Личный кабинет

“Хорошо для ребенка?”

Зачем дошкольному образованию стандарт? На что ориентировано дошкольное образование: на потребности ребенка,заказ родителей, подготовку к школе или…? Как оценивать успешность дошкольного образования?
Редактор Педсовет.org ( Пользователь )
Уважаемые участники!
Мы начинаем дебаты!
Вопросы для обсуждения следующие:
  • Зачем дошкольному образованию стандарт?
  • На что ориентировано дошкольное образование: на потребности ребенка,заказ родителей, подготовку к школе или…?
  • Как оценивать успешность дошкольного образования?


Рекомендуем ознакомиться с материалами Введения и мнениями Экспертов.
Надежда Виноградова ( Пользователь )
Здравствуйте! Рады всех приветствовать!

Попробую обобщить от лица всех организаторов свои впечатления по теме.
В настоящее время в системе образования происходит смена нормативно-правой базы. Вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Это значит, что оно, как и все другие уровни образования, должно отвечать определенным требованиям (стандартизации): иметь ФГОС ДО, примерные основные общеобразовательные программы, которые по результатам экспертизы включаются в реестр примерных программ, а затем на основе выбора примерной программы составляется образовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации.
Во все времена такая нормативно правовая база была стабилизирующим фактором и ориентиром в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в соответствии с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от 22.08.1996 г., № 448). Они заменяли собой стандарты и оценивали не результаты развития ребенка, а методы и содержание работы с ним. Поэтому использовались при аттестации педагогических работников и аккредитации ДОУ.
Предполагалось, что данные требования будут действовать до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим во второй половине 2000 г. Минобразованием РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 309 «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования», был организован конкурс по разработке стандартов дошкольного образования.
Многие регионы включились в эту работу и ее выполнили, но до принятия этого документа дело не дошло. Промежуточным и недолговечным оказался и следующий документ - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655), которые вступили в силу 16.03.2010 г. Как тяжело этот документ принимали практиками, сколько было всего сделано по его внедрению, сколько ресурсов затрачено как материальных, так и моральных! И тем не менее, ситуация несколько стабилизировалась.
И снова практики в недоумении, сначала ФГТ, а теперь ФГОС ДО. Безусловно, ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, направленных на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования, сохранение единого образовательного пространства, - явление позитивное. Однако, этот документ предполагает достаточную четкость и однозначность формулировок, он должен быть понятным практикам.
В пункте 1.2. дается определение понятию «образовательная область», где образовательная область является направлением развития и образования детей. А в ФГТ были направления. Возникает вопрос: а в чем смысл этой замены? В этом же пункте не раскрыто понятие «примерная основная образовательная программа».
Пункт 2.5, где дается содержание образовательной программы, перечислены образовательные области, которые являются направлениями, они несколько конкретизированы, но удивляет, почему одна из самых главных областей – физическое развитие - удостоилось только 5-го места. Для дошкольников это основное и во все времена было очень важным. Да, и в определении задач, которые решает стандарт, задача охраны и укрепления физического и психического здоровья, в том числе, их эмоционального благополучия стоит на первом месте. Содержание, которое заложено в социально- коммуникативной области, не в полной мере отвечает названию. Можно было бы социально- нравственное или оставить как в ФГТ – социально-личностное. Задачи коммуникации решаются всеми пятью областями. Получается, что они – стержневые для образовательного процесса.
Больше всего неопределенностей в части описания результатов.
Каким образом будем гарантировать качество и результаты усвоения программы? В пункте 3.2.3 разрешается проводить оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Следует отметить, что это не совсем корректно, так как диагностика и мониторинг, по выражению А.Н. Майорова, имеют существенные отличия. В то же время, в разделе 4 требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров и не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга). В этом разделе необходима четкость. Документ нуждается в некоторой доработке, но радует, что читая его, чувствуешь ребенка.
Правда, перестаешь ощущать образовательный процесс как целостность. Задаешься вопросом: а образовательный (педагогический) процесс в ДОО существует? В ФГОС ДО такого понятия нет, а есть образовательная деятельность.
Павел М ( Пользователь )
А что, разве интересы ребёнка всерьёз, а не на словах, учитываются????
Юлия Кодачигова ( Пользователь )
Цитата (Надежда Виноградова, 10.10.2013, 11:00) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте! Рады всех приветствовать!


Прокомментируйте пожалуйста, почему в "Законе об образовании", дошкольное образование это от2 месяцев до 7 лет. А в действительности с начало учебного года из дошкольных образовательных организаций исчезли ясельные группы. Надо это рассматривать как нарушение прав ребенка на получение образования или нарушение "Закона об образовании". Смена нормативно - правовой базы это плюс ребенку или минус семье?
Татьяна Ле-ван ( Пользователь )
Уважаемый Павел!
Отвечая на Ваш вопрос об интересах ребенка...
Педагоги дошкольной ступени, выбравшие эту профессию не просто так, при любой "власти" (будь то ФГТ, ФГОС или что-то еще) будут учитывать интересы детей. И не будут понимать по-человечески технологизацию образования. Просто здесь очень большое значение играет "человеческий фактор".
Наталья Рыжова ( Пользователь )
Дошкольное образование, конечно же, должно быть, прежде всего, ориентировано на ребенка, неслучайно мы говорим «детский сад». Но интересы ребенка при этом представляют родители, а, значит, дошкольные учреждения во многом выполняют именно их заказ. К сожалению, многие родители не очень понимают самоценность детства, и считают, например, что игра – это несерьезно. Серьезно – когда их малыш чуть ли не с 2 лет учит в детском саду английский язык и буквы. Я не против этого, но все должно быть в меру, дошкольное детство не должно превращаться в подготовку к школе. У нас почему-то детские сады нередко (на практике) «подгоняют» под образец школы. А мне кажется, что, наоборот, обучение в начальной школе «приблизить» по форме к детскому саду.
Не стоит забывать, что есть еще и заказ государства, общества. Потому что с самого раннего возраста мы воспитываем будущего гражданина, даже, может быть, не всегда это осознавая. С этой точки зрения меня удивляет, что в наших документах совсем нет упоминания об образовании для устойчивого развития, которому сейчас так много внимания уделяется во всем мире. Именно его идеи лежат в основе многих образовательных документов, программ для детей младшего возраста. Оно охватывает самые разные области развития общества. Сейчас в России очень успешно реализуется проект по образованию для устойчивого развития, многие дошкольные учреждения в нем участвуют. Но в официальных документах, повторяю, упоминания об образовании для устойчивого развития нет. Нет упоминания и об экологическом образовании, которое есть во многих наших образовательных программах. Сегодня экологическое образование – одно из приоритетных направлений дошкольного образования во всем мире, потому что оно во многом определяет систему ценностей человека, а, значит, его будущее поведение. И у нас экологическое образование развивается очень хорошо на уровне детских садов, поэтому странно видеть, что в официальных документах мы его не находим. Я по этому поводу уже получила много вопросов от педагогов и руководителей.
Подведем итог: дошкольное образование учитывает разные интересы взрослых, но главное – не забывать об интересах ребенка. Определить, хорошо ли ему в детском саду, очень просто – либо он сам бежит в детский сад, либо прячется дома под стол, чтобы его не нашли и не увели туда насильно.

Павел М ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Ле-ван, 10.10.2013, 11:30) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Павел!
Отвечая на Ваш вопрос об интересах ребенка...
Педагоги дошкольной ступени, выбравшие эту профессию не просто так, при любой "власти" (будь то ФГТ, ФГОС или что-то еще) будут учитывать интересы детей. И не будут понимать по-человечески технологизацию образования. Просто здесь очень большое значение играет "человеческий фактор".


Исходя из Вашего ответа, единственный правильный путь - это найти способ учитывать человеческий фактор. Но его учитывать тоже можно лишь с помощью этого же фактора, Так судьи кто?
Наталья Рыжова ( Пользователь )
Что можно стандартизировать? По отношению к самому ребенку – ничего. Стандарты – это ориентиры для взрослых, которые создают для ребенка в детском саду условия для его всестороннего развития.
Я очень рада, что теперь нет традиционного тестирования детей. Я всегда говорила о том, что многие аспекты развития ребенка оценить сложно. И оценивать нужно не по каким-то изначально заданным «средним» параметрам, а именно по отношению к данному ребенку. Вот это он вчера не мог сделать, а сегодня сделал. Это его достижение. И не важно, что он этому научился позже, чем Иванов-Петров-Сидоров. Важно, что именно у него все получилось. Например, мне всегда сложно было ответить на вопрос о тестировании по моей программе «Наш дом – природа», так как определенные критерии я с самого начала разработала именно для оценки результативности работы педагогов, а не знаний детей. А мне всегда говорили: а вот к нам придет комиссия и будет требовать результаты тестирования каждого ребенка. Причем тестирование шло именно по уровню знаний, которые вообще мало что значат, если речь идет об экологическом образовании. Конечно, есть определенные методики, которые позволяют педагогу понять, эффективна ли его работа, каков уровень развития ребенка, но все эти методики не должны быть обязательными. Не секрет, что многие формы по тестированию заполнялись педагогами так, чтобы показать для контролирующих организаций высокий результат. А если нет хорошего результата, значит, педагог плохо работает. Так что я очень рада, что изменилось отношение к оценке результатов развития детей. Каждый ребенок индивидуален.
Наталья Микляева ( Пользователь )
Цитата (Павел М, 10.10.2013, 11:11) <{POST_SNAPBACK}>
А что, разве интересы ребёнка всерьёз, а не на словах, учитываются????

Если вы такие вопросы задаете - значит, такие возможности есть. Учитываются, когда осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. Например, в рамках предметно-средовой и проектной модели организации образовательного процесса.
Павел М ( Пользователь )
Цитата (Наталья Микляева, 10.10.2013, 11:43) <{POST_SNAPBACK}>
Если вы такие вопросы задаете - значит, такие возможности есть. Учитываются, когда осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям. Например, в рамках предметно-средовой и проектной модели организации образовательного процесса.


Предметно-средовая организация процесса в идеале требует среды, сконструированной специально под ДОУ - не в типовом понимании (барак в 2 этажа), а с учётом эсететико-психологических факторов. Много знаете таких ДОУ?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+