Личный кабинет

Выразительное чтение.

АМИ . ( Пользователь )
Под впечатлением не только от просмотра работ, присланных на конкурс "школьной декламации".

Что такое выразительное чтение в школе?
Нужно ли специально этому учить?
Если да - зачем и как?
Андрей Тихов ( Пользователь )
Выразительное = образное...
Учить - собственным примером. На каждом уроке, когда речь идёт о стихах, я читаю их наизусть. То же происходит и с пересказом или чтением прозы. Я не говорю о тонкостях: повышениях и понижениях тона, паузах, изменениях голоса и прочей "мелочи"...)

Утро доброе...)))
АМИ . ( Пользователь )
Ага. Привет. А я как раз об этих "мелочах".
Кстати, с праздником светопреставления завтра.
:))
Пойду-ка схожу заплачу за квартиру.
:)
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (АМИ, 19.12.2012, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Под впечатлением не только от просмотра работ, присланных на конкурс "школьной декламации".

Что такое выразительное чтение в школе?
Нужно ли специально этому учить?
Если да - зачем и как?

Да, учить нужно.
Чтобы прочитать "выразительно", нужно прожить текст. А это - один из смыслов чтения.
Этому нужно учить специально, ибо ещё не встречал тех, кто бы это умел от рождения.

Цитата (Филолух, 20.12.2012, 07:19) <{POST_SNAPBACK}>
Выразительное = образное...
Учить - собственным примером. На каждом уроке, когда речь идёт о стихах, я читаю их наизусть. То же происходит и с пересказом или чтением прозы. Я не говорю о тонкостях: повышениях и понижениях тона, паузах, изменениях голоса и прочей "мелочи"...)

Утро доброе...)))

Точно.
Это один из лучших способов обучения выразительному чтению.
Ирина Яценко ( Пользователь )
Ну раз на собственном примере, то гоните аудио-записи с подробным разбором того, где там образность и прочая "мелочь". А также интересно было бы послушать разные варианты чтения одного и того же текста и посравнивать их. Просто ссылки на актерское чтение не прокатят, потому что подражание без понимания механики - это о-о-очень долгий путь обучения... А АМИ спросил именно про обучение выразительному чтению. То есть должны быть и образцы для "хорошо/плохо", и формализованные приемы, и упражнения, и обратная связь с обучаемым.

Вызываюсь добровольцем, если Вам надо что-нибудь необразно начитать в качестве мяса для критики, потому что я не очень понимаю, что это значит - "читать образно" :)
АМИ . ( Пользователь )
У Васьки с младенчества была вообще отменная память. Бывало, мамка покажет ему левую грудь, пососёт её, почмокает и - заревёт. А после правой - заулыбается так вся. Так же и Васька - сразу, без подготовки.
Бывали, правда, и проколы. Это когда, например, один дядя заблудился и к ним в квартиру впёр, а папа был в командировке.
Когда Васька пришёл в школу, он уже много повидал и поэтому многое умел.
На уроке математики им вторая мама Марьванна показала, как она решает пример. Потом ещё много примеров было, которые она перед ними решала. И всякий раз, когда на контрольной им давали по паре примеров из тех, что прежде решала Марьванна, он совершенно точно всё воспроизводил - вплоть до гвоздиком процарапанного на доске "Петька и Гришка дуры".
Но однажды он закончил школу. Конечно же, на все пятёрки. И пошёл в туалет: живот подвёл. Скучая, вытащил из щели между досками стены справа кусок книжки без названия и прочёл первое слово. Потом второе, третье...
Тут, увы, опыт-то и закончился: этого предложения перед ним ни мама, ни Марьванна, ни Еленсергевна, ни Иванпотапыч никогда до сих не читали.
Так что и говорить, вроде бы, не о чем. М-да...
:)
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 20.12.2012, 08:10) <{POST_SNAPBACK}>
Ну раз на собственном примере, то гоните аудио-записи с подробным разбором того, где там образность и прочая "мелочь". А также интересно было бы послушать разные варианты чтения одного и того же текста и посравнивать их. Просто ссылки на актерское чтение не прокатят, потому что подражание без понимания механики - это о-о-очень долгий путь обучения... А АМИ спросил именно про обучение выразительному чтению. То есть должны быть и образцы для "хорошо/плохо", и формализованные приемы, и упражнения, и обратная связь с обучаемым.

Вызываюсь добровольцем, если Вам надо что-нибудь необразно начитать в качестве мяса для критики, потому что я не очень понимаю, что это значит - "читать образно" :)

Если Вы читая видите перед собой образы и читаете так, чтобы тот, - кому Вы читаете видел те же (или похожие) образы - то вы читаете ОБРАЗНО!
И я и моя жена читали так своим детям. Потом обсуждали, - кто как представил себе природу, героев и сравнивали впечатление.
Как правило основные черты образов совпадали. А вот по деталям были дискуссии.
Меня несколько передёргивает от термина "механика образного чтения", поскольку когда читаешь:
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком", то так и видишь избушку из мультика...
Ирина Яценко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 20.12.2012, 10:32) <{POST_SNAPBACK}>
Если Вы читая видите перед собой образы и читаете так, чтобы тот, - кому Вы читаете видел те же (или похожие) образы - то вы читаете ОБРАЗНО!
И я и моя жена читали так своим детям. Потом обсуждали, - кто как представил себе природу, героев и сравнивали впечатление.
Как правило основные черты образов совпадали. А вот по деталям были дискуссии.

Основные черты образов совпадут, даже если читать совершенно безОбразно, просто используя естественную фразировку. Образы создаются в первую очередь самим текстом. Как бы Вы ни представляли себе березки, если Вы читаете про сосновый бор, слушатели будут представлять себе сосны (если они, конечно, знают, как это дерево выглядит).

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 20.12.2012, 10:32) <{POST_SNAPBACK}>
Меня несколько передёргивает от термина "механика образного чтения", поскольку когда читаешь:
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком", то так и видишь избушку из мультика...

А я не помню этого мультика и не представляю себе тамошнюю избушку. Более того, я и не хочу, читая эти строки, все время представлять одну и ту же избушку из мультика... У любого действия есть механика, лежащая в его основе. Даже у дыхания. Понимание этой механики вовсе необязательно - большинство населения читает и дышит не задумываясь над тем, как они это делают. Кто-то при этом достигает успеха (читает так, что заслушаешься; дышат так, что не болеют...), но здесь же речь идет о школе и обучении. Вот представьте, что Вы с выражением (ОБРАЗНО!) что-то прочитали классу, а потом выходит к доске Вася Пупкин и читает то же самое так, что утопиться хочется (и не потому, что буковок не знает - слова-то он все правильно произносит), но себя не слышит и не контролирует. Учить-то его как? Привязывать его к стулу по три часа в день и крутить пластинки с "театром у микрофона", Юрским, Козаковым, и т.п.? Тоже метод, и он даже часто работает, но...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 20.12.2012, 22:05) <{POST_SNAPBACK}>
Основные черты образов совпадут, даже если читать совершенно безОбразно, просто используя естественную фразировку. Образы создаются в первую очередь самим текстом. Как бы Вы ни представляли себе березки, если Вы читаете про сосновый бор, слушатели будут представлять себе сосны (если они, конечно, знают, как это дерево выглядит).


Видите, сколько здесь "входящих".
Согласно Вашему суждению, человек должен знать, как выглядят сосны, чтобы вообразить себе сосновый бор, читая про сосновый бор.
Наберите в Гугле "сосновый бор" и Вы увидите, что картинки хотя и похожи, но всё-таки различны.
Возникает вопрос.
Может ли автор описать сосновый бор так, чтобы тот, кто никогда не видел соснового бора, представил себе именно тот сосновый бор, который описывает автор?
Сможет ли художник слова в этом превзойти художника кисти?

Цитата (Ирина Яценко, 20.12.2012, 22:05) <{POST_SNAPBACK}>
...Вот представьте, что Вы с выражением (ОБРАЗНО!) что-то прочитали классу, а потом выходит к доске Вася Пупкин и читает тоже самое так, что утопиться хочется (и не потому, что буковок не знает - слова-то он все правильно произносит), но себя не слышит и не контролирует. Учить-то его как? Привязывать его к стулу по три часа в день и крутить пластинки с "театром у микрофона", Юрским, Козаковым, и т.п.? Тоже метод, и он даже часто работает, но...

Поскольку данную картину я многократно наблюдал, то представляю её себе достаточно ярко.
Ученик будет читать текст выразительно тогда, когда имеет какое-то личное отношение к читаемому и уверен, что те, кто его слушают, не засмеют его выразительность.

Здесь мне на память пришёл случай, когда я начал исполнять дома, на своём ф-но "Патетическую" Бетховена в присутствии одноклассников (9-й класс). Почему-то многих пробило на смех при первых аккордах.
Видимо, от моей "избыточной выразительности" :)
Ирина Яценко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 21.12.2012, 07:28) <{POST_SNAPBACK}>
Согласно Вашему суждению, человек должен знать, как выглядят сосны, чтобы вообразить себе сосновый бор, читая про сосновый бор.

Мы неизбежно воображаем себе что-то, читая тексты. Например, воображаем ананасы, растущие на пальмах как кокосы. Воображаемое может несколько несоответствовать действительности, но в большинстве случаев это не так уж и важно для понимания читаемого. Только при чем тут выразительность чтения?

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 21.12.2012, 07:28) <{POST_SNAPBACK}>
Возникает вопрос.
Может ли автор описать сосновый бор так, чтобы тот, кто никогда не видел соснового бора, представил себе именно тот сосновый бор, который описывает автор?
Сможет ли художник слова в этом превзойти художника кисти?

Мне такая постановка вопроса не кажется корректной, потому что, на мой взгляд, перед художественным вербальным описанием и не стоит задача однозначности передачи информации. Но даже если и задаться поисками ответа, я не вижу, как это связано с выразительностью чтения и обучения оному.


Вернусь еще раз к трем девицам под окном. Мне кажется бессмысленным вводить критерием образности чтения то, какую избушку себе представит слушатель. Может, там вообще была не избушка, а крепкий купеческий или даже боярский дом - насколько я помню Пушкин никак не обозначил социальное происхождение девиц, а рукодельем занимались женщины всех сословий (впрочем, может, пряли только крестьяне?). А вот передать настроение и обозначить характеры девиц озвучкой можно. Я, собственно, придираюсь к неопределенности термина "образное чтение" - непонятно ни что под этим подразумевается, ни как этому учить.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+