Личный кабинет
Человек как воспитатель и воспитуемый

АЛЕН






3 марта 1868 года родился Эмиль Огюст Шартье, вошедший в историю образования, философии, журналистики и борьбы за мир под псевдонимом «Ален».

В 1881 г. Ален поступил в лицей Алансон, который окончил через пять лет. 13 июня 1956 г. этот лицей переименовали в честь своего знаменитого ученика в лицей Алена.

Окончил затем высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицеях Руана и Парижа. У него учились будущие великие люди - Раймон Арон, Симона Вейль, Жорж Кангийем и Андре Моруа.

Влияние Алена на педагогику усиливалось постепенно, в полную меру проявившись после II мировой войны, но педагогическая программа его была сформулирована еще до I мировой войны.

Бессмысленно, по Алену, «призывать ребенка стать человеком». Чтобы руководить его развитием, необходимо изучить его страсти.

Аффективная жизнь детей, отличаясь повышенной интенсивностью, требует особого внимания к интеллектуальному воспитанию. Но воспитание чувств, упражнение умственных сил и формирование характера и воли составляют единство.

Развивал идею двойственной функции воспитания как подготовки к жизни и как самой жизни: воспитание призвано дать возможности ребенку справиться не только с будущим, но и с настоящим. Путь к достижению обеих целей лежит через учет трудностей (проблем) ребенка и точного соотнесения его наличных сил с трудностями требований и заданий.

Нормативная составляющая педагогики Алена укладывалась в рамки активной школы, но в ней проводилось четкое разграничение между трудом и игрой, в равной степени необходимых, но не имеющих оснований быть смешанными в ходе учебно-воспитательного процесса.

Умер 2 июня 1951 г. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Основные работы по педагогике: «Воспитание» (L"éducation. In: Congrés international de philosophie. P., 1900, p.115-126), «Сто одно слово Алена» (Les cent un propos d"Alain. P., 1900), «Двадцать одно слово Алена» (Vingt et un propos d"Alain. P., 1915), «Слова о воспитании» (Propos sur l"éducation. 7éme éd. P., 1932).

См. также статью об Алене в энциклопедии «Кругосвет»: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_n...ofiya/ALEN.html и издания Olivier Reboul, L'élan humain ou l'éducation selon Alain, Paris: éd. J. Vrin; Montréal: Presses de l'Université de Montréal, 1974, coll. L'Enfant noXVI.
Thierry Leterre, Alain, le premier intellectuel, Stock, coll. «biographies», Paris, février 2006, 594 p.



    05.03.2011 | 11:04
    Борис Бим-Бад Пользователь

    Если учитель молчит, а дети читают, то все идет хорошо. - АЛЕН("Si le maître se tait, et si les enfants lisent, tout va bien." - Propos sur l'éducation, Alain, éd. PUF, 1948, XXV, p. 47.)


     

    05.03.2011 | 10:56
    Борис Бим-Бад Пользователь

    А. Н. ДжуринскийИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ . Учебное пособие. Москва Издательская группа "ФОРУМ" – "ИНФРА-М" 1998Другой крупный теоретик воспитания — Ален (Эмиль Шартье) (1868—1951) — был знатоком и поклонником античной и классической западной философии XIX в. Воспитание трактовалось им как переход личности из состояния детства в положение хозяина собственной судьбы ("самоосвобождение"). Почти все проступки ребенка и подростка увязывались со стремлением "вырваться из детства". Такое стремление к "самоосвобождению" сопровождается переходом от примитивного мышления к мышлению критическому. На этом пути детскость постепенно уступает место зрелости, и поэтому неверно видеть в каждом детском проступке шалость, которую надо непременно пресечь.Подчеркивая воспитательные функции школы, Ален настаивал на изучении самого ребенка, чтобы лучше руководить его развитием. Ален советовал изучать ребенка, не прибегая к специальным методикам — "краешком глаза". Он обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности повышенную эмоциональность, что следовало учитывать при воспитании чувств и характера Советуя обращаться к лучшим личностным качествам питомца, раскрывать их полнее, Ален говорил: помните, каждый воспитанник индивидуален, обладая собственными достоинствами и недостатками.Ален формулировал идею двоякой функции воспитания — подготовка к жизни и участие в самой жизни. Выполнение такойфункции виделось в точном соотнесении предъявляемых к ребенку требований с его наличными силами.Ален выдвинул концепцию строгого воспитания. Согласно этой концепции, школьник должен сознавать, что всякий результат зависит от его собственных усилий. Сочетая принуждение и подражание, строгое воспитание исключает бездумное подчинение. Воспитанник, например, подражает в манерах поведения, доводя их до автоматизма, что позволяет ему действовать так же непринужденно, как в "счастливом сне". Но индивидуальность нельзя сформировать одним лишь подражанием и принуждением, которые воспитывают робота — подобие человека.Ален осуждал жесткое наказание. Наказывая ребенка, педагог должен дать понять, что действует не от своего имени, а как "посол взрослых" с их ценностями и нормами. Наставник, как думал Ален, должен обладать чувством юмора и тактом, избегая добиваться авторитета во что бы то ни стало. Ален ждет от педагога требовательности, умения видеть в учениках творцов. Вот почему он призывает не добиваться преходящей любви воспитанников легкодоступными поощрениями. Ален считал лучшей педагогической средой школьный класс — "детский народ".В дидактических установках Ален придерживался концепции формального образования, уделив главное внимание необходимости интеллектуального развития школьника. Размышляя о полноценном образовании, он рассматривает как приоритеты образовательные ценности, сосредоточенные в лучших образцах научной мысли. Главной целью обучения Ален считал "гимнастику ума", формирование "голодной мысли — охотника за знанием". Достигать этой цели предлагается, отказавшись от намерений давать учащимся как можно больший объем знаний. Сущность образования, по Алену, состоит в освоении фундаментальных идей и опыта, на которые в дальнейшем можно нанизывать необходимые знания. Школьнику надо научиться управлять собственной познавательной деятельностью и не бояться трудностей при овладении новым знанием.Размышляя о способах приобретения знаний, Ален считал, что если в начальной школе "главным компасом" обучения является наглядность, то в средней — методы, сориентированные прежде всего на абстрактное мышление.Ален верил в присущее от природы стремление человека к знаниям и считал необходимым учить на сложном, но доступном уровне. Он называет учение трудной работой. Раздумывая над спецификой учебного труда, Ален называл его чудом, в ходе которого можно постоянно поддерживать интерес к обучению. При этом он рекомендовал включать элементы игры и принуждения, мост между которыми позволит превращать учебу из рутины в радостную привычку. В ходе такого кропотливого труда интересы школьника обогащаются, возникает жажда насладиться плодотворной учебой. Ален не сомневался, что возможно овладеть и управлять вниманием учащегося, тесня равнодушие и скуку. Секрет такого искусства он видит в том, чтобы предложить школьнику посильные испытания, убедить его в собственных силах.


     

Дата регистрации: 21.10.2006
Комментарии:
2
Просмотров 42
Коллеги 0
Подписаны 0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+