Личный кабинет

Как вырастить дерево познания в вишневом саду?

Мотивация и новые техники преподавания на уроке
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Дорогие коллеги!

Хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями на заявленную тему. Буду благодарна всем, кто откликнется на мое сообщение (см. прикрепленный к тексту письма файл)





[attachment=1111:attachment]
Марина ( Пользователь )
(ЕлИл @ 26.06.2006, 19:23) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие коллеги!

Хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями на заявленную тему. Буду благодарна всем, кто откликнется на мое сообщение (см. прикрепленный к тексту письма файл)

Уважаемая Елена! Не просто скачала, но и сразу прочитала предложенный вами файл. С пристрастием - сама учитель литературы. И первое: можно поподробнее о самой технологии? Пожалуйста.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 26.06.2006, 22:50) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Елена! Не просто скачала, но и сразу прочитала предложенный вами файл. С пристрастием - сама учитель литературы. И первое: можно поподробнее о самой технологии? Пожалуйста.



Конечно, Марина, можно. И спасибо Вам за проявленный интерес.


Материал, который Вы прочитали,- это фрагмент курса по лит-ре и языку (на материале русской "классики" (от Пушкина до Бродского, Пастернака, Евтушенко и др)), расчитанный на старшеклассников и абитуриентов.


Предполагается, что занимаясь по моим материалам, человек

-получит панорамное представление о литературно-художественной жизни России 19 века и современности и

-научится технике порождения текста (грамотно и изящно транслировать свои мысли и контролировать процесс собственного письма) и сможет научить этому других.

Формально он заявлен как курс подготовки к экзаменационному сочинениню. На деле же создается «на стыке» наук –когнитивистики, анализа текста, литературоведения, психологии творчества, риторики, стилистики и проч. (то есть речь идет не просто о написании добротного сочинения, миниатюры, эссе о том же «Саде» или возможности устно хорошо высказаться на эту тему, но, главная «фишка» курса- научить генерировать идеи в экстремальной обстановке и облекать их в добротную упаковку.

Курс планируется в 2-х версиях: книжной и Интернет-версии. Книга и Интернет призваны дополнить друг друга (в Интернете будет интерактивный тренинг, feedback (анализ-отклик ) и мультимедиа, а книга-свод результатов, которые можно перечитывать сколько хочешь раз, и с ней же в классе может работать учитель). Сейчас рукопись готовится к печати: в ней использованы, как Вы, наверно, заметили, материалы "пост продакш" (чьи-то, уже хорошо себя зарекомендовавшие, авторитетные тексты, но по собственной методике, это уже мое авторское).


Итак, о методике. Методом проб и ошибок в течение многих лет я составляла перечень трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе с текстом, и внесла их в свою «базу данных». На уроках каждого модуля ученик проходит все этапы работы от «А» до «Я»: от анализа формулировки темы до редактирования текста (без излишнего теоретизирования, только задания). Конечно же, сюда включен анализ текста самого произведения, причем подробный, чтобы писать о произведении можно было со знанием дела+ «сверх» материал, «изюминка», что отличит работу каждого ученика от работ «конкурентов». Так, в «Саде» это постановки Эфроса, Хейфеца, интервью А.Демидовой, Т.Дорониной, Миронова, размышления Радзинского, музыка Шопена, интервью известных художников-декораторов, фрагменты постановок Штайна, Брука, Волчек, Някрошюса и проч, и проч.-все это призвано обрушиться на ученика и "взять в плен".

Ход работы предполагается такой: перед учеником - книжка с заданиями-пошаговым алгоритмом действий и анализом ошибкоопасных мест. При желании он подключается еще и к Сети, где смотрит видеофрагменты и проходит через интерактивный тренинг, там же получает автоматический анализ ошибок и оценку (учитель уже не должен следить за дисциплиной и тратить время на проверку текущих работ). Учителю остается большое «пространство для маневров»: после того, как черновая работа каждого урока проделается учеником самостоятельно, можно уже выходить на разговор о «высоком».

Прилагаю к письму перечень уроков.

С уважением,
Е.И.
прикрепленный файл восстановлен 23.07.06 с "нуля".
Марина ( Пользователь )
(ЕлИл @ 27.06.2006, 00:08) <{POST_SNAPBACK}>
Конечно, Марина, можно. И спасибо Вам за проявленный интерес.
Итак, материал, который Вы прочитали,- это фрагмент курса по лит-ре и языку (на материале русской "классики" (от Пушкина до Бродского, Пастернака, Евтушенко и др), расчитанный на старшеклассников и абитуриентов.
Предполагается, что занимаясь по моим материалам, человек

-получит панорамное представление о литературно-художественной жизни России 19 века и современности и

-научится технике порождения текста (грамотно и изящно транслировать свои мысли и контролировать процесс собственного письма) и сможет научить этому других.

Формально он заявлен как курс подготовки к экзаменационному сочинениню. На деле же создается «на стыке» наук –когнитивистики, анализа текста, литературоведения, психологии творчества, риторики, стилистики и проч. (то есть речь идет не просто о написании добротного сочинения, миниатюры, эссе о том же «Саде» или возможности устно хорошо высказаться на эту тему, но, главная «фишка» курса- научить генерировать идеи в экстремальной обстановке и облекать их в добротную упаковку.

Курс планируется в 2-х версиях: книжной и Интернет-версии. Книга и Интернет призваны дополнить друг друга (в Интернете будет интерактивный тренинг, feedback (анализ-отклик ) и мультимедиа, а книга-свод результатов, которые можно перечитывать сколько хочешь раз, и с ней же в классе может работать учитель). Сейчас рукопись готовится к печати: в ней использованы, как Вы, наверно, заметили, материалы "пост продакш" (чьи-то, уже хорошо себя зарекомендовавшие, авторитетные тексты, но по собственной методике, это уже мое авторское).
Итак, о методике. Методом проб и ошибок в течение многих лет я составляла перечень трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе с текстом, и внесла их в свою «базу данных». На уроках каждого модуля ученик проходит все этапы работы от «А» до «Я»: от анализа формулировки темы до редактирования текста (без излишнего теоретизирования, только задания). Конечно же, сюда включен анализ текста самого произведения, причем подробный, чтобы писать о произведении можно было со знанием дела+ «сверх» материал, «изюминка», что отличит работу каждого ученика от работ «конкурентов». Так, в «Саде» это постановки Эфроса, Хейфеца, интервью А.Демидовой, Т.Дорониной, Миронова, размышления Радзинского, музыка Шопена, интервью известных художников-декораторов, фрагменты постановок Штайна, Брука, Волчек, Някрошюса и проч, и проч.-все это призвано обрушиться на ученика и "взять в плен".

Ход работы предполагается такой: перед учеником - книжка с заданиями-пошаговым алгоритмом действий и анализом ошибкоопасных мест. При желании он подключается еще и к Сети, где смотрит видеофрагменты и проходит через интерактивный тренинг, там же получает автоматический анализ ошибок и оценку (учитель уже не должен следить за дисциплиной и тратить время на проверку текущих работ). Учителю остается большое «пространство для маневров»: после того, как черновая работа каждого урока проделается учеником самостоятельно, можно уже выходить на разговор о «высоком».

Прилагаю к письму пречень уроков.
С уважением,
Е.И.

Елена Ильинична, спасибо за материал! Ночью просмотрела футбол, сейчас убегаю на курсы по информатике, вечером отвечу вам. Хорошо? Всего доброго.
Марина ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 27.06.2006, 07:09) <{POST_SNAPBACK}>
Елена Ильинична, спасибо за материал! Ночью просмотрела футбол, сейчас убегаю на курсы по информатике, вечером отвечу вам. Хорошо? Всего доброго.

Елена Ильинична! У меня несколько штрихов в связи с вашей работой. Знаете, а мне очень нравится тема «Образ сада » в пьесе. И вот почему. Этот сад- как и человек: рождается, живет, старится и умирает. И в нем, как в каждом из нас, - отражение многих жизней. У него свои прекрасные и горькие мгновения жизни. И ОН не живет отдельно от нас. И ЕГО жизнь тесно переплетена с жизнью нашей. Жизнь – это отношения, это взаимоотношения…
И фраза «Вся Россия – наш сад» очень проста и сложна одновременно. Это мы посадили этот сад – это мы «вырастили» свою Россию. Вы понимаете, что за словом МЫ гораздо больше, чем местоимение первого лица множественного числа. Образ сада – через прошлое, настоящее, будущее России… Прошлое, настоящее, будущее…Современное Чехову – это одно, современное сегодняшним моим ученикам – это другое. Есть ли между ними что-то общее? И зачем нам видеть, находить это общее? Вот об этом я тоже говорю со своими учениками.
Немного сумбурно. Но это потому, что не хочется бросить разговор, а времени маловато – перед отпуском много мелкого незавершенного.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 27.06.2006, 23:35) <{POST_SNAPBACK}>
Елена Ильинична! У меня несколько штрихов в связи с вашей работой. Знаете, а мне очень нравится тема «Образ сада » в пьесе. И вот почему. Этот сад- как и человек: рождается, живет, старится и умирает. И в нем, как в каждом из нас, - отражение многих жизней. У него свои прекрасные и горькие мгновения жизни. И ОН не живет отдельно от нас. И ЕГО жизнь тесно переплетена с жизнью нашей. Жизнь – это отношения, это взаимоотношения…
И фраза «Вся Россия – наш сад» очень проста и сложна одновременно. Это мы посадили этот сад – это мы «вырастили» свою Россию. Вы понимаете, что за словом МЫ гораздо больше, чем местоимение первого лица множественного числа. Образ сада – через прошлое, настоящее, будущее России… Прошлое, настоящее, будущее…Современное Чехову – это одно, современное сегодняшним моим ученикам – это другое. Есть ли между ними что-то общее? И зачем нам видеть, находить это общее? Вот об этом я тоже говорю со своими учениками.
Немного сумбурно. Но это потому, что не хочется бросить разговор, а времени маловато – перед отпуском много мелкого незавершенного.



Абсолютно согласна, Марина, с началом Вашего письма и, скажем так, не совсем согласна со второй его частью. Вы, конечно, понимаете, что "отречение" мое от темы "Образ сада" не что иное как полемический выпад против трафаретно мыслящих учителей, которым все равно, что бы дети ни говорили, как бы ни рассуждали, а "официальный" вывод урока у таких учителей от этого никогда зависеть не будет. А не нравилась бы мне самой тема "образ сада", разве стала бы я ею заниматься (ей одной отведен урок с 20 заданиями)?

В нашем диалоге я бы сместила акценты, для меня важно как раз не то, что "вся Россия - наш сад", а ПОЧЕМУ "вся Россия - наш сад": почему, например, известный западный постановщик сказал, что только у русских в душе сохранился сад и что никакие другие артисты так пьесу сыграть не могут (что значит " в душе сохранился сад "?)

А то, что современно для Чехова, абсолютно однозначно современно для нас, даже во внешнем своем проявлении: вспомните нашумевшую историю разрушения небезызвестной столичной гостинницы, застройку исторической части Москвы, наступление "новых русских" на общественные земли..., возвращение бывших хозяев в Прибалтике в свои старые особняки, в которых уже успело вырасти несколько поколений других жильцов (ту же историю Вии Артмане, оказавшейся бездомной на старости лет), все проблемы приватизаций и проч, и проч.

Да вот только Сад этот оброс такими коннотациями, которые Чехову, к счастью, и не снились: Г.Волчек сделала в американской студенческой постановке Лопахиным черного актера, и теперь представьте реакцию посткуклуксклановской сытой американской публики в зале, в лицо которой чернокожим Лопахиным было брошено:"Я купил. Я. Вишневый сад теперь мой" (теперь , мол, я хозяин там, куда "вы меня не пускали дальше передней"). Тема расизма. Каково?! Мертвая тишина в зале стояла. Я так думаю, публика "похолодела".

А Бродский, тема дома, "волны" эмиграции.

Я даю в качестве творческого теста одно любопытное, как мне кажется, задание: показываю фрагмент военного фильма, где умирает раненый боец на руках санитарки. Над ним склоняются тяжелые ветки цветущие белые, шмели жужжат, он говорит : "Боже, как не хочется умирать. Медку бы сейчас" (потом он будет прикрывать отход остальных) "Кругом война, а саду хоть бы что, цветет, как ни в чем ни бывало".. Дети должны найти смысловые переклички с репликой одного из актеров пьесы (Вы помните, это говорит Раневская, у сада мол, своя жизнь, не связанная с нашими радостями и печалями)

Ну и еще, коли речь зашла о фильмах. Фрагмент песни из фильма, где Штирлицу вот- вот надо снова возвращаться в город, он в молоденьком лесочке, где тишина и нет никакой войны, и песня "Где-то далеко идут грибные дожди, в маленьком саду, прямо у реки, поспели вишни, наклонясь до земли. Здесь какая тема? Ностальгия русского по родной земле, до которой "доплыть бы" .

Как несколько цинично заметил Сванидзе в своей передаче о Чехове :"Чехов вовремя умер, многое не увидел" Увы, что правда, то правда.


Ну, и кстати, почему сад вишневый, а не яблоневый. Бунин -то страшно возмущался по этому поводу.

С уважением,

Елена
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Здравствуйте, Елена!

Прочитала Вашу статью и о она, конечно же, не может не вызывать вопросов! ( поясню на всякий случай, что для меня это признак содержательности текста).
В частности, такого... Ваша методика направлена, как я ее поняла, конечно, на то, чтобы в работе с текстом разбудить мысль и воображение ученика, научить его различать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать... формулировать свои мысли.. Для достижения этой цели Вы предлагаете систему заданий и упражнений:

Ход работы предполагается такой: перед учеником - книжка с заданиями-пошаговым алгоритмом действий и анализом ошибкоопасных мест.

Самое первое и простое, простите, я рассуждаю как учитель-практик, касается мотива подключения учащегося к работе, вопроса, как и почему он начинает выполнять заданный кем-то (учителем, методистом, разработчиком) пошаговый алгоритм?
В методике французких мастерских есть понятие "принятие задания" учеником от мастера. Это на практике означает, что приоритет в мастерской - всегда за внутренним мотивом ученика, а не внешними по отношению к нему "целями урока".
Меня интересует следующий вопрос: как решаются Вами вопросы САМОопределения ученика, вернее, возможность этого САМОопределения? Есть ли место рефлексии на уроке/в системе уроков и какими средствами она организуется?
Или предложенное Вами ближе к технологии урока и такими вопросами задаваться не стоит?
Тогда попутно, если уже не слишком много вопросов, различаете ли Вы для себя методику, технологию, технику ведения урока?

Итак, о методике. Методом проб и ошибок в течение многих лет я составляла перечень трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе с текстом, и внесла их в свою «базу данных».

Уважемая Елена, совершенно с Вами согласна в той части, что понимание, анализ и учет (при составлении заданий) затруднений, с которыми сталкивается современный учащийся, - это и есть большАя часть работы учителя, если он хочет не просто учить, а достигать результата.
Не могли бы Вы привести, хотя бы кратко, список тех затруднений учащихся, от которых Вы отталкивались?
главная «фишка» курса- научить генерировать идеи в экстремальной обстановке и облекать их в добротную упаковку.

А не будет ли такой способ "развития креативности" противоречить идеям "воспитания текстом" - воспитания духовности, или эти цели не ставятся/ не приоритетны? Извините, если я этого не увидела, в кратком описании методики этого можно и не увидеть, согласитесь.

в котором все о Чехове мы приведем к общему знаменателю
сведем в единое целое
для нас наступит момент истины


Может быть, у Вас есть опыт достижения этого "момента истины" на уроке по Вашей технологии? Поясню немного свой вопрос: во "французских мастерских", опять же, есть понятие "инсайта", но там его "наступление" никак не заявлено и ничем не гарантировано - может будет, а может и нет, при этом, инсайт всегда переживается лично. Интересно было бы хотя бы краткое описание опыта. Когда вы пишете "для нас наступит момент истины", Вы кого имеете в виду под словом "нас"? Учеников, класс, всех присутствующих на уроке? Или это чисто риторический прием?

Спасибо заранее за ответы, извините, что вопросов много!

P.S. Соотнесение предложенного Вами и того, что я лично сумела понять и почерпнуть из файла и нескольких комментариев, с методикой "французских мастерских" связано с тем, что я изучала этот опыт, пробовала немного в школе, в работе как с учениками, так и с учителями. Сравнение и различение - элементы анализа, поэтому к ним и прибегла..
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Здравствуйте, Людмила!

Постараюсь в меру возможностей прокомментировать Ваши замечания и ответить на вопросы.

(Ljudmilla @ 28.06.2006, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
1. Прочитала Вашу статью и о она, конечно же, не может не вызывать вопросов! ( поясню на всякий случай, что для меня это признак содержательности текста).
В частности, такого... Ваша методика направлена, как я ее поняла, конечно, на то, чтобы в работе с текстом разбудить мысль и воображение ученика, научить его различать, сравнивать, проводить аналогии, обобщать... формулировать свои мысли.. Для достижения этой цели Вы предлагаете систему заданий и упражнений:

-да, совершенно правильно, цели-обучить определенным когнитивным операциям и влюбить человека в русскую литературу. Обе цели ПЕРВИЧНЫ. Первая из названных деклариуется ученикам, вторая- нет.
(Ljudmilla @ 28.06.2006, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
2. Самое первое и простое, простите, я рассуждаю как учитель-практик, касается мотива подключения учащегося к работе, вопроса, как и почему он начинает выполнять заданный кем-то (учителем, методистом, разработчиком) пошаговый алгоритм?
В методике французких мастерских есть понятие "принятие задания" учеником от мастера. Это на практике означает, что приоритет в мастерской - всегда за внутренним мотивом ученика, а не внешними по отношению к нему "целями урока".
Меня интересует следующий вопрос: как решаются Вами вопросы САМОопределения ученика, вернее, возможность этого САМОопределения? Есть ли место рефлексии на уроке/в системе уроков и какими средствами она организуется?
Или предложенное Вами ближе к технологии урока и такими вопросами задаваться не стоит?
Тогда попутно, если уже не слишком много вопросов, различаете ли Вы для себя методику, технологию, технику ведения урока?

-здесь два варианта, сталкивалась с обоими. Один -работа на подготовительных университетских курсах, мотивация первичная-сдача экзамена, к которой добавлялись мои полуправды-полушутки, на которые всегда аудитория «попадалась». Второй- аудитория «с пустыми глазами». О мотивационных приемах на «живом» уроке рассказано в докладе.

Что касается дистанционного ученика, он должен «подвергнуться более мощному воздействию» (кстати, и дети в школе часть времени могут побыть перед компьютером , тогда проблема мотивации у учителя отпадет сама собой, ее возьмет на себя экранная презентация). Если это всерьез заинтересует, тогда вышлю Вам посмотреть CD.

"Принятие задания" французами – одна из мотивационных техник, похожая на «якорение на интерес» (их миллион и одна, прочитать можно в работах по нейролингвистическому программированию, там очень этим делом увлекаются). Прислушиваться к внутренним мотивам ученика- дело хорошее, но практически малопригодное, если Вы работаете с группой (это больше из сферы деятельности бэбиситора). А у Вас есть программы, от Вас ожидается результат «на выходе», ученикам Вашим сдавать массу экзаменов жестких и судьбоносных. Им не до внутренних мотивов-нам ученика надо научить уметь адаптироваться к условиям, которые диктуются системой, тогда он в жизни будет успешен. Не сравнивайтесь , пожалуйста, с французами: я проработала несколько лет в итальянском университете (а до этого в русском, а до этого в русской гимназии) : у итальянцев схожие с французами системы образования и проблемы и, поверьте, наши подростки на несколько голов выше, а те со своим свободным самоопределением по 7 лет учатся в университете, поступая туда без отборочных туров, потом бродят без работы, и кончается все беспорядками в Париже. Все мы личности и творческие, а умеем мало что. А как измерить творчество, в каких процентах, кто мне докажет, что он творчески работает, а вот тот нет? Знакомы ли Вы с идеями Р.Ганье ?(тоже, кстати, француз, но американский, зато основоположник и корифей, за ним научная школа стоит ). Вот там с когнитивистикой все четко. И творчество есть. А как Вам концепция латерального мышления, одно к одному с упомянутыми французами, но заодно и отличная техника тренировок этому (даю ссылку на замечательный курс МГУ : Рыжов В.А., Рыжов Р.В. Разработка управленческих решений в нестандартных ситуациях: с/к .МГУ им.М.В.Ломоносова,-http://vladimir.socio.msu.ru/2_MIG/part_1.htm )

Что касается методик и технологий, я занимаюсь instructional design (в русском переводе это «педагогический дизайн», русский термин менее удачен, но книжка о нем хорощая есть русская «Интернет обучение. Технологии педагогического дизайна», в соавторах Полат, Вы с ней знакомы)
(Ljudmilla @ 28.06.2006, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
3. Уважемая Елена, совершенно с Вами согласна в той части, что понимание, анализ и учет (при составлении заданий) затруднений, с которыми сталкивается современный учащийся, - это и есть большАя часть работы учителя, если он хочет не просто учить, а достигать результата.
Не могли бы Вы привести, хотя бы кратко, список тех затруднений учащихся, от которых Вы отталкивались?

-если учитель хочет достигать результата, он предугадывает, прогнозирует те сложности технического порядка, которые «обескрыливают» ученика и из-за невозможности преодолеть которые без посторонней помощи он теряет веру в себя, раздражается и отторгает себя эмоционально от предмета. Если ему дать возможность лекго и радостно освоить «азы», он будет готов к творчеству, если нет- он будет потерян как ученик. Вот первые по списку:
-неумение определять границы темы,
-неумение видеть различия в схожих и смежных темах (отсюда сочинения не по теме и подмены тем),
неумение отсекать ненужное от главного,
-неумение коллажировать тексты (проще говоря, делать парафразы и компиляции)
-боязнь чистого листа (незнание, как начать текст)
-неразличение функциональных особенностей введения и заключения текста
-неумение работать с аргументацией и находить ее и т.д.
(Ljudmilla @ 28.06.2006, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
4. А не будет ли такой способ "развития креативности" противоречить идеям "воспитания текстом" - воспитания духовности, или эти цели не ставятся/ не приоритетны? Извините, если я этого не увидела, в кратком описании методики этого можно и не увидеть, согласитесь.

-никто не любит, чтобы его воспитывали, и идеи воспитания я сознательно нигде не декларирую. Нравственный момент заложен в самом рабочем «материале», в принципах его отбора. Литература настоящая- это всегда рефлексия. Это нечто само собой разумеюшееся, но без деклараций.
(Ljudmilla @ 28.06.2006, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
5. Может быть, у Вас есть опыт достижения этого "момента истины" на уроке по Вашей технологии? Поясню немного свой вопрос: во "французских мастерских", опять же, есть понятие "инсайта", но там его "наступление" никак не заявлено и ничем не гарантировано - может будет, а может и нет, при этом, инсайт всегда переживается лично. Интересно было бы хотя бы краткое описание опыта. Когда вы пишете "для нас наступит момент истины", Вы кого имеете в виду под словом "нас"? Учеников, класс, всех присутствующих на уроке? Или это чисто риторический прием?

-"момент истины"-это как раз один из мотивационных «капканов» (и он, как видно, сработал, отсюда и Ваша ирония) . Здесь речь идет не об инсайте (по моему глубокому убеждению, он ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть в каждом компьютерном уроке по литературе (на это тратятся большие деньги и труд разработчика, к учителю будем милосерднее, у него в день урока может просто болеть голова)).
На самом деле не понравившийся Вам урок призван вселить уверенность в то, что у человека нет резона паниковать на экзамене : у него есть достаточная «сырьевая» база и технология работы с ней.

Опыт достижения «момента истины» выглядит так: перед учеником список возможных тем (штук 20, остальные, как правило, «перепевают» друг друга). Он должен их проанализировать (сопоставить схожие, смежные, различные, определить их границы и задать генерирующий идею специальный вопрос). Если с этим он справляется, остальное –«дело техники» («начала» и «концы» текста, аргументация, структурирование, грамотность, стиль, редактирование и проч). Главное- застегивая камзол, не ошибиться в первой пуговице. Это и есть итог- человек уверенно берет в руки тему и сознательно начинает с ней работать. А учитель проверяет готовый текст и выносит вердикт.

Мы с учеником вместе проходим путь от А до Я, успех моего ученика- мой успех, отсюда МЫ.

С уважением,
Елена
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Постараюсь в меру возможностей прокомментировать Ваши замечания и ответить на вопросы.


Елена, огромное спасибо за Ваш развернутый ответ!
Проделанную Вами работу невозможно не оценить, изложенные даже в кратком приведенном описании подходы говорят о серьезности намерений и ответственности Вас как методиста, который продумал и собрал все это в пошаговый алгоритм урока. Технологии работы с текстом, вроде и есть, и описаны в спецлитературе, но в реальной, живой практике школы их, видимо, мало или не соблюдаются... Не это ли основная причина удручающего уровня тех самых школьных сочинений? Поэтому совершенно понятно, что они, технологии, нужны, да разные! Да еще обязательно - присвоенные учителем!

Я сразу объяснюсь, что я не филолог, не специалист по работе с литературными текстами. Но, заметьте, работа с текстом становится основным видом учебной работы на любом предмете, не только на литературе, особенно с современным "сдвигом" в сторону компьютерных и дистантных форм обучения. Поэтому и интересуюсь, поэтому и спрашиваю о затруднениях учащихся, которые Вам удалось пронаблюдать и систематизировать. Если ученик испытывает их в процессе изложения своих мыслей на уроке литературы, то, согласитесь, у него и на других "предметах" те же самые затруднения возникнут. Но беда в том, что по моим собственным наблюдениям этой специфической работе с чужим текстом (уж не говоря о "своем", как у Вас - "порождаемом") никто на этих, других предметах, просто не учит... и уж целей урока таких-то точно не ставит! А, по-моему, надо! Только как, когда (на каких этапах обучения предмету), в каких формах этому учить?

Вот отсюда мои вопросы... из того опыта, что как только упоминаешь учителям о необходимости такой, очень специальной, работы с текстом на любом предмете, то в ответ "недоумение" и получаешь. От мягких форм от историков-географов : "а мы этим только и занимаемся", до возможного "возмущенного" ответа коллег-математиков: "какой-такой еще текст, нам своих "задач и упражнений" хватает..."

Но ведь и у тех, и у других, и у третих на уроках ТЕКСТЫ -ТЕКСТЫ-ТЕКСТЫ. А приемов работы с ним - раз-два и обчелся: прочитать параграф, ответить на вопросы... вершина "технологии" - составить вопросы к тексту.
Вот и хочется разобраться, как, что, за чем и зачем?
-"момент истины"-это как раз один из мотивационных «капканов» (и он, как видно, сработал, отсюда и Ваша ирония) .

Все для меня очень серьезно, по крайней мере, в том, ч то касается обучения. Я теперь работаю, в основном, с учителями, и они от меня иногда ждут ответов на те вопросы, которые мне самой неизвестны.
Я по роду своей работы "втягиваю" учителя в эксперимент (без него и связанных с ним рисков никакой педтехнологией просто овладеть невозможно) и мне самой нужно знать, чем и как можно подстраховаться, что сработает, что нет... Риски не мои... потому и вопросы, которые я задала в своем комментарии, они возникают из желания разобраться, где границы применимости технологий, то есть, где любая универсальная педтехнология переходит уже в насилие, которое вызовет неизбежную агрессию учеников... Готовым надо быть ко всему...

Здесь речь идет не об инсайте (по моему глубокому убеждению, он ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть в каждом компьютерном уроке по литературе .


Вот это мне действительно очень интересно, как это происходит, за счет чего, поверьте, не до иронии, ищем все средства "достучаться" до ученика, если компьютер может помочь в этом - я буду только рада узнать сама и своих "литераторов" с этим знакомить или "втаскивать", как получится...

Спасибо еще раз за ответы!
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 28.06.2006, 19:10) <{POST_SNAPBACK}>
Вот это мне действительно очень интересно, как это происходит, за счет чего, поверьте, не до иронии, ищем все средства "достучаться" до ученика, если компьютер может помочь в этом - я буду только рада узнать сама и своих "литераторов" с этим знакомить или "втаскивать", как получится...

Спасибо еще раз за ответы!



Здравствуйте, Людмила!

Давайте сделаем так: я высылаю Вам demo-диск, Вы его смотрите с предметниками и высказываете все замечания и пожелания, так как у меня еще есть время их учесть перед официальной публикацией в Интернете (хотя там материал будет видоизменен по техническим причинам). В диске нет тренинга, тк он сделан в Power Point.

Цель его-убедить учителей-филологов в том, что литература и компьютер-"две вещи совместные" и что подчас комьютер имеет мотивирующую силу бОльшую, чем учитель (если он, конечно, не Станиславский).

Только мне нужен будет адрес почтовый Вашего Лицея (можно личным письмом)

С уважением,
Елена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+