Личный кабинет

Освобожденный классный руководитель

Марина ( Пользователь )
Коллеги! 4 июля "Независимая газета" поместила заметку

"Учитель или воспитатель? В школах появятся освобожденные от преподавания классные руководители"
Предлагаю ее вашему вниманию. Что вы думаете по этому поводу?

"Со второй половины ушедшего учебного года классные руководители страны стали получать прибавку к зарплате – 1000 рублей (при наличии менее 25 учеников в классе). Чем являются эти деньги – наградой за работу или инвестициями в развитие образования? Чего государство и общество вправе ожидать теперь от классных руководителей? Можно ли и нужно ли вводить в школах должность воспитателей или, иначе говоря, классных руководителей, которые не являются учителями-предметниками, – об этом размышляли вслух на круглом столе «Классный руководитель. Государственный заказ» руководители Минобразнауки РФ и столичного департамента образования.
Зинаида Драгункина, представитель Московской городской Думы в Совете Федерации, рассказала, что в среднем по России классными руководителями работают 42% учителей пенсионного возраста (а в отдельных регионах эта цифра достигает 75%), а 200 тысяч молодых педагогов в результате этого хотели бы, да не могут трудоустроиться в школах. Виной тому и маленькая пенсия, и маленькая зарплата педагогов. Между тем, считают специалисты, эффективнее осуществит классное руководство молодой руководитель. Да еще, пожалуй, тот, кто имеет больше свободного времени. Поэтому и 1000 рублей – это не поощрение, а оплата дополнительного труда. В Москве, кстати, по данным главы столичного департамента Любови Кезиной, только за классное руководство педагоги получают 2200 рублей. И некоторые педагоги охотно берутся за дополнительное классное руководство. Классных руководителей пенсионного возраста в столице не более 17%.
В некоторых регионах России (20%) в целях повышения эффективности работы института классного руководства апробируется в школах работа освобожденного классного руководителя. Хотя некоторые эксперты убеждены, что школу классного руководства должен пройти каждый учитель, ведь процесс воспитания осуществляется не только во внеурочное время.
Исаак Калина, руководитель департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки, считает, что в современных условиях важно общественности каким-то образом проверить умение учителя влиять на ребят и заслужить их уважение и любовь. Одним словом, нужны критерии оценки деятельности классного руководителя, для того чтобы в дальнейшем четко сформулировать и требования к работе вузов, выпускающих будущих педагогов. Подготовка классного руководителя – важная задача для педвуза, но сегодня она пока не осознается в должной степени всеми, считает Исаак Калина. В советское время институт классного руководства претерпел жесткую деформацию. Классный руководитель должен был создать коллектив, который бы беспрекословно подчинялся установкам и рекомендациям партии. Но и сегодня школа по-прежнему не выполняет своей основной функции – раскрытие индивидуальных способностей ребенка. Хотя, безусловно, примеры хороших воспитателей есть. Любовь Кезина рекомендует московским родителям отдавать детей классным руководителям школ Юго-Западного округа столицы и в пару-тройку школ в Юго-Восточном округе."
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 14.08.2006, 16:35) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги! 4 июля "Независимая газета" поместила заметку

"Учитель или воспитатель? В школах появятся освобожденные от преподавания классные руководители"
Предлагаю ее вашему вниманию. Что вы думаете по этому поводу?

"Подготовка классного руководителя – важная задача для педвуза, но сегодня она пока не осознается в должной степени всеми, считает Исаак Калина.


Из другой статьи в дочерней ветке:
"Предполагается, что в дальнейшем, при внедрении отраслевой системы оплаты труда, классные руководители будут выведены из нацпроекта, который сами чиновники называют «реанимационной мерой», и дополнительная работа с детьми будет просто индексироваться наряду с обычной заработной платой."

Марина, уж точно не воспитатель советского извращения, классного коллектива.
Диссонанс...
Марина ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 15.08.2006, 15:19) <{POST_SNAPBACK}>
Из другой статьи в дочерней ветке:
"Предполагается, что в дальнейшем, при внедрении отраслевой системы оплаты труда, классные руководители будут выведены из нацпроекта, который сами чиновники называют «реанимационной мерой», и дополнительная работа с детьми будет просто индексироваться наряду с обычной заработной платой."

Марина, уж точно не воспитатель советского извращения, классного коллектива.
Диссонанс...

Сергей Игоревич, меня конкретно интересует вот что: освобожденный классный руководитель - это благо или блажь?
Представим себе, что это уже есть. Что-то изменится? И совершенно крамольная мысль - а можно вообще без классных руководителей?
Как вы думаете, какой примерно процент учителей добровольно откажется от классного руководства?
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 15.08.2006, 21:51) <{POST_SNAPBACK}>
Как вы думаете, какой примерно процент учителей добровольно откажется от классного руководства?

В моей школе - большинство согласились бы. С каждым годом все труднее уговаривать нас на "классное руководство".
Марина ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 15.08.2006, 15:19) <{POST_SNAPBACK}>
Из другой статьи в дочерней ветке:
"Предполагается, что в дальнейшем, при внедрении отраслевой системы оплаты труда, классные руководители будут выведены из нацпроекта, который сами чиновники называют «реанимационной мерой», и дополнительная работа с детьми будет просто индексироваться наряду с обычной заработной платой."

Сергей Игоревич, а вот совершенно противоположное сообщение:
"В то же время Исаак Калина выразил признательность за то, что наконец-то в стране "нашлась воля и нашелся ресурс поддержать классных руководителей, как организаторов педагогического воздействия всего коллектива, на ребенка и его семью". Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования выразил понимание, что деньги за такую работу платят далеко не огромные, "но достаточно заметные на настоящем уровне зарплат". Он заверил, что до тех пор, пока не будет введена новая система оплата труда в субъектах федерации, выплата этих денег "будет продолжаться". Больше того, они будут учитываться в новой системе оплаты труда."


(anisol @ 15.08.2006, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
В моей школе - большинство согласились бы. С каждым годом все труднее уговаривать нас на "классное руководство".

Ольга, а почему? Какие основные причины отказа?

Оказывается, что опыт введения должности освобожденного классного руководителя уже есть:
"Обсуждая возможность введения в школы воспитателей, не имеющих часов по общеобразовательным предметам, участники круглого стола согласились с возможностью реализации данной идеи. Любовь Кезина, в целом поддержав подобную перспективу, отметила лишь, что "все зависит от уклада школы. В школе, кроме уроков, во внеурочное время может идти интереснейшая работа. И, как правило, она выливается в клубное общение". Со своей стороны, Валентина Березина подтвердила, что четыре года назад по заказу Министерства образования Институт педагогических инноваций РАО под руководством В.Слободчикова уже проводил подобное исследование, по результатам эксперимента "издательство "Просвещение" сейчас выпускает книгу о работе освобожденных классных воспитателей".
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 15.08.2006, 22:06) <{POST_SNAPBACK}>
Ольга, а почему? Какие основные причины отказа?

Слишком много времени и сил это требует. Очень трудно совмещать и качественное преподавание, и функции сборщика денег, надзирателя, семейного психолога и т.д. Например, помимо еженедельных классных часов в обязанность классного руководителя входит проведение развивающих бесед.
Этовстреча с учеником и его родителями по заранее подготовленным вопросам. Как минимум час на каждого. В обязательном порядке.
И еще: у нас с 7 класса бессклассная система по нескольким предметам. Удобнее было бы иметь освобожденного человека на параллель. Предлагали. Начальство думает.
Марина ( Пользователь )
(anisol @ 15.08.2006, 23:41) <{POST_SNAPBACK}>
Очень трудно совмещать и качественное преподавание, и функции сборщика денег, надзирателя, семейного психолога и т.д.

Ольга, а я вот еще заметила странную вещь - очень часто отношения с детьми в классах, где ты не классный, а просто предметник, складываются легче., да и с родителями тоже.
Иногда дети в таких классах говорят: вот если бы вы были у нас классным руководителем... На что я им неизменно отвечаю: вы сразу запросились бы обратно к своему прежнему... smile.gif
Хотя, это, может, только у меня так... sad.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 15.08.2006, 22:50) <{POST_SNAPBACK}>
Ольга, а я вот еще заметила странную вещь - очень часто отношения с детьми в классах, где ты не классный, а просто предметник, складываются легче., да и с родителями тоже.

Марина, отношения с домашними иногда тоже сложнее, чем с малознакомыми людьми.
А вообще-то есть классы родные и чужие. С этим согласна.
Марина ( Пользователь )
А вот еще одна выдержка из той же самой статьи:
"Что государство и общество вправе ожидать от классных руководителей и какими критериями стоит руководствоваться при оценке качества работы классного руководителя. Проблему уровня и качества современного классного руководства обсуждали руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Исаак Калина, представитель Московской городской думы в Совете Федерации Зинаида Драгункина, руководитель Московского департамента образования Любовь Кезина, начальник отдела дополнительного образования и воспитания департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Валентина Березина.

Однако, в первую очередь, специалистов в области образования интересовал образ современного классного руководителя. Тем более что каждый, кто учился в советской системе, имеет личный опыт, по большей части положительный. Накануне заседания актриса Вера Алентова напомнила об основной проблеме классного руководства в начальных классов: "Это колоссальный стресс для ребенка - переход из домашних условий в школьную среду. В младших классах учитель должен быть максимально добр. Он должен напоминать добрую няню, при этом это может быть и строгая няня, но обязательно находящаяся на стороне ребенка, на страже его интересов".

Со своей стороны г-н Плигин постарался дать развернутую и объективную характеристику школьным наставникам: "Классный руководитель - это дирижер, который призван обеспечить единство в многоголосии, окружающем ребенка. Ребенок находится сегодня в центре внимания огромного количества взрослых - учителей, родителей. Каждый взрослый - сложившаяся личность, у каждого своя собственная философия, своя мораль, своя педагогическая этика. Ребенок иногда оказывается в противоречивом комплексе таких влияний и испытывает напряжение, как воз в знаменитой басне "Лебедь, рак и щука", и классный руководитель должен увидеть и понять весь комплекс влияний на ребенка, создать вокруг маленького человека единство, в котором каждое педагогическое воздействие будет рассматриваться в контексте всего комплекса взаимодействий. Он должен сосредоточиться на своей непосредственной задаче - помочь ребенку осознать себя, реализоваться, определиться, найти собственное "Я" и скорректировать возникающие в жизни сложности. Это очень большая работа, требующая много времени и приложения многих сил".

Коллеги, давайте попробуем вместе составить портрет такого классного руководителя, какого бы мы хотели видеть у своих детей (даже если они уже завершили свое школьное образование smile.gif ).
Можно подключить к этому детей своих домашних и классных...
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 15.08.2006, 23:06) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Игоревич, а вот совершенно противоположное сообщение:
"В то же время Исаак Калина выразил признательность за то, что наконец-то в стране "нашлась воля и нашелся ресурс поддержать классных руководителей, как организаторов педагогического воздействия всего коллектива, на ребенка и его семью". Руководитель Департамента государственной политики в сфере образования выразил понимание, что деньги за такую работу платят далеко не огромные, "но достаточно заметные на настоящем уровне зарплат". Он заверил, что до тех пор, пока не будет введена новая система оплата труда в субъектах федерации, выплата этих денег "будет продолжаться". Больше того, они будут учитываться в новой системе оплаты труда."


Марина, это не противоположное, это как раз именно то, что и в моей цитате написано птичим языком чиновника. Классное руководство рассматиривается ими как "догрузка" учителя в ставке и отдается на усмотрение директора. Понятно, что он такой, традиционный вариант и выберет, 99, 99%. С финасами не шутят.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+