Личный кабинет

Остановить преподавание "Основ религиозных культур и светской этики"!

Альберт Тарасов ( Пользователь )

С 1 сентября 2012 года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часа. Об этом на пресс-конференции в Москве 22 марта 2012 года сообщила глава департамента общего образования Елена Низиенко. Было также сказано, что в дальнейшем предмет будет преподаваться и в старших классах.
Считаю, что Министерство образования и науки не просто проявляет ужасающий непрофессионализм, а совершает преступление, которое ещё не поздно остановить. Педагогическое сообщество и родители должны сказать своё веское протестное слово, отказаться преподавать этот курс в его существующем виде и не пускать своих детей на уроки «Основ религиозных культур и светской этики». Другого пути не вижу (если, конечно, министерство само не одумается).

Напомню историю.
После разрушения Советского Союза и создания новой демократической России в обществе появилась осознанная потребность в приобщении к мировым культурным ценностям. Каждый культурный человек должен знать о религиях мира, чтобы понимать мировую культуру, которая во многом имеет религиозную основу. В школах стала преподаваться «Мировая художественная культура» (10-11 классы), в вузах «Научный атеизм» был заменен «Историей религий», в школьных программах по истории, литературе, музыке, изобразительному искусству появились религиозные темы.
Одновременно Русская Православная Церковь стала стремиться в школу, настойчиво предлагая ввести ОПК – Основы православной культуры, писались программы, учебники… но всё это отвергалось Министерством образования, как не соответствующее светскости (в учебниках и программах был явный миссионерский, религиозно-нравоучительный уклон) и многоконфессиональности государства.
Возникла идея о преподавании не только ОПК, но и курсов, посвящённых другим традиционным религиозным культурам (иудейской, исламской, буддийской…) Дискуссии шли и шли много лет. Основное возражение огромного количества специалистов культурологов было в том, что культура едина и многообразна, а современная культура и вовсе почти безрелигиозна, и не нужно выделять в ней особо религиозную культуру (с подробным изучением), т.к. это неизбежно сведётся к религиозной пропаганде, нарушению светскости образования (анализ предлагаемых учебников о том говорит. См., например, заключения учёных Института философии РАН: http://iph.ras.ru/page52623242.htm, http://iph.ras.ru/s_0.htm)
После отбрасывания коммунистической идеологии и победы новых ценностей индивидуализма, личного успеха, конкурентоспособности, прав человека и свободы нравственность всего общества и подрастающего поколения стала резко снижаться. Несмотря на то, что Церковь как никогда ранее в советские годы обрела большую свободу и влияние, она, тем не менее, причину потери нравственных устоев объяснила отходом от религии. В обществе стало популярным словосочетание «духовно-нравственное воспитание», которое однозначно стало связываться с религией.
Всё довершило вступление на должность Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева. Как хорошо известно, в нашей стране все (даже самые нелепые) решения, идущие сверху, безропотно и молниеносно голосуются «за» и начинают реализовываться нижележащими подхалимами. Супруга Президента Светлана Медведева сыграла, может быть, решающую роль в введении религиозного воспитания в школы. Как известно, она «серьёзно» верующая, находится в постоянном контакте с Патриархом Кириллом, возглавляет попечительский совет «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», созданный в 2007 году по благословению Алексия II.
«Основой разработки и введения в в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.»
Была определена структура курса «Основы религиозных культур и светской этики», написана примерная программа (http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/)
Кстати, слова из вышеназванной пресс-конференции Елены Низиенко: «К началу апробации только 40% родителей поддержали введение этого курса…». То есть никакого социального заказа и запроса на введение курса не было, курс был введён насильственно.
В 19 регионах страны (потом расширили до 21) начался «эксперимент» по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь признан успешным. «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).» (http://mon.gov.ru/press/reliz/6463/)

Аргументы против ОРКСЭ.
1) В статье 2 закона «Об образовании» провозглашается «…светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.» Использование выражения «светский ХАРАКТЕР образования» позволяет предположить не просто формальную светскость, т.е. неподотчётность школ церковным органам и отсутствие подготовки в них служителей культа, а принципиальное свойство школьных программ и воспитательных концепций не содержать религиозную основу. Религия, как важное общественное, философское, культурное явление, существует, и поэтому образование не может оставить религию в стороне, как не существующую. Но это должно быть только культурологическое знакомство (или более глубокое факультативное изучение), но не целевое формирование религиозного мировоззрения. Школе как светскому учреждению не должно быть никакого дела до личной религиозной веры ученика. Разделение детей по исповеданию той или иной религиозной веры или безверию – уже нарушение светского характера образования. Возможно (и это говорят специалисты) только изучение всеми основ мировых религий – лишь тогда курс будет носить культурологический светский характер. Иначе никакой культурологической цели курс не выполняет: православные не будут знать ничего про ислам, иудеи про православие, выбравшие светскую этику ничего не будут знать ни про какую религию. (Нелогично лишним выглядит модуль «Основы светской этики» среди религиозно-культурологических (якобы) модулей. Кстати, Общественный совет при МинОбрНауки РФ рекомендовал во всех модулях выделить несколько часов на изучение «Основ мировых религиозных культур», как бы компенсируя ошибочность всей структуры курса из 6 модулей). Итак, курс «Основы религиозных культур и светской этики» нарушает светский характер образования.
2) Нарушается также принцип свободы совести. В статье 5 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 говорится о том, что «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». В данном же курсе предполагается обязательный выбор одного из шести модулей, что по сути есть принуждение к открытию своей личной веры. Слова о том, что не обязательно выбирать по вере – отговорка, т.к. по факту именно это и происходит, курс обязательный и нет права отказаться от него.
3) Нарушаются педагогико-психологические законы формирования мировоззрения человека (и Конвенция по правам ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) статья 14, пункт 1: «Государства-
участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии»). Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека. Конституция гарантирует человеку свободный выбор убеждений. К такому выбору человек должен прийти сам на основе опыта, знаний, имея выбор (не во младенческом возрасте и не в 4 классе). Сейчас происходит насилие над детьми, нарушаются права ребёнка. Четвероклассника заставляют выбрать религию или безрелигиозность, НЕ ДАВ ЕМУ этот выбор. Он ещё не имеет знаний о разных религиях, не знает что такое светская этика и что такое религиоведение, он не имеет жизненного опыта, принимает догматы взрослых некритически. За него этот выбор сделают взрослые, превратив в мировоззренческого калеку. Это преступление! Мировоззрение и религию не выбирают как на рынке! В школе нужно давать базу – научную, культурную, а мировоззрение формируется само.
4) По вышесказанному понятно, что курс не носит культурологический характер. Его цель (если отбросить обоснованные обвинения в миссионерстве, религиозной пропаганде) нравоучительная, что не скрывается (так называемое «духовно-нравственное» воспитание). И тут приходим к вопросу: Почему для нравственного воспитания призвали на помощь религию? По какому праву? Школа же светская! Нравственность, как основа взаимоотношений ВСЕХ людей в едином обществе, не имеет ни религиозной, ни национальной, ни культурной окраски, потому что нравтсвенность – это для ЛЮБЫХ двух взаимодействующих человек, она одна на всех. Нравственные ценности, если разобраться, одни во всех религиях (отличия относятся не к нравственности, а к привычкам, традициям, которые включаются к этические нормы того или иного закрытого до поры до времени общества). Совсем не обязательно обращаться к ветхим религиозным догмам (если обязательно – докажите, продемонстрируйте научные работы по педагогике), тем более что государство у нас светское. Тем более, что нравственным должен быть любой человек – и верующий, и атеист, и агностик. Нравственность по своему смыслу (вспомните золотое правило нравственности) предполагает равенство всех людей, т.е. ПРОТИВОРЕЧИТ разделению людей по религиозному признаку, акцентированию внимания на разнице – так можно только воспитывать нетерпимость, вражду, что мы и видим: где разные религии, там обязательно конфликты. Где меньше обращают внимания на религию (оставляя это личным делом человека), там больше терпимости и уважения друг к другу. Это исторический факт!
Курс ОРКСЭ не только не выполняет функции воспитания толерантности, взаимного уважения, а наоборот! Он акцентирует внимание детей на том, что все люди разные, имеют свои ценности, педалирует вновь и вновь тему разницы, различий, особенностей, отличий…. Так можно воспитать только нетерпимость. Современный мир совсем другой, чем был когда-то раньше – с открытыми границами, свободным перемещением и перемешиванием людей и культур, необходимостью выработки основных – одинаковых для всех – правил общежития. Моцарт, Чайковский, сказки Тысячи и одной ночи… принадлежат всему миру, стали общими культурными ценностями. Все люди разные – очевидно, и акцентировать внимание на этом нельзя. Нужно говорить о том, что все мы одинаковые по своей человеческой сути, т.е. РАВНЫЕ друг другу. Другой человек (несмотря на всю разницу) – такой же как ты. Вот что надо! А нам что предлагают? Разделяют детей на 6 модулей. Нужен один модуль – основы всех религий, тогда только будет выполняться культурологическая задача сообщения знаний о религиях, их роли в становлении культуры человечества, обогащая тем самым человека (чем больше знаешь, тем больше любишь). Но этот модуль, конечно же, не для четвероклассников. Основы религий должны изучаться уже в существующих курсах обществоведческих и культурологических школьных предметов - интегрированно.
Нужно бить в набат и останавливать преподавание в школах обязательного курса «Основы религиозных культур и светской этики»! Понимаю, что это может показаться невозможной для решения задачей, т.к. слишком большая машина уже раскручена: написаны программы и учебники, проведён эксперимент, во всеуслышание объявленный «успешным», изданы указы, приказы, распоряжения, проведены заседания коллегий ведомств, пресс-конференции, тысячи учителей прошли и проходят обучение, всё вертится и крутится, никто не хочет признаваться в своей неправоте…
Но я верю, что правда и разум победят.
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
, никто не хочет признаваться в своей неправоте…

Особенно - наш "солнцеликий".
4 марта "закон божий" получил зелёную улицу. Следующий "референдум" по этому вопросу, если не рухнет цена на нефть, через 6 лет.
Михаил Градов ( Пользователь )
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
Аргументы против ОРКСЭ.
1) В статье 2 закона «Об образовании» провозглашается «…светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.»

2) Нарушается также принцип свободы совести. В статье 5 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 говорится о том, что «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии».

3) Нарушаются педагогико-психологические законы формирования мировоззрения человека (и Конвенция по правам ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) статья 14, пункт 1: «Государства- участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии»). Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека. Конституция гарантирует человеку свободный выбор убеждений.
..................
Но я верю, что правда и разум победят.


Уместно добавить только одно:

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Цитата
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.



Помилуйте, какая правда, какой разум, Это, Вы, о чём? На виду всего народа осуществляется антиконституционная деятельность теми, кто по должности обязан её соблюдать. Народ безмолвствует.
Светална Лебешева ( Пользователь )
Цитата (Михаил Градов, 17.05.2012, 20:41) <{POST_SNAPBACK}>
Уместно добавить только одно:

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm




Помилуйте, какая правда, какой разум, Это, Вы, о чём? На виду всего народа осуществляется антиконституционная деятельность теми, кто по должности обязан её соблюдать. Народ безмолвствует.


Вы о чём? Что такое страшное в этом курсе? Вы учебник смотрели по ОПК? Это всего лишь культурологический курс. Жить в России и не знать культуру своего народа - это стыдно. Великие художники в своих картинах отображали библейские сюжеты.
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Цитата (Светлана Лебешева, 18.05.2012, 00:14) <{POST_SNAPBACK}>
Вы учебник смотрели по ОПК? ... Великие художники в своих картинах отображали библейские сюжеты.

А вот этот ряженный телепузик что за "художник" ? ... или сказочник? :)


Немного о Гундяеве ...
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Светлана Лебешева, 17.05.2012, 23:14) <{POST_SNAPBACK}>
Вы о чём? Что такое страшное в этом курсе? Вы учебник смотрели по ОПК? Это всего лишь культурологический курс. Жить в России и не знать культуру своего народа - это стыдно. Великие художники в своих картинах отображали библейские сюжеты.
Вы знаете, чем интересным отличался в юности да и зрелости академик Гельфанд?
Вы знаете, как удалось сохранить человеческое лицо и остаться человеком Серго Берия?
Как Вы думаете, почему современный Пушкин останется незаметным?
В юности читал Викулова, когда он ещё не был популярным и печатался только в журналах. А Михаила Тимофеева? А поэму "Мои осенние поля"? С какого перепоя здесь за культуру выдаётся один определённый культ, да ещё с такими отталкивающими традициями и действами как пропроведь невыступления на демонстрациях, явной ксенофобии, фобии других культур?
Вы ПУТАЕТЕ культуру России и насаждаемое православие.
Спасибо за тему. Я думал, что уже нет на форуме смелых людей - а для этого и правда нужна уже смелость.

О православном фотошопе, как элементе православной культуры http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...showentry=25585

Кстати те самые часы, которые отец Фотошопий затёр на публичной фотографии нашего клонуа-мультимиллиардера - 20 годовых зарплат учителя. Зато его проповедь о нестяжательтсве - бесценна.
А ещё один элемент современной православной культуры - ПУБЛИЧНОЕ ВРАНЬЁ этого клоуна, который перед трудом отца фотошопия заявлял В.Соловьёву, что часов таких у него нет. http://www.zimoglyad.org/post214455242/
Вы действительно хотите насаждения именно этой клоунады?
Михаил Градов ( Пользователь )
Цитата (Светлана Лебешева, 17.05.2012, 23:14) <{POST_SNAPBACK}>
Вы о чём? Что такое страшное в этом курсе? Вы учебник смотрели по ОПК? Это всего лишь культурологический курс. Жить в России и не знать культуру своего народа - это стыдно. Великие художники в своих картинах отображали библейские сюжеты.


Светлана Петровна, за "учебник" и "культурологический курс" жития, Вам, Валерий Алексеевич ответил.
Вернёмся к Вашему замечанию - "Вы, о чём?"

И Альбертом Геннадьевичем, и мной обращается внимание читателей ( и Ваше тоже) на то, что имеет место нарушение действующего законодательства РФ. По Вашему ответу делаю однозначный вывод - в школе работают люди, которым НЕ ЗНАТЬ и НЕ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ СВОЕЙ СТРАНЫ - НЕ СТЫДНО.

О чём с пафосом они сообщают всей стране.

Светлана Петровна, Вы, видите разницу между библейским сюжетом и действующим законодательством страны?

Вы, всем показали, что в школе, в министерстве образования и не только, эту разницу не видят. А если и знают о ней, то откровенно на это плюют,
Виктор Кошкин ( Пользователь )
Общественный Фонд "Здравомыслие" получили отписку из Министерства образования ... большинство претензий Фонда, связанных с нарушением конкретных статей Конституции, Федеральных законов и Международной Конвенции по правам ребенка, проигнорированы.
http://pr-zdravomyslie.livejournal.com/9729.html

Михаил Градов ( Пользователь )
Для Светланы Петровны и тех, кто с ней согласен:

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Цитата
Правовые принципы участия родителей в политике образования.
Целью данной работы является исследование правового закрепления возможностей родителя принимать решения в области политики образования. В первой части исследования рассмотрены основные права, из которых вытекает право родителей в том или ином виде участвовать в политике образования. Во второй части рассмотрено законодательное регулирование права участия родителей в политике образования. Здесь политика образования понимается в узком смысле — как формирование политики образования. Проанализированы механизмы реализации прав родителей, закрепленных в законодательства Эстонии, а также законодательные механизмы других стран, чей опыт может быть полезен для Эстонии.

В широком смысле политики образования участие родителя может происходить в разных формах. Одна форма участия основывается на концепции родителя-потребителя образования и осуществляется посредством мониторинга стратегий и программ государственного образования, а также контроля обеспечения качества образования. Эту форму мы будем называть участием в реализации политики образования. Другая форма участия основывается на концепции родителя-заказчика образования и реализуется посредством участия в определении целей и ценностей образования, формулировании стратегий образования, а также в выборе учебных программ. Эту форму участия мы будем называть участием в формировании политики образования или участием в политике образования.

Список сокращений.

Сокращения

ВДПЧ — Всеобщая декларация о правах человека
ЕКПЧ — Европейская конвенция прав человека и основных свобод
ЕСПЧ — Европейский суд по правам человека (Страсбург)
МПЭСКП — Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах
ДПР — Декларация ООН о правах ребёнка
КПР — Конвенция о правах ребёнка

Теоретические положения

Целью настоящего исследования является формулирование правовых принципов, лежащих в основании права участия родителей в политике образования, анализ существующих прав и фиксация проблемных мест эстонского законодательства. Эта цель определяет выбор теоретических положений, положенных в основу исследования.
Право участия родителей основывается, во-первых, на принципе демократии. Это означает, что интересы родителей как прямых и косвенных адресатов закона должны быть учтены при формировании политики образования и принятии нормативных актов.

«Демократию нельзя понимать лишь формально и технически, редуцировав её к решению большинства в парламенте. Такое понимание ведёт лишь к иллюзорной власти народа. Материальным условием демократии является наличие условий для полноценного обсуждения и согласования разных интересов. При этом меньшинство должно иметь реальный шанс высказать свои аргументы таким образом, чтобы они могли повлиять на процесс принятия решения».Демократия может быть реализована в различных формах в зависимости от логики действия координационных механизмов разных сфер деятельности. На уровне страны демократия может быть представительной, но на уровне самоуправления или школы, возможны и прямые формы демократии. Принимая во внимание требование эффективности, в экономической сфере демократия должна принимать другие формы, чем в политической сфере. Сфера образования тоже может накладывать определённые требования к демократизации.

Во-вторых, право участия родителей в политике образования основывается на принципе гражданского общества. Идея гражданского общества указывает на нормативное содержание демократии и на необходимость участия избирателей, не только в процедуре легитимации власти, но и в обсуждении и решении текущих политических вопросов. Тем самым демократия понимается как демократия участия, а не элитарная демократия. Избиратели понимаются не только как потребители, но и как заказчики политики.Современная теория гражданского общества связана с дискурсивной этикой, утверждающей нормативную необходимость и эмпирическую возможность демократизации. Следуя идеям Руссо и Канта, дискурсивная этика понимает демократию как ситуацию, в которой адресаты права могут быть одновременно описаны как его авторы. Для реализации этого постулата должен быть определённым образом организован процесс достижения общего согласия. Этим процессом является симметричная, взаимная и рефлексивная дискуссия в рамках гражданского общества. В центре институтов гражданского общества стоит сфера общественной коммуникации и добровольных ассоциаций.

В-третьих, права участия родителей в политике образования основано на принципе прав человека. Концепция основных прав человека исходит из того, что права присущи человеку уже потому, что он является человеческим существом, то есть это естественные права человека. Эти права приобретаются в силу рождения и являются условием реализации человеческого достоинства, присущего каждому. Образование ребёнка играет существенную роль в развитии личности, поэтому права человека должны применяться к области образования. Закрепление основных политических и коммуникативных прав являются условием для свободной дискуссии и эффективности гражданского общества в отношениях с государством.

Родители и образование. Cубъективные права.

Основные права родителя .


Права родителей и детей упоминаются во многих международных документах, принятых в рамках ООН и Совета Европы — Декларация прав человека (ООН)5, Международный пакт об экономических и социальных правах (ООН)6, Конвенция о правах ребёнка (ООН), Европейская конвенция прав человека (Совет Европы). К вопросу прав родителей обращался и Европейский суд по правам человека, чья судебная практика является обязательной для Эстонии. Право Европейского Союза касается образования в основном относительно равного доступа граждан ЕС к образованию в стране участнице. В остальном компетенция ЕС не распространяется на область образования, оставляя это в компетенции национальных государств. Основными законодательными актами ЭР, регулирующими школьное образование являются закон об образовании и закон общего образования. Напротив, Закон о правах ребёнка не содержит специальных прав в области образования и прав соучастия. Кроме того, объем прав, предусмотренных этим законом нередко уже международных и даже конституционных требований. Поэтому закон о правах ребёнка практически не отражен в исследовании.

С точки зрения законодательной техники права человека имеют достаточно широкую формулировку, необходимую для закрепления принципов. Поэтому конкретизация этих принципов должна осуществляться в законах. Тем не менее закреплённые в конституции и международных документах права человека имеют прямое применение. Права человека в романо-германской или континентальной системе права обязывают публичные органы (государственные учреждения, самоуправления, юридические лица публичного права). Прямое применение прав человека в частном праве является исключением, которое должно быть особо оговорено законом. В случае возникновения спора о соответствии практики публичных учреждений правам человека вопрос рассматривает суд. Если спор касается соответствия правам человека закона, то вопрос рассматривает конституционный суд.

Права ребёнка.

В основе прав родителей и полномочий государства лежат права ребёнка. Субъектом прав человека является любой человек с момента его рождения. Однако в силу возраста он не всегда способен самостоятельно реализовывать свои права. Правоспособность наступает с момента рождения (в отдельных случаях и с момента зачатия), а дееспособность приобретается постепенно и связана с наступлением определённых условий. Распространённое мнение, что ребёнок становится дееспособным только с достижением совершеннолетия, является неверным. Совершеннолетие связано с наступлением полной дееспособности, однако частичная дееспособность наступает гораздо раньше и определяется не только формальными критериями (7, 14 или 16 лет), но и уровнем зрелости ребёнка, его способностями к пониманию и оценке последствий.
Политика образования является достаточно сложной областью. Кроме пожеланий самого ребёнка при принятии ответственного решения должны быть учтены тенденции развития общества, проект будущего, способности ребёнка. Поэтому многие решения за ребёнка принимают его родители и государство. Чем младше ребёнок, тем больше решений принимают представители его интересов.

Принцип сотрудничества.

Основные принципы представительства интересов ребёнка закреплены в конституции и международных правовых документах, в соответствии с которыми родители несут основную ответственность за образование ребёнка. Реализовать эту ответственность родитель может только в том случае, если у него есть соответствующие права влиять на образование, которое получает ребёнок.

Родители являются естественными представителями ребёнка. Ст.5 Конвенции о правах ребёнка утверждает принцип уважения к ответственности, правам и обязанностям родителей «управлять и руководить ребёнком в осуществлении им признанных настоящей конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребёнка». Ст.18 Конвенции о правах ребёнка подтверждает, что «родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

Существенным ограничением этого права является обязательное основное образование, которое должно обеспечивать государство. Ответственность и родителя, и государства охватывает всю сферу образования. Родитель несёт ответственность за образование его ребёнка, государство несёт ответственность за систему образования в целом, в том числе и за то, чтобы каждый ребёнок получил образование. За отдельного ребёнка ответственность несёт и родитель, и государство. Поэтому основным принципом взаимоотношений является сотрудничество родителей и государства.

Права человека.

Как уже указывалось в предыдущем параграфе, права в области образования являются не просто техническими правами, обеспечивающими функционирование системы образования, но и имеют измерение прав человека. На уровне конституции и международных документов о правах человека права родителей специально не формулируются, но являются частью других прав. К правам родителей имеют отношение право на семейную жизнь, свобода совести, принцип демократии, право на равное отношение и недискриминацию. Специально к образованию относятся право доступа к образованию, право выбора школы. Отдельно права родителей сформулированы в Конвенции прав ребёнка.

Право на семейную жизнь

· ст.16 Декларации прав человека — Семья является естественной и основной ячейкой общества;

· ст.8 Европейской конвенции по правам человека — каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции;

· ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах — Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь,

· ст.10 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах — формулировка аналогичная предыдущей;

· ст.18 Конвенции о правах ребёнка — Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

· Ст.110 Сатверсме — Государство защищает и поддерживает брак и семью, права родителей и детей.Право на семейную жизнь включает в себя и право на воспитание своих детей. В отношении образования это означает, прежде всего, право на уважение воспитательных воздействий семьи в образовательном процессе, право участия в определении, каким должен быть образовательный процесс.
Свобода совести

· ст.9 Европейской конвенции о правах человека — Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии;

· ст.2 протокола к Европейской конвенции прав человека — Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям;

· ст.18, 19 Декларации прав человека — свобода беспрепятственно придерживаться своих убеждений;

· ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах — Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

· ст.14 Конвенции о правах ребёнка — Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Государства-участники уважают права и обязанности родителей ... руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

· Ст.99 — Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религиозного вероисповедания.Интерпретируя свободу совести в образовании и обучении Европейский суд по правам человека определил, что обучение — это совокупность способов, посредством которых в любом обществе взрослые пытаются привить более молодым свои верования, обычаи и другие ценности, в то время как образование предусматривает, в частности передачу знаний и интеллектуальное образование.То есть обучение и образование имеет прямое отношение к свободе убеждений и религии. В других решениях суд уточнил, что обязанность уважения к религиозным и философским убеждениям распространяется на содержание образования, форму преподавания и другие функции государства в области образования. В эти функции входит организация и финансирование государственного образования.

Закон об образовании предусматривает, что система образования обеспечивает свободу мировоззрения. Учащиеся по своему выбору осваивают христианское учение или этику, или же христианское учение и этику одновременно.

В широком смысле свобода совести означает, что в школе ребёнок может придерживаться религии и убеждений своей семьи, более того, родители имеют право на уважения их убеждений в планировании образовательного процесса. В соответствии с интерпретацией ЕСПЧ уважение убеждений родителей является позитивной обязанностью государства, объём этой обязанности больше, чем просто «принимать во внимание». То есть родитель имеет право определять основополагающие вопросы образования. Однако вопрос, каким должен быть объём этого права остаётся открытым. Как правило свобода совести в образовании реализуется через требование плюрализма по отношению к содержанию образования (мировоззренческий нейтралитет школы), информация или знания, фигурирующие в программе должны быть освещены объективно, с учетом критики и плюрализма мнений, кроме того детям должны быть даны способы работы с разными мнениями и представлениями. Федеральный конституционный суд Германии заключил, что публичное образование должно соответствовать принципам толерантности и нейтралитета, быть свободным от индоктринации.В соответствии с судебной практикой Европейского суда по правам человека статья 2 протокола к ЕКПЧ не препятствует государствам включать в обязательное образование или обучение информацию или знания, имеющие прямо или косвенно религиозный или философский характер. Без этого образование или обучение подверглось бы риску оказаться неосуществимым.Уважение к философским убеждениям родителей не является абсолютным, убеждения не защищаются, если они не совместимы с достоинством личности и не достойны уважения в демократическом государстве. Язык обучения не входит в понятие философских и религиозных убеждений в значении статьи 2 протокола к Европейской конвенции по правам человека.Вопросы языка преподавания должны решаться в рамках прав этнических меньшинств.

В узком смысле свобода совести в образовании относится к решению родителя об участии ребёнка в религиозном предмете. Подход государства к религиозным вопросам может быть очень различным. В Эстонии родитель имеет право выбора между этикой или христианским учением. В Германии на уровне конституции закреплено право религиозных сообществ на преподавание религии в публичной школе. Религиозный предмет должен быть обязательным. Родитель, исходя из своих религиозных убеждений, решает, на какой предмет будет ходить ребёнок. Напротив, во Франции, где конституцией установлен светский характер публичного образования, религиозный предмет не является обязательным. Более того, в публичных школах религиозное образование может быть дано только вне учебного расписания ( а в частных школах религиозное образование должно быть факультативным ).

Принцип демократического участия.

Право демократического участия в политике образования позволяет реализовать права и ответственность родителей за образование их детей:
· Эстония является независимой демократической республикой.
· Каждый имеет право на свободу слова.
· Каждый гражданин Эстонии имеет право участвовать в деятельности государства и самоуправлений в установленном законе порядке. В деятельности самоуправлений имеют право участвовать и граждане Евросоюза, постоянно проживающие в Эстонии.
· Каждый имеет право объединяться в товарищества, политические партии и другие общественные организации.
· Государство защищает свободу заранее заявленных мирных собраний, шествий и пикетов
· Каждый имеет право в законном порядке обращаться с заявлением в учреждения государства и самоуправления и получить ответ по существу
· Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
· Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
· Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору (МПГПП 19)
· Признается право на мирные собрания. (МПГПП 21)
· Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. (МПГПП 22)
· Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации ... и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; (МПГПП 25).Демократические формы участия могут иметь различные формы. Некоторые из них доступны только гражданам, но большинство доступно всем, находящимся под юрисдикцией государства. Важно разделять право принятия решения и право участия в обсуждении.
Кроме нормативных документов, партнёрство с родителями как приоритетное направление политики образования упоминается в резолюциях международных конференций ЮНЕСКО. Поскольку образование является не единственным средством обучения жить вместе, его совершенствование требует вклада не только школы, но и всех заинтересованных сторон. Соответственно, это подразумевает установление и укрепление истинного партнерства со всем обществом: преподавателями, общинами, семьями, экономическим сектором, средствами информации, НПО, а также интеллектуальными и духовными деятелями. (Международная конференция по образованию, 46-я сессия, 2001 г.)

Мы вновь подтверждаем важнейшее значение образования в нашей национальной политике развития. ... Мобилизация эффективных альянсов в интересах качественного образования для всей молодежи среди социальных партнёров недостаточна. (Международная конференция по образованию, 47-я сессия, 2004 г.) Необходимость увеличивать соучастие социальных партнёров упомянута также в Декларации тысячелетия ООН20 — Мы преисполнены решимости ... укреплять потенциал всех наших стран для претворения в жизнь принципов и практики демократии и уважения прав человека, включая права меньшинств ... Коллективно добиваться большей открытости политических процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан во всех наших странах;

Даккарские рамки действий, принятые на прошедшем в рамках ООН Всемирном форуме по образованию (2000), ставят перед правительствами и обществом цель обеспечить заинтересованность и участие гражданского общества в формулировании и мониторинге стратегий образования, разрабатывать системы руководства и управления образованием, основанные на учете потребностей, широком участии и подотчетности. Эти документы могут быть полезны для интерпретации права на демократическое участие.

По своей природе право соучастия требует законодательного закрепления механизмов соучастия, то есть того, где и как это право может быть осуществлено. Закон об образовании подтверждает, что общество, а значит и родители имеют право участия в политике образования — общество участвует в организации и развитии образования, в том числе способствуя улучшению качества образования, создавая программы образования, защищая права и интересы учащихся и учителей. Органы государства и самоуправления предоставляют ... необходимую информацию, консультации и методическую помощь. Подробный анализ механизмов соучастия будет дан в последующих главах, а здесь мы рассмотрим типологию форм участия. С правовой точки зрение соучастие может происходить в трёх основных формах:

1) Принятие решения. Объем права принятия решения может включать право голоса и право вето.

2) Учёт мнения. Право на учёт мнения может иметь форму инициативы и реагирования. Право инициативы означает право вносить предложение, по которому должно быть принято решение. Реагирование право высказать мнение на предложение органа, принимающего решение и обязанность принимающего решение выслушать и учесть это мнение. В случае, когда учреждение имеет свободу выбора, позиция родителей становится релевантным обстоятельством при оценке необходимости, пропорциональности и соразмерности решения. Если предложение субъекта права соучастия отвергается, то отказ должен быть обоснован. Решение может быть оспорено в случае отсутствия или недостаточности обоснования.

3) Высказывание мнения. Этой форме соучастие соответствует право свободы слова, не влекущее за собой обязанность органа, принимающего решение, учитывать мнение заинтересованных сторон. реализуется исключительно Эта форма соучастия реализуется через политические механизмы.

Право на образование.

· Государства-участники признают право ребенка на образование (ст.28 Конвенции о правах ребёнка)
· Никому не может быть отказано в праве на образование (ст. 2 протокола к ЕКПЧ).
· Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. (ст. 13 ч.1 МПЭСКП)
· Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатно получить основное и среднее образование .Содержанием права на образование является обязанность государства создавать и поддерживать функционирование системы образования и право индивида на доступ к пользованию этой системой. Поскольку право на образование по самой своей природе требует регулирования со стороны государства, то система образования должна соответствовать конституционным принципам и правам человека. Согласно интерпретации ЕСПЧ это регулирование может измениться с течением времени и в соответствии с нуждами и потребностями общества и отдельных лиц, но оно никогда не должно влечь посягательство на сущность права, а также противоречить другим правам человека.

Закон об образовании не совсем обоснованно сужает круг субъектов права на образование, гарантируя его гражданам, негражданам Эстонии, иностранцам, имеющим постоянный вид на жительство, а также гражданам Евросоюза, имеющим временный вид на жительство. Таким образом, из права на образование исключается дети лиц граждан третьих стран, имеющих временный вид на жительство. На получение же постоянного вида на жительство у гражданина третьего государства может уйти до 10 лет.23

Равноправие и недискриминация.

Все права, связанные с образованием и прежде всего право доступа к образованию должно осуществляться в соответствии с принципом равенства и недискриминации.

· Пользование правами и свободами ... должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. (ст. 14 ЕКПЧ)

· Все люди равны перед законом... Закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ст. 26 МПГПП).

· Государства обязуются гарантировать, что права ... будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ст. 2 ч.3 МПЭСКП).

· Принцип равного обращения означает, что прямой или косвенной дискриминации, основанной на расовом или этническом происхождении, не должно быть (ст.2 Директива Совета Европейского Союза 2000/43/ЕС)

· Все люди в Эстонии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации

.Равный доступ к образованию независимо от расового или этнического происхождения особо регулирует Расовая директива Европейского союза. Принцип равенства относится как к поступлению и оценкам в школе, так и к обеспечению качества образования. Ст.8 Расовой директивы ЕС предусматривает эффективные процессуальные гарантии лицам, подвергшимся дискриминации. В случае констатации признаков дискриминации по этническому признаку, бремя доказательства переносится на предполагаемого нарушителя, который должен доказать, что дискриминации не было. Директива различает следующие формы дискриминации:

а) прямая дискриминация имеет место, когда на основании расового или этнического происхождения обращение с неким лицом менее благоприятно в сравнении с другим лицом, которое оказывается, оказалось или могло оказаться в сходной ситуации.

б) косвенная дискриминация имеет место, когда формально нейтральные правила, критерий или установленный порядок ставят лицо определенной расы или этнического происхождения в особо неблагоприятное положение по сравнению с другими лицами, если только указанные правила, критерий или установленный порядок не являются объективно оправданными законной целью, и средства ее достижения являются надлежащими и необходимыми.

в) Оскорбление считается дискриминацией, когда имеет место недопустимое поведение, связанное с расовым или этническим происхождением, целью или результатом какового является попирание достоинства некоего лица, или же создание вокруг него пугающей, враждебной, оскорбительной и унижающей обстановки .

Право выбора школы.

· Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. (ВДПЧ25, ст.26 ч.3)

· Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством . (МПЭСКП ст.13 ч.3)В конституции право выбора школы не упомянуто, но оно сформулировано на законодательном уровне. Закон об образовании предусматривает право родителя выбрать учебное заведение, осуществляющее основное образование. Среднее образование в статье не упомянуто, видимо потому, что оно не является обязательным. Право выбора существует с одной стороны между публичными школами, а с другой стороны между публичной и частной школой.

Из права выбора школы следует, что государство должно обеспечить несколько типов образовательных программ и не должно существовать обязательной привязки ребёнка к тому или иному учебному заведению. Право выбора основывается на концепции родителя потребителя образовательных услуг, выбор осуществляется среди разработанных образовательных моделей, представленных в стране. Право выбора учебного заведения не включает в себя право требования на создание или сохранение школы определённого типа. Влияние на такие вопросы возможно лишь в рамках права на демократическое соучастие.

Право выбора учебного заведения может быть ограничено определёнными условиями приёма, например наличием определённых способностей или уровня успеваемости. Эти условия должны быть объективными, то есть средства для достижения легитимной цели должны быть необходимы и пропорциональны, а результат соразмерен принципу прав человека. Кроме того условия отбора должны быть прозрачны и недискриминационны.

Другое направление осуществление выбора типа школы являются частные школы или образование в семье. Частные школы должны соответствовать лишь минимальным требованиям целей образования, установленных государством. В остальном частное учебное заведение само определяет цели и содержание образования. Взаимоотношения государственного и частного образования может быть построено на разных принципах, начиная с ограничительных мер и заканчивая государственным субсидированием. В эстонском законодательстве не закреплены особенные приоритеты по отношению к частным учебным заведениям. На конституционном уровне этот вопрос не регулируется, а законодательное регулирование очень лаконично. Закон об образовании говорит, что частные учебные заведения учреждают, реорганизуют и ликвидируют юридические и физические лица, — частные учебные заведения функционируют основываясь на данном законе.

Таким образом, государственный стандарт находится полностью в компетенции государства, независимо от того, какую школу — публичную или частную выбрал родитель, на уровне образовательного стандарта он не имеет права выбора, выбор возможен только на уровне учебных программ.

Возможность судебной защиты.

Необходимо отметить, что конституционные права обеспечивают только самый общий масштаб соучастия родителей. Права влиять на конкретные вопросы политики образования должны быть закреплены на законодательном уровне. Этим объясняется самоограничение ЕСПЧ в вопросе того, что определение и устройство программы обучения относится по общему правилу к компетенции договаривающихся государств.

Вопрос об устройстве программы обучения рассматривал Федеральный конституционный суд Германии.27 Родители учащихся выступили против образовательной реформы в высших классах гимназии, сославшись на закреплённые в конституции общую свободу личности, равноправие, права родителей, обязанность государства осуществлять надзор за школами и свободу выбора профессии. Однако Суд определил, что конституция не содержит положений для педагогической оценки школьной системы. Конституция не задаёт каких-либо критериев устройства школьной системы, содержания и дидактики учебных программ. Различие мнений о том, как добиться лучшего качества образования не достигает уровня вопроса о конституционных правах. Этот вопрос находится в компетенции федеральных земель и должен быть урегулирован в законодательном порядке.

Конституционный суд должен вмешиваться только, если возможности родителей ограничиваются в недопустимой мере, например, если используемые средства совершенно не подходят для достижения целей образования или если цели образования установлены очень узко, таким образом, выхолащивая право родителя на соучастие в определении образовательной траектории его ребёнка. Из конституционного права родителя на выбор школы не вытекает обязанность государства создавать школы соответствующие пожеланиям родителей.

Принимая во внимание многообразие родительских представлений об образовании, это было бы просто невозможно реализовать на практике. Указывая на то, что вопрос об организации образования, содержании и дидактике учебных программ относится не столько к конституционному, сколько к законодательному уровню, а также, что государственное регулирование образования является не только сервисом, но и ограничением прав родителей, суд указал на минимальные требования к закону. Законом должно быть урегулировано:

· Образовательные и воспитательные цели школы
· Общий каталог учебных целей
· Каталог предметов
· Основная организационная структура школы, виды школ и образовательных курсов, соучастие родителей и учащихся в принятии решения, самоуправление школы.
· Нормы, определяющие «статусы» школьников — принятие и исключение из школы, перевод в следующий класс, порядок экзаменации и т.п.

Ограничения прав родителей. Полномочия государства

Начиная с эпохи Просвещения, государство занимается вопросом образования и создаёт публичные школы. Современное государство осуществляет всеобъемлющее регулирование и контроль школьного образования.Правовым основанием образовательной деятельности государства является реализация интересов ребёнка, а именно интерес включения в жизнь общества и самореализации.

Как международные документы, так и эстонская конституция провозглашают обязательность и бесплатность основного, а также бесплатность среднего образования. Родителям это даёт право требовать, чтобы государство поддерживало функционирование образовательной системы. Одновременно обязательное образование является серьёзным ограничением свободы родителей. В область родительских прав не входит решение по вопросу, будет ли ребёнок получать основное образование. Возможность выбора появляется только на уровне среднего и высшего образования. Принимая этот принцип, политика образования заключается в определении того, какое образование будет получать ребёнок, а также устройство системы учебных заведений.

Как указывалось выше право родителя и право государства имеют одинаковый ранг. Это означает, что государство не может осуществлять полный контроль над системой образования, исключив влияние родителя. С другой стороны, родитель не может отказаться от опеки государства над его ребёнком. Поскольку законодательно закреплена как ответственность родителя, так и ответственность государства, то возможно требование родителя к государству об обеспечении надлежащего образования, а также требование государства к родителю, чтобы ребёнок посещал школу, соблюдал правила внутреннего распорядка выполнял школьные задания. Ответственность государства распространяется на общий уровень, то есть на всю систему образования, а ответственность родителя — на частный уровень, то есть на образование своего ребёнка. За разработку политики образования отвечает прежде всего государство, а родитель может соучаствовать, если он считает, что решение частных вопросов невозможно без решения общих.

Принцип обязательности образования отражается и в законе. В соответствии с законом об образовании, родители ребёнка ответственны за то, чтобы их ребёнок получил обязательное образование. Чтобы конкретизировать ответственность родителя нужно понять, что означает «обязательное образование». Это обязанность обучаться вообще, освоить минимум установленных государством требований, освоить курс основной школы? Возможно, законодатель имел ввиду освоение курса основной школы. Однако надо учитывать, что норма относится и к частным школам, в которых учащийся обязан освоить только минимум установленных государством требований, а остальное — в соответствии с программой частной школы. Вариант обязанности обучаться вообще очень неопределён, к тому же в соответствии с конституцией именно основное образование является обязательным. Таким образом, эту статью надо понимать как ответственность родителей за то, что ребёнок освоит установленный государством минимум требований основного образования.

Однако такая интерпретация не может разрешить противоречия с вышестоящими нормативными актами, а именно с Конвенцией о защите прав ребёнка. Определённая законом ответственность уже, чем в конвенции ООН о защите прав ребёнка, которая определяет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка (ст.18). Ответственность родителя не сводится к получению образования ребёнком, но распространяется и на определение, каким это образование должно быть. Из этой ответственности следует не только право участия в реализации, но и в определении политики образования. Конвенция является для Эстонии обязательной, а узкая формулировка закона противоречит нормам конвенции, поэтому в данном случае должна применяться более широкая формулировка конвенции.

Относительно природы прав родителя и государства стоит отметить, что права родителя — это политические и социальные права, которые, во-первых, обеспечивают общественную коммуникативную деятельность за счёт защиты от вмешательства государства, во-вторых, — возможность участия в управлении государством и сервисах, обеспечиваемых государством. Право государства определять воспитание и образование ребёнка является не свободой или возможностью, а полномочием. Государство обеспечивает образование, поскольку на конституционном уровне ему поставлена такая задача. В образовательной системе государство должно реализовать ценности и цели, закреплённые конституцией.

Цели образования.

В отличие от XVIII века цели образования не сводятся к «преподаванию молодёжи полезных знаний», функции современного образования гораздо шире.

Международные документы так определяют цели образования:

· развитие личности (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29)
· уважение к правам человека (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29)
· уважение к родителям, родной культуре и стране проживания (КПР ст.29)
· подготовка к сознательной жизни/ возможность стать полезным участником в свободном обществе (КПР ст.29, МПЭСКП 32 ст.13.)
· уважение к природе. (КПР ст.29)
· содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между народами и религиозными группами (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29, МПЭСКП ст.13 ч.1, ДПР ст.10) Конституция прямо не содержит указаний на цели образования. Поэтому здесь должны применяться международные документы, а также интерпретация в духе международных правовых актов.

Далее цели эстонского образования перечислены в Законе об образовании: Обеспечить каждому жителю Эстонии возможность развивать свой духовный и физический потенциал, чтобы становиться
· самостоятельной и развитой личностью
· членом демократического эстонского государства и общества.В соответствии с возрастом и потребностями обеспечивается возможность
· получить знания и умения в области гуманитарных, социальных, естественных и технических наук.
· получить знания, умения и опыт отношений, чтобы участвовать в общественной и государственной жизни
· нравственного, эстетического, интеллектуального и физического развития, способствуя развитию знающей, умеющей и воспитанной личности.Далее цели общего образования конкретизированы в правилах КМ о стандарте общего образования. В соответствии со стандартом целями образования являются
· обеспечить учащегося знаниями и умениями, которые дают возможность подготовиться к продолжению образования,
· способствовать становлению учащегося как духовно и физически развитой личности, создавать понимание того, что здоровье является условием качества жизни
· формировать позитивно критическое и социально активное отношение учащегося, и создавать понимание о правах и обязанностях гражданина Эстонии.
· формировать у учащегося умение самостоятельно учиться и совершенствоваться, мотивировать к непрерывному образованию и к сознательной карьере.В отличие от международных правовых актов в целях образования Эстонии не акцентировано уважение к родителям, родной культуре. Эта цель важна для поддержания ценности семьи , а в случаях если родная культура принадлежит к культуре нацменьшинств, то это является частью прав нацменьшинств на сохранение своей культурной и языковой самобытности .

Особое выделение цели «содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между народами и религиозными группами» была бы целесообразна для эстонского общества, где остаётся актуальной задача интеграции общества. Экологическое мышление и цель образования «уважения к природе» является актуальным в международном контексте, однако в Эстонии эта проблема пока так остро не стоит. Стандарт образования ограничивается здоровьем индивида, не выходя на уровень всего человечества.

Интересно также сравнить определение целей образования в других странах. В Германии общие рамки и цели школьного образования определяются свободой действий индивида, равноправием, свободой совести и свободой слова. Детально цели школьного образования закреплены в законодательстве федеральных земель. Общими для всех федеральных земель являются цели: передача знаний, воспитание социального поведения, образование ответственности и гражданственности. Эти цели соответствуют эстонскому законодательству. Гораздо интересней новые тенденции в определении целей образования.

Так в последнее время к целям образования начинают причислять

· сохранение природной среды как основу выживания человечества
· воспитание гражданской принадлежности к Европейскому союзу.Здесь появляются различия с эстонским определением целей. Уважение к природе и экологическое мышление уже упоминалось выше в контексте международных документов. Интересна цель «воспитания гражданской принадлежности к Европейскому союзу», имеющая региональный характер. В отличие от немецкого, эстонское законодательство останавливается на воспитании «гражданина Эстонии».

Формулирование целей образования во Франции имеет стройную систему понятий, которой не хватает латвийскому регулированию, но по содержанию цели похожи на рассмотренные выше. В масштабах государства целью образования является обеспечение равенства возможностей. В масштабах человека целями любого образования является
· Развитие личности
· Подготовка (базовая и непрерывная)
· Включение в общественную и профессиональную жизнь
· Гражданственность

К целям школьного образования кроме вышеперечисленного относятся:
· приобретение базовых знаний и элементов общей культуры
· профессиональная и техническая подготовка по выборуФормулирование целей образования в основном относится к области политики, правовое значение это имеет только в случае грубых нарушений, как например, чрезмерно узкое формулирование целей, или явное противоречие с конституционными принципами. В большей степени правовое значение имеет реализация этих целей — право родителей на информацию и контроль выполнения целей, обязанность государства проводить мониторинг качества образования.


Кто-то попытается возразить. что это пример из эстонской практики, но сразу охлажу их пыл - в основе исследования лежат международные правовые акты и национальные конституции.
Игорь Бачурин ( Пользователь )
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
Аргументы против ОРКСЭ.
1) В статье 2 закона «Об образовании» провозглашается «…светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.» Использование выражения «светский ХАРАКТЕР образования» позволяет предположить не просто формальную светскость, т.е. неподотчётность школ церковным органам и отсутствие подготовки в них служителей культа, а принципиальное свойство школьных программ и воспитательных концепций не содержать религиозную основу.

Позволяет предположить одним одно, а другим другое. Кстати ЖЖ Ваш по моему :) Там есть и этот текст про "Остановить преподавание". К сожалению закон в этой части несовершенен и его можно интерпретировать многозначно. Чем все и занимаются ничего не нарушая.
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
2) В данном же курсе предполагается обязательный выбор одного из шести модулей, что по сути есть принуждение к открытию своей личной веры. Слова о том, что не обязательно выбирать по вере – отговорка, т.к. по факту именно это и происходит, курс обязательный и нет права отказаться от него.

Растаман(или язычник и кто там ещё) выбирающий один из шести модулей, никому не откроет своей личной веры.А все тайные буддисты и иудеи, православные, мусульмане, шифрующиеся из принципа, могут выбрать светскую этику. И ничего никому не надо сообщать.
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
3) Мировоззрение всегда индивидуально, оно всегда личное дело человека.
он не имеет жизненного опыта, принимает догматы взрослых некритически. За него этот выбор сделают взрослые, превратив в мировоззренческого калеку. Это преступление! Мировоззрение и религию не выбирают как на рынке! В школе нужно давать базу – научную, культурную, а мировоззрение формируется само.

За ребёнка выбор взрослые делают всегда. Одного крестят, а второго учат гордо произносить "Я не одену этот пионерский галстук-символ совка", а третьего убеждают что одеть пояс со взрывчаткой это круто.
Я уж не знаю когда там по сегодняшним научным данным у человека само собой формируется мировоззрение. Но оно необходимо и ребенку которые ещё едва начал ходить. В том числе и вопросах жизни и смерти.
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
4) По вышесказанному понятно, что курс не носит культурологический характер.

По вышесказанному понятно всего лишь Ваше отношение к этому делу.
Цитата (Дворник, 17.05.2012, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
Курс ОРКСЭ не только не выполняет функции воспитания толерантности, взаимного уважения, а наоборот! Он акцентирует внимание детей на том, что все люди разные, имеют свои ценности, педалирует вновь и вновь тему разницы, различий, особенностей, отличий….

Уважать человека,несмотря на его отличия от других, это и есть толерантность. Все люди разные (уникальные), а не одинаковые. Равные же они или не равные это другой смысловой пласт.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+