Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

«Хозяйка медной горы»: психологический разбор сказки

«Хозяйка медной горы»: психологический разбор сказки
#Подборки #Читателям

15 января, 09:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Елизавета Филоненко, Семейный психолог
Елизавета Филоненко

Семейный психолог


Фотографии: Unsplash / Вячеслав Назарук. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психолог Елизавета Филоненко предлагает психологический разбор сказки П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Краткое содержание

Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. По дороге они прилегли под деревом и вскоре задремали. Молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с черной косой и в богатом платье. Степан понял, что перед ним была Хозяйка Медной горы (Малахитница).

Герой испугался: от стариков он слышал, что волшебница «любит над человеком мудровать». Малахитница наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался». Иначе она спустит всю медь так глубоко, что никто не сможет до нее добраться. Если же Степан передаст все дословно, она пообещала выйти за него замуж. После Хозяйка Медной горы превратилась в зеленую ящерку и скрылась среди камней.

Степан решился и при всех рабочих передал слова Малахитницы приказчику. Тот разозлился, приказал выпороть героя, а после спустить его в в самый бедный и сырой забой, приковать и оставить добывать драгоценные камни. 

В шахте к нему вновь явилась Малахитница. Она похвалила Степана за отвагу и предложила посмотреть свое приданое: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты, полные несметных сокровищ.

Малахитница напомнила герою, что обещала выйти за него замуж. Степан ответил, что не возьмет ее в жены, так как «другой обещался». Услышав такой ответ, Хозяйка Медной горы похвалила парня, что тот не променял свою Настеньку на нее. Она передала ему подарок для невесты — малахитовую шкатулку с драгоценностями, и пообещала наладить его жизнь. Кроме этого, Малахитница дала Степану свои слезы, которые превратились в драгоценные камни. И напоследок наказала Степану никогда ее больше не вспоминать. 

Жизнь Степана стала стремительно налаживаться. Его перевели из гнилого забоя в лучший, а потом и вовсе отпустили из крепостных. Но герой никак не мог позабыть Хозяйку медной горы. Он худел, слабел на глазах, стал уходить в лес якобы на охоту, но на самом деле шел к тому месту, где впервые встретил Малахитницу. 

После одной из таких прогулок он не вернулся домой. Его нашли мертвым, а в руке — драгоценные камни — слезы хозяйки медной горы. Когда их попытались вытащить, они рассыпались в труху.

Комментарий психолога

Эту сказка о том, как в душе человека сталкиваются практические соображения и мечта, тяга к таинственным возможностям.

Персонажи сказки символически обозначают душевные явления. 

Хозяйка Медной горы — мечта об иной жизни, иных возможностях. Она всегда обещает награду за смелость, за то, что человек жертвует комфортом ради свершений (с неясными перспективами). 

Когда Степан встречает ее, в его душе начинает конфликт: мечта или рутина. Однако для того, чтобы следовать мечте, придется отказаться от привычных и надежных благ.

Хозяйка первым делом требует от героя жертвы, предлагет ему нахамить начальству. Причем настаивает на грубой форме высказывания. То есть испытывает смелость героя.

Степан в сказке символизирует осознанную часть психики человека, его самосознание. И это в данном случае довольно слабая его часть. 

Малахитница обещает пойти в жены, если у герой выступить против власти. Степан не уверен, нужно ли это ему. Так многие и в реальности сомневаются: стоит ли мечта того, чтобы ломать привычный уклад жизни.

Степан начинает больше думать, как воплотить свою мечту. Поэтому попадает во внутреннюю темницу, в подвал, где живут сомнения и страхи. Дальше по сюжету сказки он только ПРЕДСТАВЛЯЕТ себе бунт против своей рутинной жизни и начальства и в результате оказывается на цепи своих сомнений.

Выполнив все условия, Степан вновь встречается со своей мечтой в пещере. У него на душе двойственное чувство: с одной стороны он стремится к ней, с другой стороны — боится. И в реальной жизни мы не всегда считаем порывы души абсолютным благом. Нас останавливают примеры неудачные примеры людей, которые нашли себя, но при этом потеряли адекватность в глазах других. Но одновременно нас манит и образ удачливого человека, который поставил все на кон и выиграл. 

Осмотрев все красоты, Степан получает предложение о сделке: бросить все, чем жил и жениться на Малахитнице. Иначе — покинуть все, что нажито непосильным трудом и идти за мечтой. Герой делает выбор в пользу привычной жизни.

За это он получает материальные блага: невесту, вольную грамоту, карьеру. Но вместо мечты в душе поселяется тоска. 

Степан не находит счастья в жизни, начинает хиреть. Часто ходит в лес: символически возвращается к своей мечте. Но так и не находит ее во второй раз. Смерть героя означает духовный тупик.

Хотя природа пыталась помочь Степану. Хозяйка дала ему подарки — части своего мира: шкатулку и драгоценные камни. Но из них Степан не извлек ни материальной, ни духовной пользы. Носить украшения жене он не разрешил, а драгоценные камни хранил как память. Хотя хозяйка называла продать за большие деньги. Подарки герой не превратил в энергию жизни, и не мог черпать из них силы. Они погибли вместе с героем.

Как выйти из подобной ситуации

Степан — символ слабо развитой сознательной части личности. Он не смог ни последовать за своей мечтой, ни позабыть ее. Застрял между, затосковал и пришел в духовный тупик. Но из подобных жизненных условиях есть три выхода:

  1. Действительно забыть мечту. 
  2. Последовать за ней, приняв издержки.
  3. Адаптировать мечту и подружить ее с реальностью.

Для этого нужно:

  • Не бояться мечтать. 

Принять мечту, какие бы формы она не принимала. Степан пугается Малахитницу сразу, еще до всех неприятностей. Хотя она — божество, которое часто приносит удачу людям. Так и в жизни людям часто кажется, что мечта стыдная, детская, от нее надо бежать.

Отказаться от логики «все или ничего».

  • Люди считают, что заниматься делом нужно на «все сто» или не заниматься вообще. Понятно, почему кладбище мечтаний так обширно. Большинство мечт не нуждается во всем пространстве вашей жизни. Им будет хорошо на скромной территории, обогретой вашим вниманием. Просто дайте им немного места и тепла.
  • Находить малые формы мечты.

Обычно человек, думая о своей мечте, представляет себе наивысшее ее воплощение. Потом смотрит, где он, а где цель, и у него опускаются руки. Хотя имеет смысл найти малую форму мечты — деятельность в русле мечты, но доступную. По этому принципу получится воплотить в жизнь и большие жизненные устремления, и совсем приземленные бытовые.


Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться