Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Очевидное-невероятное: компьютерная зависимость министерства образования и всей страны

Тема  зависимости детей (но подвержены ей не только дети) от компьютера возникла в российской печати и обсуждениях в педагогическом сообществе свыше 35 лет назад, вместе с первыми шагами по информатизации образования, предпринятыми в ходе так называемой «черненковской» реформы образования 1984 года.

Из истории вопроса

Тогда получили распространение самые первые персональные компьютеры – так называемые «бытовые», досугового и учебного назначения, с крайне примитивными звуковыми и графическими возможностями и очень ограниченной по объему памятью (как оперативной, так и внешней). Часто они использовали обычные телевизоры в качестве видеодисплеев и бытовые магнитофоны в качестве устройств хранения информации. Играми для них были простейшие, с самой грубой графикой, «аркады», однако, все это не мешало их большой популярности. Можно сказать, что тогда «компьютерная зависимость» возникла у руководства страны и перекинулась на широкие массы населения. Компьютер казался волшебной палочкой, и казалось, что компьютеры, особенно применяемые в образовании, выведут нашу страну в передовые.

По-настоящему компьютерная зависимость,  как руководителей, так и населения, приобрела масштабный характер в 90-е годы в связи с появлением доступных IBM-совместимых персональных компьютеров, обладающих мультимедийными возможностями (т.е. качественной многоцветной графикой и звуком), а также дополнительными игровыми устройствами ввода – джойстиками, рулями, рукоятками и т.д. Через несколько лет настоящий взрыв в плане признаков «компьютерной зависимости» вызвало появление доступа к интернету: сетевые игры и, особенно, появление социальных сетей – «Одноклассники», «В контакте», Facebook и др.

Наибольшему риску оказались подвержены мальчики и юноши в связи с особенностями их психофизиологии, традиционными трудностями, испытываемыми ими в пубертатный период. В эти годы настоящей бедой стали игровые компьютерные клубы, где подростки в играх проводили многие часы в ущерб занятиям в школе и сну. А всевозможные руководители разного ранга самым активным образом занялись закупками компьютеров для своих организаций.

При этом все эти компьютеры в течение 3-4 лет полностью морально устаревали, и компьютерный парк приходилось обновлять. Трудно оценить средства, которые были выведены из нашей страны при этих покупках, так и не приведших к заметному скачку в развитии страны. А вот экономики США, Японии, Южной Кореи, Китая заметно поднялись на этом буме.

Компьютерная зависимость чиновников

Даже в настоящее время у российских чиновников и руководителей сохраняется тенденция рассматривать компьютеры, программы, интернет-ресурсы как своеобразную волшебную палочку, палочку-выручалочку при решении проблем, корни которых находятся в совсем другом месте.

Например, непонятно, на решение каких проблем направлено требование к каждой школе иметь собственный сайт в Интернете и на этом сайте – традиционный набор информации, различающийся только номером школы, именами и фамилиями администраторов и педагогов. Все остальное – образовательные программы, методические разработки – достаточно типовые, во всяком случае, смысла в их размещении в Интернете нет. Так, как говорится, зачем?

Или возьмем электронный журнал, который вынуждены вести педагоги. Какую реальную пользу это приносит, так что без него нельзя обойтись? Тысячи школы в стране продолжают тратить усилия на поддержания систем дистанционного обучения. Это мы еще не вспоминали бессмысленные и бестолковые электронные доски, на которые затрачиваются миллиарды из небогатого бюджета страны. И где реально эта практика приносит положительный эффект? Не сомневаюсь, что не везде результат от этих затрат нулевой, есть и позитивные примеры. Ну, давайте их высветим! Как говорится,  героев в студию! 

Упорство властей, буквально заставляющих педагогов заниматься всей этой … бесполезной и бессмысленной работой, совершенно непонятно. Другой причиной, кроме как непонятной компьютерной и интернет-зависимостью у властей и руководства образованием, объяснить это трудно. 

Но вернемся к «человеческой» компьютерной зависимости. С появлением персональных компьютеров дома во многих семьях (в связи с чем компьютерные клубы закрылись), и распространением мобильных телефонов, смартфонов, появлением в 2010-е планшетов (и игр для этих устройств) центр тяжести «компьютерной зависимости», которая уже перестала быть чисто компьютерной, начал смещаться в сторону от персональных компьютеров, а первоначальное понимание этого явления оказалось размыто.

Произошло смещение представлений о поведенческих нормах.  Увлечение компьютерными играми в домашних условиях, требование денег подростком от родителей на модернизацию компьютера и приобретение игр уже рассматривается взрослыми как норма поведения, как более приемлемое поведение, чем времяпровождение в дворовых кампаниях, курение и распитие алкогольных напитков, позднее возвращение домой, драки, хулиганство и приводы в полицию, не говоря уже о наркомании.

Что же такое «компьютерная зависимость»?

Слово «зависимость» очень многозначно. В психологических словарях можно найти противоречащие друг другу трактовки термина «зависимость» - и как «положительного качества, способствующего здоровому психологическому развитию и росту человека»  и как «стремления полагаться на другого в целях получения удовлетворения и/или адаптации».  Как общий термин «зависимость» означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого.

Существует и «зависимость» от лекарственных препаратов или наркотиков, которая бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (или привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность - аффективной природы.

В некоторых случаях зависимость может рассматриваться как разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности». В словарях отсутствует термин «компьютерная зависимость», как и зависимость от каких-либо аспектов, связанных с информационными технологиями.

В любом случае компьютерная зависимость не носит необратимого или медицинского характера. Имеются многочисленные свидетельства, хорошо воспроизводимый опыт, что ограничение использование компьютера или мобильного устройства в силу каких-то причин – поломки или поездки, - появление активной и позитивной отвлекающей деятельности уже в течение 3-4 дней вытесняют все признаки «глубокой психологической зависимости» от компьютера или интернета, снимают признаки фрустрации и дезориентации у детей. Модель поведения подростка легко сменяется на более традиционную и социально приемлемую. Потом, однако, когда обстоятельства, мешавшие игровым компьютерным увлечениям, завершаются, эти увлечения и модель деятельности, связанная с ними, как правило, восстанавливаются.

Поэтому общий вывод, который можно сделать из краткого обзора истории вопроса и  психологических словарей: «компьютерная зависимость» - это некая метафора бытового уровня, указывающая на отклонения в поведении детей и подростков, связанные с их увлечением различными аспектами не столько компьютерного досуга, сколько времяпровождений с использованием игр, обработкой информации, или коммуникаций. Более того, это вообще некорректный оборот, поскольку эти отклонения в поведении вызывает не сам по себе компьютер, а определенные виды деятельности с ним, как правило, – игры и общение в социальных сетях. И притом – не всегда это происходит именно с использованием персонального компьютера.

Компьютерная зависимость детей и подростков

Многочисленные наблюдаемые нами случаи «компьютерной зависимости», обследования и консультации, проведенные в связи с жалобами родителей на патологическое, по их мнению, поведение детей, в действительности оказывались не зависимостью в подлинном смысле этого слова. Да, среди изученных нами случаев были достаточно драматические ситуации, когда, например, ребенок (сын) проводил в компьютерном игровом клубе дни и ночи, пропуская занятия в школе, воруя дома деньги или продавая вещи, чтобы иметь средства для оплаты посещений клуба. Однако во всех случаях отклоняющегося от ожиданий родителей поведения мы обнаруживали предпосылки такого поведения на уровне нарушений, проблем в семейных взаимоотношениях и в общении родитель-ребенок или в общении ребенка или подростка в классе, со сверстниками. Можно сказать, что зависимость от компьютерных игр или общения по интернету возникала не сама по себе, а проявлялась как реакция на нарушения во взаимоотношениях ребенка или подростка с родными и сверстниками. Во многих случаях эту «зависимость» удавалось скорректировать или сгладить путем совместной работы над возникшей ситуацией, налаживания совместной деятельности и общения, проговаривания ожиданий и обозначения ценностей.

Само по себе электронное устройство не может оказывать вредное воздействие, тем более, если это устройство ребенку не дают, а держат на замке. Таким образом, корректнее обсуждать вред не от самих по себе устройств, а от их неправильного, некомпетентного применения. В первую очередь этот вред выражается в расстройствах обычного общения с родителями и сверстниками и повседневной деятельности, если в ситуации работы с устройствами ребенок оказывается более успешен, чем в традиционной деятельности и общении.

Однако мы далеки от мысли, что проблемы нет. Даже если не говорить о «компьютерной» или «интернет-зависимости», чрезмерное увлечение играми на компьютерах и мобильных устройствах, общением в интернете могут принимать злокачественный характер, серьезно мешающий интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию, приводить пусть не к необратимым, но значительным личностным деформациям, отрицательно сказываться на физическом здоровье и социализации, подрывать основы личной эффективности и успешности в реальном мире.

Игровые и коммуникативные увлечения в действительности замещают не только рациональные модели поведения, но и ценности у детей и подростков, и могут негативно сказываться на их жизненной успешности в долговременном плане. Так, стереотипы поведения, ориентированные на игру, закрепляясь у подростков, могут сохраняться как элемент общей инфантильности и в дальнейшей жизни, и тогда взрослые, в общем-то, люди продолжают играть в компьютерные «игрушки», вместо того, чтобы строить семью, карьеру, улучшать быт, зарабатывать деньги. Не говорим уже о том, что игры на протяжении дней и ночей идут во вред здоровью, мешая рациональному образу жизни. Увлечение коммуникационными сетями ведет к значительным потерям рабочего времени, если доступ к интернету не ограничен на рабочем месте.

Период всеобщей увлеченности компьютерными играми коррелирует с изменениями в характере социальной активности детей и подростков, а точнее он сопровождался прекращением многих видов и форм социальной активности молодежи в российском обществе после распада СССР и роспуска основных молодежных организаций детей и молодежи. Это не случайная связь. Увлечение компьютерными играми было вызвано не только замечательными игровыми возможностями компьютера, но и резким сворачиванием социальной активности у детей, компьютерная игра в то же время явилась фактором, мешающим развитию социальных и коммуникативных функций у подростков.

В настоящее время одной из социальных причин и одновременно – последствий чрезмерного увлечения детьми и подростками компьютерным досугом, остается практически полное отсутствие детских общественных организаций, форм и направлений социальной активности у детей, которые бы дополняли скучную и рутинную классно-урочную действительность.

Какие практические выводы можно сделать из приведенных выше соображений о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях?

Хоть такого рода увлечения не подпадают под признаки зависимости (аддикции), как медицинского явления, они могут быть достаточно вредными и опасными. Опасность чрезмерных увлечений компьютерными играми существует не сама по себе, так проявляются в нашу компьютерную эпоху нарушения, существующие в семьях в родительско-детских отношениях, в общении подверженного этим чрезмерным увлечениям ребенка или подростка со сверстниками, а также трудности, конфликты и дискомфорт, с которыми он встречается в школе и классе.

Важным фактором, связанным с чрезмерными компьютерными играми, является дефицит социальной активности ребенка и подростка, дефекты его коммуникативного развития, проблемы социализации, риски инфантилизма, «застревания» на играх.

Однако связь здесь – обоюдная. Чрезмерное увлечение компьютерными играми мешает коммуникативному развитию и социализации, но с другой стороны активные коммуникации со сверстниками и взрослыми, социализация – действенные средства против чрезмерного компьютерного досуга. Подростковые коммуникации и социализацию необходимо планомерно развивать и поддерживать. Бездумной и  некомпетентной «компьютеризации» необходимо противопоставить планомерные меры профилактики, основанные на включение в активные коммуникации и социальную активность, психологическую помощь и мероприятия по привитию детям базовых навыков саморегуляции и психогогиены.


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 63

Подписаться Отписаться

Комментарии (8)

  1. Валерий Ганузин 15 Января, 2018, 23:19

    "Хоть такого рода увлечения не подпадают под признаки зависимости (аддикции), как медицинского явления, они могут быть достаточно вредными и опасными."
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    "В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запланировала внести игровую зависимость в официальный Международный классификатор болезней ICD-11 (МКБ-11). В новой версии МКБ игровой зависимости присвоен классификатор заболевания 6D11, онлайновой игровой зависимости — 6D11.0, офлайновой игровой зависимости — 6D11.1. Игровая зависимость может наблюдаться как непрерывное навязчивое поведение либо проявляться эпизодически с постоянным возвращением к играм. Для постановки диагноза обычно требуется, чтобы пациент проявлял аномальное поведение в течение последних 12 месяцев. Другими словами, если геймер «ушёл в завязку» и на протяжении года не возвращался к компьютерным играм, то можно считать это примером успешной реабилитации, если он не вернётся снова к старой привычке. Период проявления симптомов для постановки диагноза может быть и менее 12 месяцев, сказано в инструкции, «если соблюдены диагностические требования, а симптомы проявляются в тяжёлой форме».

    Лечить будут психиатры и психотерапевты!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Александр Горячев 15 Января, 2018, 23:42

    Лекарство может стать ядом. Это зависит от дозы.
    Есть вред чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях.
    Есть польза умеренного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях.
    Есть вред недостаточного использования компьютерных игр, компьютерных сетей и различного рода других компьютерных ресурсов для развития современных школьников.

    Почему никто не пишет о вреде чрезмерного увлечения классно-урочной системой образования или о вреде чрезмерного увлечения администрированием образовательного процесса?

    В своё время я использовал компьютерные логические игры и эмоциональное отношение ребёнка к компьютерным персонажам в качестве инструмента развития своего сына. Считаю, что мне удалось. Я доволен.
    Каждый выбирает по себе.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 15 Января, 2018, 23:45

      "Есть вред чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях."
      +++++++++++++++++++++++
      Я писал не о увлечении, а о зависимости! А зависимость это уже болезнь. А дозу лекарства подберут психиатры!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Александр Горячев 15 Января, 2018, 23:49

      Я цитировал исходный текст. Если Вы посмотрите внимательно, то увидите, что мой текст не смещён вправо относительно Вашего. Это означает, что я реагировал не на Ваше высказывание, а на стартовый текст обсуждаемой темы. Автор использует и термин "чрезмерное увлечение".
      Я полагаю, что акцент именно на чрезмерности увлечения каким-либо инструментом развития и образования без поиска разумного баланса может привести к выплёскиванию с водою и ребёнка.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 15 Января, 2018, 23:55

      Уважаемый Александр Владимирович! Спасибо за комментарий. Автор не в курсе медицинских проблем и новостей по пересмотру 10 МКБ на 11 МКБ. В медицинской среде по этому вопросу уже около года идут дискуссии. Особенно - среди двух научных школ психиатров.
      Если заинтересует, можно посмотреть интересные сообщения на Конгрессе психиатров и психологов. СПб, октябрь 2017.

      http://www.acpp.ru/sbornik.pdf

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Валерий Чернухин 16 Января, 2018, 15:46
      Лекарство может стать ядом. Это зависит от дозы.
      Есть вред чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях.
      Есть польза умеренного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях.
      Есть вред недостаточного использования компьютерных игр, компьютерных сетей и различного рода других компьютерных ресурсов для развития современных школьников.

      Почему никто не пишет о вреде чрезмерного увлечения классно-урочной системой образования или о вреде чрезмерного увлечения администрированием образовательного процесса?

      В своё время я использовал компьютерные логические игры и эмоциональное отношение ребёнка к компьютерным персонажам в качестве инструмента развития своего сына. Считаю, что мне удалось. Я доволен.
      Каждый выбирает по себе.
      "Есть вред чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях."
      +++++++++++++++++++++++
      Я писал не о увлечении, а о зависимости! А зависимость это уже болезнь. А дозу лекарства подберут психиатры!

      Уважаемый Валерий Михайлович. Вам известна (хотя бы приблизительно) СТАТИСТИКА разных видов зависимостей: не только компьютерных игр, но, скажем, есть чрезмерная зависимость от работы, тоже болезнь. Какая из них чаще, какой процент или доли процента?
      Отнюдь не очевидно, когда ЛИШЬ УМОЗРИТЕЛЬНО рассуждают о той или иной зависимости. Очень важно основываться на реальных фактах, чтобы не получить миф, наподобие "особой агресии, увлекающихся видеоиграми", что мало отличается, скажем от мифов о ГМО и т.п.
      Допустим, условно, людей с компьютерной зависимостью 1%, причём среди них, допустим (условно), половина с диагностируемым психическим заболеванием (шизофрения - это тоже 1%, к слову), четверть с МДП. О чём это может говорить?
      Точно ли вредней компьютерная зависисмость зависимости от книг или шахмат?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Валерий Ганузин 16 Января, 2018, 17:48

      Уважаемый Валерий Алексеевич! Я пишу здесь о КП зависимости, как о болезни. Не думаю, что ведущие психиатры ВОЗ просто так будут вводить ее, даже если % этой болезни не так велик. Лечить точно будут. Даже и сейчас лечат. С каждым новым поколением это зависимость будет расти.
      Про редкие болезни. Возьмите гипофосфатазию. Редкое, тяжелое заболевание. Вас, как биолога, оно должно заинтересовать. Редкое заболевание, но не значит, что его нет и не надо искать пути профилактики и лечения детей с этим заболеванием(+++

      Раньше почти 100% детей, родившихся с гипофосфатазией, умирали. Но вот ученые в настоящее время разработали патогенетическую терапию ГФФ. Разработанный препарат Асфотаза Альфа ("Strensiq") представляет собой человеческий рекомбинантный тканенеспецифический химерный Fc-дека-аспартатный гликопротеин щелочной фосфатазы. Препарат зарегистрирован в Японии в июле 2015 года и, в настоящее время проходит регистрацию в Европе и США. Так же было и при сахарном диабете, пока не сделали препарат инсулина.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  3. Светлана Решетняк 17 Января, 2018, 1:23

    Много лет назад меня поразила статья о саккадах, и о вреде ТВ и компа. Валерий Ганузин меня поправит, если не права, но приведу выдержку из одной статьи.

    "...при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса «ближнее-дальнее», как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный «телевзгляд» - оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного. Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.
    Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни)."
    Вот и значительный физический вред, а не только психологический. Абсолютно согласна с автором об основной причине зависимости-
    " Можно сказать, что зависимость от компьютерных игр или общения по интернету возникала не сама по себе, а проявлялась как реакция на нарушения во взаимоотношениях ребенка или подростка с родными и сверстниками."
    Если есть интерес к общению с родными, если родители интересны как личности для своих детей, если их мнение важно , то интересы, не связанные с компом, будут обязательно ( спорт, совместная с родителями деятельность и т.д.). Было забавно наблюдать, как сначала дети, а затем и внуки уже лет с 4 никогда не сбегали с общих семейных посиделок- с интересом слушали разговоры, обсуждения самых разных тем вплоть до политических. Играют в танки, когда есть время, до сих пор, но ни о какой зависимости и речи нет - много всего интересного есть ещё. Много друзей со школы, но нет бесконечного общения ВК- собираются вместе для "поговорить". Дети сейчас одиноки в семьях- родителям удобнее, что ребёнок дома, а вот на общение нужен эмоциональный труд, совместные разговоры, совместная работа.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально