Наш Президент недавно, переключившись с внешнеполитической проблематики, вдруг взялся за отечественную педагогику. Наша школа, по его мнению, недостаточно патриотична. Надо, чтобы была больше. В законе об образовании до настоящего времени говорилось, что воспитание это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил...», а теперь президент предложил это дополнить, закрепив в законе, что воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества..., к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению...» и т. д.
Все эти пассажи вызывают достаточно противоречивые чувства. Во-первых, ура, давно это надо было сделать! Наконец-то внимание школьных педагогов переключается на что-то еще, кроме уроков. Однако, во-вторых, по зрелому размышлению, радость проходит. Поскольку это уже было сделано, и давно.
Каждая школа и сейчас составляет планы и программы воспитательной работы, но это совершенно никак не влияет, на то, что эта работа не выходит за рамки абстрактных разговоров в ходе уроков. Хотелось бы верить, что теперь что-то изменится, но, это, честно говоря, вряд ли.
Потому что, с одной стороны, воспитание в Законе определено совершенно неправильно. К развитию личности оно, в действительности, не имеет практически никакого отношения: развитие личности это одно, а воспитание — совершенно другое. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с людьми воспитанными, но неразвитыми, или развитыми, но невоспитанными, и это самое яркое подтверждение ошибочности этой части Закона об образовании.
А с другой стороны, патриотизм и гражданственность это совершенно не то же самое, что чувство патриотизма и гражданственности. Патриотизм и гражданственность — это деятельность, сложная и трудоемкая. А чувство, даже если это чувство патриотизма, это очень эфемерная штука: помаршировал, посмотрел кинофильм, прослушал песню и вот оно, чувство пришло. А потом прошло полчаса, что-то еще случилось — и все, чувство ушло, его больше нет.
Так что, к сожалению, поворот отечественного образования от передачи знаний к развитию личности и подлинному воспитанию в очередной раз не состоялся. Все свелось к трескучим фразам, практически лишенным смысла.
А, между тем, с существующей системой образования наше общество уверенно движется в никуда. Каждый руководитель или даже простой потребитель, имеющий отношение к практической деятельности, производству или каким-то услугам, подтвердит: у нас в стране стало большой проблемой найти ответственного, исполнительного и порядочного (иначе: имеющего совесть) работника, который в срок и качественно выполнит порученное ему дело.
Все больше падает российских ракет, все чаще происходят техногенные катастрофы, все сильнее коррупция захватывает все эшелоны власти и правоохранительные органы. Даже завершающаяся коронавирусная пандемия — это, в нашей стране, яркая демонстрация высочайщего уровня безответственности, неисполнительности и непорядочности, «достигнутого» как чиновниками, так и населением.
Почему я так упорно повторяю это формулу: безответственность, неисполнительность, непорядочность? Несколько лет назад, мной было выполнено исследование новомодного инструмента, используемого при планировании подготовки специалистов — компетенций. Оно показало, что вместо конкретных профессиональных знаний любой руководитель ценит в своих подчиненных прежде всего эти три качества: ответственность, исполнительность и порядочность. Все остальные профессиональные требования и пожелания, адресованные к работнику, сводятся к ним. Любым профессиональным знаниям можно научить, и сделать это не так уж трудно. Но сформировать эти качества личности, если это не произошло в детстве, в процессе обучения в школе, если упущено время, то это становится невозможно.
Фото на обложке depositphotos.com