Личный кабинет
Актуальное прошлое и настоящее

Религия в образовании: вклад в диалог или фактор конфликта






19 марта 2009

Религия в образовании: вклад в диалог
рекомендации проекта REDCo по образовательной политике
От кого: REDCo (Религия в образовании: вклад в диалог или фактор
конфликта в трансформирующихся сообществах европейских стран)
Финансируется Европейской Комиссией
Координатор: Проф. Вольфрам Вайсе, Университет Гамбурга, Германия
Руководители проекта в участвующих странах: Проф. Вольфрам Вайсе, проф. Торстен Кнаут - Университет Гамбурга, Германия; проф. Роберт Джексон - Университет Уорвика, Англия; проф. Жан-Поль Вильям - Практическая Школа Высших исследований в Сорбонне, Франция; проф. Сибрен Мейдема, д-р Ина Тер-Авест - Свободный Университет (Амстердам), проф. Кок Беккер - Университет Утрехта, Нидерланды; проф. Гайр Ски - Университет Ставангера, Норвегия; д-р Пилле Валк - Университет Тарту, Эстония; проф. Мухаммад Калиш, д-р Дан-Пол Йоша - Университет Мюнстера, Германия; прот. Владимир Федоров, проф. Федор Козырев - Русская христианская гуманитарная академия (Санкт-Петербург), Россия; проф. Гюнтер Дитц, д-р Альварес Вейнгер - Университет Гранады, Испания.
Кому: Европейским институтам (Парламенту, Комиссии, Совету министров и Совету
Европы), ООН (ЮНЕСКо, Генеральной Ассамблее), департаментам образования
государств-членов ЕС, ассоциациям исследователей в области образования,
негосударственным организациям, религиозным объединениям, европейским
университетам и школам.


I. Введение
Во всем мире растет осознание того, насколько важное место с точки зрения личности
и общества вновь занимает религия во внутренней и международной политике
государств, в публичном дискурсе. Возрастающее конфессиональное многообразие
придало проблеме новую остроту, выдвинув социальную сплоченность в число
наиболее часто упоминаемых целей при обсуждении роли религии в Европе. С
особенной отчетливостью об этом свидетельствует внимание, которое уделяется
изучению религий в рамках межкультурного обучения и образования в области прав
человека, что ясно отражено в таких международных документах, как «Белый доклад
по межкультурному диалогу» Совета Европы (White Paper on Intercultural Dialogue,
Council of Europe 2008) или «Толедские руководящие принципы преподавания знаний о
религиях и убеждениях в светских школах» ОБСЕ (Toledo Guiding Principles on
Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools OSCE 2007). Оба документа
подчеркивают важность диалога между представителями разных верований и
мировоззрений в контексте межкультурного преподавания и обучения. Эта же тема
была центральной и для REDCo (Религия в образовании: вклад в диалог или фактор
REDCo-Policy Recommendations конфликта в трансформирующихся сообществах европейских стран) – европейского сравнительного исследования взглядов молодежи на религию, религиозное многообразие и возможности диалога, а также стратегий преподавания и работы в классе. REDCo – это первый значительный проект в области исследования религии и образования, получивший финансирование Европейской комиссии. Он осуществлялся в период с марта 2006 по март 2009 гг. За этот период были проведены пилотное (качественное) и основное (статистическое) исследование в восьми странах (Германия, Англия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Эстония, Россия, Испания), предметом которых была религия в личной и школьной жизни учащихся 14-16 лет. Учащиеся выражали свою точку зрения на личный религиозный опыт, социальное измерение религиозной жизни и присутствие религии в школе.
Результаты проекта могут послужить стимулом к дальнейшей разработке
образовательной политики на общеевропейском и национальном уровне.

II. Основные результаты исследования
- Учащиеся в большинстве своем положительно оценивают религиозную
неоднородность общества, выражая, тем не менее, ряд предубеждений.
- Наиболее важным источником сведений о религиях и мировоззрениях, как правило,
является семья, на втором месте – школа.
- Контингент школьников включает три соизмеримые группы, в одну из которых
входят те, для кого религия имеет важное значение в жизни, во вторую – те, для
кого она не имеет значения, и в третью – те, кто занимает ряд промежуточных и
неустойчивых позиций в диапазоне между двумя этими полюсами.
- Независимо от религиозных взглядов большинство учащихся заинтересовано в
изучении религий в школе.
- Учащиеся хорошо осведомлены о религиозном многообразии и знакомы с ним по
личному опыту, полученному большей частью в школе, но также и за ее пределами.
- Учащиеся, как правило, проявляют открытость в отношениях со сверстниками иных
религиозных традиций. В то же время они более склонны к общению со
сверстниками одной с ними традиции, даже существуя в условиях религиозного
многообразия.
- Учащиеся часто проявляют толерантные отношения более в теории, чем на
практике. Толерантность, как она выражается ими в ходе классных обсуждений, не
всегда находит место в повседневности.
- Те, кто изучал многообразие религиозной жизни в школе, выражают больше
желания вступать в разговоры о религиях и мировоззрениях с учащимися других
традиций в сравнении с теми, кто не имел возможности такого изучения.
- Учащиеся желают, чтобы религиозные различия не мешали мирному
сосуществованию людей, и верят, что это возможно.
- Учащиеся полагают, что главным условием мирного сосуществования
представителей разных религий являются знание о верованиях и воззрениях друг
друга, общие интересы и совместная деятельность.
- В большинстве стран учащиеся высказываются в поддержку прав верующих на
умеренное религиозное самовыражение. К примеру, они не против ненавязчивого
ношения в школе религиозных символов или молитвенных собраний
представителей той или иной религии на добровольной основе.
- Учащиеся, в жизни которых религия занимает важное место, проявляют больше
уважения к чужим религиозным традициям и выше оценивают роль религии в мире.
- Большинство учащихся предпочитают, чтобы школы больше уделяли внимания
изучению разных религий, нежели поддержке какой-либо одной религиозной веры
или мировоззрения.
- Учащиеся выражают желание, чтобы изучение религий проходило в обстановке,
создающей чувство защищенности, на основе согласованных процедур
самовыражения и обмена мнений.
- Учащиеся обычно стремятся избегать конфликтов на религиозной почве, и более
уязвимыми в этом отношении чувствуют себя учащиеся с религиозными
убеждениями.
- С точки зрения учителей диалог представляется наилучшим способом обращения с
различиями в классе, однако для учащихся он является более спорной ценностью,
поскольку на практике не все чувствуют себя комфортно в связи с тем, как
решается проблема различий.
- Учащиеся обычно отдают предпочтение тем моделям изучения религии, с которыми
они знакомы.

III. Рекомендации
Основываясь на полученных результатах, мы поддерживаем рекомендации Совета
Европы и Толедские руководящие принципы. В то же время мы обращаем внимание на
необходимость дифференцированного подхода к применению образовательной
политики на уровне национальных образовательных систем. Это обусловлено, в
частности, различиями национальных традиций, норм, систем правового
регулирования и педагогических подходов к религии в образовании. При воплощении
политики в жизнь каждый национальный контекст должен приниматься во внимание.
На европейском уровне мы полагаем необходимым обеспечить возможности для
осуществления в классе дискуссий по религиозным вопросам и диалога между
различными религиями и (нерелигиозными) мировоззрениями. Отталкиваясь от
результатов исследования взглядов учащихся, мы подчеркиваем важность диалога в
классе, делающего упор на обмен между учащимися различными точками зрения в
отношении религий и мировоззрений. Исходя из этой общей посылки, при обращении к
различным национальным и общеевропейскому контекстам должны учитываться
следующие позиции:

1.) Содействие мирному сосуществованию
Центральное значение для развития и применения образовательной политики имеет
преобразование теоретической (пассивной) толерантности в практическую (активную)
толерантность.
В связи с этим рекомендуется:
- Преодолевать существующие в отношении религий стереотипы, предлагать более
комплексное представление о религиях, отражающее их вклад в жизнь личности и
общества.
- Развивать и укреплять готовность учащихся к диалогу по религиозным и
мировоззренческим вопросам.
- Создавать возможности для встречи с различными мировоззрениями и религиями
(включая взаимодействие с местными общинами с целью интенсификации обмена
взглядами между различными религиозными и нерелигиозными группами) и для
усиления контактов между учащимися, придерживающимися разных позиций в
отношении религии.

2.) Административная поддержка многообразия
Гражданское образование тяготеет к тому, чтобы делать упор на социальной
однородности. Однако переход от пассивной толерантности к активной предполагает
необходимость в большей степени ценить и поддерживать религиозное многообразие в
школьной и университетской среде.
В связи с этим рекомендуется:
- Предоставить учащимся возможность изучать религии и создать условия для
дискуссий на эту тему.
- Развивать инновационные подходы к изучению религий и мировоззрений в
содержании различных учебных предметов, включая религиозное образование,
историю, литературу и науку.
- Религиозное образование и изучение религий должны включать образовательные
задачи, связанные с развитием понимания и терпимости, и принимать во внимание
потребности ребенка, меняющиеся по мере его взросления.
- Содействовать тому, чтобы университеты в своей преподавательской и
исследовательской деятельности уделяли внимание более глубокому и
всестороннему рассмотрению религиозного многообразия.

3.) Инклюзивность в отношении как религиозных, так и нерелигиозных воззрений
Школа является местом, где уважение должно оказываться всем учащимся независимо
от их воззрений и религиозных убеждений. В жизни некоторых учащихся религия
занимает важное место, и нельзя позволить допустить, чтобы их верования становились препятствием для академической успеваемости.
В связи с этим рекомендуется:
- Включать в содержание образования изучение различных религий и светских
мировоззрений во всей их сложности и внутреннем многообразии.
- Обогащать религиозным измерением межкультурное образование и образование в
области демократического гражданства и прав человека.

4.) Профессиональная компетентность
Никаких изменений нельзя добиться без участия профессионалов и без необходимого
уровня компетентности с их стороны. Соответствующая подготовка требуется как на
уровне базового профессионального образования, так и в ходе дальнейшего
профессионального усовершенствования учителя.
В связи с этим рекомендуется:
- Готовить преподавателей различных предметов к тому, чтобы обращаться с
религиозной тематикой, соответствующей их предмету, взаимодействуя с
учащимися независимо от их религиозной или нерелигиозной принадлежности.
- Помогать учителям овладеть методами поддержки и поощрения, развивающими у
учащихся способность чувствовать себя комфортно в условиях различий и быть
готовыми к восприятию многообразия своего личного опыта.
- В программах профессиональной подготовки учителей должно уделяться внимание
развитию умений организовывать и вести в классе дискуссии по наиболее остро
обсуждаемым в обществе вопросам религии и конфликта мировоззрений.

Дополнительная информация на сайте:
http://www.redco.uni-hamburg.de

Контактное лицо:
Prof. Dr. Wolfram Weisse, Email: weisse@erzwiss.uni-hamburg.de__


    28.02.2010 | 14:56
    В. К. Пользователь

    "А реальность такова, что при ЛЮБОМ религиозном образовании в ШКОЛЕ, придётся иметь дело с массой учеников либо атеистически настроенными, либо к религии совершенно равнодушными". Реальность такова, что при ЛЮБОМ светском образовании в ШКОЛЕ, придется иметь дело с массой учеников, которые принадлежат к той или иной конфессии и верять в Бога. Поэтому религиозное образование в школе должно быть основано на принципе добровольности и свободе выбора. Так это делается в большинстве стран. Одной из целей религиозного образования должна быть поддержка разнообразия. И представленный мной документ на этом основан - на поддержке разнообразия.


     

    avatar 28.02.2010 | 14:43
    Лилия Воропаева Пользователь

    Владимир Владимирович! Я совсем не говорю об антирелигиозном образовании. С чего Вы это взяли? Давайте рассуждать логично и исходя из реалий современного времени. А реальность такова, что при ЛЮБОМ религиозном образовании в ШКОЛЕ, придётся иметь дело с массой учеников либо атеистически настроенными, либо к религии совершенно равнодушными. Тем более, что это надо принять как факт и в нашей стране (судя по данным, которые говорят о предпочтениях наших людей в области религиозных культур и светской этики). Следовательно, нужно выстраивать какую-то линию поведения и по отношению к этим детям. Нужно учесть и их мировоззрение. На мой взгляд, об этом забывается и это игнорируется, что я нахожу совершенно неправильным. Напоминаю, что по закону каждый человек вправе исповедовать какую-либо религию или НЕ ИСПОВЕДОВАТЬ НИКАКОЙ. И, несмотря на разницу в мировоззрении, ВСЕ ДЕТИ И ВСЕ ЛЮДИ РАВНЫ. Это первое.


     

    24.02.2010 | 15:43
    В. К. Пользователь

    В данном случае я хочу обсуждать представленный мною документ, то есть обсудить вариат религиозного образования учащихся. И я не желаю растекаться мыслью по древу. И не хочу уходить в сторону. Здесь я обсуждаю варианты религиозного образования. Если у вас есть другой вариант религиозного образования, то давайте его обсудим. Антирелигиозное образование меня не интересует.


     

    avatar 24.02.2010 | 14:30
    Лилия Воропаева Пользователь

    Владимир Владимирович! Может, Вы хотите разговаривать только со своими единомышленниками?


     

    avatar 24.02.2010 | 14:29
    Лилия Воропаева Пользователь

    Владимир Владимирович! Я не совсем понимаю. Позицию верующего человека я понимаю и принимаю. А неверующий человек мою? Или я теряю право на свою?Ведь Вашу фразу можно и так изложить.Присутствие атеизма в современном российском обществе и школе - это факт, с которым нельзя не считаться. И верующему человеку надо знать, как следует решать проблемы, которые возникают на этой почве и самому не порождать эти проблемы, не провоцировать своей некомпетентностью нетерпимость и вражду.У меня складывается впечатление, что скоро слово "атеист" вообще станет бранным словом. Я не могу с этим согласиться.


     

    22.02.2010 | 13:46
    Сергей Возчиков Пользователь

    Владимир Владимирович, не могли бы Вы представить этот текст в более читаемом виде? Дел-то минут на 15 - убрать лишние служебные символы.


     

    17.02.2010 | 21:29
    В. К. Пользователь

    Присутствие религии в современном российском обществе и школе - это факт, с которым нельзя не считаться. И учителю надо знать, как следует решать проблемы, которые возникают на религиозной почве и самому не порождать эти проблемы, не провоцировать своей некомпетентностью нетерпимость и вражду. А тезис "Сегодня религия - это фактор конфликта" рождает конфликт. Она неприемлема для верующего ученика. Он вас не поймет.


     

    avatar 17.02.2010 | 14:50
    Лилия Воропаева Пользователь

    Владимир Владимирович! Задан вопрос "Религия в образовании: вклад в диалог или фактор конфликта"?Я ответила. Так, как ответила. При чём тут "однозначно негативная позиция"?


     

    16.02.2010 | 16:22
    В. К. Пользователь

    Лилия Алексеевна, обратите внимание на взвешенность позиции, представленной в документе. И сравните с однозначно негативной вашей позицией. При этом опять же проблема не в характеристике религии, а в том, как организ-овать работу, чтобы религия стала средством диалога.


     

    avatar 16.02.2010 | 15:42
    Лилия Воропаева Пользователь

    Сегодня религия - это фактор конфликта. И всегда это было. Но это вина не самой религии, а церкви.


     

Дата регистрации: 19.08.2007
Комментарии:
10
Просмотров 17
Коллеги 0
Подписаны 0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+