Личный кабинет

Новая философия образования

Юрий Веселовский ( Пользователь )
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.И.Веселовский

Тезисы: В настоящее время граждане Российской Федерации переживают революцию образа жизни. Меняется система приоритетов в оценке целей и результатов учебного и образовательного процесса. Поэтому, необходимо уточнение цели и ценностных оснований образования. Основу современной философии образования составляет раздел аксиология образования. Сейчас в обществе и соответственно в обучении присутствует в основном прагматический подход, определяющий значимость знания только его практическими, материальными, количественными показателями. Однако, тем не менее, в настоящее время стала реально обозначаться ценностная ориентация общества на качественные показатели жизни: здоровье, семья, обладание свободным временем, наличие возможностей для занятий содержательным творческим трудом, получение в качестве вознаграждения за свой труд не только денег, но уважения и признания. Использование положений теории ценностей в современной философии образования, по нашему мнению, будет способствовать более глубокому сопряжению целей обучения с потребностями общества XXI века.

Основная часть:
«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
Что такое хорошо
и что такое плохо?»
В. В. Маяковский (1925 г.)
В дискуссиях по педагогике за последние 15 лет было высказано немало критических замечаний о структуре и принципах деятельности отечественного образования. Совершенно правильно считает П. Г. Щедровицкий, что за этими разговорами стоит не только реальная и профессиональная оценка собственно образовательных услуг и педагогических технологий, сколько изменение идеологии и ценностных ориентиров, происходящих в обществе в целом.
В настоящее время граждане Российской Федерации переживают революцию образа жизни. Меняется система приоритетов в оценке целей и результатов учебного и образовательного процесса. На рынке образовательных услуг и услуг по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации кадров появилось большое число зарубежных фирм. Студенты и даже старшие школьники стремятся получить образование за границей.
В связи с этим весьма актуальной становится проблема модернизации образования (< фр. moderne – новейший, современный), которая предполагает своей целью сделать образование современным, изменить его соответственно требованиям современности, вводя различные усовершенствования.
Такой стратегический процесс, на наш взгляд, необходимо начать с уточнения цели и ценностных оснований образования, являющихся основными направлениями в современной философии образования.
Цель образования, по мнению отечественного педагога и философа С. И. Гессена, состоит в овладении человеком системой культурных ценностей. Из этой цели вытекают конкретные нравственные, правовые, научные, искусствоведческие, хозяйственные и религиозные задачи. Решение поставленных задач С. И. Гессен связывал с личностью учителя, профессионально занимающегося в соответствующей области философских дисциплин: этике, философии права, логике, эстетике, философии хозяйства и философии религии. Он писал: «Никакая педагогическая подготовка, как ни важна она для осознания и правильной постановки педагогической работы, не может, поэтому заменить недостатков чисто научной, художественной и хозяйственной подготовки преподавателя научных, художественных и хозяйственных предметов. Приобщить другого к науке, искусству, хозяйству и религии может только тот, кто сам приобщился к ним, и живет полной жизнью на этих путях культурного творчества» (1, с.373).
Появление философии образования как научного направления, имеющего самостоятельный объект и предмет исследования на Западе со 2-й половины ХХ века, было вызвано недостаточной практической эффективностью прежних подходов к решению проблем обучения и воспитания детей и молодежи. С начала 90-х годов ХХ века в Российской Федерации важными импульсами для развития философии образования стали идеи гуманитаризации образования, гуманизации системы обучения; возникновение негосударственных учебных заведений, рейтинговой оценки успеваемости, тестовых систем в контроле знаний.
На наш взгляд, основу современной философии образования составляет раздел аксиология образования. Аксиология (гр. axios – ценный) – философское учение о ценностях. Она ставит вопросы о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом и личностью. Смысл самого термина «ценность» указывает на особое значение для человека или общества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Ценности выполняют функцию перспективных жизненных стратегических целей и главных мотивов жизнедеятельности.
В середине ХХ века, по хорошо аргументированному мнению С. Лескова, культ «высоких технологий» («хай-тек»), построенный на точном физическом знании и связанный с окончанием войны, способствовал быстрому развитию таких наук как физика, химия, транспорт, энергетика, космос, здравоохранение, сельское хозяйство. Но, к сожалению, этот культ стал очередным мифом нескольких десятилетий. Высокие технологии превратились в эквивалент прогресса, между ними был поставлен знак равенства. Как и любой миф он стал самообманом и привел в тупик. Технологии стали создаваться ради технологий. А какова в таком случае роль человека и человеческого общества?
Все процессы, связанные с личностным проявлением человека в обществе, как писал немецкий социолог М. Вебер, можно считать осмысленными только лишь с учетом системы ценностей, т.е. с учетом положительных или отрицательных определений объектов окружающего мира.
По мнению другого немецкого философа и социолога М. Шелера, все ценности структурированы в иерархию, в которой ценности более высокого ранга, эпистемиологические, направленные на познание истины, по отношению к нижестоящим, материальным ценностям, обладают такими качествами как большая долговечность, неделимость и более глубокое удовлетворение.
К сожалению, сейчас в обществе и соответственно в обучении присутствует в основном прагматический подход, определяющий значимость знания только его практическими, материальными, количественными показателями.
Однако, тем не менее, в настоящее время стала реально обозначаться ценностная ориентация общества на качественные показатели жизни: здоровье, семья, обладание свободным временем, наличие возможностей для занятий содержательным творческим трудом, получение в качестве вознаграждения за свой труд не только денег, но уважения и признания. На Западе считается, что это технологии будущего - «хай-хьюм». В центре их внимания – человек.
Поставив в основу образования такую современную ценностную ориентацию общества, необходимо, на наш взгляд, внести следующие изменения в образовательный процесс:
1. Включить понятие «Ценность» в группу философских категорий понятийно-терминологической системы образования.
2. Скорректировать содержание программ различных учебных предметов гуманитарного и особенно естественнонаучного (физика, химия, биология) циклов с обязательным введением раздела «Ценностная характеристика», в котором должна идти речь о значении науки на всех ступенях иерархической лестницы ценностей, а не только на начальной, материальной ступени.
Использование положений теории ценностей в современной философии образования, по нашему мнению, будет способствовать более глубокому сопряжению целей обучения с потребностями общества XXI века.

Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995.- 448 с.
2. Лесков С. Смена караула в алюминиевом дворце //Известия, 1999. 25 сентября.
3. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. – 154 с.

[attachment=67:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+