Личный кабинет

Раннее обучение чтению наносит ребенку непоправимый вред.

Лев Штернберг ( Пользователь )
Раннее обучение чтению наносит ребенку непоправимый вред.

Дорогие мамочки! Я хорошо понимаю, что, берясь за раннее обучение чтению, вы руководствуетесь самыми лучшими побуждениями. Вы стараетесь по возможности полнее и успешнее развить вашего малыша.

Однако прежде чем начать обучение, попробуйте протестировать вашего ребенка вот на этой игре: СЛОГОФОН-ГОВОРЯШКА. Эта игра бесплатная, доступная без всякой регистрации. Понажимайте кнопочки и дайте ребенку послушать звуки. Если малыш не узнаёт в этих звукосочетаниях настоящих слов — значит он еще категорически не готов к обучению чтению.
То есть вполне возможно, что, начав обучение в младенчестве, вы таки научите ребенка к трем годам узнавать некоторые письменные слова. Однако письменная речь настолько отличается от речи устной, что, взяв в руки книжку, ваш малыш не поймет, прО Что и прО кОГо в этОй книЖке раССказываеТСЯ. Редуцированные безударные гласные, оглушенные звонкие согласные, правильные и неправаильные варианты ударения — маленький ребенок не может легко жонглировать в уме столь многими элементами одновременно, и понимать при этом смысл прочитанного.
Если обучаться чтению ребенок начал лет в шесть, или хотя бы в пять, то при особой ловкости учИтеля ребенок достаточно быстро достигнет чтения беглого, доставляющего радость самому ребенку. Но двухлетний ребенок, даже зная все буквы, даже умея соединять их в слоги и даже прочитывая подряд слово за словом — он все-равно обречен ковыряться в буковках через пень колоду в течение нескольких лет. Такое чтение вряд ли принесет вашему ребенку удовольствие, и потому приведет лишь к одному печальному результату: ребенок успеет разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. А оно вам это надо?

Умение читать никак не является показателем развития. Развитие — это когда у человека что-то развито, например слух, зрение, память, внимание, координация, дыхание, мускулатура. Чтение же на самом деле не помогает развивать эти качества, но скорее даже разрушает их. У читающего ребенка портится зрение и осанка. У читающего ребенка падает слуховая память, ему становится незачем запоминать на слух сказки и стишки. В отличие от устной речи, которая состоит из тысяч разнообразных звуков, речь письменная складывается из всего лишь 30-40 букв. Каждая буква — это условная, приблизительная величина, иногда очень далекая от реального звука. Научившись читать, ребенок начинает воспринимать и анализировать речь очень неточными, схематическими единицами. Поэтому у читающего ребенка резко падает врожденная способность к звукоподражанию, к имитации чужой речи, к овладению любым иностранным языком. Если ребенок научился читать в шесть лет — ну что ж, далее воспринимать на слух иностранные языки ему станет намного труднее, но он хотя бы успел к своим шести годам в полной мере овладеть родным языком. Однако если вы начинаете учить чтению еще не говорящего, или плохо говорящего младенца — вы наносите речевому слуху этого ребенка сокрушительный удар.
Кроме речевого слуха пострадает также и мышление ребенка. Ведь письменная речь — это всего лишь схематический след, серая тень от речи устной. Не умея самостоятельно наполнить и раскрасить читаемый текст интонационными нюансами, полутонами, многоцветными образами, ваш ребенок и мыслить станет плоско, схематично, без полутонов. Вспомните глухих детей, которые по несчастию своему вынуждены общаться жестовыми знаками. Мышление этих детей прямолинейно, обедненно. Зачем же вы ставите своего здорового ребенка в ситуацию ребенка-инвалида, и вместо живой устной речи подсовываете ребенку бесцветные письменные знаки?
Письменный текст — это всего лишь способ передать информацию через большое время или через большое расстояние, когда полностью теряется вся невербальная составляющая речи, но сохраняется лишь вербальная. По сравнению с устной речью это как механические протезы вместо живых ног. Разве правильно будет ребенка со здоровыми ножками обучать ходьбе на протезах, прежде чем он научится ходить на своих двоих?

Мы, авторы различных методик, конечно же искренне верим в наши разработки — это наша жизнь и наш труд. И конечно же мы заинтересованы в распространении и продаже наших учебных пособий — это наш хлеб. И мы, авторы, вполне обладаем ярким словом и умеем убедительно говорить. И мы говорим, и убеждаем вас — горячо, ярко, заразительно — так, чтобы вы нам поверили. Я понимаю, что вас, любящих и старательных мамочек, соблазняют призывы таких авторов как Глен Доман — продемонстрируйте всему миру, что ваш ребенок гений. Однако вспомните о том, что сам Глен Доман по специальности был физиотерапевтом, и его основной научной темой была компенсация утерянных способностей человека после черепной травмы, после удаления каких-либо участков головного мозга. Глен Доман доказывал миру, что есть способы компенсировать инвалидность не совсем природосообразными, но вполне реальными путями, с помощью длительной тренировки, воздействуя на сохраненные участки мозга. Но разве это про вашего ребенка?
Вспомните также, что сам Глен Доман говорил: да, младенца можно научить узнавать отдельные письменные слова, но до четырех-пяти лет он всё-равно не сможет читать настоящих текстов. Мария Монтессори и Сиси Лупан тоже называли возраст 4-5 лет. И Николай Зайцев двадцать лет назад, говоря о раннем чтении, имел ввиду среднюю и старшую группы детского сада, то есть те же самые 4-5 лет. До этого возраста чтение не может принести ребенку пользы. Занимая чтением младенцев, вы, дорогие мамочки, самым бездарным образом тратите то драгоценное, что у ребенка есть — его самый способный к развитию возраст.

Вместо бессмысленного запоминания буковок, лучше бы вы сами почитали ребенку сказку, увлекательно и эмоционально. Лучше бы вы спели ему песенку или заучили бы вместе с ним стишок наизусть. Лучше бы вы взяли ребенка в охапку, и побегали бы с ним на свежем воздухе, и покричали бы, развивая его дыхание, ловкость, уверенность в себе. Физическое здоровье ребенка — это и есть его развитие, то самое, которое «после трех уже поздно». Это и есть та база, на которой завтра станет успешно развиваться интеллект ребенка. В свой срок.

Лев Штернберг,

автор обучающих методик «Ребус-метод», «Слогофон-говоряшка», «Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице».

http://www.rebus-metod.net/
Владислав Редюхин ( Пользователь )
А... Так мы с Вами единомышленники, вроде, Лев Владимирович?! не психолог, и не имею никакого отношения к началке, но все понял... И согласился... Хотя для меня главный опрос - "на сколько Частей делить Целое?" Посмотрите одним глазком, - узнаете брата Васю?:=)))
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Лев Штернберг, 27.08.2012, 10:09) <{POST_SNAPBACK}>
Вместо бессмысленного запоминания буковок, лучше бы вы сами почитали ребенку сказку, увлекательно и эмоционально. Лучше бы вы спели ему песенку или заучили бы вместе с ним стишок наизусть. Луше бы взяли ребенка в охапку, и побегали бы с ним на свежем воздухе, и покричали бы, развивая его дыхание, ловкость, уверенность в себе. Физическое здоровье ребенка — это и есть его развитие, то самое, которое «после трех уже поздно». Это и есть та база, на которой завтра станет успешно развиваться интеллект ребенка. В свой срок.

Лев Штернберг,

Полностью с Вами согласен.
Именно так и занимались мы с женой нашими детьми.
Лев Штернберг ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 01.09.2012, 01:21) <{POST_SNAPBACK}>
... Хотя для меня главный опрос - "на сколько Частей делить Целое?" Посмотрите одним глазком, - узнаете брата Васю?:=)))

Посмотрев одним глазком, я тут же вытаращил в удивлении и второй.
Во-первых, удивило качество оформления диаграммы. Хотел бы я уметь так пользоваться инструментами. Искренние комплименты, Владислав Иванович!
Во-вторых, удивил подход к теме "НОРМА". Вы странным образом умудрились разделить нормы на N-нное количество объектов, хотя понятие это чрезвычайно неустойчивое, размытое, всепроникающее и всеобъединяющее. Я никак не могу согласиться с линейными связями, которые Вы отобразили на диаграмме - тут не может быть ни прямых, ни кривых линий, даже для схаматического структурирования. У нормы в принципе нет структуры (это ИМХО, возможно спорное), и не случайно у многих людей (а может быть и у всех поголовно) одной из ценностей является "Норма отрицания нормы". Поди такое структурируй. На диаграмме Вы получили брилльянтик с четко очерченными гранями. Красивый брилльянтик. А на деле должна бы быть бесформенная желеобразная масса с неустойчивой цветовой гаммой. Некрасивая масса.
Хотя, уже в этой творческой попытке брата Васю я узнаю ))).
И часто Вы развлекаетесь такими абстрактными отвлечениями, Владислав Иванович? Где это можно полистать в едином месте?
Светлана Самко ( Пользователь )
Да, в наше время найдется немного детей двухлетнего возраста, свободно владеющих устной речью. Однако это не уменьшает роль и актуальность раннего развития. Если есть потенциал ( а мы знаем - он есть), то его можно использовать. Раннее обучение чтению действительно может стать тормозом в умственном и психическом развитии ребенка, если это самоцель, если учеба эта ведется бессистемно и без учета индивидуальных особенностей конкретного ребенка. И чтобы развитие было гармоничным и разносторонним, необходимо создать условия для этого ( как Вы справедливо замечаете - развивать физически и повышать социальную адаптивность). Есть методики, авторы которых настаивают на раннем физическом развитии в водной среде. Ведь чем раньше малыш научится пользоваться своим телом как инструментом, тем раньше у него начнет формироваться функциональная ассимметрия больших полушарий головного мозга. По сути, уже известный факт, что эта ассимметрия развивается с возрастом, и чем ярче она выражена, тем неординарнее личность в проявлениях своих творческих и интеллектуальных возможностей. Следовательно, цель образовательно-воспитательных методик должна заключаться в создании необходимых предпосылок для формирования и развития функциональной ассимметрии и как следствие - воспитание разносторонне развивающейся личности. Это условия, при которых ребенок получает удовольствие от усвоения информации, потому что делает это играючи. Играть-то намного интересней чем зубрить. И если у кого-то получится к двум годам у воспитанника создать необходимые предпосылки (в чем я пока тоже как и Вы - сомневаюсь), то почему бы и нет? По крайней мере такие примеры как Карл Вите и Норберт Винер говорят нам о том, что человеку очень многое возможно....
Лев Штернберг ( Пользователь )
Цитата (Светлана Самко, 01.09.2012, 17:24) <{POST_SNAPBACK}>
...И если у кого-то получится к двум годам у воспитанника создать необходимые предпосылки (в чем я пока тоже как и Вы - сомневаюсь), то почему бы и нет? ...
Удивляют меня Ваши слова, Светлана.
Про физическое развитие - тут всё ясно, без вопросов и без споров. Но вот про чтение - (а ведь Вы однозначно ратуете и за раннее чтение вкупе с плаванием, не так ли?) - это удивляет. Ну как можно грудному младенцу давать кусочки жирной жареной свинины, если весь его организм еще не подготовлен к такой пище - ни зубов нет, ни необходимых желудочных соков? У такого грудничка от мяса обязательно разовьется какая-нибудь желудочная или кишечная патология. И от чтения - тоже разовьется, обязательно.
Татьяна Круглова ( Пользователь )
Там, где я модератор, хамские наезды будут удаляться безжалостно.
Лев Штернберг ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Круглова, 04.09.2012, 09:34) <{POST_SNAPBACK}>

Татьяна...
Ваш пример с гантелями напомнил мне одну давнюю заметку из журнала "Вокруг света". Я уж не помню год этого журнала, наверное где-то в 80-х годах, еще в советские времена. Суть заметки была в следующем:
В 60-е гг. в Югославии у какого-то тренера по тяжелой атлетике родился мальчик. И папочка взялся с самого младенчества делать из ребенка будущего чемпиона мира. К пяти годам ребенок поднимал неимоверные тяжести, намного тяжелее его самого. Отец всё порывался организовать официальные соревнования среди детей, чтобы зафиксировать за сыном возрастные рекорды, да только никто из окружающих своих детишек тяжелой атлетикой не занимал, и потому соревноваться было не с кем.
К десяти годам врачи отметили у ребенка неисправимые дефекты позвоночника - отложения солей, окостенение хрящиков, множественные ущемления нервов. К двенадцати годам (эх, вот за точность цифр я сейчас не поручусь, не помню) мальчик оказался прикован к инвалидной коляске и не мог даже шевельнуться от болей. Кончилось тем, что отец отравил и сына, и себя самого. Печальная такая история.

Уважаемый Лев!
Спасибо за историю.
Не отвлекайтесь, пожалуйста, на препирательство с "Татьяной" в этой ветке.
Здесь у меня есть возможность ограничивать её напор.

Модератор Дмитрий
Татьяна Круглова ( Пользователь )
Цитата (Лев Штернберг, 04.09.2012, 10:25) <{POST_SNAPBACK}>
Ваш пример с гантелями напомнил мне одну давнюю заметку из журнала "Вокруг света". Я уж не помню год этого журнала, наверное где-то в 80-х годах, еще в советские времена. Суть заметки была в следующем:
В 60-е гг. в Югославии у какого-то тренера по тяжелой атлетике родился мальчик. И папочка взялся с самого младенчества делать из ребенка будущего чемпиона мира. К пяти годам ребенок поднимал неимоверные тяжести, намного тяжелее его самого. Отец всё порывался организовать официальные соревнования среди детей, чтобы зафиксировать за сыном возрастные рекорды, да только никто из окружающих своих детишек тяжелой атлетикой не занимал, и потому соревноваться было не с кем.
К десяти годам врачи отметили у ребенка неисправимые дефекты позвоночника - отложения солей, окостенение хрящиков, множественные ущемления нервов. К двенадцати годам (эх, вот за точность цифр я сейчас не поручусь, не помню) мальчик оказался прикован к инвалидной коляске и не мог даже шевельнуться от болей. Кончилось тем, что отец отравил и сына, и себя самого. Печальная такая история.


ДА! И не только этот ребёнок был таким правда я не знаю, но верю тебе на слово. НО и ОЛИМПИЙЦЫ все больные люди, ты знаешь об ЭТОМ?
Хамство удалено.



Обычно родители приводили ребенка к меламеду в 5 лет, а бывало и раньше – в 4 и даже в 3 года. Считалось, что все мальчики обязаны учиться до 13 лет (до бар-мицвы), а иногда и до 14-15 лет. В любом случае, было желательным, чтобы ребенок ходил в хедер 8-12 лет.

Более того, мы имеем отработанную веками не только методику обучения чтения, но и передачи всех основных знаний ребенку в понимании Моисея — автора Пятикнижия Библии. Идея, что «грамотность, образование — превыше всего!» — вбита с младых ногтей нашими родителями в нас. Более того, во многих вколочены и остальные знания, как воспитывать детей, накопленные за тысячи лет.

Обучение Буквам в Каббале считается священным занятием - это главное, что есть на Земле у человека. Утверждается, что каждая буква - это Камертон Вселенной.
Каждая буква - это космический корабль, который возносит ребенка к вершинам могущества, в семантико-семиотическое-информац ионное пространство. :)
В иудейской педагогике, например, отец обязан начать обучать читать не позже шести суток после рождения ребенка, то есть, ещё до обрезания... Ну и напоминаю, кто "запамятовал", что центральное место занимает каббала, где обучение буквам, - на первом и самом почетном месте! - см. выше. Как я понимаю, что эта педагогика (3 тыс лет тому назад), как и мусульманская (1500 лет тому назад) и педагогика Нищих - Первоакадемиков-Протохристиан (2250 тыс. лет тому назад) - это частные случаи системы Тюленева.

Кричащий размер убран
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Круглова, 04.09.2012, 10:34) <{POST_SNAPBACK}>
Обычно родители приводили ребенка к меламеду в 5 лет, а бывало и раньше – в 4 и даже в 3 года. Считалось, что все мальчики обязаны учиться до 13 лет (до бар-мицвы), а иногда и до 14-15 лет. В любом случае, было желательным, чтобы ребенок ходил в хедер 8-12 лет.

Т.е. всё-таки не с рождения, а в 3 года.
Это так и есть.
Читать шестидневного малыша отец никак не мог начать учить.
Повторять за отцом какие-то слова-звуки - это да.
Но это ещё не чтение.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+