Личный кабинет
Мой блог

Роза ветров. Часть 7.




В седьмой части книги директора школы перед читателями предстает весь творческий процесс учителя, его сомнения, аналогии, находки и вопросы. Предыдущая часть книги появилась в дневнике вчера. 




* * *
«…И налетел ветер на акации». У меня появились вопросы, заимствованные у учеников и поставившие в тупик мой читательский опыт. Я думала, что знаю Пушкина и умею его ценить, — я ошибалась. Я думала… <…>

Ученические вопросы давали вкус и цвет моей (нашей) программе, сосредоточивали внимание на мелочах, незаметных истинах, позволяли мне самой как бы заново проходить ученический путь. Мы бились над затейливыми пустяками, над вопросами, которые в ту пору казались мне случайными
(а теперь — важными); мы отвлекались, придавали значение непроверенным мыслям, понимали — не понимали друг друга, сглаживали трудности и наоборот.
Иным словом, программа не писалась, а складывалась. Я стремилась включить в нее споры изучаемого периода, и переходы из одной стихии в другую, и ту игру причин и следствий, которая рождает или отвергает новые открытия.

Если бы меня попросили описать ту мою программу через музыкальную ассоциацию, то я прибегла бы к образу джаза, полифонической музыки, где один инструмент (пусть это будет фортепиано) сопровождает другой (предположим, саксофон) и создает вокруг него своеобразный звуковой шлейф. Голос фортепиано звучит как бы безучастным к главной теме фоном. Но вот оно уже доминирует, выводит тему по-своему, с особыми длиннотами и пульсированием опорного звука. А саксофон, постепенно отстраняясь, пробивается лишь в неожиданных паузах — хриплым коротким «падабудиба…», не усиливая и не ослабляя ведущий инструмент, но придавая особый эффект его звучанию.
И все это — на фоне ударных, которые и делают джаз — только уже без драматизма и патетики, столь свойственных характеру и темпераменту этой группы инструментов, — легкое касание кисточкой по тарелке, и сыпется знакомое хрипловатое «тыдыджтту»…
Сама мелодия все время меняется, имеет новый облик — подобно тому, как одно и то же место в природе выглядит иначе при разном освещении: сейчас оно одно, через мгновение — другое.

Иногда в джазе создается иллюзия «вольного поведения» инструментов и исполнителей, когда вокалист, не меняя структуры джазовой темы, вдруг переходит на речитатив, потом неожиданно начинает разговаривать с залом (как Биби, в ритме блюза), причем зрители охотно вовлекаются в предложенную игру, отвечают певцу, и это укладывается в ритм, в течение, в движение джазовой темы. Но импровизация требует точности руки, и отсюда то, что джаз — легкая, игривая, разухабистая музыка, а музыканты будто чуть-чуть хулиганят, так выгибая мелодию, — иллюзия. На самом деле настоящий джаз — виртуознейшая музыка и высочайшее искусство (искусство — икс-лучи, искус, изведать, или…).

* * *
Как мороз на стекле создает причудливую структуру рисунка, как джазовый оркестр ведет известную мелодию, — так возникала и эта программа, которая, как результат общих трудностей, раздумий, непониманий, постепенно, помаленьку формировала особую ученическую аудиторию.
Я думаю иногда, что все это относится только к особой атмосфере того удивительного класса, к особым формам нашего общения, без чего и школьный предмет на самом деле не был бы так изгибист. <…>

…И еще. Меня неустанно донимала одна идея — попробовать «разыграть» такой курс, в результате которого в нашем сообществе родилось бы маленькое подобие изучаемой эпохи.
Такой «местный» маленький ренессанс или «малый» классицизм. Но как — хотя бы теоретически — воссоздать образ стилевой формации? Тем более на уроке, в классе?
Можно включить в эту игру, в одну ситуацию с литературой, другие сферы жизни — философию, моду, право, театр, естественные науки, историю. Причем такое включение не будет сводиться к изложению сведений из различных дисциплин и областей. Грубо говоря, мне хотелось изобрести нечто такое, благодаря чему мы занимались бы не изучением этих участков культуры, а как бы их созданием. Но в школе… <…>

Продолжение завтра.




Дата регистрации: 06.12.2016
Комментарии:
0
Коллеги 0
Подписаны 0
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+