Личный кабинет

Формирование УУД как одно из условий реализации ФГОС 2 поколения

Формирование УУД как одно из условий реализации ФГОС 2 поколения
Оксана Цирипиди ( Пользователь )
У человека должно быть такое образование, которое позволит ему
обеспечить достойную жизнь и свободное развитие
Статья 7 Конституции
Российской Федерации
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., доктора пед..наук, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ и реализуется во всех школах с 1 сентября 2011 года.
По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.
Разработка новых стандартов идёт поэтапно и началась, естественно, с начальной школы. Проект государственного стандарта второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов. Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно.
Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи,
государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается прежде всего как совокупность требований:
к структуре образовательных программ (чему и как учить),
требования к результатам образования (чему научить),
а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер. Функция учителя изменилась полностью, он лишь сопровождает ребенка, нацеливает, направляет.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Приоритеты Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения – это формирование УУД.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «универсальные учебные действия» (УУД):
 В широком значении термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного опыта.
В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять
• поиск и использование необходимых средств и способов достижения целей;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД:
• Личностные
• Познавательные
• Коммуникативные
• Регулятивные
Личностные
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-этическое оценивание
Познавательные
• Общеучебные
• Логические
• Постановка и решение проблем
Регулятивные
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Волевая саморегуляция
Коммуникативные
• Планирование учебного сотрудничества
• Постановка вопроса
• Построение речевых высказываний
Лидерство и согласование действий с партнёром

С сентября 2012 года во вторых классах началось обучение иностранному языку
по новым стандартам.
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления
о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа.
В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:
•сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника;
-расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
•будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать
имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
•сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.


Методическое обеспечение:
• «Программа по английскому языку» (Начальная школа 4е изд. перераб. М:Просвещение,2011 под редакцией А.М.Кондратова, Л.П.Кезина)
• УМК «Счастливый английский. ру» Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.

Планируемые результаты начального образования:
• сформированность опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
• воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Олег Чернухин ( Пользователь )
1. Стандарты - это требования. Требования, выполнение которых обеспечит достижение какого-то определенного результата. Вот этим результатом и будет формирование УУД. Не УУД нужны, чтобы требования выполнить, а требования нужно выполнить, чтобы сформировать УУД. УУД - не условие, а результат. "Условие" и "результат" - разные понятия. Не "результат" нужен, чтобы "условия" соблюсти, а "условия" нужно соблюдать, чтобы  достичь "результата".

2. Про "ФГОС 2 поколения" - таких (для общеобразовательных учреждений) пока еще нет. "Образовательные стандарты 2 поколения" - есть, "ФГОС" - тоже есть, а "ФГОС 2 поколения" - пока еще нет. У первых стандартов не было статуса федеральных.

ПОЖАЛУЙСТА, ИЗМЕНИТЕ НАЗВАНИЕ этой "ветки" форума
Валерий Чернухин ( Пользователь )
???
Людмила Емельянова ( Пользователь )
Впервые начала работать в начальной школе и веду кружок . На основании собственного опыта могу сказать, что дети мотивированы и проявляют интерес. Работа с такими детьми приносит радость. Они с удовольствием посещают мой кружок. Дети 1 класса уже рассуждают, анализируют и самостоятельно делают выводы. В феврале впервые выступали на научной конференции "Юный исследователь".
Гульнур Валеева ( Пользователь )
В этом году я работаю во 2 классе по внедрению ФГОС в НОО.
Главная цель моей педагогической деятельности это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель - группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Олег Чернухин ( Пользователь )
Жаль, что автор этой линии форума столь быстро потерял интерес к своему детищу. Любой форум или блог - это площадка для дискуссии. Дискуссия же будет тогда, когда есть расхождения во мнениях. Не просуществует долго ни блог ни форум, если все только будут только восторгаться (автором или друг другом). А, вот, не соглашаться с мнением оппонента и спорить можно до бесконечности :)) ...  Соответственно, надо быть к этому готовым.

Немного рассуждений про названия (статей, программ, веток форума): недавно прочитал педагогический проект с названием "Одаренные дети как средство достижения нового качества образования". Для автора, судя по названию проекта, дети стали средством. Вот, мол, будут у нас ученики поодаренней, и качество станет таким каким надобно... Хочется же думать, что все обстоит по-другому: развитие одаренности детей - это достойная цель работы (учителя, учреждения). Если же судить по названию, то дети - это средство для получения зарплаты, а их одаренность - средство достижения надбавок к зарплате из стимулирующего фонда. Тогда такие названия, в том числе и название настоящей ветки форума, вполне оправданы, поскольку искренни. Но,тогда и предмет обсуждения становится другим. Поэтому, в своем первом комментарии, я и попросил автора сменить тему. Или я не прав?
Светлана Борисенко ( Пользователь )
В прошедшем году у начала работать по внедрению ФГОС с первоклашками.На основании собственного опыта могу сказать, что работа с детьми приносила радость. Учитель начальных классов начинает формировать способность к саморазвитию. Ребята на уроках рассуждали, анализировали и самостоятельно старались делать выводы.Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, исследовательская деятельность. Первоклашки учатся делать маленькие открытия. Коммуникативные навыки получают в парной, групповой работе. В рамках регионального семинара "ФГОС общего образования - инструмент инновационного развития школы" провела мастер - класс " Исследовательская деятельность в 1 классе".
Наталья Филиппова ( Пользователь )
1. Если конечной целью формирования учебной деятельности является становление школь-ника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказы-ваются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, то необходимо обязательно приучать ребенка к выполнению учебных заданий.
2. Формирование творческого потенциала школьников достигается целенаправленным изменением меры кон¬кретного и общего в овладении ими практическими и по-знавательными действиями, т.е. выполнением учебных заданий
3. Учебные задания школьников является весьма важной составной частью процесса обуче-ния и выступают одной из существенных форм его организации.
4. Учебные задания являются непременным условием разностороннего развития учащихся.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (Наталья Филиппова, 11.11.2013, 13:24) <{POST_SNAPBACK}>
1. Если конечной целью формирования учебной деятельности является становление школь-ника
оказы-ваются
кон¬кретного
по-знавательными
обуче-ния


Как надоело это копирование. Свои то мысли можете выразить на бумаге?

И почему это не только к третьему классу, а уже и к концу первого класса у ребят стойкое отвращение к обучению?

Цитата (Светлана Борисенко, 04.09.2013, 22:06) <{POST_SNAPBACK}>
Первоклашки учатся делать маленькие открытия. Коммуникативные навыки получают в парной, групповой работе. В рамках регионального семинара "ФГОС общего образования - инструмент инновационного развития школы" провела мастер - класс " Исследовательская деятельность в 1 классе".

Все слова, слова, слова. Переписанные из книжек. Примеры то привести можете? Свои, не цитаты? Почему у нас в обычной школе все не так?
Екатерина Куликова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги, учителя начальных классов, я приглашаю Вас принять участие в оценке и обсуждении авторского надпредметного курса "Учусь действовать", разработанного на 2 года обучения.в 1 и 2 классах.



УУД - это и результат и условие. Как круговорот. Чтобы обеспечить качество знаниям, надо применить "качественное" УУД - это условие. Но чтобы УУД применить правильно и в нужном месте, его надо ещё и сформировать - это результат.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+