Личный кабинет

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Анатолий Никифоров ( Пользователь )
РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
А.А. Рыжкова: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»:

Проблема раздельного обучения от классич. Древности до XVIII века
В последнее время разрабатываются новые системы обучения и воспитания. Одной из таких педагогических систем является система раздельного обучения мальчиков и девочек. В последние годы количество школ с раздельным обучением неуклонно растет по всему миру. История совместного и раздельного обучения уходит корнями в социально-политическое, культурное и экономическое развитие общества.
При первобытно-общинном строе уже учили детей. С ранних лет приучали их жить по тем правилам, которые были приняты в той или иной общине. Когда проходило раннее детство, мальчики познавали искусство охоты, рыболовства и ведения войны, а девочки учились прясть и ткать, шить одежду, готовить пищу.
Но перейдем непосредственно к моменту появления школ. В Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование,
У спартанцев воспитание было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства. До 7 лет ребенок воспитывался дома под руководством матери, в семье создавали такую обстановку, чтобы уберечь ребенка от трусливости и изнеженности. С 7-летнего возраста мальчики уже воспитывались за счет государства в особых, для всех одинаковых, заведениях. По своему содержанию воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Его целью было закаливание, подготовка тела и духа для войны, для военного господства. Женское воспитание по духу ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили с гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В ведении домашнего хозяйства они были несведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь.
Другим государством в Греции, с иными идеалами жизни и воспитания были Афины. Школы в Афинах появились около VII века до н.э. С 7 лет мальчики посещали школу «грамматиста», начального учителя, где учились читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. По мере укрепления организма мальчики 12-14 лет начинали заниматься гимнастикой в палестре, а после ее окончания более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии. На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности.
Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Женщина была прикована к гинекею (женская половина дома в задней его части), она редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было крайне ограниченное: не все умели читать, писать, петь и играть на лире или кифаре, но усердно учились всем женским рукоделиям: прясть, шить, вязать и т.д.
В Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины. Начальное образование дети небогатых граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя.
Таким образом, в древнем языческом мире человек не имел большого значения сам по себе, как существо разумное, способное к нравственному самосовершенствованию, а только служил средством для других, практических целей – интересов касты, сословия, государства. Вот почему языческая древность, в общем, пренебрежительно смотрела и на детей, и на женщин.
Христианство утвердило ценность человеческой личности самой по себе, ценность человека не только как члена и средства государства, но и как образ и подобие Божие.
При монастырях существовали монастырские школы, при церквах – приходские школы, которые готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей. Воспитывались здесь исключительно мальчики.
Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями», необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена.
Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.
Еще в Х столетии население европейских городов начало быстро расти благодаря успехам в ремеслах и торговле. Первые городские школы появились в Милане, Флоренции, а затем во Франции и в Германии.
С XV столетия учреждаются подобные школы для девочек.
Начиная с XIV века в общественной и духовной жизни Европы происходят крупные перемены: вместо идеала римско-церковного полновластия формируется другой идеал – идеал свободной самостоятельной жизни и индивида, и государства.
В эпоху Возрождения главной ценностью признавался человек как личность. Особое место в системе школьного образования данного времени занимали традиционные учебные заведения для дворянства – дворцовые школы. Одной из таких школ была школа Витторино да Фельтре. Целью его педагогической деятельности являлось формирование гуманистической личности. Поэтому очень важно, считал В. да Фельтре, выявить природные наклонности воспитанника и следовать им. Из этого принципа вытекает его строго индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Педагогическим новшеством данной школы стало совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек[1].

Для представления педагогического наследия XVII века обратимся к Яну Амосу Коменскому, которому принадлежит более полное и систематическое изучение новых педагогических идей.
Коменский жил в переходную эпоху от Средневековья к Новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще и горели костры, на которых сжигали еретиков. Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.
По его мнению, образование нужно и мальчикам, и девочкам, богатым и бедным, способным и глупым. «Все люди, которые только родились, - произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т.е. разумными существами… Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол… нужно было бы совершенно устранить от научных занятий. Женщины также образ Божий… одинаково они одарены (часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим мудрость умом» [2, c. 112-113].

Идеология французской буржуазии нашла свое наиболее яркое выражение в трудах философов-просветителей, взгляды которых не были одинаковыми. Но все они выступали против деспотизма и против сословных привилегий, в том числе и в образовании, один из них – Жан-Жак Руссо. Нормативная модель воспитания юноши и девушки, описанная в его романе «Эмиль, или О воспитании», представляет собой первую наиболее завершенную концепцию воспитания полов в истории педагогики.
Руссо провозглашает основополагающими и природой обусловленными следующие принципы:
- естественных различий и неравенства полов в физическом, интеллектуальном и моральном аспектах;
- естественного порядка подчинения женщины мужчине;
- противопоставление женщины и мужчины как двух принципиально различных человеческих видов [4], и делает вывод: «Если доказано, что мужчина и женщина не являются и не должны являться одинаково организованными ни по характеру, ни по темпераменту, отсюда следует, что они не должны получать и одинакового воспитания» [3, c. 440].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данный период времени образование только начинало свое формирование и главным объектом этого процесса были мальчики. Женскому образованию уделялось незначительное внимание и, в основном, оно было сосредоточено на ведении домашнего хозяйства. Первые опыты совместного обучения мальчиков и девочек коснулись небогатых слоев населения. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя.
http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=co...4&Itemid=64

По ту сторону
Департамент образования США меняет законодательство Америки в отношении раздельного обучения.
В Америке за последние восемь лет количество школ с раздельным обучением мальчиков и девочек возросло более чем в 50 раз: с четырех до двухсот с лишним учебных заведений.
В Англии дети, посещающие государственные школы, учатся вместе. А в большинстве дорогих и престижных частных учебных заведений практикуют раздельное обучение. И что в итоге? Среди школ, признанных лучшими по исследованиям уровня успеваемости детей, 70 % составляют учебные заведения с раздельным обучением. Эти выводы подтвердили и австралийские ученые, которые в течение шести лет наблюдали за оценками около 270 тысяч школьников. Оказалось, что оценки мальчиков, обучавшихся отдельно от девочек, на 15–22 % выше, чем у мальчиков из смешанных классов. Значит, здесь действительно есть о чем поговорить.
http://www.uaua.info/obucheniye/vneshkolno...usyi-i-minusyi/

Начальное образование мальчиков и девочек в россии: гендерный подход, Дипломная работа «Шуйский государственный педагогический университет» кафедра педагогики и психологии». Баранова Ел. Анат, студ. 6 курса.
Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия христианства, так как именно с этого времени начинаются фундаментальные изменения всех сторон жизни Древней Руси, в том числе и воспитания.

Гендер: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие из этих различий обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе»

Кроме того, тот факт, что по статистике в России на каждую тысячу заключенных браков приходится почти 500 разводов, многие специалисты связывают со смешением женских и мужских ролей в обществе, а это обстоятельство в частности относят к влиянию совместного воспитания мальчиков и девочек на их половую идентичность. Поэтому в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание. Суть его –

С другой стороны основной задачей обучения, отвечающей требованиям времени, современная педагогика считает воспитание гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся. Особое же внимание в настоящее время уделяется индивидуализации обучения и воспитания с учетом психофизиологических и личностных особенностей учащихся...
http://www.bestreferat.ru/referat-136305.html

Так надо ли вспоминать это забытое старое - для государственной системы обрзования?
Зачем ему образованные по полной программе мальчики?
Не лучше оставлять их послушливыми детьми до седых волос?
А еще лучше массово привязаать их к безделью и пиву....
Михаил Градов ( Пользователь )
Не знаю, Анатолий, на мой взгляд прежде чем заводить речь о том КАК, нам стоит серьёзно подумать о том ЧЕМУ обучать.

То, о чём они вещают:

" Особое же внимание в настоящее время уделяется индивидуализации обучения и воспитания с учетом психофизиологических и личностных особенностей учащихся... "

- не это ли путь к дальнейшей атомизации общества. И как ими представляется на практике "индивидуализация обучения" со всеми сопутствующими, в то время как происходит Оптимизация образования
Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Учимся правильно: чем опасно для детей раздельное образование.

Более шестисот российских школ в настоящее время практикуют раздельное обучение для мальчиков и девочек. Плюсы такой методики давно известны – это и высокий уровень дисциплины, и отличная успеваемость, и большой процент поступивших в вузы выпускников. Впрочем, есть у данной системы и существенные минусы..."

http://letidor.ru/article/uchimsya-praviln..._campaign=brain

Согласен с автором статьи.
Валерий Ганузин ( Пользователь )
Более шестисот российских школ в настоящее время практикуют раздельное обучение для мальчиков и девочек. Плюсы такой методики давно известны – это и высокий уровень дисциплины, и отличная успеваемость, и большой процент поступивших в вузы выпускников. Впрочем, есть у данной системы и существенные минусы..."

http://letidor.ru/article/uchimsya-praviln..._campaign=brain

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+