Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Очевидное – невероятное: педагогические вузы тоже ответственны за деградацию учительства. Но не на 100%

 Обсуждение новости «Почти половина учителей математики не прошли проверку на знание своего предмета» от 13 ноября 2018 года было бурным, но свелось к характерным для нас, россиян, дискурсам: 
- автор - дурак (в данном случае это относится к организаторам проверки и аттестации педагогов);
- кто виноват.

Однако до дискурса «Что делать?» никто не поднялся.

В своих комментариях отдельные не вполне адекватные личности обращались ко мне, как к сотруднику вуза, и требовали признать личную мою вину по поводу такого плохого состояния профессиональных знаний учителей:

«…Именно ВЫ, как "сотрудник" и т.д., ответственны за КАЧЕСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ среди многих прочих и учителей. Учитель "начинается" не в школе, а в вузе. Как, впрочем, и юрист, менеджер, инженер, ..., министр и президент. Школа получает тех, кого выпускаете, с дипломами, ВЫ - Высшая школа. "Чем кумушек считать трудиться, ..." Не желаете ли часть ответственности, за плохую подготовку учителей, и на себя переложить? - Школа плохо готовит абитуриентов? А зачем ВЫ их ПРИНИМАЕТЕ? И, главное, ЗАЧЕМ ВЫПУСКАЕТЕ с ДИПЛОМОМ?! А школа..., а что школа? Школа ПРИНИМАЕТ ВАШИХ выпускников.»

Словом, как в комедии Леонида Гайдая, «Не виноватая я, он сам пришел!»

А знаете что? Я вполне признаю вину педагогических вузов за нынешнее печальное состояние учительства. Да, действительно, в педагогические вузы идет очень слабый контингент, и значительную его часть просто нельзя принимать на учебу. Далее, в ходе обучения многие студенты, особенно физико-математических направлений, становятся «хвостистами», двоечниками, не сдают  вовремя сессий. И ректораты запрещают их отчислять, потому что отчисления приводят к уменьшению контингента, а госсубсидии вузам исчисляются исходя из контингента, и его уменьшение означает недополучение денег на зарплаты преподавателям. Т.е. поставив, например, 10 двоек на экзамене, преподаватель должен подать заявление на увольнение, поскольку эти 10 отчисленных как раз и давали его зарплату. Но, тем не менее, совершенно понятно, что значительная часть студентов – будущих учителей-предметников -  совершенно не чувствует ответственности за учебу, не имеет мотивации учиться, и получаемые ими профессиональные знания оставляют желать лучшего.

Вторая беда педагогических вузов состоит в том, что большая часть их преподавателей – намного превысила пенсионный возраст. Если для школ характерно, что средний возраст учителя 50-53 года, то для вузов это 60-65 лет. И хотя среди преподавателей остается много энтузиастов, все-таки годы уже не те, осваивать новые подходы, да и сам язык, на котором говорит молодежь – уже не очень хочется. «Вот ещё, будем мы подстраиваться под эту зеленую молодежь! Пусть они подстраиваются под нас!» Вот и возникает стена отчуждения между преподавателями и студентами, которая мешает передаче профессиональных знаний и отношения к педагогическому труду. Как это происходит и в школе, процесс обучения в вузе свелся к формальному чтению лекций и проведению семинаров и практики. Преподаватель отбубнил материал по плану, заполнит журнал и ведомости – и до свидания!

И, наконец, третья беда: преподаватели педагогических вузов давно перестали понимать, что происходит в школе. Когда-то они сами были школьными педагогами или подрабатывали в школе, но тогда – это не сейчас. «Тогда» педагогические вузы вообще были тесно связаны со школой, обслуживали ее, считались отраслевыми для просвещения. С тех пор, как Министерство просвещения слили в 1988 году с Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию (а потом сюда добавили и управление наукой), педвузы стали в объединенном министерстве считаться вузами второго сорта. Многие педвузы «преобразовались» (а точнее, переназвались) в классические университеты и вообще отказались от программ подготовки педагогов!

В эти же годы (1990-е) в высшем образовании был внедрен бакалавриат, то есть произошел переход от 5-летнего к 4-летнему обучению, соответственно все программы обучения, в основном за счет практики, были сокращены на 20%. То есть от обучения осталась почти одна теория.

Нет! Чуть не забыл! Помимо сокращения сроков обучения произошло сокращение аудиторной нагрузки на студентов, т.е. если в 1970-е годы студенты учились по 56 часов в неделю, то теперь недельная нагрузка сведена до (в среднем) 28 часов. Считается, что студенты остальное время учатся самостоятельно, но только они реально не учатся, а уже со 2-го или 3-го курса устраиваются на работу, подрабатывают. Помню такую картину из практики: студентка, такая умненькая и трудолюбивая, вдруг стала засыпать на моей лекции. Подложит стопку книг под голову и спит… Я как-то разбудил ее и спрашиваю: неужели так скучно и не интересно? А она: не принимайте на свой счет, просто я подрабатываю в ночную смену крупье в казино, а потом днем очень спать хочется… Но потом казино, как и весь игорный бизнес, запретили, и студентам пришлось устраиваться на дневную работу. Так что делаешь перекличку, а за отсутствующих студентов отвечают: «Он на работе».

То есть параллельно сокращению года обучения на бакалавриате произошло сокращение трудоемкости подготовки будущих учителей в 2 раза!

А вообще же в педагогических вузах происходит примерно то же, что и в школах: бесконечные переписывания рабочих программ под новые, откровенно бредовые, федеральные образовательные стандарты, в которых расписаны высосанные из пальца компетенции. Произошло дробление дисциплин. Вместо понятного короткого перечня больших по объему дисциплин появились неудобоваримые наборы малюсеньких дисциплин, которые раньше были разделами и отдельными темами. И все это безумно далеко от реальной практики будущего учителя. Это постоянное стремления совместить и объединить необъединяемое – составить такое расписание, чтобы все лекции с похожими названиями читались в одной аудитории сразу всем студентам, и 1-м, и 2-м и 4-м курсам. Естественно, что теперь ректоры заговорили о переходе на полностью цифровые лекции. А еще эти постоянные проверки – тестирования студентов на остаточные знания, на которые студентов приходится срывать с занятий.

Если сюда добавить еще и отсутствие финансирования на программные средства и оборудование… Положение в школах стало уже значительно лучше, чем в педагогических вузах!

Ведь относительно вузов в бытность министрами образования Фурсенко и особенно Ливанова (да и сейчас она потихоньку продолжается) велась компания сокращения числа вузов, обучающихся в них студентов и работающих в них преподавателей примерно в два раза! И, конечно, педагогические вузы, если сравнивать их с университетами, со всякими там «школами экономики и народного хозяйства» - первые в очереди на ликвидацию по параметрам, связанным с привлечением денег на научные разработки и международное сотрудничество.

Так что вина педагогических вузов в низком уровне подготовки учителей – только на 50%. А может даже всего на 33%. Потому что есть еще Правительство и Министерство образования, которые за прошедшие годы сделало очень много глупостей, ошибок. Их предупреждали, что это глупости и ошибки. Специалисты буквально криком кричали – не делайте так! Нет! Все было сделано, как нарочно, наихудшим образом для подготовки учителей. И сейчас эта практика продолжается. Уверен, что все эти потуги с «цифровизацией образования» ни к чему хорошему не приведут, потому что это расчеловечивание образования.

Есть еще региональные власти и ИПКРО, которые вместо развития и усиления школ, улучшения положения учительства, занимаются малопонятной мышиной возней в плане мелочного контроля и бюрократизации школы. Там есть еще и массовые игры по продвижению «своих» и выдавливанию «чужих» из руководства школами. Окунувшись в эту среду, чувствуешь себя как в настоящем серпентарии!

Короче, посмотрел я на эту картину, на полный развал в педагогическом образовании, и… уволился! Бросил должно профессора и заведующего кафедрой. Не хочу создавать видимость работы, там, где ее нет, где происходит просто имитация деятельности!

Так что с обвинениями по поводу низкого качества подготовки студентов – это не ко мне!

Я теперь уже не рассказываю на лекциях, разводя руками, о том, какой должна быть школа, а занимаюсь тем, что создаю такую «параллельную» или как теперь говорят, альтернативную школу, школу будущего, в своей повседневной деятельности. В этом, собственно, и состоит мой вариант ответа на вопрос: «Что же делать?» Не думаю, что существующую школу и существующее учительство можно как-то поправить, улучшить. Тем более, теми методами, которые сейчас применяются и которые стопроцентно отвергаются в реформах образования. Может быть, и можно что-то поправить, но для этого требуется коренное изменение государственной политики, то есть как минимум, полная смена людей, которые нынче занимаются управлением образованием, приход нового поколения, значительно более компетентного в отношении процессов обучения, воспитания  и развития детей. Возможно, потребуется полная смена правительства и правящей элиты. Только непонятно, откуда этим людям взяться?

Поэтому будет идти процесс разделения школ на откровенно плохие, средние и хорошие. И так будет продолжаться ближайшую сотню лет. Откровенно плохих школ будет большинство, но будут и хорошие школы. Но не много. Это те школы, в которых найдется умный, компетентный руководитель, который соберет и мобилизует команду квалифицированных единомышленников – учителей. 

Да, такие школы и такие учителя есть, и хорошо поскребя по фейсбуку, их можно выявить. 

И будут появляться альтернативные школы, школы разных типов, в которых за основу приняты более современные подходы, чем уклад классической немецкой гимназии фон Гербарта.

Но это уже совсем другая история, для следующих статей. Тех читателей, которым нечего сказать по существу, кроме как набросать грязи, убедительно просим не беспокоиться. Потомкам будет стыдно за наше мрачное время и всеобщий упадок.

Подписаться на канал автора, Александра Могилева


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 84

Подписаться Отписаться

Комментарии (22)

  1. Татьяна Таперо 20 Ноября, 2018, 19:23

    Добавить практически нечего. К сожалению, уровень подготовки специалистов именно педагогических ВУЗов действительно крайне низкий. Молодой специалист либо на рабочем месте начинает познавать все азы педагогического труда, либо "отбраковывается" системой. А куда податься с педагогическим образованием кроме школы? В местные органы управления образованием, "командовать" учителями. К сожалению, это тоже очень частая ситуация.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 20 Ноября, 2018, 19:35

      "А куда податься с педагогическим образованием кроме школы?"
      /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

      Уважаемая Татьяна Юрьевна!
      Учителю можно найти много работ по совместительству. Даже не репетитором, т.к. тут требуется сгусток разнообразных качеств.
      Например, работа в типографии по верстке книг и др. печатной продукции. Учитель информатики после работы в школе подрабатывает в типографии (мужчина). Квалифицированно выполняет работу и хорошо зарабатывает. Мы всегда стараемся ему отдать для верстки учебные пособия, постерные доклады и др.
      А минитипографий в городах теперь великое множество.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Татьяна Таперо 20 Ноября, 2018, 21:46

      Уважаемый Валерий!
      Вы не совсем поняли мою иронию. Я хотела сказать, что нами, порой, управляют люди, у которых не получилось стать учителями.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 20 Ноября, 2018, 22:10

      Татьяна, спасибо за ответ.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Валерий Чернухин 26 Ноября, 2018, 5:57
      Добавить практически нечего. К сожалению, уровень подготовки специалистов именно педагогических ВУЗов действительно крайне низкий. Молодой специалист либо на рабочем месте начинает познавать все азы педагогического труда, либо "отбраковывается" системой. А куда податься с педагогическим образованием кроме школы? В местные органы управления образованием, "командовать" учителями. К сожалению, это тоже очень частая ситуация.
      "А куда податься с педагогическим образованием кроме школы?"
      /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

      Уважаемая Татьяна Юрьевна!
      Учителю можно найти много работ по совместительству. Даже не репетитором, т.к. тут требуется сгусток разнообразных качеств.
      Например, работа в типографии по верстке книг и др. печатной продукции. Учитель информатики после работы в школе подрабатывает в типографии (мужчина). Квалифицированно выполняет работу и хорошо зарабатывает. Мы всегда стараемся ему отдать для верстки учебные пособия, постерные доклады и др.
      А минитипографий в городах теперь великое множество.

      Уважаемый Валерий!
      Вы не совсем поняли мою иронию. Я хотела сказать, что нами, порой, управляют люди, у которых не получилось стать учителями.

      А чаще управляют люди, у которых в отличие от учителей получилось стать кем-то другим и добиться большего.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  2. Валерий Ганузин 20 Ноября, 2018, 19:48

    Жаль, что под статьей можно поставить только одно сердечко(+++

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  3. Надежда Крючкова 20 Ноября, 2018, 20:07

    Хорошая статья: взгляд наблюдателя "изнутри" зорок, выводы честные.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  4. Елена Романова 20 Ноября, 2018, 20:11

    1% - таков дефицит учителей, по словам нашего министра образования. Вроде бы немного, но вот в этот процент попал учитель физики в нашей школе. И всё - физику вести некому: раздали нагрузку математикам, кто согласился вести, уговорили учителя-пенсионера выручить на какое-то время. А что дальше? Если мои коллеги-словесники откажутся тащить по 32-35 часов, возникнет вакансия словесника. Студентки, приходящие на практику, сами допускают ошибки. Что дальше? А в нашем областном вузе нет педагогических специальностей, видимо, «упразднили за ненадобностью». И кто будет работать в школе через 5-10 лет, когда моё поколение начнёт выходить на пенсию? Мама моя была патриотом школы, если можно так выразиться - я жду пенсии, когда можно будет уйти из этого кошмара (причём мне надоели не дети и уроки, а идиотские, по другому не скажешь, инициативы типа ОДНКНР, единых часов по безопасности и отчётов о том, сколько детей в моём классе имеет светоотражающие элементы на одежде) - мои дети, видя, как я работаю, в образование не пойдут, слава богу. Вот такая история...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 20 Ноября, 2018, 21:16

      "1% - таков дефицит учителей, по словам нашего министра образования."
      Пусть это останется на совести нашего министра образования...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  5. Вадим Монахов 20 Ноября, 2018, 20:16

    >Однако до дискурса «Что делать?» никто не поднялся.
    - отмечу, что Александр Могилев до дискурса «Что делать?» сам не поднялся, хотя именно так и критиковал тех, кто обсуждал новость «Почти половина учителей математики не прошли проверку на знание своего предмета».
    Также отмечу, что обсуждение данной новости было весьма конструктивным: была выявлена абсолютная некорректность этой проверки и некомпетентность организатора проверки - главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. И, следовательно, несостоятельность любых утверждений, основывающихся на результатах данной "проверки".
    Без разоблачения и изгнания лженауки невозможно развитие науки и образования. Так что на вопрос «Что делать?» отвечаю: разоблачать некомпетентность таких руководителей как Сергей Кравцов и добиваться их отставки.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Дмитрий Новиков 20 Ноября, 2018, 20:38

      Во всем видется лженаука - вы так станете параноиком.
      Знаете притчу о старике и двух прохожих? Один видел везде добро и друзей, другой везде плохое.
      Вадим, будьте добрее! Ведь в образовании работают и руководят образованием честные и преданные делу обучения люди, такие же честные как и вы :-))))
      Ведь если бы были какие либо факты нечестности, разве мог бы упомянутый вами чиновник руководить вами? Нет конечно. Значит он честный и хороший, а вам надо видеть больше светлого и позитивного.
      Удачи Вам, Вадим и побольше доброты к людям.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Вадим Монахов 20 Ноября, 2018, 20:52
      >Однако до дискурса «Что делать?» никто не поднялся.
      - отмечу, что Александр Могилев до дискурса «Что делать?» сам не поднялся, хотя именно так и критиковал тех, кто обсуждал новость «Почти половина учителей математики не прошли проверку на знание своего предмета».
      Также отмечу, что обсуждение данной новости было весьма конструктивным: была выявлена абсолютная некорректность этой проверки и некомпетентность организатора проверки - главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. И, следовательно, несостоятельность любых утверждений, основывающихся на результатах данной "проверки".
      Без разоблачения и изгнания лженауки невозможно развитие науки и образования. Так что на вопрос «Что делать?» отвечаю: разоблачать некомпетентность таких руководителей как Сергей Кравцов и добиваться их отставки.
      Во всем видется лженаука - вы так станете параноиком.
      Знаете притчу о старике и двух прохожих? Один видел везде добро и друзей, другой везде плохое.
      Вадим, будьте добрее! Ведь в образовании работают и руководят образованием честные и преданные делу обучения люди, такие же честные как и вы :-))))
      Ведь если бы были какие либо факты нечестности, разве мог бы упомянутый вами чиновник руководить вами? Нет конечно. Значит он честный и хороший, а вам надо видеть больше светлого и позитивного.
      Удачи Вам, Вадим и побольше доброты к людям.

      Слово "видИтся" пишется через "и", а не через "е". Вот так и рассыпаются ваши сказки про "у меня 100 баллов за ЕГЭ".
      А доброта - это отнюдь не поощрение безграмотности, карьеризма, коррупции. И это не толерантность - которая является формой соглашательства со злом. Доброта - это стремление сделать мир лучше. И я по мере сил стараюсь.
      Кстати, автор данной статьи, Александр Могилев, в результате подобных стараний участников обсуждений (и, надеюсь, моих тоже) весьма сильно изменился в положительную сторону - его статьи стали гораздо взвешеннее, и звучащая в них критика стала гораздо объективнее. Я его немного покритиковал - но исключительно в силу традиции. А вот сейчас даже хвалю за то, что он нашёл в себе силы измениться. Может, и вы чему-то научитесь?
      (Мне-то меняться не надо, как вы заметили, я идеален. - Если кто не понял, это ирония).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Дмитрий Новиков 20 Ноября, 2018, 21:01

      Когда писать по существу не о чем, всегда ищут ошибки и начинают писать чушь.
      Какие 100 баллов по ЕГЭ в СССР? Какая коррупция в образовании? Где вы видели коррупционеров в школе или в ВУЗе?
      Вы так действительно станете параноиком...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 20 Ноября, 2018, 21:24

      А я сегодня посетил несколько родительских собраний. В 8-х классах.
      1. Часть родителей не осознали, что живут не в СССР. А школа сейчас не та в которой учились они.
      2. Родители считают, что если ученик мешает вести урок, то его надо:
      - пожурить... 8(
      - отобрать у него гаджет... 80
      - хорошенько "врезать"... Врезать должен учитель, а не родитель!
      - и вообще "моя, как учителя, ОБЯЗАННОСТЬ - НАУЧИТЬ!"
      3. Закон об образовании НЕ ЧИТАЛ НИ КТО! Из присутствовавших... кроме классных руководителей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  6. Валерий Ганузин 20 Ноября, 2018, 20:45

    Хотелось бы не ругать здесь друг друга, не уходить в диатрибу, а поговорить конструктивно о том, что можно сделать для предотвращения деградации учительства и образования в целом.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  7. Татьяна Филипповская 20 Ноября, 2018, 20:54

    Спасибо за откровенность! Поддерживаю по большинству позиций – и как 65-летний доцент, который освоил инновации в технологиях обучения, и как бабушка внучки, которая пошла в этом году в 1 класс. Долго выбирали: с восторгом ходит в Свято-Симеоновскую гимназию, где обучают по… но лучше промолчать: чтобы проверяющие не «долбанули». Здесь учат и учатся с радостью. Вот в чем разница. Есть свои «тараканы», но они все «решабельны», так как нет задавленности педагогов рутиной обычной школы.
    Сейчас вот даже в ранее считавшихся сильнейшими в районах традиционных гимназиях пятиклассники научены болтать по 40 минут обо всем и ни о чем, а читают по слогам…Кто здесь виноват: учителя? Педвузы? Родители, которые не доучивали вместо школы своих детей после их возвращения из учреждения, где учат болтать и массово играть в тестовые угадайки, но читать не научены…?
    Так что 90% проблем вузовской подготовки учителей – на совести социума и вышестоящих управленцев. Мне подчас жаль нашего министра Васильеву – приняла такой груз и такую команду разрушителей, что справиться с ней весьма и весьма проблематично! А сколько присосалось дармоедов с разработкой так называемых оценочных материалов, учебников и пособий?
    Отсюда вопрос: какой смысл искать виноватых только в дурацких разрушительных установках сверху?
    А, может, более четко формулировать свою позицию «сопротивленцев» глупости в оценочных материалах, которые использовались и будут еще использоваться как для учащихся, так и для педагогов? Может, открыто и прямо в интернете цитировать все «очепятки»? А в учебниках? А в программах и их непсихологической-нелогической тематической последовательности ? Почему все, кто горазд «лягать» школу, высшую школу, так упорно молчат? Сможет учитель прокормить семью достойно, работая на 1 ставку? – Не сможет! И мы молчим, ссылаясь на защитную импотенцию профсоюзов! Будет достойная жизнь у педагогов – будет и конкурс для получения места в этой структуре. Пойдут и другие абитуриенты в педвуз – за конкретной перспективой. Но для этого надо не «журиться» по кухням и учительским, и уж тем более не прыгать на площадях с плакатами - надо заваливать все организационные структуры письмами, публиковать видеосюжеты в интернете – капля камень долбит! Надо искать и находить пути решения проблемы.
    Где наши массовые цитирования дурацких примеров из учебников для школьников и методических указаний для учителей – такие, чтобы не было фейка с передиранием из Г. Остера, как было года два назад, а со ссылкой на страницы, издателя, название, автора…
    Где аргументированная защита специализированных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями: молчим и не приводим фактуру – вместо детей с нормальным развитием интеллекта, но физическими недостатками, в классы приводят не только слепых и глухих детей, нуждающихся в особых условиях, но и психически неадекватных девиантов, ЗПР-щиков, чуть ли не олигофренов. Это что? Где массовые примеры абсурдности действий разрушителей образования и права всех детей на получение знаний в условиях, соответствующих их психологическим, психическим и физическим возможностям?
    Молчим? Вот и имеем!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  8. Анна Маханек 20 Ноября, 2018, 21:38

    Учителя в результатах аттестации никоим образом не виноваты, как и ВУЗы. Чтобы понять, что делать, надо определить смысл аттестации. Аттестация должна проверять соответствие занимаемой должности, то есть умение выполнять задания в рамках школьной программы и владеть педагогическими технологиями. Задания по физике и математике, например, для ЕГЭ, за рамки школьной программы выходят. Их иногда профессура университетов с трудом решает. Включать их в аттестацию или нет? Или разрабатывать задания аттестации отдельно для учителей среднего звена, отдельно для учителей 10-11 классов? Что касается педагогических технологий, задания по которым также были в аттестации, то вообще не представляю, где можно найти их исчерпывающий перечень, необходимый учителю? Также учтем, что учителя - это не только выпускники пед. вузов, но и выпускники университетов и специализированных ВУЗов, которые педагогику и психологию в лучшем случае изучают один семестр. Такие ВУЗы ставят перед собой иные задачи, в последнюю очередь думая о том, как их выпускник будет работать в школе. По идее, чтобы от учителя что-либо требовать по новой системе, его сначала этой новой системе надо обучить на курсах повышения квалификации. А курсы повышения квалификации должны разработать рабочие программы и учебно-методическое обеспечение, исходя из задач новой аттестации, которая пока только апробируется. По-уму, надо было новую аттестацию прогнать в режиме апробации через систему доп. образования, чтобы в рамках повышения квалификации учителей "обкатать" задания для аттестации. Тогда бы не было некорректных заданий и т.п.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Калининградская область, Россия

    • Вадим Монахов 20 Ноября, 2018, 22:27

      Анна Борисовна,
      по ряду пунктов соглашусь с вами, а по ряду - нет.

      1.>Чтобы понять, что делать, надо определить смысл аттестации. Аттестация должна проверять соответствие занимаемой должности, то есть умение выполнять задания в рамках школьной программы и владеть педагогическими технологиями.

      - ещё надо определить, когда должна проводиться аттестация и должна ли она проводиться, и кем она должна проводиться: школьной комиссией, директором, представителями Учредителя, карающим органом - "Рособрнадзором", и т.д.

      И не следует путать проводившуюся Рособрнадзором некомпетентную некорректную проверку с аттестацией.

      2.>Задания по физике и математике, например, для ЕГЭ, за рамки школьной программы выходят. Их иногда профессура университетов с трудом решает. Включать их в аттестацию или нет?
      - Задания по физике и математике для ЕГЭ за рамки школьной программы НЕ ВЫХОДЯТ. Как не выходят за рамки школьной программы задания заключительных этапов олимпиад по физике и математике. Но сложность олимпиадных заданий и некоторых заданий ЕГЭ выходит за пределы требований к обычным учащимся и обычным учителям.

      Вполне естественно требовать от учителя профильного класса способности подготовить учащихся на профильном уровне. И совершенно неразумно требовать от учителя основной школы способности подготовить учащихся 10-11 классов, да ещё на профильном уровне.

      3.>По идее, чтобы от учителя что-либо требовать по новой системе, его сначала этой новой системе надо обучить на курсах повышения квалификации. ...
      - по уму неплохо бы сначала ДОКАЗАТЬ большую эффективность новой системы по сравнению с имеющейся, и выявить в пилотном проекте имеющиеся недостатки. Исправить недостатки, снова проверить в новом проекте, уже более широком - и при наличии явно выраженного положительного эффекта начинать практически использовать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Светлана Решетняк 20 Ноября, 2018, 23:24

      ">По идее, чтобы от учителя что-либо требовать по новой системе, его сначала этой новой системе надо обучить на курсах повышения квалификации."
      Если вывод будет такой, то всё случившееся к лучшему, если просто не проведут какую-нибудь быстро сляпанную новую аттестацию. Ещё лучше притормозить это дело на пару-тройку лет, заменив настоящими курсами повышения квалификации, на которых не бумаги по стандарту ФГОСов будут учиться заполнять. Поутихнуть бы немного в чиновничьем раже, да позадуматься.
      А позадуматься есть о чём. Пример из вчерашнего дня. В тетради 4 за правильное абсолютно решение- снизили на балл, так как в одном действии в задаче написано
      6+2=8 (К.), а надо было не в карандашах ответ , а в "штуках"! Лучший способ отбить охоту к математике. А сколько снижений оценки за не то количество клеток между заданиями и т.д. Методические указания...- ругаться хочется. Видели бы эти , требующие строгого оформления по придуманным законам, тетради студентов! Вот уж где они мстят школе сполна.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Ирина Касаткина 25 Ноября, 2018, 23:27

      Анна, задания по физике в КИМах ЕГЭ не выходят за рамки школьной программы. Другое дело, что там встречаются очень трудные задачи, но все они по темам школьной программы. Но так и должно быть, чтобы отобрать наиболее подготовленных ребят в вузы типа МГУ и МИФИ.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

  9. Александр Либерман 21 Ноября, 2018, 12:18

    Вот только переход на бакалавриат начался в 2000-ых, а не в 90-ых с принятием Болонского процесса. Кстати интересно переход осуществлялся...на моей памяти одна летняя сессия - 11 экзаменов и 10 зачетов. Причем некоторые экзамены выскакивали как черти из табакерки. То есть в сессию входили с 7 экзамена, а в процессе выяснилось, что нужно сдать еще 4 экзамена и несколько зачетов. Самый прилюбопытнейший случай (вопиющий) - за день до экзамена студенты узнали о существовании предмета "Социальная политика" по которому должны были целый год учиться (некоторые до которых не дозвонились узнавали в день экзамена - по факту). За сутки должны были подготовится, перечитав 40 страниц незнакомого текста. И это при том что в этот день были назначены сдачи еще одного экзамена и двух зачетов.
    Речь идет о "Волгоградском государственном педагогическом университете" (ныне объединен с ВолГУ), подразделение - институт Дошкольного и начального образования, сокращенно ДНО. Так и называли данный институт - Днище.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

  10. Дед Щукарь 21 Ноября, 2018, 19:01

    Мнение о труде учителя: "на одну ставку нечего есть, на две - некогда". Аналогия. Когда водителям не дают отдыхать, то они засыпают прямо за рулем с последствиями. Значит ли это, что они плохие водители, вот в чём вопрос.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Россия