации, обеспечивающей доступность и посильность ее для усвоения дошкольниками и младшими школьниками;
- разработана модель преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, дающая возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса;
- выявлены педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- разработаны учебно-методическое пособие «Преемственность в организации образовательного процесса по формированию естественнонаучных представлений у детей в массовых образовательных учреждениях» и научно-методические рекомендации по осуществлению преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Целостная структура процесса непрерывного естественнонаучного образования детей в системе «детский сад — начальная школа», предопределенная направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, характеризуется тесной взаимосвязью ее основных компонентов и отражена в модели преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенной на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики, состоящей из четырех блоков: процессуального, содержательного, деятельностного и критериального и создающей возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса.
2. Содержание естественнонаучного образования включает в себя такие компоненты, как когнитивный опыт личности (система знаний о природе, картина мира), опыт практической деятельности (внешние, внутренние, общие и специальные умения и навыки), опыт творчества (готовность к творческому преобразованию окружающего мира) и опыт отношений личности (оценочное отношение к миру, к деятельности, к людям). Преемственность в содержании естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловливает такое соотношение и сочетание образовательного материала, такую структуру учебных программ и учебной информации, включение таких дисциплин, - факультативных и элективных курсов, которые обеспечивают целостность, последовательность, системность и опережающий характер естественнонаучного образования, поэтапное формирование всесторонности знаний о природе и человеке, научного мировоззрения, целостной научной картины сложного, но единого мира, соответствующей современным представлениям и достижениям науки.
3. Критериальная характеристика процесса естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста включает основные критерии (мотивацию, усвоение учебных действий: когнитивный и практический компоненты, познавательную активность), показатели и уровни сформированности каждого критерия, необходимые для осуществления качественного мониторинга и оценки ее эффективности.
4. Реализация совокупности педагогических условий (общих, частных и специфических) осуществления преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа» обеспечивает положительный образовательный и развивающий эффект, позволяет разрешить выявленные в ходе исследования проблемы и противоречия".
Игорь Сухин ( Пользователь )
Новости ВАК. Докторские диссертации - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagogicheskie/480/
Богомолова Любовь Владимировна
"Педагогическое сопровождение здоровьесохраняющих процессов в дошкольном и общеобразовательном учреждениях"
13.00.01 педагогические науки Д 008.013.01
Институт теории и истории педагогики Российской Академии образования
129278, г. Москва, ул. Павла Корчагина, 7
Тел.: 683-09-55
E-mail: itip@redline.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации - 21 декабря 2006 года
Автореферат - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagog...olova%20L.V.doc
Игорь Сухин ( Пользователь )
Новости ВАК. Докторские диссертации - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagogicheskie/464/
Сушкова Ирина Викторовна
"Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях"
13.00.07 педагогические науки Д 212.059.02
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28, ЕГУ им. И.А. Бунина
Тел.: 2-21-93 E-mail: nauka@elsu.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации - 29 декабря 2006 года
Автореферат - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagog.../SushkovaIV.doc
Игорь Сухин ( Пользователь )
Новости ВАК. Докторские диссертации - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagogicheskie/387/
Седых Нина Викторовна
"Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях"
13.00.04 педагогические науки Д 311.011.01
ФГОУ ВПО "Волгоградская государственная академия физической культуры"
400005, г. Волгоград, проспект В.И.Ленина, 78, ВГАФК
Тел.: 23-01-95, 23-66-66
E-mail: vgafk @ vlink.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации - 15 ноября 2006 года
Автореферат - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagog...kie/SedyhNV.doc
Игорь Сухин ( Пользователь )
Новости ВАК. Докторские диссертации - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagogicheskie/371/
Николаева Светлана Николаевна
"Система экологического воспитания детей дошкольного возраста"
13.00.01 13.00.07 педагогические науки Д 008. 001. 01
ФГУ "Государственный НИИ семьи и воспитания" по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, 8
Тел.: 247-06-06 E-mail: isv@niisv.ru; niisv@mail.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации - 16 ноября 2006 года
Автореферат - http://vak.ed.gov.ru/announcements/pedagog...NikolaevaSN.doc
Игорь Сухин ( Пользователь )
ШКЛЯЕВА Наталья Михайловна
СТАНОВЛЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ижевск - 2005 - http://lib.udsu.ru/a_ref/05_24_001.pdf
Игорь Сухин ( Пользователь )
Зебзеева Валентина Алексеевна
Субкультура детства как источник экологического развития детей в до-школьном образовании
13.00.07
педагогические науки
Д 212.283.06
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Тел.: 336 -15-92
E-mail: chudinov@uspu.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации – 30 июня 2009 года
Автореферат - http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/f.../ZebzeevaVA.rtf

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+