Личный кабинет

ДИАГНОЗ ОПРЕДЕЛИТ ИГРА


ДИАГНОЗ ОПРЕДЕЛИТ ИГРА

Журнал «Лидеры образования», № 4 2004. Подписаться

ПРАВДА, ДЛЯ ЭТОГО ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА

Ирина Фришман, заместитель директора Научно-практического центра СПО-ФДО

Недостаточность традиционных «вербальных» методов обучения (лекция, семинарские занятия) служит причиной поиска новых способов и путей передачи информации, знания, опыта. Применение метода деловых игр в значительной степени связано с практическими задачами обучения специалистов деятельности еще до того, как наступила реальная ситуация и началась реальная деятельность.

НУ, ТЫ И ДЕЛОВАЯ!
В отличие от многих игр, где участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть ролевых целей, деловые игры основываются на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляют собой динамическую модель упрощенной действительности. Участники берут на себя роли административных работников, политических или военных деятелей и разыгрывают за-данную управленческую ситуацию в зависимости от содержания игры. В основе деловой игры лежит имитационная модель, однако ее реализация зависит от действий участников. Механизм деловой игры воспроизводит особую ситуацию не столько вариативности, сколько столкновений с предлагаемыми обстоятельствами. Создаваемая имитационная модель требует реального решения обозначенной проблемы, когда нельзя прибегнуть к изменению правил или отложить на потом решение той или иной игровой задачи.

Различают три основных направления использования деловых игр:
* исследования в области экономики, управления (business game);
* обучение, подготовка и переподготовка кадров (management game);
* профессиональный отбор, аттестация кадров (simulation game).

Выделенные направления объясняются тем, что деловые игры создают ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального.

Структуру деловой игры можно представить следующим образом:

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Методическое обеспечение

Игровые цели

Сценарий игры

Роли и функции игроков

Техническое обеспечение

 

Диагностические цели

Предмет игры

Правила игры и системы оценивания

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Игровая модель является способом описания деятельности участников, что задает контекст их профессиональной компетентности.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации.

Цели деловой игры - один из самых сложных и противоречивых ее структурных компонентов. Не случайно их деление на игровые и диагностические.

Игровые цели необходимы для создания мотивации к игре, соответствующего мотивационного фона, ситуации преодоления сопротивления «противника». По отношению к диагностическим целям самой игры они выполняют роль средства их достижения.

Диагностические цели определяют профессиональные способности участника, систему отношений к деятельности, своим коллегам, самому себе.

Преимущество деловой игры перед традиционными диагностическими приемами объясняется следующими аргументами:
* Традиционные методы диагностики предполагают, прежде всего, оценку интеллектуальной сферы участников, в деловой игре раскрывается большинство личностных проявлений.

* В деловой игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодоле-ваются стереотипы, корректируется самооценка участников.

* Форма деловой игры соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, обнаруживает резервы профессионального общения.

* Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах диагностики.

* Игровой компонент способствует большей вовлеченности участников, так как предоставля-ет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

* Сравнение результатов проигрываний и соответствующих показателей в реальной педаго-гической системе учреждения образования позволяет участникам увидеть новые грани собст-венной деятельности, найти пути ее совершенствования.

* На основе анализа результатов проведения деловой игры возможно моделирование дальнейшей деятельности педколлектива.

Предмет игры - специфическая форма замещения предмета реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из содержания подготовки специалиста, его квалификационной характеристики, представляет собой перечень процессов или явлений воссоздаваемых (имитируемых) в деловой игре, которая требует выполнения профессиональ-но компетентных действий. Опыт их выполнения приводит к формированию качеств личности специалиста. Предметом игры могут быть специфические профессиональные, общие на-выки, например, процесс поиска, описания, обмена, анализа и оценки информации.

Сценарий игры отражает общую последовательность игры, ее основные этапы. Для большинства деловых игр она имеет следующий вид:
* I этап - информационно-теоретический (вводная лекция, исходная информация о деловой игре).
* II этап - организационный (ознакомление с ролями и правилами конкретной игры, выбор ролей).
* III этап - собственно деловая игра.
* IV этап - заключительная дискуссия.
* V этап - подведение итогов игры, в том числе выступление экспертов-наблюдателей.

Роли и функции игроков отражают «должностную характеристику» того фрагмента про-фессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в практиках моделируемой действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиции норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля готовности к профессиональной деятельности. Разбор игры включает оценку деятельности по различным критериям (когнитивным, мотивационным, деятельностным).

ВАРИАНТ ВАРИАНТУ РОЗНЬ
А теперь попробуйте определить свое отношение к понятию деловая игра, выбрав из трех вариантов наиболее вам близкий:

Вариант А
Деловая игра - групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусст-венно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Вариант В
Деловая игра - специально созданная система воспроизведения управленческих процессов, имевших место в прошлом или возможных в будущем, в результате которых устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решений, влияющих на результа-ты в настоящее время и в перспективе.

Вариант С
Деловая игра - игра, которая является моделью, предназначенной для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.

Варианты сценариев деловой игры
АЛГОРИТМ-ЛАБИРИНТ

Участникам предлагается письменное описание педагогической ситуации и список возможных действий. Выбор участниками того или иного варианта определяет ход развития событий. Таким образом, участники деловой игры обнаруживают для себя наилучшее решение проблемы и его практическое применение.
Преимущества: участники деловой игры учатся на примере своих действий.
Ограничения: обучаются в основном те, кто принимает неверные решения.

БРИФИНГ ГРУППЫ
Участникам предлагаются яркие факты или краткое резюме по заданной теме, которые формируют основу для обмена вопросами и ответами. Группа самостоятельно решает, какие вопросы обсуждать.
Преимущества: воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к решению проблем.
Ограничения: если группа не активна, есть возможность потерять тему обсуждения. Оценивается выступление, а не проблема.

ВЫБОР ЦЕЛИ
Участникам предлагается оценить и прокомментировать условия развития активности педагогического коллектива. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением проблемы. Вторая команда наблюдает за ее действиями. По окончании времени выполнения задания проводится обсуждение, а затем команды меняются ролями.
Преимущества: предоставляет возможности для формирования новых взглядов участников, расширяет понимание поведенческих проявлений и реакции человека.
Ограничения: откровенность и интенсивное проведение могут вызвать тревожность, страх участников. Требует значительного времени.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Идея игры связана с выявлением кандидатур, способных справляться с тем или иным управленческим функционалом. Группа разбивается на микрогруппы, каждая из которых выполняет коллективные задания, готовит своего кандидата к выполнению индивидуальных конкурс-ных заданий. Содержание индивидуальных конкурсов связано с проявлением компетентно-сти в различных сферах.
Преимущества: рассчитана на взаимодействие участников, обеспечивает понимание функциональных обязанностей.
Ограничения: успешность зависит от уровня готовности участников.

ДЕМОНСТРАЦИЯ
Группе демонстрируются наилучшие способы решения управленческой или педагогической задачи, включающей комплекс заданных условий или процедур. Затем, по желанию, участникам предоставляется возможность продемонстрировать собственные способы.
Преимущества: обеспечение обратной связи: ведущий - участники. Вызывает интерес к обучению. Простота процесса.
Ограничения: качество обучения зависит от уровня подготовленности группы.

Библиография
1. Ю.В. Геронимус. Игра, модель, экономика. - М.: Знание, 1989. С. 208.
2. В.Я. Платов. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиз-дат, 1991. С. 192.


Добавлено: 02.05.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 3251
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+