Личный кабинет

Нравственность и просвещение: забота Церкви,общества и государства

Какие силы способны самым активным образом повлиять на формирование системы взглядов подрастающего поколения?


В сегодняшнем мире самый страшный дефицит -человеческая культура во всех сферах жизни.И учить этой культуре надо с детства.Ведь именно с детства мы уходим в большую жизнь насыщенную радостью и страданиями,минутами счастья и горя.И здесь нам на помощь приходит нравственное воспитание.

В сегодняшнем мире самый страшный дефицит – человеческая культура во всех сферах жизни. Чтобы стать добрым к людям, надо учиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. 

И учить этому надо с детства. Ведь именно из страны детства мы уходим в большую жизнь насыщенную радостью и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им в этой жизни нужно многого.

Бесконечно любя своих детей, мы позволяем им делать всё, что заблагорассудиться, вопреки законам Божиим, и это развращает их, разжигает страсти: самолюбование, тщеславие, гордость.

Мы взрослые должны видеть цель воспитания не в том, чтобы допустив наперёд порокам одержать верх, стремиться изгнать их, а в том, чтобы внедрить в сознание «такой образ мыслей», который приведет их к добродетели. Как же сделать это?

Уже в книге Бытия мы находим очень важное в мировоззренческом отношении указание на наличие в человеке души как бессмертной духовной сущности: « И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Быт 1,24;2,7)

Именно душа , которую Бог вдохнул в созданное им тело первого человека, созерцает всё сущее, рассуждает, устанавливает взаимосвязи, постигает и преобразовывает Божий мир, стремится познать людей и через них – искать и постичь Бога.

А душа ребёнка – словно нежнейшая паутинка. Она согрета солнцем, любовью родителей, открыта навстречу добру. Но…одно неверное движение и хрупкий мир разрушен.

Сумею ли я помочь ребёнку выявить в нёмто лучшее из всего, что в нём заложено природой, генами, Богом? Какой след оставлю я в его судьбе?

Р. Киплинг однажды сказал, что каждый ничтожный поступок разрушает личность».

Какие же силы способны самым активным образом повлиять на формирование системы взглядов подрастающего поколения?

И здесь нам на помощь приходит христианское воспитание. Именно оно формирует нравственную личность, наделённую не только умом, но и умом совестливым. Такая личность будет стремиться к тому, чтобы в мире царили правда и милосердие.

Но они не мыслимы без любви. В воспитании любви , правды и милосердия, то есть раскрытия в каждом человеке образа Божия, и заключается главная цель христианского воспитания. Только православная нравственность является фундаментом, опираясь на который можно преодолеть преступность, обеспечить национальную безопасность страны, духовное возрождение нации.

Православная культура как образовательная область и предмет школьного общеобразовательного цикла обладает высоким воспитательным потенциалом духовно – нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко – культурным опытом народа, его духовными традициями.

В педагогической среде укрепляется мнение о том , что изучение православной культуры может послужить действенной основой целостного воспитания и образования личности.

На XV III Международных Рождественских образовательных чтениях по теме «Практический опыт и перспективы церковно – государственного сотрудничества в области образования» Министр образования Р.Ф. А.А.Фурсенко отметил: «Если попытаться возложить решение задачи воспитания исключительно на школу, мы бы тем самым обеднили и себя, и весь потенциал развития и общества, и страны. Нет сомнения в том , что только мы все вместе – и семья , и школа, и важнейшие общественные институты , к которым, безусловно, принадлежит Церковь, - можем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире».

Что же даёт изучение основ православной культуры?

В историческом контексте православная культурная традиция- суть отражение идеалов жизни русского народа . Духовные ценности Святой Руси: трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь. Жертвенность, святость. Именно эти характеристики – основа национального характера. И изучение православной культуры способствует реанимации национального состояния.

Во – вторых ,русское Православие было не только религиозной системой , но и состоянием души русского человека. Православная вера в истории развития Русского государства, и особенно в дни тяжких испытаний, является фактором становления национального самосознания и единения народа. Имена многих духовных светочей Русской земли связаны в исторической памяти народа (преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Дмитрий Донской и многие другие).

В – третьих. Любой ребёнок имеет право быть воспитанным в той религиозной и национально – исторической традиции, к которой он принадлежит по рождению. Люди, оторванные от такой среды, превращаются в маргиналов. А такое общество характеризуется социальной нестабильностью и духовным неблагополучием.
(стих « Без Бога нация толпа»)

В – четвёртых. Сегодня через СМИ идёт активная и довольно успешная проповедь идей вседозволенности. Имеет место попытка создания нового человеческого типа покорного велению своих инстинктов. Живущего в мире , где всё дозволенно, живущего ради получения удовольствия.

В – пятых, борьба с язвами современного общества – наркоманией и алкоголизмом традиционными средствами, лекциями, уговорами оказалась неэффективной.
Причина в том, что человек не имеет внутренней мотивации для борьбы с болезнью.

В – шестых, предмет «Основы православной культуры» - это есть универсальная мозаика науки, философии и религии, духовно – нравственная матрица системы образования. Всё сказанное говорит нам об особой значимости изучения православной культуры.

Не только теоретический, но и живой, непосредственный опыт убеждает нас в том, что мы должны дать подрастающему поколению возможность изучать Православие .И начинать эту сложную, кропотливую, но чрезвычайно важную работу необходимо с раннего детства, когда еще так свежо и непосредственно восприятие ребенка.

По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия: «Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача – вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противопоставить той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений»

«Перед всеми нами стоят общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь, – отмечает Святейший Патриарх Алексий II, – Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций».

Вот почему для нас бесценна каждая крупица опыта, имеющаяся в арсенале отечественной педагогики. Если же опыт этот согрет любовью и теплотой сердца, преломлен сквозь призму глубоко личного восприятия, органически соединен с Евангельской правдой, то он является путеводной нитью в сложном деле православного воспитания. Бог не творит там, где мы не предоставляем Ему благодатного простора.

Благодать не может силой овладеть тем человеком, который наиболее всего полагается на собственные силы, считая, что сам может достичь чего-либо.

Представляют существенный интерес для предпринятого нами исследования и нижеследующее высказывание иеромонаха Серафима Роуза: «Образованию молодежи катастрофически не хватает умения вырабатывать у учащихся отклик на произведение искусства, литературы, музыки. В результате молодежь воспитывается бессистемно, под влиянием телевидения, рок-музыки и прочей современной «культуры» (скорее антикультуры). Ни родители, ни учителя не знают толком ни навыков христианской жизни, ни принципов христианского воспитания. И как следствие душа человека вступающего во взрослую жизнь, являет собой пустыню, где нет и росточка того отношения к жизни, к людям, которое раньше полагалось непременным и очевидным… Мало сейчас молодых людей, способных четко выразить свои мысли и чувства, зрело оценить их.

Многие даже не знают толком, что творится у них в душе. Жизнь искусственно поделена на «работу» (которой лишь немногие отдают свою душу, почти для всех работа – лишь способ заработать деньги), «развлечения» (в которых многие и видят смысл жизни), «религию» (которой отводится час или два в неделю) и все прочее.

Нет целостности жизни, того, что объединяло бы все ее стороны. Люди, не находя удовлетворения в обыденном, уходят в мир фантазий (иногда самодельно-религиозных). Современная же культура вся характеризуется двумя критериями: любованием собой (до обожествления) и личным удобством. И то и другое губительно для самой мысли и духовной жизни.

По своей природе и своему предназначению Церковь и государство несут в мире различные служения. Для Церкви главное – привести человека к вечному спасению. Людей же, облеченных светской властью, Священное Писание призывает использовать свою силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства. Сферы соработничества церкви и государства – это прежде всего миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитание детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальный культуры». О важности сотрудничества Церкви и государства в сфере воспитания говорил не раз и Президент России. И это не случайно.

Забота о воспитании всегда была неотъемлемой частью жизни Церкви. Отмечая положительный опыт современного церковно-государственного сотрудничества, нельзя не выразить также и серьезную озабоченность некоторым непониманием проблемы образования со стороны светских властей. К сожалению, понятия «светскость» и «свобода совести» часто трактуются односторонне, лукаво, с позиций агностицизма или атеизма, в ущерб интересам будущего страны и правам ее граждан. На практике это приводит к тому, что подрастающее поколение лишается возможности освоения культурно-исторической и национальной-духовной традиции своего народа. На наших глазах разрушается средостение, искусственно воздвигнутое между религией и культурой, между верующими и остальным обществом. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю».

Как бы разно мы ни понимали само слово «образование» рассматривая его и как раскрытие образа Божия в человеке, и как получение некой суммы знаний, на эмоциональном уровне у всех нас оно неизменно ассоциируется с некоей перспективой, с будущим. Ибо образование – это юность, надежда, поэтому хорошая система образования – это перспектива благополучной жизни общества.

Некогда великий русский историк Николай Михайлович Карамзин указал что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В этих словах содержится глубокая правда: взгляд на перспективу невозможен без правильно осознанной ретроспективы. Она убедительно свидетельствует, что с самой колыбели наше образование в нравственном своем смысле было ориентировано на православное христианство, а соработничество духовных и светских властей имеет свои корни еще в Киевской Руси.

Задача первой русской школы была именно научить русских людей правилам веры и нравственности. Предметами школьного обучения были Священное Писание, богослужебные книги и жития святых, и педагогами были прежде всего ученые монахи. Основатель русского монашества преподобный Феодосий Печерский уделял этому самое серьезное внимание, считая, что одна из обязанностей иноков – быть учителями мирян. И древнерусские монастыри, будучи монастырями городскими, активно служили общественным нуждам своих сограждан.

Святитель Филарет Московский говорил, что «свет одного научного образования без света Христовой истины – все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный, никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам...».

Душа без Бога напрасно мнит о своем движении вперед и возрастании, так как, «в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостью, растет только в зле, идет вперед, но путем суеты, ведущим в погибель». Св. праведный Иоанн Кронштадский считал, что одной из самых важных и трудных задач в деле воспитания является раскрытие совести. «Человек без совести – язва общества.Человек с совестью нечувствительною, или слишком уступчивою, или изворотливою есть ненадежный член общества.

Где эти способы воспитания честных людей? Наука и образование ума не спасают от бесчестных поступков».

Теперь пришло время и нам творчески осмыслить развитие системы православной культуры и использовать эти достижения в рамках педагогики. Эта задача диктуется самой жизнью, она абсолютно не надуманна, и свидетельствует о необходимости религиозного образования в школе. Школа не может творить свое дело вне жизни, не может изолировать ребенка от жизни, не может она жить и развиваться и вне традиционного культурного наследия.

Задача воспитания должна быть поставлена так, чтобы в ней были соединены практические и духовные задачи. Практические – подготовка к реальной, земной жизни, исполнению своих гражданских и профессиональных обязанностей, то есть социальному служению. Духовные – осознание человеком себя исторической личностью, проживающей не сиюминутную жизнь, но связанную с прошлым, человеком, понимающим свою ответственность за будущее Отечества и через это соединяющимися с Вечностью, с Небом.

В школе , я считаю, важнейшими воспитателями и целителями душ детей должны быть учителя ОПК.

Практика показывает, что учитель православия должен меньше говорить, а уметь слушать. К нему, как к островку в бурном школьном море должны тянуться души детей со своими радостями и бедами. Они должны доверить ему то, что не скажут другу, родителям. От учителя зависит многое.

Удастся ли ему от своего сердца протянуть к сердцам детей живые ниточки и по этой связи передать самое дорогое – любовь к Богу? Как сделать так , что бы слово Бог наполнялось для детей особым светом? Что бы на звучание этого слова душа отзывалась приливом тепла?

Как стать таким? Я думаю , что нашла ответ на этот вопрос.

Почаще заглядывайте в детские глаза. Умейте в них среди радости, озорства и упрямства увидеть тот огонёк, который близок к угасанию и который может спасти только ваше неравнодушное сердце, ваш совет.

Взрослым надо помнить, что ребёнок – это цветок. Его не надо тянуть за верхушку, пихать и пинать. Его надо поливать, обогревать и освещать солнечным светом. А главное вчувствоваться во внутренний рост души ребёнка и помочь ей раскрыться.

Моя работа и направлена на создание этих условий.

Сердце ребёнка стучит весело и беззаботно. Это мы – взрослые своими неверными действиями сбиваем его ритм. Давайте остановимся, сделаем паузу…и услышим этот сказочный мир Детства.
Поможем нашим детям выбрать правильную тропинку в страну Добра.

Таким образом, воспитание даже в светской школе способно и должно поставить проблему спасения человека, способствовать воспитанию подлинно свободной личности и привести к благотворному и реальному изменению современного общества. Тогда соработничество государства и Церкви, начатое нашими благочестивыми предками на заре истории нашего Отечества, в настоящее время может иметь достойное продолжение.

 

    07.12.2017 | 11:35
    Виктор Кошкин Пользователь

    Однажды Вовочка зашел в школу духовно-нравственного возрождения.
    Внутри было чисто и красиво.
    Посередине вестибюля стоял мраморный бюст Иисуса Христа...
    Рядом со входом висел стенд с расписанием уроков. Вовочка с интересом стал читать названия незнакомых предметов из школьного курса: - Основы Православной Культуры, Богословие - для начальных классов, Закон Божий, Ветхий завет и История РПЦ - для средних, Теоретическое Основы Православия, Новый и Новейший Завет - для старших классов. Вообще у старших классов нагрузка, судя по всему, была немалая – еще плюс и Православная Биология и Православная Зоология, Библия (Основной закон), Устав караульной и церковной службы. На самом видном месте висели лозунги “Учение Христа всесильно, потому что оно верно!” и “Слава Богу!”.
    Рядом с расписанием висели объявления: “факультатив по химии перенесен на две недели”, “факультатив по физике отменен”, “кружок по математике состоится вовремя, как и месяц назад”, “Для зачета по Истории РПЦ всем иметь с собой конспекты работ Андрея Кураева!”, ‘Завтра, после вечерней молитвы прием кандидата в РПЦ в члены РПЦ”. Отдельно висело красочное объявление “Сегодня в два часа пополудни в актовом зале состоится политинформация “Обострение межрелигиозной борьбы по мере продвижения в рай”.
    Слева от входа в гардероб висел стенд “Звериный оскал международного католицизма”, справа - стенд с фотографиями “Члены ЦК РПЦ”.
    Раздался звонок, и началась перемена. Появились высоконравственные школьники. Все были в форме и в сапогах. У младших на груди были приколоты красные крестики с изображением юного Иисуса Христа; у старших - с изображением Иисуса постарше.
    Перемену сменило построение православной линейки. После построения личного состава зам.протоирея по политической части начал речь.
    Он сказал, что усилиями национального лидера отца Владимира наша страна добилась по отношению к себе уважения и ненависти во всем мире, однако международная обстановка для православия усложняется с каждым днем – мировое вражеское окружение включая Татарстан, Дагестан, Башкирию накапливают вокруг наших границ военную мощь. Президент Всея Руси и Верховный главнокомандующий Кирилл предпринимает неимоверные усилия для создания адекватного православного ответа. Освещаются не только ракеты ближнего и дальнего радиуса действия, но также запчасти к ним и инструкции по эксплуатации. По решению ЦК РПЦ за пультами управления должны находиться истинно православные в ранге не ниже кандидата РПЦ. Это уже дает неплохие результаты: во время последних пяти учебно-тренировочных пусков православных ракет “Сатана” из шахт смоги выйти уже две, то есть почти половина, а одна их них даже смогла куда-то полететь. “С божьей помощью мы обязательно добьемся безотказного действия Сатаны”, - заявил в интервью Президент Всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев).
    Внутренняя обстановка также усложняется с каждым днем, продолжал замполит. Непрекращающиеся марши несогласных атеистов, противоречащих Основному Закону (Библии) – это прямое следствие антиправославной деятельности западных, восточных, южных и японских спецслужб на территории России. Каленым железом и резиновыми дубинками выжечь атеизм как пережиток прошлого, который мешает нам попасть в рай – наша первостепенная задача. Враги православия ведут постоянную подрывную работу среди населения страны, но мы не должны испытывать ни капли жалости к ним, к этой фактически горстке жалких атеистических личностей, ведущих свою антиправославную деятельность на католические и протестантские гранты. По только что поступившей информации они отравили водопровод в трех домах, хотели прорыть подземный ход от Лондона до Бомбея и подсыпали битое стекло в сливочное масло православным гражданам…

    Вовочке стало душно. Он открыл дверь и вышел на улицу. Там было пока еще посвежее, хотя тоже уже достаточно душновато. Где-то рядом играло радио; начался выпуск последних известий.
    С 1 сентября во всех школах вводится обязательный предмет “Основы православия”.
    "Еще нескоро", - успокаивал сам себя Вовочка, стараясь надышаться.

    (а когда десять лет назад было написано, это некоторые принимали за шутку....)


     

Добавлено: 04.11.2017
Рейтинг: 7.425
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2021. 12+