Личный кабинет

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА);


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА);

Журнал «Лидеры образования», № 6–7 2005. Подписаться

ЛУЧШЕЕ ОТ ЛУЧШИХ (уроки от финалистов конкурса «Учитель года – 2005»

Татьяна Сараева, учитель начальных классов лицея с. Долгоруково Липецкой области

Тема. «Образы ветра в различных видах искусства».

Цели. Создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогают авторам создать образы ветра; формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.

Оборудование. Рисунок литературной карты с форзаца учебника В.Ю. Свиридовой (2 класс); слайды русской народной сказки «Мороз, солнце и ветер»; таблица «Художественные средства в различных видах искусства»; г/з «Звуки ветра»; памятка «Выразительное чтение»; ленты трех цветов; репродукции А.Рылова «Зеленый шум», И.Левитана «Свежий ветер. Волга».

Ход урока

I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась.
Релаксация.
У.: На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний
На доске литературная карта с форзаца учебника «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой.
У.: Вам знакома эта карта? Она нам снова сегодня необходима. И мы уже на дороге открытий.
- Как много снега вокруг. И, несмотря на яркое солнце, так сильно щиплет щеки. Это мороз старается, а помогает ему ветер: зимний, холодный, порывистый. Прячем мы от него лицо, кланяемся ему. Завела нас дорога в фольклорную волость.
- В какое литературное произведение мы попали?
- В каком произведении вы встречали образы солнца, мороза? Кто создал эти образы?
- Предлагаю оживить их. Вдохнем в них жизнь.
- Кто хочет в этом поучаствовать?
- Какой образ ты выбрал?
Исполнители, зрители (показывает).
- Ваша задача - воздействовать на чувства слушателей, а иллюстрации на экране компьютера помогут вам. Сядьте поудобнее. 1, 2, 3, сказка, к нам иди!
Дети читают сказку «Мороз, солнце и ветер» (по памяти). На экране демонстрируются слайды № 1-10 (приложение № 1-15).
У.: Справились исполнители со своей задачей?
- Поблагодарите их аплодисментами. Как вы считаете, кому поклонился старик?
- Наши предки славяне ощущали свою зависимость от мира природы, поклонялись солнцу, месяцу, дождю, грозе, лесу и, конечно, ветру.

III. Минутка отдыха
Ветер весело гулял.
Всех зверюшек распугал.
Он березку покачал,
С травкой в поле поиграл.
Вправо, влево посмотрел,
К солнцу быстро полетел.
Весь стряхнулся, подтянулся,
В камыши густые скрылся,
Пошуршал немножко в них,
Улыбнулся и затих.

IV. Восприятие темы
1. Подведение к теме. Развитие воображения.
У.: Закройте глазки.
Звучит музыка ветра. Учитель произносит слово «ветер».
- Представьте ветер. Расскажите о своем ветре.
Ученики описывают ветер.
У.: Скажите, что было легче: представить ветер, то есть мысленно нарисовать картину, или рассказать о своем ветре словами? Я чувствовала, что вам не хватало слов, умения выражать свои мысли. Обратимся же за помощью к мастерам слова: Аполлону Майкову, Михаилу Исаковскому, Александру Пушкину.
Демонстрируются портреты (слайд № 16).
2. Формулирование темы.
У.: Давайте попытаемся сформулировать тему урока. О чем мы говорили сейчас и будем говорить?
- Вы правы, и тема нашего урока: «Образы ветра» (тема на доске).
3. Первичное восприятие.
У.: Послушайте «Колыбельную песню» А. Майкова.
- Какой образ ветра создает поэт?
На экране начало таблицы.

Аполлон Майков
«Колыбельная песня»

 

 

Добрый

ласковый

Заботливый

 

 

- Вам интересно узнать, каким увидел ветер Михаил Исаковский в стихотворении «Ветер»?
Ученик читает стихотворение М. Исаковского «Ветер» (опережающее задание).
- Каким же увидел ветер М. Исаковский?

 

М. Исаковский
«Ветер»

 

 

молодой

любознательный

общительный
весёлый

 

У.: Прочитайте последнее произведение самостоятельно и ответьте: какой образ ветра создает А. Пушкин?
- За работу, исследователи!
- Какой ветер у А. Пушкина?
Дети: Могучий, сильный, грозный, опасный.
Дети читают прилагательные, характеризующие ветер (слайд № 17).
У.: Что интересного вы заметили?
Д.: Разные образы.
У.: Какой один и тот же прием использовали все три автора, создавая образы ветра?
Д.: Олицетворение.
У.: Прием один и тот же, а образы… (продолжите мою мысль).
- Почему?
Д.: Потому что поэзия – мир чувств, и каждый чувствует и воспринимает этот мир по-своему.
4. Работа над выразительным чтением.
У.: Авторы рассказывают нам о своих чувствах, а мы постараемся передать их с помощью тона, темпа, мелодики голоса. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение».
У.: Послушаем, что у вас получилось.
- На следующем уроке у всех будет возможность прочитать эти произведения. Все образы ветра, о которых мы говорили, были созданы при помощи одного инструмента - при помощи слова. Слово - это инструмент, какого вида искусства?
Д.: Литературы.
На доске появляется таблица:

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВО

У.: А я хочу показать вам, как еще можно создать образ ветра.
Звучит «Колыбельная песня» в исполнении учителя.
- Какой еще вид искусства помог мне рассказать о ветре?
Д.: Музыка.
У.: Какое средство мне помогло?
Д.: Звуки.
На доске 2-я часть таблицы

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВО

МУЗЫКА
 ЗВУКИ

 

У.: Ребята, мы незаметно с вами оказались в области … искусств (обращается к карте).
- Какие еще виды искусства вы знаете?
Д.: Живопись.
На экране репродукции картин Аркадия Рылова «Зеленый шум» и Исаака Левитана «Свежий ветер» (слайды № 18-19).
У.: Как вы думаете, почему именно эти картины я предлагаю вам рассмотреть?
Д.: Они создают образ ветра.
У.: У каждого вида искусства свои средства.
Учитель обращается к таблице: литература – слово, музыка – звуки, а живопись – краски, цвет.
- Давайте вернемся к теме урока. Мы увидели образ ветра в литературе, музыке, живописи. Может быть, мы рано поставили точку? Попробуйте продолжить тему, чтобы она звучала более полно.
- Образы ветра…
- Литература, живопись, музыка – это что?
Д.: Образы ветра в различных видах искусства.

V. Творческое домашнее задание
У.: Мы много сделали на уроке и подошли совсем близко к пику фантазий (обращается к карте). Предлагаю творческое домашнее задание.
1. Выучить стихотворение или сочинить свое.
2. Создать образ ветра при помощи красок.
3. Найти музыкальное произведение, где уже созданы образы ветра.

VI. Рефлексивно-оценочный этап
У.: Наше общение завершается.
- Если вы чувствуете себя на уроке комфортно, и у вас все получилось, то поднимите зеленую ленточку.
- Если все удавалось, но не сразу, – выберите желтую.
- Если трудных моментов было очень много, возьмите красную ленту.
 Поднимите повыше. Давайте изобразим ветер. Я вижу, он получился ласковый, добрый, нежный, разноцветный.
 - И это здорово!
 - Если вы пока что-то не услышали, не почувствовали, – не расстраивайтесь: все еще впереди!
- Попутного вам ветра!
Звучит музыка.

ЭССЕ «Моя педагогическая философия»
Постигая мастерство настоящего художника, обязательно находишь тему, которой он остается верен всегда. Если же педагог, обучая ребенка, стремится передать ему свои собственные мысли и чувства, в его деятельности тоже появляется заветная тема, оказывающая эмоциональное и нравственное воздействие на душу маленького человека. Есть она и у меня. Это «Развитие творческих способностей как главное условие становления личности». Ей я посвятила 14 лет.

Окрыляет меня мечта,
К звездам путь освещая.
Так я творчество вижу всегда,
Жизни смысл для себя постигая.
Потому что творчество начинается с искры,
С ветки, ветра, с летящих туч,
Чтобы однажды потом родиться,
Как волшебный чарующий луч.

Известный писатель В. Белов говорил: «Каждый ребенок хочет жить творчески…» Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни? Как помочь ребенку не потерять «искру Божию»?

Развить в ребенке творческое начало, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь - вот к чему стремлюсь я. Потому что, во-первых, целью современного российского образования является психическое и личностное развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности.

Во-вторых, отсутствие творческого начала – серьезное препятствие в старших классах, когда требуется решение нестандартных задач, к тому же в дальнейшем человек, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает стрессы, трудно решает проблемы.

И, наконец, творчество - это то, что определяет ценность любого человека. Именно от таких людей зависит прогресс общества. Требование времени - стать ярким, непохожим, знающим и самостоятельным.

Изучая психолого-педагогические механизмы развития творчества в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, я обнаружила, что оно, с одной стороны, тесным образом связано с такими процессами, как ощущение, восприятие, представление, то есть с чувственным опытом ребенка. С другой стороны, творчество связано с такими процессами, как внимание, память, мышление

Активная мыслительная деятельность формирует понятия, переходящие в систему знаний, умений, навыков, которые составляют опыт, а накопленный опыт - основа творчества. Значит, необходимо развивать комплекс свойств личности - и мышление, и внимание, и память… В этом мне помогают уроки психологического развития Н. Локаловой, содержащие упражнения «Мозговой гимнастики», курс Н.К. Винокуровой, включающий логико-поисковые задачи, методика И.П. Иванова, да и наши учебники по системе Л.В. Занкова содержат богатейший материал по развитию творчества.
Какие же направления я считаю главными в работе с детьми?

Первое. Накопление чувственного опыта. Мы идем на экскурсии. Удивительный мир звуков, красок, форм окружает нас. Это целый космос! Через направленное выделение визуальных свойств, при помощи параллельного и последовательного сравнения идем к умению видеть объект, явление по-разному. И вот уже знакомая аллея предстала волшебным миром, наполненным невыразимой прелестью и таинственностью. Именно тот, кто поднимается до искреннего удивления и восхищения, прорывается к истокам творчества.

Второе направление связано с погружением в искусство. Дети, опираясь на чувственный опыт, постигают секреты литературы, музыки, живописи. Для создания целостного образа использую прием интеграции. Ребята читают стихотворение А.С. Пушкина «Тиха украинская ночь», рассматривают репродукцию А. Куинджи, слушают «Лунную сонату» Л. Бетховена.

О чем думает человек в эти минуты? Что чувствует его душа? Какие образы рождает фантазия? Об этом дети пишут, рисуют. Это уже третье направление развития творческих способностей.

На какие же принципы опираюсь я в своей работе? 
Это:
1. Принцип интеграции
2. Принцип развивающего обучения
3. Принцип  гуманизации
4. Принцип сотрудничества и сотворчества

Мастерская детской души

Интеграция может носить вертикальный и горизонтальный характер. Например, сочетание музыки, живописи, поэзии, которые наблюдались выше, - это и есть принцип интеграции, помогающий увидеть целостную картину мира.

Работая с детьми, убедилась, что необходимо учить ребенка самостоятельно добывать знания, то есть мыслить не репродуктивно, а творчески.

Я согласна с Мишелем Монтенем, который писал: «Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я хотел бы, чтобы, сообразуясь с душевными склонностями ребенка, учитель предоставил возможность ему самому изведать вкус вещей и отыскивать дорогу к знаниям…» Значит, учитель должен так организовать исследовательскую деятельность, чтобы ученик сам додумался до решения ключевой проблемы и ощутил радость от самостоятельного поиска.

Для этого урок-монолог должен уступить место уроку-диалогу. Коммуникативно-диалоговый поиск – вот главная примета современного урока, который включает в себя приемы побуждающего и подводящего диалога, прием «яркое пятно».

Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо познается практиками. А мне оно помогает дать не только глубокие знания, но и поднимать своих учеников на более высокую ступень развития. Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Поиск здоровьесберегающих технологий привел меня к упражнениям на релаксацию, валеологическим минуткам, приемам самовнушения и природотерапии.  

В основе третьего принципа - гуманизации - лежит истинная любовь к своим воспитанникам. Ведь педагог без любви, что певец без голоса, музыкант без слуха… У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Думаю, что учителю необходимо помнить не только о тепле рук, но и тепле своей души. Поэтому стараюсь относиться к своим ученикам, как к родным детям, и следовать самому высокому в нравственном плане общению: возлюби ближнего, как самого себя, ибо воспитать человека, которого не любишь, – труд мучительный и бесполезный.
Гуманистический принцип я понимаю так:
* Учитель, признавай приоритет личности перед коллективом! Не дели детей на «слабых» и «сильных», а помогай вырабатывать собственную траекторию образования и развития.
* Ученик, ты полноправная личность! Уважай же и личность в других. Учись решать проблемы трех «само»: саморазвития, самообучения, самовоспитания.
* А я буду помогать тебе в этом!
Читая книгу Дейла Карнеги, я была по-настоящему потрясена историей жизни одного известного человека. Десятилетним мальчиком, работая на фабрике, он очень мечтал стать певцом, но первый учитель охладил его пыл: «Ты не можешь петь. Твой голос звучит, как ветер в оконных ставнях». Однако мудрая мать, простая крестьянка, ободрила его: «Я знаю, что ты можешь петь. Я уже чувствую твои успехи». Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату уроков. Вера матери изменила мальчика. Его звали Энрике Карузо… Верю всем сердцем, что сидят передо мною за партами будущие Моцарт и Поганини, Анна Павлова и Суриков, и дарю эту веру своим ученикам.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Это четыре принципа, благодаря которым происходит слияние ребят в единое целое. Совместная работа приносит наслаждение, увлеченность, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств. Для осуществления данного принципа руководствуюсь следующим:
* Перехожу от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой учимся», ведь ученик и учитель растут вместе.
* Я равноправный участник учебного процесса, но с направляющей функцией. И мое мнение - одно из многих.
* Сочетаю фронтальную работу с работой в группах.

Сотворчество - счастливое состояние духа. Мой урок, который готовит не для школы, а для жизни, - мастерская творческих свершений ученика и учителя.

Анализируя работы детей, наблюдаю не только оригинальность, ассоциативность, эмоциональность, но и адекватность, полноту и содержательность.

Все это помогает мне решать главную задачу: формировать целостную личность, способную активно и самостоятельно овладевать знаниями, обладающую чувством собственного достоинства, неиссякаемым трудолюбием и, наконец, креативностью, то есть возможностью творчески решать возникающие вопросы.

А вообще-то, воспитывать и развивать ребенка очень легко. Судите сами.
А.С. Пушкин создал краткий курс педагогики. Всего шесть строк -  куда короче! Он записал их в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского.

Князю П.П. Вяземскому
Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный
А.С. Пушкин

В этих шести строчках все искусство воспитания.
* «Душа моя, Павел» - люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, взгляде.

«Павел», «Кн. П.П. Вяземскому» - обращайся с ребенком, как с равным, невзначай подчеркивай, что он уже большой - Павел!

* «Держись моих правил» - сначала обзаведись своими правилами жизни - без них лучше к ребенку не подходить! Сколько неудач из-за того, что мы стремимся привить правила, которых сами не придерживаемся. И не назидание, а дружеское: «держись». Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

* «Люби то-то, то-то…» - люби! Все воспитание держится на этом слове: Люби! Где любовь, там благодарность, волнение, там доверие, забота, там все лучшие чувства.

* «Не делай того-то» - сказано без объяснений. «Не делай» - закон взрослых, серьезных людей. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: не делай, а верхней границы нет, она бесконечна – «Люби!».

* «Кажись, это ясно» - ребенку не надо внушать, ведь этими советами весь мир живет. А ты, маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях.

Кто умеет от своего сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный», - тот счастлив в детях, и у него счастливые дети. Между обращениями: «Душа моя…» и «Мой прекрасный» заключено все искусство воспитания!!!

    05.11.2009 | 11:21
    Надежда Барташевич Пользователь

    Спасибо!


     

    07.01.2009 | 14:48
    Марина Едкова Пользователь

    данный урок соответствовал всем показателям развивающего обучения,учитель шёл от детей, урок побуждает к поиску знаний и ориентирует на успехэ


     

Добавлено: 14.02.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
2
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+