Личный кабинет

Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся

Ольга Юстин ( Пользователь )
Рыбина Галина Васильевна
СКИПКРО
Зав. каф. теории и практики
профессионального образования

Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор
духовно-нравственного воспитания учащихся

Педагогическая деятельность учи­теля как профессиональный труд специалиста высокой квалификации характе­ризуется направленностью на создание в педагогическом процессе необходи­мых условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности обучающегося. Потребности современного общества, новый рынок труда оп­ределяет необходимость исследования динамических изменений педа­гогической деятельности учителя как личности, ориентированной на жизнен­ную и профессиональную активность, которая помогает совмещать требования и цели учителя с возможностями, желаниями и целями учеников. Гуманизация педагогической деятельности, ориентированной на жизненную и профессио­нальную активность личности, предопределяется сущностью актуально значи­мых свойств и потенциальных возможностей человека: сформированностью работопотребности и наличием работоспособности. В условиях непрерывного профессионального образования мотивируется ориентация учителя на гуманизацию своей педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников.
Развитие воспитания в системе образования в России в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов. Это стало возможным прежде всего потому, что впервые в основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса.
Проблема развития воспитания привлекает неослабное внимание ученых, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентациях нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения. Ученые видят острую необходимость развития деятельностного подхода к организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, Л.И. Божович, Н.В. Бордовская, И.К. Бу­заров, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, М.Р. Кудаев, А.К. Мар­кова, В.М.Монахов). Для этого, по справедливому мнению педагогов, необходимо обращаться к научному исследованию проблемы гуманизации профессиональной деятельности учителя как фактора духовно-нравственного воспитания школьников (А.И. Адамский, Ш.А. Амонашвили, М. Балабан, А.Ю.Гранкин, Б.С. Гершунский, А. Гольдин, В.А. Кан-Калик, В.С. Кукушин, А.М. Лобок, Н.Д. Ни­кандров, А.И. Николаева, А.И. Субетто, В.А. Сухомлинский, Я.С. Турбовской, Н.Е. Щуркова, А. Е. Ямбург).
Основополагающим, фундаментальным понятием теории гуманизации деятельности учителя является Человек. В учреждениях образования учитель проводит в жизнь философию признания того, что человек должен выступать и объектом, и субъектом образования, саморазвиваюшейся системой, при этом важно уточнить природу и сущность духовно-личностных ценностей; целей, идеалов, верований, мировоззрений, прав, свобод и обязанностей.
Раскрытие понятия «гуманность» обусловливает необходимость следующего шага – формулировки качеств гуманного человека в целях, функции и содержании социально-гуманитарного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая постдипломным обучением. Здесь закладываются принципиально важные идеи: только гуманный человек может противостоять угрозам разного рода тоталитаризма, экстремизма, киборгизма; только гуманные люди в своих социальных взаимодействиях могут образовать (создать, построить) гуманное, здоровое общество с минимальными социальными патологиями.
Деятельность учителя может характеризоваться как гуманистическая, если она является:
ценной для общества, направившего учителю социальный заказ на подготовку подрастающего поколения. Эта деятельность ответственна, так как от неё зависит судьба и жизнь каждого обучающегося;
профессиональной, что означает: педагогической деятельностью способны заниматься взрослые, специально подготовленные в учреждениях профессионального педагогического образования;
обеспечивающей усвоение учащимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
формирующей эстетическое отношение к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);
укрепляющей здоровье детей, развитие их физических сил и способностей.
Гуманитарное образование, становясь важнейшим фактором понимания и осмысления происходящих перемен, не может стать панацеей от всех проблем. Но оно может:
дать систему объективных научных знаний о человеке, культуре, социальных ценностях, моральных и правовых нормах;
способствовать формированию мышления, которое ставит в центр социальных ценностей человека, его жизнь, его права, его здоровье;
способствовать формированию социально-ответственного поведения ( в бытовой, экономической, социальной и др. сферах), где четко различаются границы допустимого и недопустимого поведения.
В законе РФ «Об образовании» определено: «… Образование – это целенаправленных процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Значит, воспитательные цели необходимо заложить в содержание образования.
Посредством политики в сфере образования обеспечивается не только повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, но и процесс гуманизации общества, повышение уровня его культуры. Осмысление этого положения привело к тому, что позиции разных стран в оценке роли образования стали сходны: образование признано ключевым фактором экономической мощи государства, основой качества жизни ее граждан.
Анализ педагогической литературы показал, что акцент общественного внимания на нравственно-этические качества учителя особенно усиливается в переломные эпохи, в периоды обострения социальных противоречий, смены образовательных парадигм, поиска новых педагогических концепций. Размывание духовных ориентиров в обществе делает исключительно значимой личность учителя, его нравственную позицию для конструктивного взаимодействия внутреннего мира личности с внешней жизнедеятельностной средой.
Обзор истории образования убеждает в том, что в переломные моменты общественного развития прежде всего учитель оказывается стабилизирующим фактором, предлагающим социуму культурные образцы и нормативы, сдерживающие силы, разрушающие этнос. В условиях неясности социальных ориентиров воспитания, «размытости» идей учитель является для учащегося значимым образцом выстраивания отношений с внешним миром. Для становления личности ученика важное значение имеет фактор жизненной и профессиональной активности учителя: воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому так важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания будущего активного созидателя, духовно развитого ответственного гражданина.
Не умаляя значения фундаментальных знаний учителя, считаем необходимым отметить, что ученые и педагоги-практики акцентируют внимание на том, что основу учительской профессии выражает его отношение к миру и самому себе, интеллигентность, мера духовного богатства, установка на созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, на способность тонко чувствовать и понимать мир. Гуманизм ученика может формировать учитель – творец, гуманист, создатель
Педагог, работающий в русле гуманизации своей профессиональной дея­тельности, должен не только удовлетворить определенный уровень матери­альных и интеллектуальных потребностей учащихся. Его задача состоит в том, чтобы направить свой потенциал на помощь учащимся, сделать их достоянием личные открытия в духовно-нравственной области, попытаться определить свои перспективы, место в жизни, задуматься над тем, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с окружающим миром, в чём смысл его существования, каким он должен быть. Психолого-педагоги­ческая поддержка позволяет учащимся осмыслить духовно-нравственные по­нятия добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты.
Каждый человек, занимающийся воспитанием, должен сам для себя понять и осознать основные принципы нравственности. В этом процессе всегда есть что-то личное. Можно научить других только тому, что стало частью вас самих, а это означает, что всегда есть опасность передать другим свои неверные суждения и пробелы в образовании.
Обновление содержания и структуры работы учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников должно быть мотивированным и соответствовать возможностям укрепления конструктивного взаимодействия внутреннего мира личности с внешней жизнедеятельностной средой.
Важнейшими ресурсами гуманизации образования являются факторы гуманизации профессиональной деятельности учителей и условий жизни общества. Целостность процесса гуманизации профессиональной деятельности учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников предполагает работу по повышению эффективности преодоления типичных трудностей в учительской профессии. К этим трудностям отнесены недисциплинированность учащихся, взаимодействие с родителями учащихся, необходимость иметь большое самообладание и выдержку, неудовлетворенность учениками, которых обучают, недостаток умений понимать некоторых учеников, взаимодействие с руководством и др.
В числе факторов, снижающих эффективность профессиональной деятельности учителей в сфере духовно-нравственного воспитания, следует отметить неадекватность оплаты труда; значительные затраты времени; неудовлетворительные условия труда; неудовлетворенность жилищными и бытовыми условиями; неблагоприятные условия для самосовершенствования; семейные и личные проблемы; недовольство присвоенным разрядом по ЕТС; сложность совмещения работы с детьми на уроках и в неурочное время; необходимость совмещения преподавания нескольких предметов; необходимость быстро ориентироваться в резко меняющейся ситуацией; однообразие в работе.
Целостная система повышения квалификации учителей по вопросам гуманизации их профессиональной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания основывается на профессиональной этике учителя. При этом актуализируются и углубляются знания учителей о педагогической деятельности, ее функциях и целях, компонентах педагогической системы с позиций гуманизации образования. Рабочие программы по гуманизации профессиональной деятельности, должны соответствовать философской идее: гуманизировать систему образования могут лишь гуманные люди; гуманизировать профессиональную деятельность учителя в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся могут учителя с активной жизненной и профессиональной позицией, с мотивацией на потребность научно обоснованного обновления содержания и структуры духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Мероприятия по повышению квалификации и переподготовке педагогов, с нашей точки зрения, должны включать:
проведение региональных научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением представителей культуры, науки, образования, церкви;
разработку программ с учетом региональной специфики;
составление методических рекомендаций.
Проблема человека в учебном плане курсов повышения квалификации приобрела новые существенные аспекты и измерения. Суть новой парадигмы знания и образования состоит в подходе к человеку как высшей ценности. Не случайно в непрерывном образовании нередко возникает вопрос, должен ли учитель быть воспитателем или достаточно быть хорошим специалистом по преподаваемой дисциплине. В этой связи необходимо обозначить, что педагогические знания и умения не функционируют полноценно, если учитель не участвует в воспитательном процессе, особенно это относится к гуманитарному образованию.
Следует отметить, что цель послевузовского образования – это не только трансляция общих и специальных знаний, но и раскрытие духовных, творческих способностей педагога.
Учительство – это особая судьба, по природе своей несущая людям красоту, добро, созидающая самого человека.


Литература.
1.Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. М.:- 1998.- 130с.
2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно—ориентированного образования // Педагогика.—1997.-4.-С.12-14.
3.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества.—М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.-280с.
4.Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.-2.С.45.
5.Волков Ю.Г. Малицкий В.С. Идеология и гуманизм.-М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2004.-608с.
6.Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991).- Москва-Пятигорск: Гос НИИ семья и воспитание, ПГЛУ, 2002.-450с.
7.Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914.- С.41
8.Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– С.77-78.
9.Краевский В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки// мир образования – образование в мире.-2001.-2.-С
10.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№6.-С.3-6.
11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.2-е изд.-М.: Политиздат, 1997.-301с.
12.Миронов А.В. Социально-гуманитарное образование в России. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-331с.
13.Печчеи А. Человеческие качества. Перевод О.В. Захаровой.- М.: «Прогресс», 1980.-283с.
14.Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Ушакова В.Г. Уроки культуры мира.- М.: ООО НИЦ «Инженер», 2004. - 268с.
15.Субетто А.И. Гуманизация российского общества (Авторская концепция).- СПб.- М., 1992.-155с.
16.Сухова Т.А. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в системе повышения квалификации. Методические рекомендации.- М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 1996.-26с.
17.Турбовской Я.С. Толерантность – духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства // Извести Академии педагогических и социальных наук. В.7.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-С.37-49.
18.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512с.
Юрий Сергеев ( Пользователь )
(Yustin @ Sep 30 2005, 11:42 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор
духовно-нравственного воспитания учащихся

Можем ли мы гуманизировать профессиональную деятельность учителя, если:

• выпускники педвузов изначально не готовы работать в ОУ.
• учитель работает на 2 ставки и думает лишь о том, как прокормить семью.
• учителя - интеллигенция, слово, которое стали забывать, имеют огромную силу, профессиональный потенциал, но получают нищенскую зарплату.
• учителя приобретают роли «держателя» и «репродуктора» знаний и не желают осваивать новые роли:
-организатора самостоятельной деятельности школьников;
-консультанта, научного руководителя поисковой и исследовательской деятельностью детей;
-тьютора, разработчика контента (от создания дидактических материалов и творческих вариативных заданий в соответствии с авторской рабочей программой до собственного электронного учебника).

А что же делает государство, чтобы модернизировать российское образование, и повысить престиж российского учителя – интеллигента?
Я полагаю, что о гуманизации педагогической деятельности говорить стоит, но в другом контексте.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Юрий Николаевич @ Oct 2 2005, 01:16 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Можем ли мы гуманизировать профессиональную деятельность учителя, если:

• выпускники педвузов изначально не готовы работать в ОУ.
• учитель работает на 2 ставки и думает лишь о том, как прокормить семью.
• учителя - интеллигенция, слово, которое стали забывать, имеют огромную силу, профессиональный потенциал, но получают нищенскую зарплату.
• учителя приобретают роли «держателя» и «репродуктора» знаний и не желают осваивать новые роли:
-организатора самостоятельной деятельности школьников;
-консультанта, научного руководителя поисковой и исследовательской деятельностью детей;
-тьютора, разработчика контента (от создания дидактических материалов и творческих вариативных заданий в соответствии с авторской рабочей программой до собственного электронного учебника).

А что же делает государство, чтобы модернизировать российское образование, и повысить престиж российского учителя – интеллигента?
Я полагаю, что о гуманизации педагогической деятельности говорить стоит, но в другом контексте.


Ув. Юрий!

Пенять на государство в области гуманизации профессиональной деятельности учителя, по меньшей мере странно
:huh:

Если учителя не готовы осваивать новые роли, возможно следует пригласить новых людей, для которых эти роли будут естественными? Они будут организовывать, консультировать, поддерживать, личным примером вовлекать...

И за ними потянутся те, кого задело за живое. Я знаю о чем говорю, т.к. преподаю в МИОО, повышая квалификацию учителей обычных московских школ. Если в школе появляется 5-7-10 человек, ситуация меняется, это могут быть как "варяги", так и "свои", прошедшие курс оббучения раньше, чем школьная команда целиком. rolleyes.gif

Елена
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Зачесова @ Oct 2 2005, 10:06 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Ув. Юрий!

Пенять на государство в области гуманизации профессиональной деятельности учителя, по меньшей мере странно
:huh:

Если учителя не готовы осваивать новые роли, возможно следует пригласить новых людей, для которых эти роли будут естественными? Они будут организовывать, консультировать, поддерживать, личным примером вовлекать...

И за ними потянутся те, кого задело за живое. Я знаю о чем говорю, т.к. преподаю в МИОО, повышая учителей квалификацию обычных московских школ. Если в школе появляется 5-7-10 человек, ситуация меняется, это могут быть как "варяги", так и "свои", прошедшие курс оббучения раньше, чем школьная команда целиком. rolleyes.gif

Елена

Лучшие учителя России никогда не учились в педагогических ВУЗах!!!!
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 2 2005, 10:12 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Лучшие учителя России никогда не учились в педагогических ВУЗах!!!!

Я - из МГУ!

А Вы?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Зачесова @ Oct 2 2005, 10:16 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Я - из МГУ!

А Вы?

О!!!!
А я как раз из педагогического. Потому и говорю
Юрий Сергеев ( Пользователь )
(Зачесова @ Oct 2 2005, 10:06 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Если учителя не готовы осваивать новые роли, возможно следует пригласить новых людей, для которых эти роли будут естественными? Они будут организовывать, консультировать, поддерживать, личным примером вовлекать...

И за ними потянутся те, кого задело за живое. Я знаю о чем говорю, т.к. преподаю в МИОО, повышая квалификацию учителей обычных московских школ. Если в школе появляется 5-7-10 человек, ситуация меняется, это могут быть как "варяги", так и "свои", прошедшие курс оббучения раньше, чем школьная команда целиком. rolleyes.gif

Елена

Здравствуйте, Елена.
Так что же делать, как повысить статус учителя, заинтересовать его?
Просто принять новую роль или все-таки изменить систему образования, систему повышения квалификации?
Вы предлагаете освоить новые роли. Кому? Учителям, которым за 50 или бывшим студентам из педвузов, бегущим из школы, проработав год по 8 разряду и с зарплатой…?
Где же взять этих 5-7 энтузиастов?
Спасибо за ответ.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+