Много ожиданий, надежд, волнений связывают, в первую очередь, родители, бабушки и дедушки будущих первоклассников со словом «школа». Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка.
Можно понять гордость родителей, чьи дети с первых дней становятся успешными в учёбе. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребёнок начинает отставать в учёбе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе.
В чём же проявляется неподготовленность ребёнка к школьному обучению?
Вот, что об этом говорят учителя начальных классов:
– Не подготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
– Ребёнок, плохо подготовленный к школе, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, он не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, у него слабый интерес к познанию.
Как видим, учителя говорят о недостатках развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника. Причины неподготовленности к обучению в школе могут быть разными.
Учёба школьника как самостоятельный вид деятельности требует от него систематического напряжения, последовательности в действиях, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития.
Поэтому возникает вопрос о том, в какой мере способен поступающий в школу ребёнок учиться в ней без осложнений. Тем не менее, независимо от того, насколько ребёнок готов к обучению в школе, двери школы для ребёнка, достигшего необходимого для обучения возраста, открыты.
Но вот уже немало лет, прежде чем ребёнок переступит порог школы, его, как правило, предварительно подвергают всевозможному тестированию, определению интеллектуального уровня, то есть своеобразным экзаменам.
А ведь слово «ребёнок», как уверяют классики психологии, указывает на единичность и уникальность человеческого существа в детском возрасте. Но, к сожалению, чаще всего не ради установления этой уникальности обрушивают на ребёнка тесты и задания.
И какие бы убедительные аргументы ни приводились в пользу тестирования, всё или почти всё объясняется склонностью педагогов достичь удобных для себя целей как можно менее энергозатратным способом. То есть при осуществлении набора в школу происходит «сортировка» детей на потенциально способных и не очень, на удобных для обучения и сложных.
Психологическая готовность к школе
Психолог Лев Семёнович Выготский доказал в своё время, что дети с высоким уровнем развития очень часто не подтверждают его в школе. А ответственность за это психолог-учёный возлагает вполне справедливо на систему обучения, которая не использует в достаточной мере их потенциал.
Убеждён, на старте школьной поры очень важно отслеживать динамику внутренней позиции ребёнка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, выявлять психологическую готовность к обучению в школе. Но это только с целью обеспечения дальнейшего психологического благополучия ребёнка, создания условий для его достойного воспитания и развития. Именно в этом гуманистическая сущность психологической диагностики.
Как должна проводиться диагностика
Сам процесс диагностики шестилеток — семилеток требует особой обстановки, доверия, контакта. На результат диагностики оказывают влияние психологическое состояние ребёнка на момент её проведения, высокая степень тревожности тоже не исключается на момент тестирования. Период диагностики не может быть длительным (не более 35 минут). Вполне понятно, что ребёнок может бояться незнакомых людей, и это нормально для нормального ребёнка, он легко отвлекается, для него может быть нормой нежелание говорить со строгой тётей и так далее.
Самое опасное в тестировании — это «жёсткое, негибкое» деление детей на толковых и неполноценных. Беда, когда за тестирование берутся неопытные люди. К примеру, большой стаж работы учителем вовсе не может быть гарантией объективности в оценке психологического уровня развития детей.
Очень важно, кто берётся за тестирование. Известно, что ценность качественных наблюдений зависит от опыта и психологического чутья профессионального психолога.
Психолог знает, что ребёнок дошкольного возраста познаёт мир, в первую очередь, чувственно и лишь затем — интеллектуально. Если не принять во внимание эту закономерность, то возможны в силу неадекватных предъявляемых требований появление неврозов у детей, соответственно возможна задержка в развитии эмоциональной сферы, не исключено формирование инфантилизма. И в результате дети не станут умнее в процессе обучения, но станут бесчувственнее, а нарушение в поведении — это протест, своеобразная психологическая защита от недовольных ими взрослых.
Опыт моей работы в школе и в качестве учителя и психолога даёт мне основание утверждать, что более всего мы теряем для общества потенциально способных молодых людей в школе, точнее — в среднем звене школы, то есть в тот возрастной период «бури и натиска». Но это особая тема для разговора.
Что же касается психологической диагностики на этапе приёма ребёнка в школу, то, конечно, она необходима. Но, повторяю, только в целях познания ребёнка, чтобы помочь ему в развитии. И диагностика допустима только индивидуальная.
Могу поделиться своей многолетней практикой
Начиная с декабря, приглашал на приём будущих первоклассников, обязательно с родителями. В течение 35 минут ребёнок выполнял увлекательные доступные задания, отвечал на вопросы, сам задавал вопросы. И всё это происходило в присутствии мамы или папы, нередко обоих сразу. Затем шла беседа с родителями, обращалось их внимание на особенности ребёнка, которые обязательно надо учесть, в первую очередь, также давались рекомендации по тактике общения с ребёнком в тех или иных непростых ситуациях. Перед началом учебного года все заключения с моими комментариями передавались учителю.
Именно такая помощь, как показала практика, востребована родителями и учителями. Подобная помощь должна быть доступной и непременно должна оказываться бесплатно.
Психологическая диагностика, по моему убеждению, имеет право на существование, если есть психолог, если работа ему не чужда и понятна, если главная цель его — застраховать ребёнка от отклонений в развитии. Разумеется, в данном случае не имеются в виду отклонения медицинского характера.
Если же цель — отбор (набор) в элитные и прочие классы, то это заведомо порочная цель.
Наши предшественники в психологии, основоположники наук о развитии и воспитании верили в силу разума и сердца. Мы можем по своему произволу всё человечество или любую его часть сделать несчастным, невежественным и порочным или счастливым, мудрым и добродетельным. Если берёмся, как говорится, чистыми руками и с добрыми намерениями за диагностику ребёнка, то естественно выбираем второе, то есть делаем всё, чтобы он в своём развитии стал счастливым, с готовностью постигал мудрость и всё больше становился добродетельным.