Личный кабинет

Закон сохранения

Нет-нет, никаких формул! Я буду говорить о классном руководстве
Марина Мулина ( Пользователь )
Нет-нет, никаких формул! Только в самом общем виде!
Закон сохранения гласит: «Если где-то прибыло, значит – где-то убыло!».
Я буду говорить о классном руководстве (мне это близко, так как много лет я руковожу методическим объединением классных руководителей в своей школе).
Если ты хороший предметник, сам любишь предмет и хочешь увлечь им детей, то ты априори не успеваешь быть хорошим классным руководителем – просто не успеваешь! Равно это может быть, если ты хороший классный, …потому что есть Закон сохранения.
Но, допустим, что получается успевать все! Тогда, точно страдает семья: для нее не остается ни сил ни времени. Просто потому что «если где-то прибыло, значит – где-то убыло!»…
Можно, конечно, взять себя в руки и очень постараться… Но тогда уж точно страдает твое здоровье!
Это многолетнее наблюдение. И это всего лишь Закон сохранения!
Предвижу возражения, что человек не закрытая система, и ресурс можно получать из вне. Конечно, можно… если бы в сутках не было всего 24 часа, или нагрузка не была бы 18 и выше,…или если бы в школе были освобожденные классные воспитатели с психологическим образованием и функционалом, включающим посещение уроков своих детей, общение с родителями, разрешение конфликтов, сопровождение культурного и социального взросления учеников. На что и уповаю!
PYM ( Пользователь )
Цитата (Марина Мулина, 24.02.2013, 08:41) <{POST_SNAPBACK}>
Я буду говорить о классном руководстве


Я зануда и потому позанудствую.

Классный руководитель, исходя из лексического значения, это человек, руководящий классом. Само понятие "класс" можно воспринимать двояко - как административная единица деления школы и как коллектив.

Если классрук руководит административной единицей - то Б-га ради, но на за счёт НПФ: в таком виде он ни родителям, ни ученикам не нужен.

Если же он руководит коллективом, то
а) класс далеко не всегда коллектив
б)если класс коллектив, то почему не сам коллектив определяет своего лидера-руководителя, а какой-то дядя или тётя, абсолютно им чужие?
в) и вообще, почему не сам коллектив решает как и по каким принципам он будет самоуправляться?

Так что такое классрук и кому он нужен?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (PYM, 01.03.2013, 22:26) <{POST_SNAPBACK}>
Так что такое классрук и кому он нужен?

Классрук - это бюрократическая единица, необходимая дирекции школы, чтобы было на кого свалить ответственность за класс.
У нас класс начал самоуправляться, когда мы поняли, что классручка не в силах отстаивать наши интересы перед дирекцией школы.
В 10-м класс нам назначили новую руководительницу. Мы ей поверили после того, как она реально пошла на риск защищая наши интересы перед дирекцией школы.
Насколько я помню, мы не доставляли слишком много хлопот новой классной после того, как поняли, что ей можно доверять.

Цитата (Марина Мулина, 24.02.2013, 08:41) <{POST_SNAPBACK}>
Нет-нет, никаких формул! Только в самом общем виде!
Закон сохранения гласит: «Если где-то прибыло, значит – где-то убыло!».
Я буду говорить о классном руководстве (мне это близко, так как много лет я руковожу методическим объединением классных руководителей в своей школе).
Если ты хороший предметник, сам любишь предмет и хочешь увлечь им детей, то ты априори не успеваешь быть хорошим классным руководителем – просто не успеваешь! Равно это может быть, если ты хороший классный, …потому что есть Закон сохранения.
Но, допустим, что получается успевать все! Тогда, точно страдает семья: для нее не остается ни сил ни времени. Просто потому что «если где-то прибыло, значит – где-то убыло!»…
Можно, конечно, взять себя в руки и очень постараться… Но тогда уж точно страдает твое здоровье!
Это многолетнее наблюдение. И это всего лишь Закон сохранения!
Предвижу возражения, что человек не закрытая система, и ресурс можно получать из вне. Конечно, можно… если бы в сутках не было всего 24 часа, или нагрузка не была бы 18 и выше,…или если бы в школе были освобожденные классные воспитатели с психологическим образованием и функционалом, включающим посещение уроков своих детей, общение с родителями, разрешение конфликтов, сопровождение культурного и социального взросления учеников. На что и уповаю!

По поводу "закона сохранения" я воспринял рекомендации от многодетных семейств (Никитиных - по книгам, Дадашёвой - вживую) и Макаренко, который рассматривал всех своих колонистов как большую семью.

Суть рекомендаций в том, что нужно привести коллектив к самоуправлению.
Методики хорошо описаны у Макаренко и Никитиных и частично показаны в фильме "Однажды 20 лет спустя".
Главная задача - откровенно рассказать детям о своих трудностях и выслушать их проблемы и совместно обдумать пути их решения.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 02.03.2013, 05:51) <{POST_SNAPBACK}>
Суть рекомендаций в том, что нужно привести коллектив к самоуправлению.


Кому нужно?
Марина Мулина ( Пользователь )
[quote name='PYM' date='01.03.2013, 22:26' post='276295']
Я зануда и потому позанудствую.

Классный руководитель, исходя из лексического значения, это человек, руководящий классом. Само понятие "класс" можно воспринимать двояко - как административная единица деления школы и как коллектив.


Кстати, Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции (словарь) Совместная деятельность абсолютно не предполагает, что все в коллективе должны любить друг друга :-) Работа в коллективе - оптимальное условие для опыта социального взаимодействия и приобретения индивидуального делового стиля.
Мы можем сколь угодно транслировать и закладывать в своих детей ценности и богатства культуры, базовые и даже продвинутые знания, но если они не смогут ничего с этим ДЕЛАТЬ, то так и будут сидеть распухшие в своем гнезде. Для полета нужен ОПЫТ, ре-пе-те :) Нужен взрослый! Замечательный наш ученый В.Н.Дружинин его четко назвал - "креативный образец" (давайте так назовем классного руководителя, пока не придумали чего-то более интересного :-) ) Нужны общие творческие и социальные проекты (на чем, кстати, построена работа в нашей школе :-) )

Случайно летом мне в руки попал журнал "The Prime Russian Magazine" (номер 4 (13) июль-август 2012, посвященный детству)
Позволю себе отрывок из статьи «Воспитание таланта» Хосе Антонио Марина издательство Corpus:
«Никто не думает в одиночку. В наших головах звучат голоса других людей. Трое ученых особым образом представлены в этой главе. Первый – это Роберт Дж. Стенберг, один из самых авторитетных современных специалистов в области интеллекта. Он был профессором в Йеле, президентом Ассоциации американских психологов и в настоящее время занимает пост декана в университете Тафта. Таким образом, речь идет об одном из «тяжеловесов» современной психологии. (Книга «По ту сторону интеллекта») Он именует successful intelligence – успешный разумом – то, что я называю талантом. Он определяет его как «разум, применяемый для достижения важных целей». Это более широкое понятие, нежели то, которое замеряют тесты на интеллект, т.к. включает в себя также управление эмоциями и также характеризующие деятельность достоинства, как упорство, настойчивость или стойкость перед лицом неудач. Ученый считает, что лица, обладающие этим «базовым талантом», отличаются следующими характеристиками:
1. они не зависят от внешней мотивации, ибо умеют мотивировать себя сами;
2. учатся контролировать свои импульсы;
3. знают, когда нужно проявить настойчивость и когда – сменить цель;
4. умеют извлечь максимальную пользу из своих способностей, то есть хорошо разыгрывают свои карты;
5. воплощают мысль в действие;
6. ставят перед собой конкретные цели;
7. доводят дело до конца;
8. инициативны;
9. не страшатся неудач;
10. не переносят сегодняшние дела на завтра;
11. принимают справедливую критику;
12. никогда не жалуются;
13. независимы;
14. стремятся преодолеть личные трудности;
15. концентрируются на своих целях;
16. не хватаются сразу за несколько дел, но не ограничиваются и минимумом задач;
17. готовы к отсрочке поощрения;
18. умеют одновременно видеть не только деревья, но и лес за ними;
19. обладают разумным уровнем уверенности в себе;
20. умеют сочетать аналитическое, творческое и конкретное мышление."
(Я бы от себя добавила еще умение делать выбор и нести за него ответственность :-) )
Обычно начиная встречу с родителями или с ребятами перед началом проектной работы я раздаю такие небольшие листочки и предлагаю каждому (для себя) отметить имеющиеся у них черты (но, главное, чтобы предъявить им весь список). А он впечатляет, не так ли?

Еще одно замечание. Мне кажется ошибочным заявление о разрыве поколений и самоопределении коллектива. В создании картины мира ребенка во все времена взрослый играл (и будет играть) важнейшую роль. Работа над общими проектами позволяет расширить границы взаимодействия взрослый-ребенок, привнести личностный смысл в деятельность обоих. Для ребенка важно все: манера взрослого выражать свои мысли, умение вести диалог, выслушивать мнение другого, тактично оказывать помощь и поддержку, умение радоваться за другого, деликатно высказывать замечания и критику. Проект дает ребенку возможность владеть (пусть и ограниченно) временем и вниманием педагога в одном «поле проблемы». Формируется детско-взрослая творческая среда школы.

Согласна, что дети могут почувствовать "своего" классного руководителя. У меня лично о-очень много требований к этому ВЗРОСЛОМУ :-) Но он должен быть рядом с ребятами...ведь не каждому везет с родителями, правда, PYM?

P.S.Цитата на обложке того журнала замечательная – Карл Густав Юнг «Вечный РЕБЕНОК в человеке – это неописуемый опыт и божественная прерогатива, нечто неуловимое, что составляет последнюю ценность личности»

Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (PYM, 02.03.2013, 06:00) <{POST_SNAPBACK}>
Кому нужно?

Тому несчастному учителю, который жалуется на отсутствие времени
PYM ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 02.03.2013, 21:15) <{POST_SNAPBACK}>
Тому несчастному учителю, который жалуется на отсутствие времени


Ну это пожалуйста - проблемы ШКОЛЬНОГО (в отличие от МОЕГО) учителя меня не должны волновать...

Цитата (Марина Мулина, 02.03.2013, 16:35) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати, Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции (словарь)


Мне интересно, какая общая цель или концепция есть у учеников случайно набранного класса?

Впрочем - я готтов признать и словарное понятие без оговорок. Я просто не хотел бы, чтобы мои дети учились в таком словарном понятии :-)
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (PYM, 02.03.2013, 22:31) <{POST_SNAPBACK}>
Мне интересно, какая общая цель или концепция есть у учеников случайно набранного класса?

В момент сбора класса (в обычной школе) как правило, никакой
В специализированных школах, как правило, есть цель: "Освоить выбранную специализацию и поступить в профильный ВУЗ для дальнейшего обучения".
В таких школах объединить класс проще, ибо против тех, кто мешает учиться, ополчается весь класс и деликатно (или не очень) требует очистить помещение и не создавать помех.
В обычных же школах формирование общей цели у класса процесс очень сложный.
Однако, возможный.
Просто требует бОльших усилий н стартовом этапе.
PYM ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 03.03.2013, 01:03) <{POST_SNAPBACK}>
В специализированных школах, как правило, есть цель: "Освоить выбранную специализацию и поступить в профильный ВУЗ для дальнейшего обучения".


То есть Вы уверены, что если я в понедельник остановлю ученика специализированной школы и спрошу, какая общая цель у него с одноклассниками, он так мне и ответит: "Освоить выбранную специализацию и поступить в профильный ВУЗ для дальнейшего обучения"?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (PYM, 03.03.2013, 01:19) <{POST_SNAPBACK}>
То есть Вы уверены, что если я в понедельник остановлю ученика специализированной школы и спрошу, какая общая цель у него с одноклассниками, он так мне и ответит: "Освоить выбранную специализацию и поступить в профильный ВУЗ для дальнейшего обучения"?

С большой вероятностью.
В нашей школе так бы ответили многие.
В нашем классе только 2 человека так бы не ответили.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+