Личный кабинет

Стать Человеком

Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
Всё перевернулось с ног на голову! И вместо того, чтобы растить людей честных, порядочных, самостоятельных, ответственных, устойчивых к трудностям, нам усиленно внушают, что мы должны растить конкурентоспособных, предприимчивых, успешных. На что просто хочется закричать: Куда мы идем? В пропасть!!!

Ценности экономической жизни как через СМИ, так и через образование упорно пытаются насадить на жизнь социальную. А ведь это совершенно два разных мира.

С малых лет формируя у детей установки, что они должны быть конкурентоспособными, успешными и предприимчивыми общество плодит моральных уродов, которые сами это же общество и уничтожат, добьют то, что пока не добито. Ведь они к своему успеху пойдут не считаясь ни с другими людьми, ни с землей, на которой родились и которую они предадут и продадут.

Маховик вдалбливания новых "ценностей" уже раскручен. Остановить его очень сложно и причин тому много, но можно как минимум всю эту ситуацию понимать и делать так, чтобы и самим не стать заложником этого маховика и детей своих оградить от него, воспитывая в них прежде всего нравственно нормальных Людей, которые не предадут нас самих, и не разберут по кирпичикам дом, в котором родились.

Приглашаю вас к разговору о том, как в нынешней ситуации воспитать Человека.

Дмитрий Верин-Галицкий, автор сайта "Стать Человеком" http://статьчеловеком.рф/
Алексей Петрович Трубецкой ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий В-Г, 24.09.2012, 04:11) <{POST_SNAPBACK}>
Приглашаю вас к разговору о том, как в нынешней ситуации воспитать Человека.


Дмитрий Вячеславович, мне кажется надо начать с того, что определить, что значит «Хороший человек». Причем не только определить, что «Хороший человек». должен делать, а что не должен. Главное, во имя чего человек должен вести себя тем или иным образом. На чем держатся его нравственные убеждения. Иначе разговор будет пустым.
Татьяна Архипова ( Пользователь )
Здравствуйте!
Мне кажется, ребёнку с малых лет надо объяснять, что каждый его поступок отразится не только на его жизни, но и на жизни других людей. Сначала надо подумать, а потом сделать.Необходимо показывать детям возможные результаты их поступков. И помнить слова А. де Сент-Экзюпери "Мы в ответе за тех кого приручили". Это очень трудно, но необходимо, иначе мы обречены на вымирание.
Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
Уважаемый Алексей Петрович! Большое спасибо за первый отклик на тему форума :)
Начну вот с чего. На тему нравственности говорено-переговорено много, но вот результат всех этих разговоров в чем? Общество усиленно катится в безнравственность. И разговоры о нравственности среди определенных групп людей здесь не помогут. Тем более в ситуации, когда двойная мораль и власть предержащих, и очень большого количества населения нашей страны стала нормой. Это стоит признать, как бы нам от этого грустно не было. К стыду самой интеллигенции: она сама же и свела нравственное воспитание к "говорильне о высоком", особенно когда в 90-е годы нравственное и духовное воспитание объединили в духовно-нравственное воспитание . Имея некоторые точки соприкосновения это всё же два разных воспитания. Если выделить наиболее значимое в понятии "нравственность", то оно сведется к очень простой формуле, которую в двадцатые годы XX века озвучил В.В. Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо». Можно не ходить в церковь и быть атеистом, но быть при этом высоконравственным человеком. Мне видится, что это "объединение" духовного и нравственного в духовно-нравственное воспитание было сделано специально, для того, чтобы быстрее свести страну к безнравственности. Или же это было сделано по недопониманию, что сейчас стоило бы признать, и начать делать работу над ошибками. Есть направления воспитания, которые при внешне кажущейся близости всё-же объединять нельзя, потому что итоговый результат получится много хуже, чем они будут существовать пораздельности и каждый будет заниматься своим делом. (Ну как с бытовой техникой: когда создают комбайны для выполнения функций миксера, мясорубки, кофемолки и пр., едва ли когда получается что-то настолько замечательное, что с успехом заменяет все устройства. Ну нельзя же объединять тяжелогрузный самосвал и городскую легковушку - у них задачи разные)
Теперь возникает вопрос, что такое хорошо? Отвечаю: всё то, что направлено на сохранение жизни и её приумножение (К.Вентцель, 1896 год). Без жизни обо всём остальном можно просто забыть. Ни дружба, ни любовь, ни патриотизм, ни что другое. Отправная точка - это ЖИЗНЬ.
И как я уже, вслед за Вентцелем, сказал, жизнь надо сохранять и приумножать вокруг себя. А для этого надо чтобы в голове у ребенка были не только установки, в основании которых лежит аксиома жизни, но и определенная устойчивость, которая позволяет ему с этих установок не сворачивать в сторону. Эта устойчивость - проявление воли человека. А волю человека надо формировать от рождения, так же как и воспитывать нравственные убеждения. Нравственные убеждения без сформированной воли смысла не имеют.
Если есть желание, хочу Вас обратить к моей статье "О нравственном воспитании" http://статьчеловеком.рф/?page_id=40 , где я и показываю видимые мной шаги формирования нравственных установок и их взаимозависимость с волей.
Что же касается "хорошего человека", то я всё же стараюсь избегать такого рода "определений", посколько "хороший" или "плохой" слишком относительные категории. Я внимательно просмотрел своё вступление и там ничего подобного я не нашел. Зато я там обозначил весьма прямо то, что я вкладываю в понятие "Быть человеком", и какие ценности мне (ну не только мне на самом деле) пытаются навязать власть предержащие.
И еще. Тема открыта для обсуждения не идеала нравственного человека, а всё же для выхода на разговор о том как, какими путями, какими средствами, методами воспитывать из детей тех, о ком действительно можно будет говорить, что "Человек - это звучит гордо". А для этого разговора с ними с высоты у чительского стола о том, что нравственно, а что безнравственно - недостаточно.

Цитата (Татьяна Архипова, 07.10.2012, 14:50) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте!
Мне кажется, ребёнку с малых лет надо объяснять, что каждый его поступок отразится не только на его жизни, но и на жизни других людей. Сначала надо подумать, а потом сделать.Необходимо показывать детям возможные результаты их поступков. И помнить слова А. де Сент-Экзюпери "Мы в ответе за тех кого приручили". Это очень трудно, но необходимо, иначе мы обречены на вымирание.


Татьяна Викторовна, вы совершенно правы. Но добавлю, что не только говорить с ним об этом, но и проживать с ним в совместной деятельности фрагменты жизни, которые можно анализировать и видеть те самые результаты, о которых Вы говорите. Слов здесь мало. Ребенок принимает то, что он прожил, что стало его опытом. То что им не прожито и им не проанализировано (пусть с Вашим участием) - им, вероятнее всего, принято не будет.
Алексей Петрович Трубецкой ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) <{POST_SNAPBACK}>
Если выделить наиболее значимое в понятии "нравственность", то оно сведется к очень простой формуле, которую в двадцатые годы XX века озвучил В.В. Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо». Можно не ходить в церковь и быть атеистом, но быть при этом высоконравственным человеком.

Если я правильно понял Вас, Дмитрий Вячеславович, то нравственность по-Вашему это исполнение некоего набора требований. А представьте себе такую ситуацию. Некто любезен, предупредителен и безотказен на работе. Но делает все это он только ради неких корыстных соображений, например, боится потерять место. А иначе он бы всех придушил с удовольствием. Это нравственный человек?


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) <{POST_SNAPBACK}>
Мне видится, что это "объединение" духовного и нравственного в духовно-нравственное воспитание было сделано специально, для того, чтобы быстрее свести страну к безнравственности.

Я не понял, о каком объединении «духовного и нравственного в духовно-нравственное воспитание» идет речь. Кем и как это было сделано? Но настоящая нравственность не отделима от духовности в принципе. Настоящая нравственность должна основываться на духовности.


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) <{POST_SNAPBACK}>
Теперь возникает вопрос, что такое хорошо? Отвечаю: всё то, что направлено на сохранение жизни и её приумножение (К.Вентцель, 1896 год). Без жизни обо всём остальном можно просто забыть. Ни дружба, ни любовь, ни патриотизм, ни что другое. Отправная точка - это ЖИЗНЬ.

И чем тогда человек отличается от животного, в том числе и самого примитивного?


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) <{POST_SNAPBACK}>
Тема открыта для обсуждения не идеала нравственного человека, а всё же для выхода на разговор о том как, какими путями, какими средствами, методами воспитывать из детей тех, о ком действительно можно будет говорить, что "Человек - это звучит гордо".

Как же можно говорить о воспитании нравственности, если нет идеала нравственного человека. Это вроде сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 07.10.2012, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) →
Если выделить наиболее значимое в понятии "нравственность", то оно сведется к очень простой формуле, которую в двадцатые годы XX века озвучил В.В. Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо». Можно не ходить в церковь и быть атеистом, но быть при этом высоконравственным человеком.

Если я правильно понял Вас, Дмитрий Вячеславович, то нравственность по-Вашему это исполнение некоего набора требований. А представьте себе такую ситуацию. Некто любезен, предупредителен и безотказен на работе. Но делает все это он только ради неких корыстных соображений, например, боится потерять место. А иначе он бы всех придушил с удовольствием. Это нравственный человек?


И всё же. Алексей Петрович, я Вас настоятельно прошу обратиться к указанной мной выше статье http://статьчеловеком.рф/?page_id=40




Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 07.10.2012, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Я не понял, о каком объединении «духовного и нравственного в духовно-нравственное воспитание» идет речь. Кем и как это было сделано? Но настоящая нравственность не отделима от духовности в принципе. Настоящая нравственность должна основываться на духовности.

Понятие "духовно-нравственное воспитание" в постреволюционной педагогике появилось в 90-е годы. Одновременно с малоуспешной перестройкой на гуманистическую парадигму образования.


Особенностью нравственности является её направленность "во вне", т.е. мы оцениваетм нравственность человека в первую очередь по его поступкам в отношении других людей.
На формирование же нравственных установок могут влиять очень многие факторы. Духовность может являться основой нравственности, а может и не являться, а основой нравственности может стать пример жизни значимого человека или какие-то другие факторы. И не всякий тот, кто стремится к развитию своей духовности, в адрес других людей совершает нравственные поступки.

Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 07.10.2012, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 15:24) →
Теперь возникает вопрос, что такое хорошо? Отвечаю: всё то, что направлено на сохранение жизни и её приумножение (К.Вентцель, 1896 год). Без жизни обо всём остальном можно просто забыть. Ни дружба, ни любовь, ни патриотизм, ни что другое. Отправная точка - это ЖИЗНЬ.

И чем тогда человек отличается от животного, в том числе и самого примитивного?

Не путайте "сохранение и приумножение Жизни" с инстинктом самосохранения. "Примитивные", о которых Вы говорите, нравственные поступки в адрес других "примитивных" не совершают.


Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 07.10.2012, 17:33) <{POST_SNAPBACK}>
Как же можно говорить о воспитании нравственности, если нет идеала нравственного человека. Это вроде сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Да нет, в основном то знаем куда, но вот мало что делаем, чтобы туда прийти. Слов, много о нравственности, а где результат? А результат вокруг: в наркоманских шприцах, валяющихся по подъездам, в насилии, в разврате - в том, что уничтожает жизнь.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
Слов, много о нравственности, а где результат? А результат вокруг: в наркоманских шприцах, валяющихся по подъездам, в насилии, в разврате - в том, что уничтожает жизнь.

Результат есть. Например, в Японии. Когда там случилась страшная трагедия, мародёров практически не было, а народ сплотился.
Нравственность и духовность теряются там, где есть равнодушие. А также там, где мы не видим примеров готовности чем-то жертвовать - не уступил место в автобусе, не пропустил в очереди старого человека. Примеры потеряны ещё и потому, что более старшее поколение - так называемые 60-ки составляют его костяк - давно перестало служить образцом для подражания - именно эти люди профукали страну когда-то, именно они резко переродились и отказались от тех идей, которые так яростно до этого пропагандировали. Возникла двойная мораль. А эта двойственность - как проказа. Она поразила и тех, кто сейчас пытается выглядеть образцом нравственности - от гламурных коммунистов-бизнесменов образца Зюганова до олигарха-бизнесмена мультимиллиардера по совместительству "патриарха" всея Руси, нажившего свой капитал в том числе и на торговых спекуляциях, в том числе и на спиртных и табачных изделиях.
Недаром главные меценаты, те, кто жертвует на развитие медицины, в помощь бедным - бОльшей частью атеисты (все самые крупные меценаты в мире - атеисты). Церкви не до этого.
Молодые люди не дураки - они хорошо понимают эту двуличность. И сами многие из них становятся двуличными, поскольку двуличным быть очень выгодно. Как выгодно чиновникам быть "патриотами".
Нравственность всегда лучше развивается, если люди видят, что человеку хоть как-то, но воздастся по заслугам его. Хорошо, если отдаешь часть себя детям - будет хотя бы благодарность.
Плохо - когда ты борец невидимого фронта, где тебя оттеснят.
Один из путей - примеры, образцы. В СССР такие герои были - а многие сейчас забыты.
Попробуйте вспомнить биографии Гельфанда, Королёва, Курчатова, Махатмы Ганди. А ведь они просто ушли в небытие, практически забытые.
Открываю школьные учебники истории - а там "модернизация Китая", "модернизация рабовладельческого Рима"- в учебнике Новой истории это модное слово на первых 10 страницах раз 15 встречается. И другие "подпевания" под современную моду. Но без чувств и с молчанием про истинных героев, развивавших мир.
А ещё нравственность и духовность - это всегда действие. Попробуй вырастить парк, слабо? А у нас в Академгородке очень немало обычных людей, посадивших такие микропарки.
Попробуй, как некоторые наши студенты НГУ, поухаживать за тяжёлыми больными, слабо?
Конечно, сейчас это тяжелее, потому что в большинстве случаев ты все равно останешься "бойцом невидимого фронта" и в стене равнодушия.
Но это всё - мораль в рамках большого общества.
А ещё есть мораль в семье - забота о родителях, о младших братьях и сёстрах. И дружба с теми, кто тебя окружает.
Наверное эта более близкая мораль даже важнее.
Алексей Петрович Трубецкой ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
И всё же. Алексей Петрович, я Вас настоятельно прошу обратиться к указанной мной выше статье http://статьчеловеком.рф/?page_id=40

Я смотрел Вашу статью. Там нет ответа на мой вопрос. Повторю его.

Некто любезен, предупредителен и безотказен на работе. Но делает все это он только ради неких корыстных соображений, например, боится потерять место. А иначе он бы всех придушил с удовольствием. Это нравственный человек?

Вы ставите в основу всего жизнь. Но непонятно – чью жизнь, какую жизнь? Люди, организовавшие трагедию Хиросимы, наверняка это делали тоже ради жизни, и наверняка считали этот поступок нравственным.


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
Понятие "духовно-нравственное воспитание" в постреволюционной педагогике появилось в 90-е годы. Одновременно с малоуспешной перестройкой на гуманистическую парадигму образования.

Вы как-то очень уклончиво отвечаете. Смысл-то понятия для нынешней педагогики каков?


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
Особенностью нравственности является её направленность "во вне", т.е. мы оцениваетм нравственность человека в первую очередь по его поступкам в отношении других людей.

Не согласен. Можно, конечно, оценивать тот или иной поступок, но нравственность человека определяется состоянием его души. А это узнать нам не по силам. Посмотрите на участников каких-нибудь предвыборных кампаний. Все замечательные люди, прямо ангелы. А так ли на самом деле?


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
И не всякий тот, кто стремится к развитию своей духовности, в адрес других людей совершает нравственные поступки.

Значит, плохо стремится.


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
Не путайте "сохранение и приумножение Жизни" с инстинктом самосохранения. "Примитивные", о которых Вы говорите, нравственные поступки в адрес других "примитивных" не совершают.

Из Ваших текстов такие различия не следуют. Да и звери, выкармливающие своих детей, а иногда жертвующие своей жизнью ради них, по человеческим меркам совершают вполне нравственные поступки.


Цитата (Дмитрий В-Г, 07.10.2012, 23:29) <{POST_SNAPBACK}>
Да нет, в основном то знаем куда, но вот мало что делаем, чтобы туда прийти. Слов, много о нравственности, а где результат? А результат вокруг: в наркоманских шприцах, валяющихся по подъездам, в насилии, в разврате - в том, что уничтожает жизнь.

Ну, опять общие слова.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 08.10.2012, 12:26) <{POST_SNAPBACK}>
…Открываю школьные учебники истории - а там "модернизация Китая", "модернизация рабовладельческого Рима"- в учебнике Новой истории это модное слово на первых 10 страницах раз 15 встречается. И другие "подпевания" под современную моду. Но без чувств и с молчанием про истинных героев, развивавших мир.

Мне причина равнодушия видится в другом.
Вспоминаю 80-е годы…
Попробуй без билетика в трамвае проехать, так тебя тут же застыдят пссажиры,; любой пьяница на улице «получал» от бабушек во дворе такую отповедь, что мало не казалось, при этом попробуй ответь что-либо неприличное такой бабушке — весь двор мог подняться, чтобы утихомирить дебошира. Но потом пришли 90-е, в которые оказалось, что милиция часто поддерживает тех самых нарушителей порядка, если те, конечно могут откупиться, что суды выигрывает не тот, кто прав, а кто наймет лучшего адвоката, что бандит на улице чувствовует себя более спокойно, чем законопослушный гражданин. Вот наше общество и научилось молчать и не замечать: подростков, матерящихся на детской площадке, милиционеров, обирающих гасторбайтеров, чиновников, да и друг друга. Как писал здесь один форумчанин, если ночью шумят под моим окном, я закрою его или постараюсь не замечать шума, чем делать им замечание или вызывать милицию…
Общество потеряло чувство справедливости, а приобрело чувство безразличия, вызванное элементарным страхом, когда за благополучие, а когда и за собственную жизнь. И что толку пропагандировать самоотверженную работу ученого или учителя, если окружающая действительность наглядно показывает, что «дивиденды» получают не труженники, а ловкачи, что честным быть просто не выгодно!…
Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
Уважаемый Валерий Алексеевич!!! Большое спасибо за Ваше сообщение! Не буду его препарировать по словам (как это некоторые любят делать), из него просто вижу, что мы Вами, пусть каждый своим путем, но мыслим в одном направлении. Это очень важно))) Стучусь к вам в друзья))) Примите?
Виталий Викторович, и Вам спасибо за Ваши мысли))) И к Вам стучусь)))

У меня есть представление о том, как формировать у детей доподросткового и подросткового возрастов и нравственные установки и устойчивость к тому, чтобы под внешним давлением они в сторону от этих установок не сворачивали. Более двадцати лет работаю в школе учителем и педагогом доп. образования (спортивный туризм), через меня прошло много детей и я знаю, что то, о чем говорю и здесь, и на страницах сайта http://статьчеловеком.рф/ - работает.
Валерий Алексеевич, Вы своими словами подтверждаете, что о нравственности можно говорить лишь в преломлении поступков одних людей по отношении к другим, т.е. о её внешней направленности. И только так. Хотя кто-то может с этим и не соглашаться. Что ж, пусть остается при своём мнении. И Ваши примеры тоже подтверждают аксиому сохранения и приумножения Жизни (всего сущего вокруг).

О нравственности вообще можно говорить много, красиво, но бестолково. Не хочется совершенно этого делать. Жалко времени. Меня интересуют пути нравственного воспитания кроме того, который вижу и понимаю я, но которые отличны от разговоров с детьми о нравственности. Вот одно из того, что мне хотелось бы увидеть в этом обсуждении.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+