Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

В России трудно быть патриотом?

Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное - огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом - учителем в США. Продолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова прийти к детям.

Меня попросили помочь парню 12 лет по имени Мусса, который получил психологическую травму на войне и уже год не разговаривал, не общался, замкнулся в себе. Я впервые увидел подростка с взглядом старика и с седой прядью волос.

Наша работа началась странно. Мусса, как будь-то, не замечал моего присутствия. Я сменил тактику и стал брать его с собою на работу, не нарушая его молчания. Он присутствовал в классе, когда я вел уроки. Я брал его с собою в свою машину, когда ездил по делам. Он присутствовал во время моих совещаний и бесед. Я тоже делал вид, что не замечаю его. Так прошли несколько дней. Наконец в его огромных чеченских глазах начали появляться искорки любопытства. С этого момента я начал рассказывать истории из жизни моего отца, как будто не обращая внимания на эмоции моего воспитанника. Я рассказывал, задавая вслух вопросы отцу и сам же отвечая на них за отца. Рассказы были о войне, о ранениях, о плене и концентрационном лагере, о потере родных и близких, о послевоенных лишениях. Когда я замечал на какие эпизоды Мусса реагирует, я усиливал эмоции (если было нужно, даже сочинял более трагические эпизоды). Наконец Мусса начал говорить — тихо, медленно, почти без эмоций. Я молча слушал:

«Нашу деревную окружили солдаты. Их было много. У них были бронетранспортеры. Вначале долго стреляли из гранатометов, все вокруг взрывалось, везде погибали люди, домашние животные. Потом пришли солдаты. Они громко ругались матом и добивали раненых. Отца и старшего брата ранило. Они стонали и звали на помощь. Мы с мамой и младшими сестричкой и братиком прятались в канаве, в кустах. Мама приказала нам не уходить и молчать. Она пошла помогать папе и брату. Она помогала и молилась. Ее увидели солдаты. Они привязали за ноги к БТР отца и разорвали его. Так же и брата. Мать закололи штыками. Я все это видел. Я обязательно вмешался бы, если не малые. Я должен был их спасти. Мне было бы легче, если бы я погиб тогда...».

Фото depositphotos.com

Увидев слезы, Мусса удивленно спросил, почему я плачу. Я молчал. Пауза длилась долго, наверное минут двадцать, может дольше... Мне было трудно что-либо говорить. Я забыл зачем я здесь... Умом я понимал, что у Муссы началось исправление, но сил говорить у меня не было. Так молча мы пошли спать — уже была глубокая ночь.

Со следующего дня я сразу предложил Муссе заниматься математикой и физикой с целью получить хорошее образование и профессию. Мусса не успел подумать, как в ту же минуту я начал увлекать его науками... Так мы так занимались около трех месяцев. Мусса поражал успехами и усердием. Наконец мальчик засобирался домой, хотя на его родине было не спокойно. Я ему предложил:

— Оставайся у нас. Не торопись возвращаться домой. Ведь, у вас там война.

— Нет. Не могу. Там моя Родина.

— Объясни, что для тебя Родина? — спокойно спросил я.

Мусса долго молчал, перед тем, как ответить. Его слова меня поразили.

— Мой дед, когда был жив, отвечал на такой вопрос: «Если о родине надо объяснять, значит у тебя нет родины. Родину надо чувствовать, родина в душе».

— Расскажи, как ты чувствуешь родину, — спросил я.

— Я чувствую себя на родине, когда я за столом со своими родными. Моя родина — это моя семья — это мои родители, которых нет в живых.., но там их могилы. Это мои братья и сестра, это мои родные. Родина — это традиции, обычаи, которые близки моему сердцу. Музыка, песни и танцы — тоже моя родина. Моя душа живет вместе с моими героями, обычаями, легендами. Конечно, моя родина — это моя деревня и любимые уголки природы. Я чувствую, как живет моя родная природа, даже здесь вдали от дома.

Прощаясь, Мусса обещал стать программистом.

...Прошло несколько лет. Как только у меня появилась электронная почта, Мусса нашел меня, и мы встретились в Skype. Выслушав бурные кавказские комплименты в свой адрес, я спросил его полушутя:

— Ты в Голландии, но, как же твой патриотизм?

— Отлично. Я делаю добрые дела людям в Европе, в Азии, недавно начали работать в Африке. В свою деревню я вложил много миллионов. Приезжайте в гости и увидите там рай на земле.

— Как твои брат и сестра?

— Они прекрасно. Учатся в университете. Брат будет компьютерщиком. Сестра микробиологом.

— Где они учатся?

— В Англии.

— Почему не в России?

— В России трудно быть патриотом. Мы патриоты Чечни и своей, постоянно увеличивающейся семьи.


Автор

Александр Городинский

Все материалы автора

Количество подписчиков: 42

Подписаться Отписаться

Комментарии (44)

  1. Lubova Barker 27 Июня, 2020, 0:14

    ..... С благодарностью и уважением к автору за очень трогательный, «эмпатийный» рассказ.
    ..... Да,.. про «патриотизм» сложно разобраться,... трудно быть патриотом... и не только в России...

    ..... С благодарностью и уважением к герою рассказа, Муссе, за великую силу добра,.. за уникальное определение слова, Родина...и за восхитительное чувство к Родине... Поклон предкам и «родимой» земле за воспитание такого чувства.

    Вопрос, Муссе, я задала —
    так, что «ж» такое Родина и где она?
    –В утробе матери? Иль где-то тут?
    –Не выбирают... Не дают...
    Когда ещё нет слова
    и ты совсем не говорил,
    глазами тронул Землю,
    впервые наступил,
    когда ещё нет слова
    к тебе притронулась Земля,
    впервые ты влюбился, ---
    выходит, навсегда?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: California, США

  2. Вадим Монахов 27 Июня, 2020, 12:28

    В России трудно быть патриотом родоплеменной Чечни.
    В то, что часть описанных сцен правдива, я верю, но что "Мать закололи штыками" - нет. Это явная ложь. И не только из-за того, что имеется давняя традиция, что русские солдаты с женщинами и детьми не воюют - если те, конечно, не берут в руки оружие. Но и потому, что уже давно никто в реальных боевых действиях не присоединяет штыки к автоматам.
    Будем надеяться, что Мусса и его брат и сестра, получившие образование в России, которую они, похоже, ненавидят, и уехавшие за границу, не пойдут по пути братьев Царнаевых, Шамиля Басаева, Доку Умарова и других подобных патриотов, "любивших Чечню". Их пример как раз показывает, что патриотизм - отнюдь не всегда хорошо.
    Патриотизм (любовь к родине) - это любовь, но не ненависть. Патриотизм должен быть мягким, неагрессивным - тогда он делает человека и окружающий мир лучше.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Мария Семенова 27 Июня, 2020, 16:19

      Полностью с вами согласна .

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Вадим, добрый вы мой Человек! Я рад, что вы не верите в жестокость… Я тоже был предельно расстроен этому рассказу Муссы (имя конечно изменено). Этот рассказ я написал в 1996 году (дописал последние строки лет 10-8 назад). Тогда чеченская война комментировалась по-другому.

      Моя задача в те месяцы была педагогическая – помочь доступным мне способом очистить детское сознание от жестокости и ненависти. Мне это удалось. Мусса стал хорошим человеком. У него нет никакой ненависти к России. Он часто бывает на родине и оказывает весьма ощутимую помощь не только своей деревне. Не по его вине случилась трагедия в семье, не по его вине он (и его родные) не смог получить высшее образование в России, и не по его вине ему не нашлось применения на Родине.

      Вадим, я полностью с вами согласен – патриотизм не совместим с ненавистью. Так же я согласен с определением патриотизма, которое мне дал 12-летнний мальчик.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Colorado, США

  3. Дмитрий Новиков 27 Июня, 2020, 13:21

    Какая прекрасная статья!
    Но к ней не хватает рассказа о помощи русскому ребенку из Казахстана времён конца СССР или Ферганской долины...

    А так вообще приятно, что живя в США автор помогает всем. Это здорово.
    А ещё бы было хорошо, если бы Автор написал курс современной истории России, в которой описал бы выше рассказанные поступки солдат, описал бы про Чечню, ее тейпы. Про поступки граждан Чечни.
    Было бы очень познавательно для современных учеников. А то по телевизору говорят одно, а вот в жизни лучшие преподаватели говорят совсем другое.

    И главное, патриотизм - это когда ты живёшь совершенно в другом месте, помогаешь вообще другим, а домой шлёшь деньги и приезжаешь умирать в старости.

    Мне вообще понравилось, что любой из деревни в Чечне может и сам уехать заграницу учиться и жить, и своих близких обучать в Англии. А откуда деньги?

    Я вот все работаю, работаю... ну никак... А тут миллионы и на родственников, и на деревню.
    А кем работает выросший мальчик?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  4. Дмитрий Новиков 27 Июня, 2020, 19:44

    Смотрю вечернюю программу, посвященную Светлане Крючковой. Великолепная актриса.
    А какие дети: старший сын живёт во Франции, младший в Бельгии. Это так прекрасно, они безумно любят Маму, которая часто к ним приезжает проведать их и внуков.
    Все таки патриотизм - он не знает границ.
    Кто более патриотичен: кто борется за чистоту природы в Норильске или кто живёт во Франции и несёт частицу русской культуры жителям других стран?
    Ответ очевиден - заграницей люди патриотичнее!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 7:48

      Дмитрий, вопрос вы задаете, думается, некорректный: кто более патриотичен? А разве есть градации? В понимании казенных патриотов видимо есть (казенные патриоты - это те, кто зарабатывает на патриотизме, вас к ним не отношу, вижу, вы человек искренний).
      Буду проще: считаю, ваш вывод, основанный на словах Светланы Крючковой, что заграницей люди патриотичнее, , очень наивен. Как и сама мысль о степенях патриотизма. Как и само понятие патриотизма в вашей трактовке.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  5. Александр Марков 27 Июня, 2020, 19:50

    "Про поступки граждан Чечни"
    Простой чеченский парень, после армии студент физвоса пединститута, собирался с согласия родителей жениться на русской, подали заявление..... потребовали его возвращения домой, когда началась первая чеченская.... погиб в Грозном, вытаскивая из подбитого напротив их позиций БТР русского пацана.....
    Легко быть патриотом, комфортно живя вдали от своей Родины. Чем дальше, тем крепче любовь.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Уважаемый Александр, спасибо за пример. Мне известны много подобных мужественных и добрых поступков. И это прекрасно – они нивелируют случаи жестокости и откровенного зверства, которые имели место быть.

      Александр, поверьте мне пожалуйста, для того чтобы «комфортно живя вдали от своей Родины» в любой стране нужно во сто крат больше трудиться для этого и с честью пройти массу невероятных преград… Комфортно на чужбине живут только российские чиновники, артисты и руководители высшего ранга…

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Colorado, США

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 8:01

      Господин Городинский, а для чего в любой стране нужно "во сто крат" больше трудиться? Чтобы комфортно жить, покинув Родину? А почему не трудиться, чтобы сделать свою Родину лучше?
      Не стал бы придираться к вашим записям, если бы ваш рассказ о Муссе заканчивался иначе. Последняя фраза меня покоробила (цитирую): В России трудно быть патриотом. Ее действительно произнес Мусса или вы придумали?
      И вот опять антироссийское сквозит в вашей реплике: Комфортно на чужбине живут только российские чиновники, артисты и руководители высшего ранга… (конец цитаты). Возможно, это и так, но при этом, заметьте, эти люди не делают чужбину Родиной.
      А для вас чужбина стала Родиной. Разные бывают обстоятельства... вот несколько моих товарищей детства, одноклассников, сокурсников уехали в период развала Союза за рубеж - Израиль, Штаты, Германия. Мотивы разные, но все же большинство уехало из нашего пыльного Кишинева, чтобы выжить. Т.н. "колбасная эмиграция". И вот что я заметил: те, кто на чужбине стал жить комфортно (гораздо лучше рядовых "аборигенов"), тот сохраняет любовь к первой Родине, неудачники (которые живут, ничем не отличаясь от местного населения) вовсю и всласть поругивают СССР и хвалят преимущества новой Родины. Возможно, моя статистика наивна...
      Поэтому буду благодарен вам, Александр, если в двух словах поведаете о своих мотивах уехать из Латвии в Штаты (без особых подробностей, просто мотив).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Александр Марков 1 Июля, 2020, 12:05

      Александр, живя на Родине и предпринимая какие-то действия, Вы становитесь первым, кто испытывает на себе их результы, что совсем не так, когда живете на чужбине. Второе, извне многое кажется иным, нежели на самом деле. На самом деле все менее масштабно, суетно и мелочно. Но это и есть жизнь на Родине. Без участия в мелочной повседневной жизни своего народа и страны, немыслимо её правильное понимание и чувствование. Третье, нравится вам или нет, другая культура, которая Вас окружает, подспудно влияет на Вас, Ваш образ мыслей и мировосприиятие, через призму которых Вам издали видится Родина.
      .....
      А поверх седых облаков
      Синь, соколиная высь
      Здесь, под покровом небес мы родились.
      ...
      Намела сугробов пурга,
      Дочь белозубой зимы
      Здесь, в окаеме снегов выросли мы.
      .....
      И от Чудских берегов
      До ледяной Колымы
      Всё это наша земля, всё это мы.
      ....
      И от перелеска до звезд
      Высится белая рать.
      Здесь, на родной стороне, нам помирать.

      Мне нечего к этому добавить.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

  6. Татьяна Волчкова 27 Июня, 2020, 20:36

    Хорошая статья...313 человек прочитали и уже 6 комментариев...берёт за живое... ещё бы такое глубокое тройное дно...это же как должен был воспалиться мозг, чтобы сочинить такое... солдаты со штыками наперевес на бронетранспортёрах рвут мирных жителей!?
    Хочу задать вопросы автору или редактору. О солдатах какой армии здесь написано? В какую гражданскую это происходило, в каком году? Из какого селения Мусса? В какой стране автор "лечил" ребёнка? (лечит психиатр, а не психолог) Почему больной мальчик жил вместе с психологом? ...
    А что можно было ещё страшнее сочинить, чем война, плен и концентрационный лагерь?...
    Не ожидала такое прочитать на педсовете...
    Пойду пошире открою окна и вымою руки с мылом

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Светлана Решетняк 28 Июня, 2020, 0:16

      "Пойду пошире открою окна и вымою руки с мылом" - лучше не скажешь. А как вброшено, как эмоционально! И не проверишь, всё ли правда в рассказе мальчика, но желающих в это тут же уверовать найдётся масса- мышление только в сторону шельмования всех и вся в стране.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 10:02

      На мой взгляд, статья просто пустая. И мне непонятно стремление редакции дорогой не то чтобы публиковать (да ради бога! все мнения практикующих педагогов интересны), а делать акцент именно на публикациях Александра (читайте предисловие).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  7. Ольга Проценко 29 Июня, 2020, 18:44

    Когда - то Пушкин сказал, что хоть сам частенько и поругивает собственное Отечество, но очень не любит, когда это делают иностранцы. Присоединяюсь, и добавлю: ещё не люблю, когда это делают россияне за иностранные деньги.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Уважаемая Ольга, полностью с вами (и с Пушкиным) согласен! Я вместе с вами еще более не люблю тех россиян, которые за российские(!!!) деньги клевещут и разрушают Россию… Да так, что никому в мире даже не снилось такое в кошмарном сне…

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Colorado, США

    • Ольга Проценко 30 Июня, 2020, 13:39

      Большая опасность в том, что в наше время о событиях, в том числе об исторических, судят по лозунгам, хэштэгам, по рассказам чеченского мальчика тут или сирийской девочки - там. И - выносят приговор целому народу и всей его истории - разбомбить, уничтожить, природные богатства - прихватизировать. Впечатление такое, что приговор уже вынесен заочно, осталось только подключить Голливуд - для создания общественного мнения и видимости законности. А предпосылки событий в 100 - 200 летней истории, многочисленные заинтересованные стороны и последствия того или иного исхода событий - они уже никому не интересны. В данном случае - жертвы Беслана, Будённовска, Норд - Оста, многих других терактов, тысячи иностранных наёмников в Чечне и миллионы, вливавшиеся туда террористическими организациями, - это всё, естественно, осталось за скобками Вашего душещипательного повествования. Также Вы не задумались о том, что косвенно обвиняете в зверской жестокости наших учеников и наших детей - я говорю образно. Тех, в кого мы вкладывали свою душу и любовь и которые никогда не подняли бы руку на женщину или ребёнка - мы их так воспитывали.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 8:22

      Ольга, согласен с Александром Сергеевичем! А вот с вами не соглашусь! Что значит "поругивает"? Затрагивать язвы с целью врачевания - это не поругивание)))

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Ольга Проценко 30 Июня, 2020, 13:52

      Для лечения язвы нужна любовь и профессиональный подход. А иначе получается ковыряние в ранах грязными пальцами с целью причинить как можно больше боли. У кого счета за границей, в принципе всё равно - можно, в целях лечения, больному и голову отрубить(

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 16:04

      Вас напрягают чьи-то счета за границей? Так требуйте достойной оплаты труда, достойнорй пенсии учительской (на мой взгляд, она должна быть не менее 1000 евро, в рублях это 80000) и на здоровье открывайте себе счет за границей. В этом ничего преступного нет. НО меня все же удивил ваш коммент. Я про Пушкина вообще-то писал. У него счетов, наверное, не было, но крепостные души были, как у нормального помещика. Что не мешало видеть ему глупость царей и неправильное устройство России.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Ольга Проценко 30 Июня, 2020, 18:05

      Счета за границей работают на заграничную экономику. А вот "глупые" цари создали такие условия, что, например,существенная часть прибыли от иностранного капитала, инвестированного в Россию, оставался в стране, а не выводился за границу, как сейчас. А торговать сырьём, считали "глупые" цари - значит обкрадывать будущие поколения. Поэтому более 90% сырой нефти перерабатывалась в высококачественную продукцию. Отношение Пушкина к стране - скорее дань моде, существовавшей в то время среди российской элиты.
      Царскосельский лицей подготавливал лицеистов не столько к государственной службе, сколько к вступлению их в тайные противоправительственные общества. Автор записки «Нечто о Царскосельском лицее и духе его» сообщает, что лицейским духом называется такое направление взглядов, когда «Молодой вертопрах должен при сем порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен предосудительных на русском языке, а на французском знать все дерзкие и возмутительные стихи и места из революционных сочинений. Сверх того, он должен толковать о конституциях, палатах, выборах, парламентах, казаться неверующим христианским догматам, а больше всего представляться Филантропом и русским филантропом».

      Но, на мой взгляд, настоящий Пушкин - в этом его стихотворении:
      Два чувства дивно близки нам,
      В них обретает сердце пищу:
      Любовь к родному пепелищу,
      Любовь к отеческим гробам.
      На них основано от века
      По воле Бога самого
      Самостоянье человека,
      Залог величия его.
      Животворящая святыня!
      Земля без них была б мертва,
      как безотрадная пустыня
      и как алтарь без Божества

      P.S. По поводу "имеющих счета за границей" - Ваше недоумение по поводу этой фразы мне понятно, уточню - я имела в виду сторонников глобализма, "граждан мира", которые считают государства -обречёнными на разрушение, а патриотизм - пережитком прошлого.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Ростовцев 1 Июля, 2020, 10:45

      Ольга, я полагаю, что мы поступаем невежливо по отношению к автору заметок о патриотизме. Но поскольку вы потратили время на ответ мне, я просто вынужден более или менее развернуто откликнуться.
      Во-первых, я снимаю свой тезис о глупых царях. Буду точен и постараюсь избегать моральных оценок: конечно, мы должны рассматривать, пользу или вред принесло России их правление.
      Краткий обзор - что осталось в "сухом остатке" от деятельности монархов. Возьмем период - от современника Пушкина Александра Павловича Романова (Гольштейн-Готторп-Романова) до Николая Александровича Романова.
      Александр I - втянул Россию в войну с Наполеоном, тем самым защищая политические и торговые интересы Британии. Будучи более-менее просвещенным монархом, в юности мечтал о преобразовании России в соответствии с "европейскими ценностями". Реформатором не стал, оставив все в подвешенном состоянии.
      Николай I. При нем Россия стала значительно отставать от передовых стран.
      Александр II. Решился провести земельную и иные реформы, в результате земельной реформы огромная масс крестьян осталась без земли и пополнила ряды нищего, обездоленного класса - зарождающегося пролетариата.
      Александр III - называл армию и флот единственными союзниками России, но ничего не сделал для укрепления армии. Итог - с треском проигранная русско-японская война.
      Николай II - втянул Россию в бессмысленную бойню Первой мировой. Божий Помазанник, отрекся от трона в самый трудный для страны момент. Итог - развал России.
      Да, по поводу заботы царей о будущих поколениях. Цитирую вас: А торговать сырьём, считали "глупые" цари - значит обкрадывать будущие поколения (конец цитаты). тут даже не знаю, как сохранить серьезность. Россия торговала сырьем (пушниной, и т.д.) испокон веков. А будущие поколения (как и настоящие) жили в ужасающей нищете. Меня поразили цифры - данные по смертности среди заводских рабочих в начале 20 века. Мужчины жили в среднем менее 40 лет. Попробовали заикнуться о своих тяготах - были расстреляны в Петрограде неподалеку от царского дворца.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Ольга Проценко 2 Июля, 2020, 13:07

      Цитата: «Ольга, я полагаю, что мы поступаем невежливо по отношению к автору заметок о патриотизме.» - я понимаю. Но – за державу обидно. Слишком много на неё выплёскивается негатива, чернухи. Как будто нет хорошего, светлого. Вот Вы – опять о том же…
      Цитата: «Александр I - втянул Россию в войну с Наполеоном, тем самым защищая политические и торговые интересы Британии.», «Николай II - втянул Россию в бессмысленную бойню Первой мировой.». Чтобы между странами был мир, необходима воля обеих сторон. А чтобы война – достаточно желания одной стороны. Вы, вообще, в курсе, что не Россия напала на Францию, а Франция – на Россию? Что не Россия объявила войну Германии, а посол Германии вручил ноту об объявлении войны России? Используемые Вами туманные формулировки позволяют свалить вину с больной головы на здоровую. Ни к чему это.
      Если Вам интересно, что было «в сухом остатке» после правления царей, можно зайти по ссылке
      https://за-царя.рф/myth/rossiya-kormila-vsyu-evropu-neizvestnye-fakty-o-carskoy-rossii?yclid=6213486509332110046

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Ростовцев 2 Июля, 2020, 13:28

      За державу действительно обидно. Обидно, что учителя, передергивая или замалчивая всем известные факты истории, дурят головы свои (ну это бы ладно), но еще и детей. И искренне считают это патриотизмом?
      Я четко (насколько это возможно в формате беглых записок) доказал, что слабость царей династии Готторп-Романовых, ошибки, незнание, а в иных случаях нелюбовь к народу привели в падению самодержавия. Ну что тут не так? И пройдусь по "деталям".
      Вы в курсе, что война с Японией проиграна вчистую?
      Что рабочие (русские люди, наши родные, в отличие от Готторпов-Романовых, немцев) в среднем не доживали и до 40 лет?
      Что Николай Второй зовется Кровавым, и заметьте, не я его назвал!
      Вы в курсе, что Александр Первый участвовал в заговоре против своего отца, Павла Первого, т.е. участвовал в цареубийстве? Тем самым поддержав завязанную англичанами кровавую интригу, т.е. волей или неволей действовал в интересах Британии?
      Наполеон перешел через Неман и вторгся в Россию. Агрессия? Да. Но сколько до этого Наполеон пытался выстроить с Россией союз против англичан? Сколько договоров подписано. Погуглите сами.
      Ну, давайте не о чернухе. Екатерина Вторая , бабка Александра, в перерывах между забавами с юными любовниками переписывалась с Вольтером)))
      А вообще, закончим с того, с чего начали. Почитайте, что Пушкин писал о царях, ну и попах.
      Теперь о светлом серьезно.
      История царской России во мне не вызывает эмоций - слишком далеко от нас это было. Хотя вот прадед мой, Александр Иванович, из поволжских казаков, воевал в Первую мировую, был унтер-офицером, награжден за храбрость. Мог бы и не воевать - был самым богатым купцом в своем городе, но вот посчитал постыдным отсиживаться в далеком тылу. После войны, перед революцией, мог уехать в Париж, как его приятель, но посчитал это неприемлемым.
      Но все же мне гораздо ближе события Великой Отечественной. Два моих деда, родной и двоюродный, сыновья Александра Ивановича, командиры Красной Армии. Родной дед Мизаил погиб в морском сражении на Балтике, защищая с моря Ленинград. Двоюродный, Иван, один из первых десантников Кр. Армии, служил начальником оперативной части в десантной бригаде у легендарного Родимцева. Из рук Родимцева получил свой первый орден, в августе 1941. Родимцев написал о деде целую главу в своих мемуарах.
      Вот этим я горжусь. И для меня это самое светлое в истории, хотя и в трагичных тонах (все думаю, вот бы выжили деды, совсем бы иначе все сложилось. Но увы, погибают действительно лучшие).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Ольга Проценко 4 Июля, 2020, 12:59

      Уважаемый Андрей Владиславович! Позволю себе комментарии к Вашим тезисам.
      Цитата: «Вы в курсе, что война с Японией проиграна вчистую?» - проиграна, но не вчистую. Утеряв бОльшую часть флота, у России оставалась вполне боеспособная армия. А вот для Японии её финансовые и человеческие потери в масштабах страны были катастрофическими. Для неё это была, скорее, «пиррова победа» с территориальными приобретениями, не стоящими приложенных усилий.
      Вина за последствия этой войны лежит целиком на Японии, развязавшей эту войну, и Великобритании, без материального содействия в постройке флота, без финансирования которой Япония бы не решилась на эту аферу. Российские правители выстроили крупнейшую железную дорогу – Транссиб, чтобы развивать перспективный регион. Чтобы помешать этому, Япония устраивает военную провокацию – нападение на Порт – Артур, чтобы втянуть Россию в боевые действия и, соответственно, помешать развитию региона. Какая этому оценка? – подлость натуральная.
      Далее. Дальневосточные промышленники и чиновники продают качественный российский уголь, предназначенный для военных судов, японцам. Затем покупают по дешёвке второсортный китайский уголь, которым снабжают собственный флот.Флот, соответственно, теряет в скорости из – за более низкого качества угля. Разницу в цене кладут в карман. Какую дадим оценку этим действиям? – предательство национальных интересов и мошенничество.
      Далее. Часть российской интеллигенции посылает восторженные поздравительные письма японскому императору в связи с его победами над русским флотом тогда, когда русские моряки и жители Порт – Артура погибают, защищая город. Это – за гранью понимания.
      Таких примеров, при желании, можно найти много. И они свидетельствуют о том, что причиной падения монархии в 1917 году стала не столько слабость правителей, сколько предательство элит и происки иностранных государств.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Ольга Проценко 4 Июля, 2020, 13:10

      Цитата: «Вы в курсе, что Александр Первый участвовал в заговоре против своего отца, Павла Первого, т.е. участвовал в цареубийстве? « - эта информация недостоверна.
      Цитата: «Наполеон перешел через Неман и вторгся в Россию. Агрессия? Да. Но сколько до этого Наполеон пытался выстроить с Россией союз против англичан? Сколько договоров подписано.»
      Наша новейшая история показывает, что даже мирные договоры не защищают от войны с правителями, рвущимися к господству. Отказ России заключать договоры с Францией – может быть поводом для войны, но не причиной. Причина- попытка захвата территории. Господство – мировое или европейское – невозможны без подчинения себе России и контроля над Сибирью.
      Цитата: «Что рабочие (русские люди, наши родные, в отличие от Готторпов-Романовых, немцев) в среднем не доживали и до 40 лет?» - какой исторический период времени здесь подразумевается? С конца 1890 – х годов продолжительность рабочего дня для рабочих сокращена, а зарплата повышалась.
      Цитата: «Что Николай Второй зовется Кровавым, и заметьте, не я его назвал!» Царь не отдавал приказ о расстреле рабочих. Прозвище искусственно связали с именем царя, чтобы его дискредитировать, вызвав негативную ассоциацию.
      Сейчас подобные провокации проводятся в отношении белорусского президента, чтобы опять – таки, дискредитировать его перед выборами, для этого дают ему всякие унизительные прозвища.
      5 января 1918 года питерские рабочие выйдут на демонстрацию в поддержку Учредительного собрания. На пути их встретят пулемёты, которые унесут жизнь десятка людей, сотни раненых. Приказ о расстреле будет отдано новым правительством, но никого «кровавым» не назовут. Поскольку – чревато последствиями. Ещё можно вспомнить Тбилиси – 57 и Новочеркасск – 61. Но и после этого события прозвище «кровавый» правителю не дали. По тем же причинам.

      Цитата: «Ну, давайте не о чернухе. Екатерина Вторая , бабка Александра, в перерывах между забавами с юными любовниками переписывалась с Вольтером)))»
      Больше ничего хорошего? Вы по моей ссылке заходили? К 17 году – Россия – лидер по экспорту текстиля, производству и экспорту с/х продукции. 3 –й в мире ВВП. Наибольший в мире рост производительности труда. Построена Транссибирская магистраль – даже сейчас – крупнейшая в мире. Открыто 20 авиазаводов. Большие расходы на образование. Созданы проекты электрификации России, строительства метрополитена, введения всеобщего бесплатного среднего образования. Один из крупнейших в мире запасов золота. И т.д. Жаль, что многое положительное в нашей истории погребено под слоем грязной пены лжи.
      P.S. Погибают действительно лучшие, вечная им память. Отец моего мужа прошёл от Кубани до Австрии, был ранен, но остался жив. На сайте «Дорога памяти» муж нашёл копии журнала, в котором день за днём рассказывалось о боевых действиях части, в которой служил отец. Читать это было очень волнительно. Это – свидетельства каждодневного подвига солдат, опровергающие всю ту чушь, которая получила распространение в последнее время в адрес нашей Победы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Ольга Проценко 4 Июля, 2020, 13:18

      Цитата: "А вообще, закончим с того, с чего начали. Почитайте, что Пушкин писал о царях, ну и попах".
      Молодой Пушкин - "хулиган" и зрелый Пушкин - не одно и то же. Об этом свидетельствует встреча поэта с Николаем 1, состоявшаяся 8 сентября 1826 года.
      Самая подробная запись доверительной беседы между поэтом и царем принадлежит польскому графу Струтынскому. Она была сделана со слов Пушкина и впервые опубликована в Кракове в 1873 году. В 1937 году, в столетнюю годовщину смерти поэта, ее перепечатал польский журнал "Литературные ведомости". Если принять эту беседу за подлинную (а скорее всего, так и было) - домыслы об антимонархических настроениях поэта рушатся как карточный домик.
      Потому что, признав ошибки юности, Александр Сергеевич как на духу рассказал и об их причинах. "Молодость - это горячка, безумие, напасть, - пылко говорил царю Пушкин. - Ее побуждения обычно бывают благородны, в нравственном смысле даже возвышенны, но чаще всего ведут к великой глупости, а то и к большой вине... Крайние теории абсолютной свободы, не признающей над собою ничего ни на земле, ни на небе; индивидуализм, не считавшийся с устоями, традициями, обычаями, с семьей, народом и государством; отрицание всякой веры в загробную жизнь души, всяких религиозных обрядов и догматов - все это наполнило мою голову каким-то сияющим и соблазнительным хаосом снов, миражей, идеалов, среди которых мой разум терялся и порождал во мне глупые намерения... Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть - насилие, каждый монарх - угнетатель, тиран своей страны, и что не только можно, но и похвально покушаться на него словом и делом... Но всему своя пора и свой срок. Время изменило лихорадочный бред молодости. Все ребяческое слетело прочь... Сердце заговорило с умом словами Небесного откровения, и послушный спасительному призыву ум вдруг опомнился, успокоился, усмирился; и когда я осмотрелся кругом, когда внимательнее, глубже вникнул в видимое, - я понял, что казавшееся доныне правдой было ложью, чтимое - заблуждением, а цели, которые я себе ставил, грозили преступлением, падением, позором! Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким божеским законом, никакими общественными устоями, та свобода, о которой мечтают и краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна как для личности, так и для общества; что без законной власти, блюдущей общую жизнь народа, не было бы ни родины, ни государства, ни его политической мощи, ни исторической славы, ни развития; что в такой стране, как Россия, где разнородность государственных элементов, огромность пространства и темнота народной (да и дворянской!) массы требуют мощного направляющего воздействия, - в такой стране власть должна быть объединяющей, гармонизирующей, воспитывающей и долго еще должна оставаться диктатуриальной или самодержавной, потому что иначе она не будет чтимой и устрашающей... чтобы в ней видели всемогущество, полученное от Бога, чтобы в ней слышали глас самого Бога..."
      Когда известие о примирении Александра Сергеевича с высшей властью разошлось по стране, А. Ф. Воейков сочинил на него язвительную эпиграмму:
      "Я прежде вольность проповедал,
      Царей с народом звал на суд,
      Но только царских щей отведал,
      И стал придворный лизоблюд".

      Пушкин ответил клеветнику прямо и незлобиво:
      "Нет, я не льстец, когда царю
      Хвалу свободную слагаю:
      Я смело чувства выражаю,
      Языком сердца говорю.
      Его я просто полюбил:
      Он бодро, честно правит нами;
      Россию вдруг он оживил
      Войной, надеждами, трудами".
      Источник: https://aif.ru/archive/1683491

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  8. Дмитрий Новиков 30 Июня, 2020, 0:26

    Все таки Автор - удивительный человек!
    Судя по комментариям Он одновременно верит в зверства солдат, в любовь к Родине, пославшую этих солдат, в патриотизм в далёком тылу врагов и в Пушкина, который был против хулы на Отечество.

    Мне кажется это называется конформизмом, когда человек соглашается со всеми, ради...
    А ради чего?

    Описанные Автором события - есть военные преступления, не имеющие срока давности.
    Но потом в комментарии Автор пишет, что это рассказ, получается художественный вымысел?
    Ради спасения психики ребенка придумывать зверства или зная о зверствах каждый день обсуждать их с ребенком, формируя любовь к Родине?
    Что-то не вяжется во всем этом.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  9. Lubova Barker 30 Июня, 2020, 6:26

    ..... Ничего себе... очень интересные комментарии, спасибо всем...
    ..... – гласит старинная мудрость, «Дети и дураки всегда говорят правду». /Марк Твен/. Тогда, Александр Яковлевич, ну если этот рассказ правда, ....то уж простите, Вы давно не «дети»)))...(ШУЧУУУУУ!!!)))

    ..... «В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
    Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
    В одно окно смотрели двое.»
    /Омар Хайям/

    ..... «Высочайший патриотизм — страстное беспредельное желание блага родине».
    /Чернышевский Н. Г./
    ..... Герой рассказа, Мусса, на самом деле не один, очень много людей желают блага своей родине и делают добрые поступки, дела, где бы они не находились на нашей изумительной планете Земля.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: California, США

  10. Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 8:58

    Не думал, что так увязну в обсуждении текста Александра Городинского.
    Перечитал несколько раз.
    Первое, что бросается в глаза - Александр пишет нечетко. Про грамматику вообще не говорю - мы все, к сожалению, допускаем подчас элементарные ошибки. Но изъясняться педагог должен все же четко) Возможно, сказывается то, что он не жил в России (хотя, думаю, в советское время в Латвии, где до Штатов жил Александр, русский язык, особенно в педагогических коллективах, все же был чистым, незамутненным). Поэтому многие, отметившиеся комментариями, не поняли - история Муссы правдива или частично (если не полностью) выдумана?
    Во-вторых, удивил меня подход к "педагогической терапии" (цитирую): Когда я замечал на какие эпизоды Мусса реагирует, я усиливал эмоции (если было нужно, даже сочинял более трагические эпизоды) - конец цитаты.
    Я не специалист, возможно, Александр поступал правильно, "по науке" - занимаясь сочинительством во время исцеления психики Муссы. Но тем самым не разрушал ли он психику ребенка до конца?
    Чеченская кампания начала 90-х - огромная трагедия. Но большинство людей в Чечне все же нашли в себе силы остаться на Родине и строить свою жизнь. Почему же Мусса не говорит об этом? Или автор "трагически досочиняет"?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Дмитрий Новиков 30 Июня, 2020, 9:32

      Писать про эту войну, тем более про ее очевидцев, без опасности попасть под статьи УК о разжигании межнациональной розни - нельзя.
      Автор знает об этом и спокойно пишет про зверства солдат, т.к. уверен, что никто на сайте не будет писать про иные зверства этой войны.
      Но самый интересный вопрос - каким образом парень из горной деревни оказался заграницей, с деньгами, да ещё перетащил туда родственников.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 9:45

      Дорогой мой, все это вы можете спросить у самого автора! Думаю, никакие российские законы его в Штатах не коснутся. Но не попадают ли его размышления под законодательство Штатов? Даже не размышления, а описанная им "педагогическая терапия" - когда он "трагически сочиняет" во время терапевтических сеансов?
      Во-вторых, за пределами РФ находятся десятки тысяч бывших жителей Чеченской республики и бывших (а то и действующих) граждан РФ. Не буду домысливать, как они попали за рубеж, видимо, по линии правозащитных западных организаций или по приглашению родственников. Вот и деньги, скорее, от родственников - у чеченцев очень дружные семьи, помогают даже дальним родичам.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Дмитрий Новиков 30 Июня, 2020, 10:45

      То, что многим местным нужно учиться взаимопомощи у южных, азиатских и кавказских семей/тейпов - это я согласен.
      А вот вопрос денег... Это часто упирается в криминальные вещи.

      В общем я так понял, что на учительском сайте разговор об убийствах мирных жителях, о военных зверствах с детьми с больной психикой - это педагогическая терапия.
      А выезд из страны и жизнь - это вершина патриотизма.
      Думаю, что Россию ждут тяжёлые времена.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 12:01

      Да ладно вам пессемистничать! Уж куда тяжелее, чем сейчас, и придумать трудно, на мой взгляд. Общество разобщено, как пишут социологи, атомизировано. Недавно статистику прочел: в Голландии семь человек из десяти доверяют незнакомцу, у нас примерно три человека. Тотальное недоверие все-таки может привести к распаду. Молодежь городская (значительная часть) мечтает о западе. Как тут воспитывать в духе патриотизма? Казенный подход точно не пройдет (пример СССР вспомните, флаги, горны и портреты героев).
      Это раз.
      Во-вторых, а где, как ни на учительском сайте, говорить обо всем этом? Учителя в силу специфики профессии оторваны от реальной жизни... так пусть хоть здесь о ней узнают и поразмышляют.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Дмитрий Новиков 30 Июня, 2020, 12:05

      Поразмышлять о чем? Как на ваших глазах убивают невинных жителей, вы об этом молчите, не сообщаете властям, но зато каждый день рассказываете в подробностях ученикам, как смотрели на убийство?

      А почему общество разобщено? Не потому ли, что часть общества сбежало заграницу и там живёт на неизвестно откуда взявшиеся деньги вместо того, чтобы бороться за лучшие условия у себя на Родине?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 12:09

      Передергивания не приветствую. Я пишу о содержании данного сайта. Наверняка здесь есть и статьи или письма простых учителей, из той же Чечни, из российской "глубинки", да и тех же московских школ. Сайт для того и нужен, чтобы увидеть и поразмышлять о реальной жизни за стенами школы. Я сам учительствовал (хотя и недолго) и помню душную атмосферу "элитной" московской школы, где все впечатления о жизни учителя, особенно пожилые, мои сверстники, черпают из телека.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 12:13

      Общество почему разобщено? Сам себе ответьте на этот вопрос. Если интересует мое мнение (в чем я сомневаюсь, ибо читаете вы мои тексты не до конца, если бы читали внимательно, то увидели бы, как я спросил Городинского: а что побудило вас уехать и прикладывать стократные усилия на чужбине, если все это можно было сделать на Родине?), да, так мое мнение: разобщение тянется из давних времен, это была политика царизма (я грубо пишу, тут не научный семинар!), натравливали одни народы на другие. Ну и пошла плясать губерния. Читайте соответствующую литературу, например, книгу историка покойного Пыжикова (МГУ) Старообрядческие корни большевизма.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Александр Марков 1 Июля, 2020, 12:28

      "Молодежь городская (значительная часть) мечтает о западе. Как тут воспитывать в духе патриотизма? Казенный подход точно не пройдет..."

      Андрей, возможно в столице и элитных школах это и так, но в российской провинции эта болезнь практически прошла. Причины разные, но запад потерял свою былую привлекательность. К портретным героям относятся как к былинным богатырям, не веря в их существование. Но когда в школу приходит женщина-ветеран, которая не может передвигаться без двух клюшек, и в ответ на предложенную помощь отвечает "Я сама!", дорого стоит видеть реакцию детей всех возрастов.

      Атомизация, о которой Вы говорите, есть неотъемлемая составляющая общества потребления. Когда для человека его благосостояние, его комфорт, его безопасность, его удовольствие становятся единственной целью и смыслом жизни, атомизация неизбежна. Потребление никого и никогда не объединяло.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 1 Июля, 2020, 18:27

      Вы себя сколько угодно убеждайте, что казенный патриотизм, самая привычная воспитания, эффективна, я все же буду наблюдать за реальностью.
      Во-вторых, об атомизации говорю не я, а исследования социологов и философов. В частности, русский философ Бердяев писал об этом еще сто лет назад. Что пишут современные - погуглите сами.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  11. Дмитрий Новиков 30 Июня, 2020, 11:19

    Мне почему-то представляется, как старый учитель в Англии, имеющий исторические корни, пытается спасти молодого араба, у которого скинхеды битами забили отца с матерью, а полиция смеясь ничего не делала.
    И вот учитель, день за днём, обсуждая удары по черепу, издевательства, нюансы разделения по улице мозгового вещества, море крови, унижения в полиции - каждый день, час за часом.
    И вот через 3-4 года молодой араб, каждый день вновь и вновь переживающий смерть и унижения, вырастает в горячо любящего Англию патриота, уезжает в США жить и с восторгом и любовью вспоминает время, проведенное в Англии. Всеми силами помогает Англии, борется за ее честь, отстаивает ее интересы в Америке.
    И шлёт, шлёт миллионы долларов своим друзьям в Англию, а всех своих родственников, так же горячо любящих Англию, увозит к себе в США.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Ростовцев 30 Июня, 2020, 12:05

      Забавный сюжетец вы сочинили. Все же в описании г-на Городинского далеко все не так. Мальчик, как я понял, травмирован событиями на своей далекой Родине. Это понятные чувства, тем более если он был свидетелем военных действий. Но что реально в его воспоминаниях, что привнесено западной пропагандой, что навеяно боевиками штатовскими (фильмами) - вот вопрос. И записки педагогического терапевта, как он сам себя именует, вот об этом ничего не говорят.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  12. Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Любые ваши мнения для меня – уроки.

    В работе с Муссой у меня была педагогическая цель – очистить его деформированное сознание от злости, ненависти, от желания и стремления мстить. Мне удалось направить энергию и ум подростка на изучение математики, естествознания и компьютерной науки. Главное, удалось сформировать его нравственный императив, основанный на эмпатии (сочувствии, сострадании, сопереживании), доброте, патриотизме. Он мог бы стать другим человеком. Уверен, каждый из вас может рассказать о своей педагогической практике, когда помогали подростку найти наилучший путь в жизни. К сожалению, не всегда приходится иметь дело с мирными событиями. …Мне пришлось в 90-ые иметь дело с трагичными судьбами. Хочу верить, больше подобных педагогических проблем на родине не случиться…

    Во всех моих рассказах о способах формирования личности гуманной, эмпатичной – о том, как помочь человеку найти самого себя – наилучшего. Так я помогаю своим коллегам и читателям-родителям на Родине. Других целей я не преследовал. Сожалею, если у кого-то мои тексты вызвали негативную реакцию.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Colorado, США

    • Андрей Ростовцев 2 Июля, 2020, 13:36

      Александр, так уж и негативную? Скажу о себе: заинтересованную, скорее. Отдельные моменты в ваших записках непонятны мне, сужу по отзывам, и не только мне. Ваши добрые намерения и опыт не подвергаю сомнению. Вы действительно много сил приложили, чтобы вывести подростка из умственного оцепенения и избавить его от душевной тревоги. Но насколько законны ваши методы? Вот об этом я спрашивал - допустимо ли "трагически сочинять" в ходе бесед с мальчиком?
      За мелкие укусы простите - я сам пишу с явными ошибками, увы! русский язык, наш родной, так сложен)))

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  13. Уважаемый Андрей! Между нами пенсионерами говоря, любая война, в которой наши отцы и деды принимали участие, кроме радости побед включала массу трагедий. Поэтому, рассказывая о лишениях моего отца, я мало сочинял, я акцентировал. То есть, применял простой народный метод: "Клин клином вышибал". Мальчик пережил ужасную трагедию. Он считал, что мир рухнул. Его надо было спасти и я действовал, как этого требовал момент. Так же поступает хирург, когда делает операцию на сердце... (Если когда-нибудь свидимся, я вам с глазу на глаз расскажу много, еще более сложных, педагогических случаев из своей практики).

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Colorado, США