Личный кабинет

Пособия по обучению шахматам дошкольников

Книги, которые можно использовать при обучении детей 2-6 лет
Игорь Сухин ( Пользователь )
О проблеме проведения шахматных уроков в школе написано немало. А вот как приобщать к шахматам дошколят? Литературы на эту тему - кот наплакал.
Кто из родителей не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры.
К счастью, давно уже никому не нужно доказывать насколько полезно для дошкольников умение играть в шахматы. За последние годы в России появилось новое поколение родителей, широко использующих возможности Интернет и проявляющих огромный интерес к методикам раннего развития. Я буквально завален письмами от молодых мам и пап с просьбами помочь приобрести тот или иной шахматный учебник. Когда такое было?
Все современные программы воспитания и обучения в детском саду ("Истоки", "Радуга" и др.) предусматривают развитие у детей в процессе учебной, игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Шахматы – в числе средств эффективного решения данных задач.
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С возраста 4-5 лет они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.
Пожалуй, первым пособием для 6-летних дошкольников, неплохо себя зарекомендовавшим себя в СССР, стала книга Гришина В.Г., Ильина Е.И. "Шахматная азбука" (М.: ФиС, 1972, 60 с.) Шахматный материал в ней растворён в рассказе, главные действующие лица которого – мальчики. Основной недостаток – отсутствие заданий.
Затем увидело свет пособие Зака В.Г., Длуголенского Я.Н. "Я играю в шахматы" (Л.: Детская литература, 1980). Это добротная, известная книга, но она для детей 6-8 лет.
В 1984 году ГЦОЛИФК издал небольшое, но очень полезное пособие - Гончаров В.И. "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре".
В 1991 году появилась книга для воспитателя детского сада Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы" (М.: Просвещение, 1991). Это книга-сказка для обучения 6-летних детей с симпатичными иллюстрациями, но методика "тяжеловата".
Все вышеперечисленные книги, посвящены обучению детей с возраста 6-ти лет. В те времена это был дошкольный возраст – сейчас это уже школьный. Поэтому 15 лет назад я написал книгу-сказку "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) доступную для пятилетних детей. Для работы с детьми данной возрастной группы требовались иные задания, иные сказки, иные рекомендации, чем для более старших детей. Примерно в это же время студия "Диафильм" вслед за лентой "Анатолий Карпов – чемпион мира" выпустила две плёнки по моей книге: "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат" (1990) и "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат" (1992). Также в 1992 году в Испании была издана моя небольшая книжка-картинка "Волшебный шахматный мешочек" с предисловием Г.К.Каспарова (на испанском языке).
И всё же 5 лет - это не предел. В 1994 году увидела свет моя книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (М.: Новая школа, 1994). В 2000 и 2001 гг. она была переиздана "Астрелем" (с небольшими сокращениями) под названием "Шахматы для самых маленьких".
Всё это уже библиографические редкости.
Леонид Берман ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемый Игорь Георгиевич! Рад возможности воспользоваться данным форумом и поблагодарить Вас за замечательную книгу "Удивительные приключения в шахматной стране". Увидев ее случайно на книжных развалах, даже при беглом просмотре посчитал необходимым использовать ее дидактические возможности. Теперь Ваша книга помогает мне и моему шестилетнему сыну общаться, учиться учиться и учиться играть в шахматы. Спасибо! С уважением, Леонид Эдуардович Берман.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Леонид Эдуардович @ 23.08.2006, 20:14) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, уважаемый Игорь Георгиевич! Рад возможности воспользоваться данным форумом и поблагодарить Вас за замечательную книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране". Увидев ее случайно на книжных развалах, даже при беглом просмотре посчитал необходимым использовать ее дидактические возможности. Теперь Ваша книга помогает мне и моему шестилетнему сыну общаться, учиться, учиться и учиться играть в шахматы. Спасибо! С уважением, Леонид Эдуардович Берман.

Спасибо, Леонид Эдуардович! Автору это очень приятно слышать, тем более от педагога. "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000) - http://suhin.narod.ru/chessland3.htm
это значительно расширенное издание книги "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) - http://suhin.narod.ru/chessland5.htm
Мне кажется, что "Удивительные приключения в Шахматной стране" - лучшая моя книга, и мне приятно, что это не моё заблуждение.
Вашему сыну - 6 лет? Это мой любимый возраст - в этот период дети открыты всему, и заниматься с шестилетними детьми сплошное удовольствие! В 5 лет дети ещё не такие "способные", а в 8 лет - дети уже не такие открытые и любознательные, и, увы, придавленные школьной действительностью. Поэтому задача родителей - максимально использовать возможности шестилетнего возраста. Максимально, но аккуратно, бережно.
Леонид Берман ( Пользователь )
Уважаемый Игорь Георгиевич, согласен с Вами, что шестилетие очень ответственный для родителей детский возраст.
Как Вы оцениваете, предлагаемые Вами методики более успешны в домашнем или групповом воспитании в детских садах? Удается ли отслеживать и корректировать опыт использования этих методик в программах развития дошколят?

(И.Г.Сухин @ 24.08.2006, 00:08) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, Леонид Эдуардович! Автору это очень приятно слышать, тем более от педагога. "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000) - http://suhin.narod.ru/chessland3.htm
это значительно расширенное издание книги "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) - http://suhin.narod.ru/chessland5.htm
Мне кажется, что "Удивительные приключения в Шахматной стране" - лучшая моя книга, и мне приятно, что это не моё заблуждение.
Вашему сыну - 6 лет? Это мой любимый возраст - в этот период дети открыты всему, и заниматься с шестилетними детьми сплошное удовольствие! В 5 лет дети ещё не такие "способные", а в 8 лет - дети уже не такие открытые и любознательные, и, увы, придавленные школьной действительностью. Поэтому задача родителей - максимально использовать возможности шестилетнего возраста. Максимально, но аккуратно, бережно.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Леонид Эдуардович @ 24.08.2006, 12:48) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Игорь Георгиевич, согласен с Вами, что шестилетие очень ответственный для родителей детский возраст.
Как Вы оцениваете, предлагаемые Вами методики более успешны в домашнем или групповом воспитании в детских садах? Удается ли отслеживать и корректировать опыт использования этих методик в программах развития дошколят?

Спасибо за вопросы, Леонид Эдуардович! Любой автор, увы, обладает очень большим "я" (т.е. каждому из них кажется, что созданное именно им - самое лучшее), и я (вот оно - опять "я") не исключение, хотя всеми силами и стараюсь быть объективным. Мне всегда казалось, что основные проблемы быстрейшего внедрения шахмат в ДОУ и в начальную школу, заключаются в том, что авторы давали (и дают до сих пор) слишком сложный материал. Мой же подход во всех сферах деятельности - давать максимально простой (не в ущерб целям и качеству) четко структурированный материал, направленный на развитие ребёнка. Так как он прост в освоении, технологичен, то он широко используется и в РФ, и за рубежом. И в домашнем, и в групповом формате. Но лично я сам - 1) за индивидуальные занятия с дошкольниками; 2) за групповые занятия в начальной школе.
Почему я - за индивидуальные занятия с дошкольниками: 1) нередко с дошкольниками занимаются не профессиональные педагоги, а тренеры, не обладающие должными психолого-педагогическими знаниями; тренеры заинтересованы в том, чтобы подготовить спортивных звёздочек (и порицать их за это нельзя, т.к. это их основная работа); в тому же я неоднократно сталкивался с тех, что тренеры полагают, что всё знают сами, и не считают нужным вникать в тонкости той или иной развивающей методики (при этом, в целом к тренерскому цеху я отношусь с уважением, т.к. в тренеры часто идут настоящие энтузиасты шахмат); 2) при групповых занятиях преподаватель просто физически не может дать за отведённое время достаточное количество занимательных заданий, которые составляют суть моей технологии. Вместе с тем, если групповые занятия с дошкольниками по моей методике проводит специалист в области дошкольной педагогики (шахматная квалификация здесь не важна - главное чувствовать, уважать и любить детей), то это тоже очень хороший вариант, так как работа в группе имеет и некоторые преимущества - ребёнок учится общаться, отстаивать своё мнение, учиться уступать и т.п.
Теперь отвечу на Ваш второй вопрос: "Удается ли отслеживать и корректировать опыт использования этих методик в программах развития дошколят?" Я, автор официального загрифованного курса "Шахматы - школе" для начальной школы, и там мне проще держать контроль над ситуацией - программы "Шахматы - школе" входят в общеминистерские сборники программ, которые издаёт "Просвещение". В дошкольном сегменте, к сожалению, нет таких общеминистерских сборников, там излишняя вариативность - возникло слишком много творческих коллективов ("Истоки", "Радуга" и пр.) Увы, дошкольный сегмент в РФ живёт какой-то обособленной малоактивной жизнью (даже у нас на Интернет-педсовете специалисты-дошкольники редки), и мне никогда не поступало предложений об использовании моих наработок в дошкольной области (в отличие от начальной школе - где предложений хватало). Я уже давно разработал две программы для дошкольников, но нигде не публиковал их, т.к. опять-таки не было издателя, или журнала, который пошёл бы на это. Сам обращаться с подобной инициативой в журналы я не люблю - это бесперспективно. Так в прошлом году я всё же обратился в московский журнал "Дошкольное образование", но они сказали, что шахматы их не интересуют, т.к. тираж у них очень маленький, и они обслуживают только запросы подписчиков.
А вот опыт использования моих материалов в ДОУ я стараюсь отслеживать по мере возможности, но информация до меня доходит не всегда. Я не только теоретик, но и практик, например, последние 15 лет преподаю шахматы детям 4-6 лет в московской мини-школе "Знайка-М". Полагаю, что каждый автор методики должен непрерывно совершенствовать свою методику как практик. Вот, две заметки из моего дневника о том, как мой опыт используют другие.
2 октября 2004: Германия: Из статьи И.Мишиной "Ход конём" ("Вести", Бремен) следует, что и немцам пришлась по сердцу моя идея фрагментирования шахматной доски для обучения 5-летних детей. Для этого педагог А.Вейгман с успехом занимается с маленькими ребятами по моей книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет".
19 мая 2006: Москва: Вчера побывал на четырёх уроках (по 25 минут каждый), которые проводила с ребятами 5-6 и 6-7 лет Наталья Петровна Черничкина (школа №1270, ЦАО), любовался виртуозным мастерством педагога. Обратил внимание, что Н.П.Черничкина усовершенствовала свою горизонтально-вертикально-диагональную физкультминутку, которую я описал недавно в "Учительской газете". Запомнились её новые игровые приёмы "Перестройка в армии", "Перевод глаз" и особенно гениальный "Закрыть вопрос"! Педагог в полной мере использовала классную (магнитную) доску, которая была разбита на три сектора: а) здесь прикреплены фигуры; б) здесь нарисована мелом шахматная доска (я впервые наблюдал, как педагог может эффективно строить урок, не располагая доской для демонстрационных шахмат, но фигуры желательны всё равно); в) здесь "закрывался вопрос". На уроках педагог показала свою оригинальную трактовку задания "Защита контрольного поля" - книга "Удивительные приключения в Шахматной стране", с. 57, задание 39, позиции №№1-6. На поля, отмеченные в пособии крестиком, помещались белые пешки, и белый слон должен был их защитить. Опять-таки был поражён тем, как педагог простыми средствами умеет поддерживать на уроке дисциплину. Порадовала активность малышей - все тянули руки. Растрогало, как, решая одно из заданий, один мальчик закричал: "У меня есть идея!" Запомнился и такой образцовый пример - после решения каждого задания, педагог хвалила ребят и спрашивала: "Пойдём на следующее задание". И все ребята в едином порыве отвечали: "Да!". За два дня я посетил открытые уроки в двух школах, и в обоих случаях педагоги провели занятия выше всяких похвал: и с учениками первого класса (в школе №1410), и с дошкольниками (при школе №1270). Шахматам в школе и до школы - быть!
Игорь Сухин ( Пользователь )
О.Крылова "Шахматист? Значит, отличник! Почему игра в шахматы очень полезна для ребенка" ("Советский спорт, 17.11.2006). С моим небольшим комментарием под материалом - http://www.sovsport.ru/gazeta/default.asp?id=242367&
Игорь Сухин ( Пользователь )
О публикациях Виктора Ивановича Гончарова (Набережные Челны) - http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/biogr1.htm
Мало кто из современников имеет такой огромный опыт работы с дошкольниками, как Виктор Иванович, которого я очень ценю.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Нашёл в Интернете статью Юлии Карпухиной "Ход конем. Шахматы для малышей", журнал "Мама и малыш", 2006, №8 - http://www.2mm.ru/razvitie/630 (а также - http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=6161). Вот фрагменты, Ю.Карпухина: "В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина. В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки – нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят… Выбираем учебник. Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находится не рекомендуется. Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие книги. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.
Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина. Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких - двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга его предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски".


Это Юлия, видимо, пишет о книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет". Юлия предлагает и свой вариант первых трёх уроков - неоправданно сложный для малышей, вот её второй урок: "Второй урок. Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону.). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур. Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что «шах» в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Расскажите, что слово «мат» в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: «Видишь, королю шах, а защититься нечем». Объясните, что «ничья» в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет. Поясните, как ходят и «едят» пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам".

Такой большой массив материала, а, ведь, в статье подразумеваются дети самого младшего возраста! Отбить интерес к шахматам очень легко, и в этом случае у человека на всю жизнь сохранится к шахматам стойкая аллергия. Примеров этому - множество.
Характерно, что 20 человек оценили статью в среднем на четыре с половиной балла из пяти возможных. Будем считать, что оценка относится к той значимости, которую читатели придают шахматам в дошкольном возрасте, а не к предлагаемым трём примерным урокам. Тем не менее в целом публикация полезна.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Новое пособие для дошкольников. В аннотации - плагиат! Интересно, а что внутри???

Итак, об аннотации.

Ещё раз повторюсь. Приведу ту же тираду, которой разразился на форуме по авторским правам - http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...amp;#entry35951

Ну, вот, у меня уже воруют даже фразы из докладов, опубликованных на Всероссийском Интернет-педсовете! Докатился народ. В который раз спрашиваю сам у себя: зачем?
Вот факты: на ВИПе в прошлом году я опубликовал доклад: "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе" - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347
Как видим, мой доклад начинается со следующих трёх предложений:
"Кто из родителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры".
И вот сейчас как обычно случайно напал в Интернете на аннотацию к книге: Локтева Т.И., Быкова Е.П. "Шахматы для малышей" (2006), которая начинается вот так:
"Кто из родителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и, самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры" - http://www.labirint-shop.ru/index.html?ID_Book=109416
Эта же аннотация выложена не менее чем на 10-15 сайтах. Лихо и смело.
Мне почему-то кажется, что все три первых предложения абсолютно идентичны (с улыбкой, ИГС).
Саму книгу я пока ещё не держал в руках и готовлюсь к встрече с ней с содроганием.
Если учесть, что аннотация к книге совсем короткая, то процент дословного заимствования составляет 50%.
Мне почему-то не очень нравится, когда я нахожу подобные совпадения, хотя и приятно, что материалы ВИПа люди читают. Жаль, что кроме людей встречаются и плагиаторы…

Под лежачий камень... Так как данная аннотация растиражирована уже в сотне интернет-магазинов, то я навестил некоторые из них, и в отзывах выразил "некоторое несогласие" с действиями плагиаторов.

На Спринтере в разделе "Отзывы читателей" я написал: "Плагиат на 4 и 5.
На Всероссийском Интернет-педсовете в 2005 году я опубликовал доклад: "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе" - http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=347 Как видим, мой доклад начинается со следующих трёх предложений: "Кто из родителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры". И вот сейчас как обычно случайно напал в Интернете на аннотацию к книге: Локтева Т.И., Быкова Е.П. "Шахматы для малышей" (2006), которая начинается вот так: "Кто из родителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и, самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры"- Плагиат! Что делать? Кто виноват? И.Г.Сухин, 10.01.07"
- http://www.sprinter.ru/books/1882961.html

Примерно то же на "my-shop.ru" - http://my-shop.ru/shop/books/179120.html

А ещё в "Букотеке" - http://www.bookoteka.ru/id57834.html

Скорее всего, это наивно. И всё же... С улыбкой, ИГС.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Сегодня, наконец, купил само пособие: Локтева Т.И., Быкова Е.П. "Шахматы для малышей" (2006), где у меня украли добрую половину аннотации.
Я убедился - так и есть аннотация "содрана" с моего доклада, опубликованного на ВИП.
Сейчас начну разбираться с текстом книги...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+