Личный кабинет

Современные приоритеты в начальном образовании

По материалам ИП-докладов прошлых лет
Игорь Сухин ( Пользователь )
Среди докладов Интернет-педсовета-2002 одним из самых злободневших и не потерявших актуальность и в 2006 году мне представляется доклад зав. каф. начального образования НИПКиПРО, к.п.н., доцента Т.В. Смолеусовой - http://2002.pedsovet.alledu.ru/document/340/361
Вот небольшие извлечения из данного материала (для тех, у кого каждая минута на счету, и нет времени изучить весь доклад), которые можно было бы обсудить.

Т.В. Смолеусова: "За последние десятилетия в России произошли заметные изменения во всех областях общественной жизни, в том числе в образовании. Начальное образование особо преуспело в этом. Изменения там начались раньше, чем на других школьных ступенях, и их накопилось значительно больше:
 Введение альтернативных систем образования (дидактическая система Л.В. Занкова и психолого-педагогическая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова);
 Высокая вариативность образовательных технологий и учебников по каждому учебному предмету;
 Реальный переход на четырехлетнее начальное образование (программы и все необходимые учебники опубликованы);
 Наиболее активное использование интересных результатов мирового опыта;
 Решение проблем преемственности между звеньями: дошкольным и начальным; начальным и основным образованием.
В начальных школах г. Новосибирска наиболее интересными, результативными и признанными западными технологиями являются следующие три:
 "Образ и мысль";
 "Сообщество";
 "Критическое мышление".
Идея преемственности также не является новой, но до сих пор актуальна, так как касается сложного периода в жизни ученика и системно решается только в отдельных школах.
Для решения этой проблемы полезны:
- совместный контроль в конце занятий начальной школы (но никаких экзаменов!);
- взаимопосещение учителей разных ступеней (администрации следует взять на себя изыскания такой возможности и координацию);
- заблаговременное знакомство будущих учителей с новыми учениками;
- использование "сквозных" программ и учебников (желательно одного автора);
- исключить "входной контроль" в первой четверти пятого класса и отрицательные оценки, особенно по новым предметам;
- серьезная работа по-новому с родителями;
- повышение роли внеклассной работы;
- единство требований (а не навязывание требований одной из ступеней);
- технологическая преемственность;
- смена приоритетов, о которой сказано выше.
Что может сделать начальная школа, чтобы у младших школьников появился своеобразный иммунитет? Очевидно, что одних программных знаний и умений ребенку недостаточно. Серьёзной проблемой является реальная адаптация детей.
По словам И. Гёте, "все мудрое уже придумано раньше, сложность состоит в том, чтобы это понять". Это относится и к возврату на 4-х летнее начальное образование для решения перечисленных проблем. В современной методике и практике, классиками российского образования (К.Д. Ушинский) накоплен значительный арсенал средств практической реализации поставленных целей.
Необходимо лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Это и многое другое можно освоить в процессе самостоятельного повышения квалификации или при помощи преподавателей нашей кафедры начального образования (наиболее эффективное не по одиночке, а школьной командой).
Завершая, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди" и быть направленной на сохранение здоровья. Эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка".


Ваше мнение об этом докладе или о проблеме в целом?
Ольга Сергеева ( Пользователь )
Спасибо. Очень даже согласна. На мой взгляд главное, чтобы учитель любил детей и то, дело, которым он занимается!!! Именно ЛЮБИЛ открыто, честно и незабвенно!!!! Вот тогда то, и сбудется "Не навреди" и много много много всего, что пока не сбылось.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+