Личный кабинет

Я иду на ИТО-2015

тезисы 1
Александр Горячев ( Пользователь )
Уважаемые коллеги, сначала немного сведений о предстоящей конференции.
В этом году состоится юбилейная 25-я конференция ИТО. Юбилей нашей конференции совпал с юбилеем информатики в школе (30 лет). Организаторы конференции не могли обойти стороной эти события. Поэтому значительная часть мероприятий (пленарных докладов, мастер-классов, семинаров, круглых столов) будут посвящены истории и будущему информатизации образования нашей страны. Планируется участие тех, кто стоял у истоков информатизации образования. Не обойдётся и без сюрпризов.
Конференция традиционно пройдёт в осенние школьные каникулы 6-7 ноября 2015 года
Москва, Ленинские горы, 2-ой учебный корпус МГУ, Факультет ВМиК, Северный подъезд

Я собираюсь выступить на секции "Информатика в общем образовании".
Решил выложить тезисы одного из своих предполагаемых выступлений на Педсовете.
Было бы интересно услышать от доброжелательных коллег какие-то соображения по теме.
-------------------
О ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТЕПЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВЕТВЕЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Успешный старт школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» в 80-х годах прошлого столетия создал надежную основу для дальнейшего развития идей нового учебного предмета. В содержании предмета выделены инварианты, ставшие ключевыми понятиями, такие как: «Информация», «Информационный процесс», «Информационная модель», «Алгоритм», «Информационная система». Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) носит компетентностный подход, при котором особое внимание уделяется результатам образования, причём результат образования рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. И в метапредметных, и в предметных результатах наряду с системой понятий упоминаются умения, действия и способности их применения в различных ситуациях.
Новый ФГОС дает повод для внимательного рассмотрения не только понятийных, но и деятельностных, и компетентностных инвариантов в содержании и практике преподавания информатики на этапе своего становления, когда для использования компьютеров в решении задач из различных сфер деятельности необходимо было создавать программы на одном из языков программирования. Программировали и разработчики программного обеспечения, и пользователи. Например, разработчики писали программы для систем управления базами данных, а пользователи писали программы, обращающиеся к этим базам данных. Актуальный лозунг тех лет «Программирование – вторая грамотность» ориентировал школу на подготовку не только будущих разработчиков, но и будущих квалифицированных пользователей. Мы полагаем, что, несмотря на кардинальное изменение инструментов пользователей при работе с компьютером, в курсе информатики должна быть сохранена ориентация на освоение способов действий как разработчиков, так и квалифицированных пользователей. Важно подчеркнуть, что это существенно различающиеся способы действий.
В ФГОС сделаны некоторые шаги по разделению освоения способов действий разработчиков и квалифицированных пользователей. К умениям квалифицированных пользователей можно отнести умения, упоминаемые при описании метапредметного результата – ИКТ-компетентности. Формирование этих метапредметных умений предполагается на уроках по разным учебным дисциплинам, а именно, при использовании средств ИКТ в качестве инструмента в учебной деятельности. На наш взгляд это хорошо, но недостаточно. Хотелось бы видеть в школе возможность системного и последовательного освоения средств ИКТ в качестве инструмента в различных действиях, в том числе в универсальных учебных действиях и в действиях, характерных для разных профилей (например, согласно ФГОС, это естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический и технологический профили).
Многие учителя могут подтвердить наблюдаемую картину, при которой кому-то из учеников не хватает программирования, а кто-то изнемогает от него. Причём часто измученными программированием оказываются вполне сообразительные ученики, проявляющие способности в гуманитарных дисциплинах. Мы полагаем, что таким ученикам на уроках информатики не хватает именно освоения способов действий квалифицированных пользователей. С другой стороны, нам справедливо возражают, что заранее трудно предугадать, в ком из учеников вдруг проснется интерес к освоению способов действий разработчиков.
Мы видим возможное решение этой проблемы в осмысленном разделении класса на подгруппы при изучении информатики, как это часто делают учителя иностранных языков, также имеющие дело с подгруппами. Рабочие программы в осмысленно составленных подгруппах могут постепенно расходиться, на содержание этих рабочих программ могут оказывать влияние потребности региона, школы, групп учеников и их родителей в освоении способов действий разработчиков средств ИКТ и квалифицированных пользователей. Постепенность расхождения рабочих программ позволит ученикам по мере уточнения своих потребностей и возможностей решать вопросы перехода в другую подгруппу. Чем раньше, тем с меньшими усилиями.
Конечно, учителя должны быть обеспечены необходимым методическим материалом для самостоятельного конструирования необходимых им рабочих программ. Для реализации предлагаемой модели можно либо использовать учебники информатики с модульной структурой, либо дополнять учебник различными учебными пособиями, исходя из специфики рабочей программы каждой из подгрупп.
Дмитрий Изергин ( Пользователь )
Вроде все сбалансировано.. по крайней мере , резкого отторжения как некоторые предыдущие ваши материалы не вызывает.. Но, если говорить о пожеланиях - то, на мой взгляд, была бы интересна конкретика... Например.. разработана и исследована модель, на основе которой возможный читатель (преподаватель) мог бы точнее выбрать стратегию преподавания в СВОЕЙ практике и облегчить переход от общей "гребенки"... особенно это касается молодых (начинающих) преподавателей.
Александр Горячев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Изергин, 23.09.2015, 14:13) <{POST_SNAPBACK}>
... если говорить о пожеланиях - то, на мой взгляд, была бы интересна конкретика...Например.. разработана и исследована модель, на основе которой возможный читатель (преподаватель) мог бы точнее выбрать стратегию преподавания в СВОЕЙ практике и облегчить переход от общей "гребенки"...


Выработана модель - это сильно, можно попробовать для начала привести какой-нибудь пример.
Этот пример сложен из блоков как из кубиков. Поэтому в нём постоянная кратность 8 часам (для взаимозаменяемости модулей).
Заранее извините, это не более, чем пример. Он не универсален, но представьте, что кто-то из учителей мог бы себе составить такой набор.

ПРИМЕР 7-9 классы 3х36 часов = 108 часов

1 подгруппа
7 класс 36 часов
4 - Вводные уроки (Стандартные)
16 - Создание документов и печатных изданий (текстовый редактор, например Word)
16 - Создание мультимедийной продукции (Photoshop, Windows Movie Maker).

8 класс 36 часов
8 - Принятие решений 8 (электронные таблицы)
16 - Выступление с компьютерным сопровождением (создание презентаций)
8 - Поиск информации (текстовый редактор, локальный или глобальный поисковик)
4 - Жизненные задачи и проекты по темам 4

9 класс 36 часов
8 - Моделирование (электронные таблицы)
8 - Хранение и обработка больших объемов данных (базы данных)
16 - Создание электронных изданий (сайтостроение)
4 - Жизненные задачи и проекты по темам

2 группа
7 класс 36 часов
4 – Вводные уроки (Стандартные)
16 - Создание документов и печатных изданий (текстовый редактор, например Word)
16 - Алгоритмизация и программирование (PascalABC)

8 класс 36 часов
8 - Принятие решений 8 (электронные таблицы)
16 - Выступление с компьютерным сопровождением (создание презентаций)
8 - Алгоритмизация и программирование (PascalABC)
4 - Жизненные задачи и проекты по темам 4

9 класс 36 часов
8 - Моделирование (электронные таблицы)
16 - Хранение и обработка больших объемов данных (базы данных)
8 - Алгоритмизация и программирование (PascalABC)
4 - Жизненные задачи и проекты по темам

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+