В Рязани родители школьников выступили с петицией против инициативы ввести в школы уроки полового воспитания. Их обеспокоило, что сексуальное просвещение станет угрозой для правильного понимания семейных ценностей. Почему тема полового воспитания — это «болевая точка» для многих взрослых, комментирует Ольга Некрасова, системный семейный психолог, гештальт-терапевт.
В Советском Союзе, как и в пуританской Англии или средневековой Испании, как известно «секса не было». Когда невесте испанского короля Филиппа IV Марие Анне Австрийской австрийской преподнесли в подарок шелковые чулки, придворные отослали обратно с формулировкой: «У королевы Испании нет ног!».
Вот и родители, которые «ограждают» ребенка от секс-просвещения, транслирует примерно то же самое. «Не рассказывайте ребенку ничего об особенностях его тела. Сами не знаем и вам не позволим!», — кричат они. А на самом деле они боятся, что...
Ребенок узнает намного больше взрослых
И начнет учить их жизни. Сексуальной. У кого контрольный пакет акций на право давать советы, надзирать, поучать? У взрослых: «Мал еще рассуждать». Детям разрешено знать больше родителей, но только в рамках школьной программы.
Если ребенок спросит, как работает сердце — значит, он познает мир, и об этом можно рассказать. А если спросит про строение половых органов, то родители в ужасе закатывают глаза, запрещая даже думать об этом. Хотя это тоже часть организма.
Если вы думаете, что ваш ребенок не лазит по интернету, не общается со сверстниками и не интересуется темой секса, то, весьма вероятно, вы ошибаетесь.
Помните старый анекдот:
Жена просит мужа побеседовать с сыном-подростком на тему сексуального воспитания.
Он осторожно сыну рассказывает про пестики-тычинки, приводит в пример пчелок.
Сын пишет в своем дневнике: разговаривал сегодня с отцом о сексе. Вообще ничего не знает об этом.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Страх, что ребенок вырос
С чем у нас ассоциируется сексуальные контакты? С началом взрослой жизни. Есть родители, которые этому всячески противятся.
Во-первых, родители боятся сепарации: «Вырастет и уйдет, а мы останемся в одиночестве». А если он заговорил про секс или, не дай Бог, этим занимается — значит, вырос и скоро вылетит из родительского гнезда.
Такие родители заинтересованы, чтобы ребенок как можно дольше оставался маленьким «несмышленышем». Они искусственно «запрещают» ему взрослеть , часто называют малышовыми прозвищами.
Однако, обвинить в ребенка в том, что он взрослеет, нельзя. Выход — найти кого-то на стороне. И «выпороть» прилюдно. Например, того, кто не стыдится публично говорит об этой «стыдной» теме.
Во-вторых, родители бояться старости. И приближения смерти. Особенно если в семье или у родственников рано умирали родители. Естественно, никто осознанно не связывает начало половой жизни ребенка и свое угасание. Но этот страх заложен на генетическом уровне. Еще с тех доисторических времен, когда в 40 лет люди считались дряхлыми стариками.
Подсознательная логика примерно такая: если у ребенка началась половая жизнь — он может родить/зачать — он может меня заменить — он становится для мира более ценным — я уже не могу быть детопроизводителем — я не нужен — прощайте. Это объясняет, почему родители рожают второго-третьего ребенка, когда первые уже выросли: доказать свою ценность миру и самому себе — я еще ого-го! Я еще молодой!
Страх, что ребенка развратят
Мы путаем понятия «развращение» и «растление».
Взрослые развращают своих детей каждую минуту. Вседозволенностью, когда переворачивают семейную модель поведения: ребенок Бог, а родственники — его слуги. Эмоциональной распущенностью, когда родители унижают, орут друг на друга и на детей. Сквернословием, когда на каждом углу ненормативная лексика, и ребенок принимает это за норму. Но это их не смущает, в отличие от разговоров с детьми о безопасности, телесности и половой гигиене.
Незнание того, как устроено его тело, как работают органы, в том числе и половые, вряд ли нанесет ребенку большую травму, чем родительские промахи в воспитании.
Растление — это мерзко и противозаконно. Но часто случается, что когда «дяденька» трогает в запретных местах, ребенок боится рассказывать об этом взрослым: вдруг наругают. Ведь никто не объяснил ему, что это нарушение границ его тела, как реагировать и кому рассказать об этом. Потому что говорить об этом считается развратным.
Как бы чего не вышло
Родители избегают разговоров с детьми на темы полового воспитания, боясь, что чадо пустится во все тяжкие. Но на самом деле именно сексуальная неграмотность приводит к нежелательной беременности, ЗППП, изнасилованиям, общению с извращенцами и далее по списку.
«Как бы чего» с большей вероятность произойдет, если ребенок не знает, как устроено его тело, как предохраняться во время секса, что можно и нельзя позволять партнеру.
Ребенок все равно найдет информацию обо всем, что ему интересно. Вопрос, в каком виде он получит: от сверстников, от похотливого «доброго дяденьки» , на порносайте или от родителей и специалистов.
К кому из нас ребенок может прийти и задать вопрос про секс? Таких родителей единицы. Так чего же мы противимся, когда специалисты рассказывают детям, как устроено тело мужчины и женщины, что происходит в организме, обучают правилам сексуальной безопасности?
И еще один анекдот в тему:
Вовочка утром идет в спальню к родителям, но дверь заперта.
Он смотрит в замочную скважину, а там родители занимаются сексом. С угрюмым видом он возвращается к себе и бормочет под нос:
— И эти люди... эти люди запрещают мне ковыряться в носу?
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться