Личный кабинет

Виктор Федорович Шаталов. Прямая интернет-линия

18 - 23 августа 2006 года Виктор Федорович Шаталов ответит на вопросы
Виктор Давыдов ( Пользователь )
[attachment=1166:attachment][attachment=1167:attachment]

ШАТАЛОВ
Виктор Фёдорович

--------------------------------------------------------------------------------
Родился в 1927 г.
Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке.
(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 г.)
Педагогический стаж - 53 года. из них 40 лет - исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена "Николая Чудотворца" за преумножение добра на Земле, лауреат премии Сороса, почетный президент итальянской ассоциации "Данте Алигьери".


Вопросы можно задать на форуме заранее.

Тел. для прямой линии: (495) 265-80-59, (499) 763-31-06, 8-916-659-53-70
Сайт www.shatalovschools.ru
E-mail: snvinogradov@yandex.ru, d_vp@mail.ru
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вопрос В.Ф.Шаталову:
"Виктор Федорович, очень интересно Ваше мнение о шахматах как учебном предмете в начальной школе и в системе дошкольного образования. Спасибо!"
И.Г.Сухин
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Вопрос В.Ф.Шаталову:
Виктор Федорович, как вы относитесь к объединению курсов алгебры и геометрии в один общий?
И второй:
Здесь на форуме прозвучало предложение заменить классическую геометрию на аналитическую, мотивируемое тем, чтодревнегреческой геометрией в реальной жизни уже не пользуются. Возможно ли это? Нужно ли?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Здравствуйте, Виктор Федорович! Разрешите задать такой вопрос:

Опорный конспект по физике и опорный конспект по литературе: каковы сходства и каковы отличия в технике их создания?

С уважением и благодарностью за Ваши книги, Елена Бегенева
Виктор Давыдов ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 17.08.2006, 20:39) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос В.Ф.Шаталову:
"Виктор Федорович, очень интересно Ваше мнение о шахматах как учебном предмете в начальной школе и в системе дошкольного образования. Спасибо!"
И.Г.Сухин


Игорь Георгиевич, добрый вечер! На Ваш вопрос отвечает Виктор Федорович Шаталов.
Прежде всего я признателен Институту теории и истории педагогики за нетрадиционный и безмерно интересный вопрос. Все дело в том, что шахматы в той или иной мере проходят сквозь жизнь каждого из нас, иное дело на каком рубеже они уходят. Я вспоминаю сейчас появление на шахматной арене Боби Фишера и его матч с Борисом Спасским, молодым шахматистом нашей страны.
В ходе этого матча Фишер неосторожно взялслоном пешку на h7, на что последовал элементарный ответ Спасского g7-g6, слон оказался отрезанным и проигранным. "Слона -то он и не приметил!" - откликнулась на этот проигрыш пресса, полагая, что в лице Боби Фишера мир встретился с дилетантом. Грубый просчет. Фишер оказался шахматистом экстра-класса и держал в напряжении шахматный мир на протяжении десятилетий. Иное дело личность Боби Фишера. Нулевое образование, поклонение идолу шахмат и разрушенная последующая жизнь. Это к роли шахмат в жизни человека. В противовес этому примеру можно поставить Михаила Ботвинника, доктора наук, умнейшего человека, занимавшегося параллельно робототехникой в шахматах, которая и поныне остается проблемой в больших шахматах. Можно говорить об Алехине, отдавшего себя шахматам, можно о Карпове и о Каспарове, который кончил тем, что ушел в политику, оставив шахматы.
Итогом всего сказанного является одно: шахматы - это мир беспощадно поглощающий человека, не терпящий конкуренции и инакомыслия. Меня приобщил к шахматам отчим, препод. химии, но какова была мера этого приобщения, если в 44-м я ушел в действ. армию, имея 8 кл. образования и занимался шахматами на уровне дилетанта, до 1946 г., получив, правда, 2 разряд, а позже судейскую категорию. В первые годы работы в школе, еще до конца не понимая всесильность шахмат, организовывал школьные турниры. И вот только здесь понял, что шахматы поглощают человека без остатка. Незавершенные комбинации, ошибочные ходы, решение шахм. задач и этюдов отсекает всю прочую творческую мысль. И как следствие ночами, в свободные минуты, в работе они становятся камнем преткновения. В 1953 г. я оставил шахматы, в последующие годы написал 46 книг, провел многоплановые эксперименты в обл. педагогики. Следствием всего сказанного остается одно: вводить шахматы в школе на уровне 4-5 разрядов не исключено, но задаваться целью готовить шахматных профессион. - это не школьное дело. привить любовь к ним, научить решать без доски 2-х ходовки, несложные 3-х ходовки и элементарные этюды - дело доброго увлечения. Все остальное личность должна решать сама.
Семенов Вадим ( Пользователь )
Кстати говоря, в физматшколе при НГУ во время моей учебы в оной шахматы были запрещены. Считалось, что сильно отвлекают.
Виктор Давыдов ( Пользователь )
(anisol @ 17.08.2006, 20:49) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос В.Ф.Шаталову:
Виктор Федорович, как вы относитесь к объединению курсов алгебры и геометрии в один общий?
И второй:
Здесь на форуме прозвучало предложение заменить классическую геометрию на аналитическую, мотивируемое тем, чтодревнегреческой геометрией в реальной жизни уже не пользуются. Возможно ли это? Нужно ли?


Добрый день, Оля! Учителя школ и препод. высших учебных заведений давно уже дали резкую отповедь объединению курса тригонометрии с курсами алгебры и геометрии. В это трудно поверить, но страна не смогла понять грубой целевой установки Минпросса: устранить третий учебный предмет и лишить учителей математики права оставлять на повторный курс с тремя двойками по алгебре, геометрии и тригонометрии. Еще более несуразно говорить о слиянии геометрии с алгеброй. Каждый из этих предметов развивает разные области мышления и уровень этого мышления может определяться только при глубинном проникновении в содержание курса.

Аналитическая геометрия - производная классической геометрии и переход на нее без предварительной геометрической подготовки отбросит миллионы детей на уровень формальной и далеко не всегда осмысливаемой математической дисциплины. Да и как можно говорить об упразднении классической геометрии, если на ее изучение необходимо в 4 раза меньше времени, предусмотренного министерскими программами. На глубоком базовом курсе классической геометрии можно строить и аналитическую, и дифференциальную, и все виды неэвклидовых геометрий. Не поняв и не осмыслив все это на собств. практике можно углубиться в такие чащи из которых сусанинской дороги назад не будет. Виктор Шаталов.
Виктор Давыдов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 18.08.2006, 15:13) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, Виктор Федорович! Разрешите задать такой вопрос:

Опорный конспект по физике и опорный конспект по литературе: каковы сходства и каковы отличия в технике их создания?

С уважением и благодарностью за Ваши книги, Елена Бегенева


Дорогая Елена! Советую Вам обратиться к черновикам классиков литературы, создававших величайшие ценности, располагая предварительными набросками будущих книг. Это даже трудно представить, какую титаническую работу провел А.Толстой создавая роман Петр Первый, который произвел оглушающее впечатление на Бунина, недолюбливавшего А.Толстого за возврат из-за границы в Сов. Россиию. Из письма Бунина Толстому после прочтения Петра Первого "Хоть ты Алешка и дрянь ....., но пишешь ты хорошо. Продолжай в том же духе".
Задумаемся на секунду,, сколько дней и ночей провел Алексей Толстой в архивных материалах библиотек, выписывая по крупицам документальные материалы из гения Петра. Все эти спонтанные записи составили черновые наброски, которые затем преобразовались в конспективно-последовательные записи, еще позже - в опорные конспекты. Творчество писателя изначально, на всех уровнях - это конспективная обработка огромного материала, который позже станет законченным литературным произведением.
Опорные конспекты по физике это подспорье к логическому охвату на уровне изучения предмета и они не могут идти не в какое сравнение с опорными конспектами по литературе. Литература - всегда ориентирована на творчество. Физика в значительной части ориентирована на практическую деятельность, хотя из моих рук вышел доктор физико-математических наук Лева Винников, работающий в Черноголовке, доктор физико-математических наук Витя Вальков, научный сотрудник Донецкого физтеха, а в общей сложности 12 докторов наук и 64 кандидата.

В,Шаталов
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Виктор Федорович, считаете ли вы, что владение учениками методом опорного конспекта должно стать частью содержания школьного образования?

И второй вопрос, может быть, наивный... Какие бывают опасности (риски) использования метода опорных конспектов при изучении различных школьных предметов. То есть, вместо выигрыша в качестве знаний, получается ... "как всегда"

Заранее спасибо за ответ!
Семенов Вадим ( Пользователь )
Уважаемый Виктор Фёдорович!

Не могли бы вы перечислить, какие именно сведения из нынешней школьной геометрии по вашему мнению требуются для изучения геометрии аналитической?

Полностью согласен насчет абсурдности объединения нынешней школьной геометрии в один премет с алгеброй. Школьная геометрия сейчас имеет настолько мало общего со школьной алгеброй да и вообще с остальной математикой, что общий премет может быть лишь механическим объединением двух несвязанных кусков.

C ув.,
Семенов В.Д.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+