Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что у нас не так с патриотическим воспитанием?

Принятие Государственной Думой поправок в Закон об образовании, новая версия Конституции с акцентом на патриотическое воспитание, доплаты классным руководителям с 1 сентября, - все эти темы остаются в фокусе внимания читателей Педсовета. Мы уже публиковали материалы на эту тему от педагогов-практико : «О возвращении воспитания в школы: особое мнение»,  «Ударим патриотизмом по безответственности, неисполнительности и непорядочности?»«В России трудно быть патриотом?». Сегодня слово учителю с 37-летним стажем Александру Бушуеву.

Фото depositphotos.com

Попробуем порассуждать на эту тему с философской точки зрения. Человек — существо, одновременно биологическое и социальное, и поэтому патриотизм имеет чувственную и ментальную (мировоззренческую) основу.

У всего живого есть изначальная привязанность к месту появления на свет — у рыбных мальков, птенцов, детёнышей зверей. И человек здесь, по мнению этологов, не исключение — всегда есть тоска по малой родине. Чувственный патриотизм во многом зависит от состояния окружающей среды в детстве: дружелюбная она или опасная. И если ребёнок не чувствует себя защищённым в своей семье, в учреждениях образования, на улице, то происходит деформация чувства привязанности вплоть до абсолютного отвержения и безотчётной ненависти на всю оставшуюся жизнь.

Какие чувства испытывают дети из бедных семей, которых у нас миллионы? И разве чувство униженности, долга перед подающими тебе могут стать основой для патриотических настроений? Можем ли мы считать морально-психологический климат в семьях и школьных классах удовлетворительным?

Если мы всерьёз хотим, чтобы молодое поколение россиян вырастало патриотами, то мы должны первоочередным образом осуществлять меры по установлению социальной справедливости в сфере образования, последовательно улучшать совместно с родителями морально — психологический климат в классных коллективах, а не гнаться за количеством и разнообразием «патриотических мероприятий».

В принятой поправке к Конституции РФ (статья 67, пункт 4) говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Дай то Бог, чтобы эта норма реально исполнялась, однако ж заниматься этим должно не только государство, но и гражданское общество и каждый ответственный гражданин.

Есть здесь и ещё одна проблема: поскольку основания патриотизма лежат в чувственной сфере, то и работать педагогам нужно с чувствами детей, а методы воспитания чувств затерялись где-то далеко за приёмами транслирования информации и практиками онлайн-образования. Есть и ещё одна педагогическая иллюзия с советских времён, что все чувства можно внушить (и внушить надолго) извне в ходе красочных массовых мероприятий. Странно наблюдать линейки у Вечного огня, массовые показы фильмов о войне и прочие «массовки», в которых участвуют учащиеся с четвёртого, а то и второго класса по одиннадцатый... Это и есть проявление веры во внушаемость чувств, а также дремучее непонимание детской возрастной психологии. 

Самые глубокие и устойчивые переживания возникают у человека в процессе мотивированной деятельности в пользу другим людям.

И много ли такой деятельности в образовательных учреждениях? Например, объявляют сбор денег на посылку солдату, на поздравление ветеранов, на создание памятника... Ребёнок эти деньги не зарабатывает, не собирает, а идёт к родителям и говорит: «Дайте!»...

Но у патриотизма есть и ментальная сторона — это проблема национальной самоидентификации. Возможно, что это сейчас самая главная проблема России. Во времена Советского Союза главными считались не национальные идеалы, а интернациональные интересы, интересы «ведущего класса». Утверждали, что окончательно сложилась некая новая историческая общность «советский народ».

Так ли это, если посмотреть на отношение коренных жителей бывших союзных республик к России и русским? Причём национальная самоидентификация в этих республиках происходит гораздо быстрее и решительней, чем в России, поскольку они в основном мононациональные. А что представляет из себя в этом отношении Россия? Российская (в том числе и русская) нация — это нация с сильно деформированными представлениями о своей национальной идентичности, с отсутствием чувства национальной солидарности. Насаждение с августа 1991 года радикального либерализма гедонистического толка, очернение всего несовместимого с этой идеологией из прошлого страны привело к потере у большинства населения представлений о связи времён и социальной перспективе, к массовой политической апатии с одной стороны, а с другой — к появлению политического радикализма, для которого не существует ничего святого в «этой стране»...

Мы имеем сейчас не национальную, а вненациональную Россию.

Мы имеем общество, расколотое на тех, кто глубоко чувствует свой моральный долг перед страной, полученной от предков, полученной ценой огромных усилий и жертв, и тех граждан «свободного мира», которые освобождают себя от любых обязательств перед народом, для которых личный успех, обогащение, роскошь стали главными ценностями. И у каждой из этих групп свой патриотизм.

Вернёмся к тексту поправок к Конституции.

«2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».


Очевиден разворот от призрачных целей вхождения в мировое «демократическое» сообщество к сохранению ценностей национальной идентичности. Нация, которая не идентифицирует себя со своей историей, культурой, духовностью, отказывается от базовых ценностей, не сохраняет унаследованные из прошлого формы солидарности, очень рискует оказаться в плену каких угодно политических сил. И всегда найдутся оголтелые радикальные «нацисты», «коммунисты», «либералы», готовые вбросить страну в очередной убийственный социальный эксперимент.

Но от слов в Конституции до дела — немалая дистанция. Невозможно воспитать патриотизм в непатриотических условиях — когда люди отстранены от реального участия в политической жизни, когда не даётся ход реальному самоуправлению, когда непатриотичное разграбление ресурсов страны не наказывается должным образом, когда глумление над национальными ценностями воспринимается «плюралистично»...

Так вместо национального единства и обеспечения суверенитета страны мы получим очередную гражданскую войну, и она, как и та гражданская, может стать войной «молодых» против «пожилых».

Невозможно воспитать патриотизм за 5000 рублей — патриотизм воспитывается педагогами — гражданами своей страны, то есть людьми, которые не обязаны «любить Родину (в том числе и государство) с закрытыми глазами», которые свободно и ответственно подходят к своему делу.

В реальности же не видится доверия к педагогам: в школу спускается масса «воспитательных», «календарных» мероприятий, инициатив, указаний, которые учитель обязан выполнять. При этом инициаторы всего этого воспитательного громадья нисколько не считаются с реальностями образовательного процесса, с особенностями учащихся, с возможностями педагогов.

Могу свидетельствовать как педагог с большим стажем и опытом наблюдения за школьной действительностью, что многочисленные мероприятия, посвящённые великим юбилейным датам (в том числе и славному юбилею Победы) принесли скорее отрицательный эффект.

Миссия учителя — умиротворять людей, пытаться настроить их на использование разума в критических ситуациях, помочь им обнаружить значительные, исторические, ценности вместо сиюминутных, модных и преходящих. Эта задача была и остаётся на все времена. Лишь бы не мешали...

Об авторе: Александр Бушуев преподает иностранные языки в Серове Свердловской области, учитель со стажем — 37 лет. Ведет также программу дополнительного образования «Моё мировоззрение» у старшеклассников.


Автор

Александр Бушуев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 1

Подписаться Отписаться

Комментарии (18)

  1. Вадим Монахов 18 Августа, 2020, 1:47

    Согласен почти со всем. Но по двум моментам поспорю.
    Во-первых, я категорически против упоминания про бога в Конституции и попытке основывать патриотизм на религиозных началах. Мы, к счастью, уже (и, надеюсь, не "пока ещё") живём в светском государстве. А попытка строить национальную идентичность на рабовладельческой по сути идеологии черносотенничества (Православие, Самодержавие, народность) закончилась разрушением страны. При этом, не подумайте чего-либо социал-демократического, народность понималась как привитие народу приверженности Православию и Самодержавию.
    Во-вторых, в СССР, действительно развивалась идеология интернационализма, и вполне успешно. И, действительно, сложилась общность "советский народ" - русская НАЦИЯ. Не путать с национальностью. Конечно, не до конца - но в очень большой степени. Единый язык, единая система образования и здравоохранения, возможность свободно перемещаться по территории страны чтобы жить, работать или отдыхать, общая интернациональная культура... Разве кто-то различает национальности в фильмах "В бой идут одни старики" или "Кавказская пленница"?

    Так что я за то, чтобы строить патриотизм на том, что объединяет, а не на том, что разъединяет. Надо стремиться к объединению людей разных национальностей в единую нацию, а не к разъединению их по религиозному и национальному признаку.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  2. Юрий Панов 18 Августа, 2020, 3:41

    Пока в обществе приравнивают либералов к нацистам никакого патриотического воспитания не будет. Понятия патриотизм и свобода неразделимы

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  3. Дмитрий Новиков 18 Августа, 2020, 7:35

    Сперва прекратите делить детей на одаренных и девиантов, создайте единые условия для обучения, а уж потом говорите о патриотизме...

    Как можно научить любить Родину, если Родина тебя считает бездарен и дебилом?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Вадим Монахов 18 Августа, 2020, 11:35

      Дмитрий, вы предлагаете дебилов не считать дебилами, а девиантов - девиантами?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Дмитрий Новиков 18 Августа, 2020, 13:10

      А вы придерживаетесь мнения, что если родители не смогли своего ребенка устроить в класс для одаренных, то у них ребенок дебил?
      Вообще то это медицинская категория.
      И если ребенок ходит в простой класс - то он уже как минимум не дебил!
      Если же учителя (возможно и Вы?) своих подопечных за плохо выполненное задание называете "дебилами" - о каком патриотическом воспитании идёт речь?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Вадим Монахов 18 Августа, 2020, 13:54

      Дмитрий,
      вы сами придумываете невесть что, например, что "если родители не смогли своего ребенка устроить в класс для одаренных, то у них ребенок дебил", а потом других в этом обвиняете.
      >Если же учителя (возможно и Вы?) своих подопечных за плохо выполненное задание называете "дебилами" - о каком патриотическом воспитании идёт речь?
      - как я понимаю, такие противозаконные антипедагогичные действия учителей вы считаете не исключением из правил, а нормой?

      Что же до того, что у детей разные способности - это факт. Но почему-то вы упорно его постоянно отрицаете. То, что у детей разный рост, вес, пол, цвет глаз, возраст вы не отрицаете? Так смиритесь с тем, что у них ещё и разный музыкальный слух, разная способность к прыжкам в длину и высоту, разная способность к рисованию, разная способность к запоминанию, разная способность к пространственной ориентации, разная способность к языкам, разная способность к абстрактному мышлению, разная способность к анализу, разная способность практически ко всему!
      Так что вопрос развития ребёнка - это очень непростой выбор. Нельзя развивать всё и сразу! И не все способности следует развивать - например, вряд ли стоит развивать способность вытаскивать кошелёк из кармана (хотя даже её можно перенаправить в социально приемлемое русло, сориентировав ребёнка на профессию фокусника).

      Принцип социального равенства не в том, чтобы сделать всех одинаковыми и учить всех одинаково. Дебила гением не сделать, как его не учи - это медицинский факт. А вот дебилизировать гениев путём обучения их на уровне дебилов вполне удаётся. Так что по факту, предлагая учить всех одинаково, т.е. как дебилов, вы ставите задачу дебилизировать всех учащихся. Или дебилов всё-таки надо учить не так, как всех остальных? Ведь такое обучение вы называете кастовостью?
      И да, девиантных детей надо учить вместе с вашими. Особенно уголовников. И их обязательно принимать в вузы без конкурса - иначе это кастовость. И в школе и вузе всем надо одинаковые оценки ставить - иначе это кастовость. Ведь у всех одинаковые способности, да?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Дмитрий Новиков 18 Августа, 2020, 14:51

      В нашем образовании уже давно кастовость...
      В универе у ребенка, скажем так мягко, "Ивановых" практически нет. Зато очень очень много представителей других фамилий, что является отражением кастовости школьного образования.

      Если вы считаете, что ребенка (которого родители смогли устроить/пристроить в продвинутый класс/школу) следует учить отдельно от детей, у которых родители не смогли заинтересовать директора/завуча... так их и так уже учат отдельно.
      Дети с 1 класса (а в крупных городах и с детсада) делятся на касты. Вы сторонник кастовости - это ваш выбор.

      Да, я сторонник того, чтобы гениальность и одаренность детей оценивалось не по родителям (дочь Алсу, дети Киркорова), а по научным критериям. И вы удивитесь тому, сколько одаренных детей будет выявленно среди учеников простых классов и "девиантов".

      А по поводу оценок универа - это на 50% везение, на 50% личное знакомство и психология, знания в универе особого значения не имеют.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

  4. Дмитрий Новиков 18 Августа, 2020, 13:16

    Часто бываю в универе у ребенка. Учится там много иностранцев.

    Знаете что интересно? Им преподают на ИХ ЯЗЫКЕ...(английский, французский). Многие иностранные студенты даже старших курсов с трудом общаются в магазине с продавщицей.
    Живут они в новых общежитиях, не сравнить со зданиями для своих.
    У них даже столовая/кафе отдельная.

    Это видимо так же делается для усиления патриотического воспитания.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  5. Ludmila Usanova 18 Августа, 2020, 14:45

    Те, кто придумал "воспитать патриотизм" с помощью трескучих фраз и пятитысячников классных руководителей далеко не глупы и не могут не понимать, что патриотов никто не воспитает. Их цели другие:
    1 Сделать вид , что государство заботится о школе,
    2 Отмыть как можно больше денег ( легко же посчитать : из выделенной суммы (Власти РФ выделят 1,7 млрд руб. на патриотическое воспитание граждан) вычесть выплаты классным руководителям (https://iz.ru/783534/anna-ivushkina-elina-khetagurova/na-uchebu-otpravitsia-rekordnoe-chislo-shkolnikov) 15, 6 млн учеников в этом году, в классе в среднем 30 человек, если меньше, из 5000 вычтут), на остальные деньги чиновники будут контролировать школы и писать отчеты.
    При этом чиновники и учителя скорее всего понимают патриотизм по-разному:для чиновников патриотизм- это беспрекословное подчинение их приказам, даже самым диким, для учителей... Впрочем, последнее время и у учителей такое понимание патриотизма встречается иногда. Остальным отрабатывать эти деньги будет не так-то легко

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  6. Александр Бушуев 18 Августа, 2020, 22:51

    Вадиму:
    Согласен, что воспитание надо строить не на фундаменте национальных религиозных верований, а на гуманных нормах нравственности, в том числе привнесённых в культуру религиями. Конечно в СССР удалось добиться некоторой солидарности и толерантности между народностями, но «культурная общность» - это нечто другое, это не складывается за полстолетия. У каждой народности есть свои базовые ценности, смыслы, идеалы, и нужно ли их угнетать под прессом неких общих «свободных», «либеральных», «интернациональных» ценностей? Уничтожая культурное разнообразие (как и разнообразие природного мира), мы очень рискуем получить цивилизацию безродных социальных роботов. Если у вас в классе есть дети мигрантов, которые всё больше стараются получить российское гражданство, то в наше время вы не можете игнорировать их «особость», затушёвывать её. И это – одна из проблем в школьном воспитании во всём мире. Некоторый опыт есть в США, которые пытаются создать «плавильный котёл», да и то не без проблем. И что на эту тему делает наша академия педагогических наук? Во всяком случае быстрое создание «интернациональной общности» - это, как мне кажется, одна из светлых иллюзий, а иллюзии в педагогике – вещь очень опасная. В многонациональной стране упирать на патриотизм чревато неожиданными последствиями, и поэтому главное в школе – это воспитание нравственных качеств совместно с семьёй, это и есть основа патриотизма. Патриотизм – слишком сложная сущность, чтобы пытаться создать её «здесь и сейчас», это во многом забота и проблема самого человека, который будет «выделываться в личность» многие и многие годы.

    Юрию:
    Либеральная идеология – она тоже разная. Будучи родом из протестантизма, она провозглашала автономность человека от угнетающих религии и государства, она настраивала человека на принятие ответственности на себя, на определённые ограничения своего эгоизма. Что же в этом плохого? Однако ж постмодернистская версия этой идеологии настраивает человека на безграничный гедонизм и безграничную свободу от всех и вся. Продукты этой версии идеологии – «новые русские», олигархи, казнокрады… Она сама себя опорочила в глазах народа. И вообще, всякая идеология, будь то либерализм, коммунизм, национализм, выпячивает лишь какую-то часть сложного человеческого бытия, а чтобы с ним совладать надо думать, искать срединные пути.

    Дмитрию:
    Тут дело даже не в делении, поскольку деление иногда неминуемо: вы не сможете полноценно образовывать ребёнка с сильными нарушениями интеллекта в обычном классе. Инклюзивное образование, во всяком случае так как оно реализуется сейчас, - это тоже одна из иллюзий. Здесь проблема в ценности будущего. Если нет исторической преемственности, если будущее не ясно, если у взрослых возобладала установка «после нас хоть потоп», то и ребёнок не представляют собой ценности. Вроде бы его со всех сторон оберегают, а на самом деле он брошен. Отсюда – суициды, вандализм, как месть за игнорирование и предательство.
    Всем спасибо за отклик!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

    • Светлана Решетняк 19 Августа, 2020, 7:53

      "Мы имеем общество, расколотое на тех, кто глубоко чувствует свой моральный долг перед страной, полученной от предков, полученной ценой огромных усилий и жертв, и тех граждан «свободного мира», которые освобождают себя от любых обязательств перед народом, для которых личный успех, обогащение, роскошь стали главными ценностями. И у каждой из этих групп свой патриотизм."
      И меня эта мысль преследует последние годы. По роду деятельности я общаюсь с 9, 10, 11 класами школы и даже в этом временном промежутке (9-11) вижу эти изменения - всё "искуснее" надо построить разговор со школярами, чтобы они не пропускали слова мимо ушей, выискиваю возможность ненавязчиво, "мимолётно" поговорить с ними о нравственных проблемах, так как прямые нравоучения абсолютно бесполезны. Как сказала одна девочка - нам такое никогда не рассказывали, а случилось это в разговоре случайном, разговоре о 70 годах прошлого века. Как с ними разговаривать о текущем моменте, если только что прочитала о недвижимости на 2 миллиарда у очередного экс-министра? Тут спущенной сверху методичкой отчётно-календарной не поможешь. Мы и обращаемся поэтому к примерам не из современной истории, что из современной приводить - наталкиваться на десятки опровергающих примеров в ответ. Вот и рассказываешь о советской власти (о плохом и хорошем)- примеров патриотизма хватает. Думаю, в обществе назревает запрос на другую форму общества, капитализм в современном виде себя исчерпал практически - в этом с Делягиным соглашусь. Из нашей современной жизни патриотичного мало что почерпнёшь, это и лишает выросшего поколения нравственных основ. А вот уберут старых преподавателей из школ, которым есть что донести до ума - получим такое поколение, обученное почти такими же молодыми, что мало не покажется. И как ловко это делается под предлогом заботы о здоровье. Так , может, это и цель- общество безмозговых цифровых потребителей? Уже и так думаешь.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Дмитрий Новиков 19 Августа, 2020, 8:32

      Вы так и не понимаете, что в большинстве школ сейчас делят детей не по их умственным способностям или состоянию здоровья, а по материальному состоянию и активности их родителей...

      Взять в пример Вадима. Он преподаватель вуза и к нему приходят уже просеянные через кастовый фильтр ученики.
      Дети из "простых" классов начинают враждовать с детьми из классов "для одаренных". Лицеи и гимназии получают высокобальных учеников за счёт финансовых возможностей родителей нанимать репетиторов. В стране ускоренными темпами формируется образовательный фашизм, что через лет 10-15 приведет к полноценному кастовому обществу.

      Воспитывать патриотизм у детей, которые с малых лет видят несправедливость - это воспитывать двуличие и лицемерие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

  7. Александр Бушуев 19 Августа, 2020, 10:22

    Светлане: Ситуация с умонастроениями молодёжи сейчас очень тревожная, тем более, что имеется много желающих похоронить государственность в России. А России, как огромной по территории и пёстрой по национальному составу стране, как раз очень необходима сильная государственность. Но сильная не столько Росгвардией, сколько включением людпей в политические процессы и процессы самоуправления. Молодые мыслят радикально: всё разом исправить "до основанья, а затем..." Роль педагогов в миротворчестве очень велика. Но многим до этого дела нет: надо брать большую учебную нагрузку, чтобы существовать, надо работать на ЕГЭ... Да и общекультурная и философская подготовка выпускников педвузов оставляет желать лучшего...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  8. Александр Бушуев 19 Августа, 2020, 10:29

    Дмитрию: Кастовое общество уже есть и от этого факта в существующей политической системе никуда не деться. В этой ситуации хотя бы в школах не допускать совсем уж неприемлемые проявления кастовости, когда дети богатеньких питаются отдельно, когда именно дети богатеньких попадают в элитные лагеря отдыха, когда богатенькие родители могут третировать учителя из-за своего чада, а администрация молчит в тряпочку...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

    • Вадим Монахов 19 Августа, 2020, 13:48

      Александр, вы путаете разные понятия: социальную и имущественную дискриминацию и кастовость. Кастовость - более узкое понятие, она характеризуется запретом на брак вне касты, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии, разные права людей в зависимости от касты.
      Наличие кастовости всегда означает наличие социальной и имущественной дискриминации, но не наоборот. При этом кастовость связана с возможностями влияния касты (социального слоя) на власть, а не с деньгами как таковыми. Плутократия (власть богатства) - это социальная дискриминация, но не кастовость.
      Да, у нас в стране имеется кастовость. Чиновничья номенклатура и "богема" по факту являются наследственными и имеют совсем другие права, чем обычные люди. (Олигархи на деле являются частью слоя чиновников). Номенклатура и бомонд вывозит своих детей в Лондонград, США, Бельгию и т.д. - примеры Пехтина, Лаврова, Мизулиной, Пескова, Малышевой и т.д. весьма показательны. Либо устраивает в частные школы, где учатся дети тех же каст. Особенность кастовости в том, что пока кто-нибудь из "высших" каст не собьёт насмерть пешехода из обычной касты и не останется неподсудным, никто из обычных людей не пересечётся с представителями этих каст.
      Но в обычных школах, лицеях и гимназиях таких детей не бывает - а тем более, в ведущих физ.-мат. лицеях, где надо даже не просто учиться, а вкалывать изо всех сил. А вот дети мелких чиновников и бизнесменов бывают - и они и их родители часто изображают из себя хозяев жизни и "качают права". Наличие различного рода официальных и неофициальных платных услуг и платного обучения обеспечивает социальную сегрегацию, но не кастовость.
      Очень часто люди путают дифференциацию по способностям и социальную сегрегацию, хотя на деле это прямые противоположности.
      Дифференциация по способностям позволяет учить детей по-разному в зависимости от их способностей, и тем самым ЛУЧШЕ учить как менее способных, так и более способных. При этом для разделения детей по способностям важны только способности детей, но не социальное или материальное положение их родителей. Дифференциация по способностям, с честными прозрачными конкурсными процедурами, ПРЕПЯТСТВУЕТ социальной сегрегации.
      А вот социальная сегрегация - разделение детей по социальному или материальному положению их родителей. Она обеспечивает НЕЧЕСТНОЕ преимущество одних детей перед другими вне зависимости от их способностей. В ней нет места честным прозрачным конкурсным процедурам.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  9. Александр Бушуев 19 Августа, 2020, 19:06

    Вадим, я признаю, что термин "кастовость" использован некорректно во фразе "проявление кастовости в школах", но в городишках кроме миллионников Вы такие можете обнаружить случаи социальной сегрегации, что для этого трудно определение подобрать - отсюда и "кастовость". Спасибо за пояснения.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Свердловская область, Россия

  10. Виктор Устинов 5 Сентября, 2020, 20:53

    Российская школа давно умерла! Остались мероприятия и отчёты! Путин приказал усилить патриотическое воспитание, 5000 рублей добавил классным руководителям. Что требуется от педагогов? Провести мероприятия и отчитаться. Будет сделано!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Светлана Решетняк 6 Сентября, 2020, 7:40

      "Российская школа давно умерла! Остались мероприятия и отчёты! "

      Начало процесса и его продолжение:
      1) http://russkievesti.ru/novosti/obrazovanie/kto-stoit-za-reformami-obrazovaniya-v-rossii.-rol-vsemirnogo-banka-i-modernizatorov.html
      2) https://iz.ru/news/494351 ( автор - Ирина Абанкина)
      3) https://www.hse.ru/org/persons/25477

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально