Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Ученики хотят быть на «ты» с учителями. Согласны?

В конце сентября в социальной сети Pikabu некий Саша Б. похвастался на весь российский Интернет, что отстоял право обращаться к своей молодой учительнице Елизавете на «ты». Сначала на этой почве произошел серьезный конфликт между старшеклассником и администрацией школы, но ученик настаивал на том, что традиционная форма обращения к учителю на «вы», а к ученику — на «ты» — подчинение, причем очень несправедливое. В итоге учительница разрешила Саше обращаться к ней на «ты».

Изображение Kaspar Lunt с сайта Pixabay 

Довольный Саша, отвоевав право «тыкать» Елизавете, призвал всегда отстаивать свои принципы и не бояться идти против системы. Однако в комментариях поступок молодого человека вызвал шквал негатива. Чаще всего Сашу обвиняли в несоблюдении субординации и называли его действия глупыми. Некоторые комментаторы заметили на пост старшеклассника, что уважение нужно заслужить. Были и те, кто поддержал автора поста, считая, что учителям следует обращаться к детям на «вы», ведь это помогает лучше понимать и отстаивать свои границы в будущем.

Обращение к преподавателям в разных странах зависит от правил этикета и местных традиций. В деловом и формальном общении традиционно используется «вы». В англоязычных странах, наоборот, используется только одна, весьма универсальная, форма местоимения второго числа «you», поэтому англичане обращаются на «вы» даже к своей собаке. В Израиле и Испании ученики и учителя обращаются к друг другу исключительно на «ты» и вообще редко используют в повседневной форме «вы».

В России «ты», конечно, — местоимение для более доверительного отношения в семье или среди друзей. В деловом и формальном общении традиционно используется «вы» и переход на «ты» без объяснений традиционно называется фамильярным. Но ситуация стала меняться, и молодые люди между собой и с более старшими все чаще «тыкают», чем «выкают».

Учитель и ученик на «вы»

В новостях и в соцсетях мелькают предложения обязать учителей обращаться к ученикам только на «вы», чтобы ребенок рос с первого класса в понимании, что он личность. Охотнее всего говорят «вы» своим воспитанникам молодые преподаватели до тридцати лет: они вспоминают, как приятно было уважительное обращение на «вы» в старших классах и университете. 

Учитель и ученик на «ты»

В уставах школ чаще всего не прописано, как должен учитель обращаться к ученику. Это зависит от самого педагога: кто-то «тыкает» ученику, кто-то — «выкает». Обычно чем старше учитель, тем чаще он обращается на «ты» к ребятам. В России такой стиль общения распространен в некоторых частных школах. 
Исторически учитель — человек уважаемый и не может быть равным ученику. Переход на ты ко взрослому (педагогу) воспринимается вызовом со стороны ребенка. 

Учитель на «ты», ученик на «вы»

Дети учатся говорить на «вы» и по имени-отчеству педагогам с детского сада, учителя же обычно используют «ты» и краткую-полную форму имени вместе с фамилией. Это настолько привычное для нас явление, что понятно удивление читателей Pikabu. Да и не все дети считают к себе такое обращение неуважительным. Некоторые школьники смущаются, когда им «выкают» и считают это атрибутом общения людей гораздо старше себя. А обращение на «вы» к учителю в России — правило субординации. Поэтому пока «к учителю на вы, к ученику на ты» — самая распространенная форма общения между преподавателем и школьником.

Поделитесь, как вы обращаетесь к своим ученикам, стоит ли менять форму обращения к ученикам повсеместно и действительно ли это важно для образовательного процесса?


Автор

Дарья Триморук

Все материалы автора

Количество подписчиков: 0

Подписаться Отписаться

Комментарии (22)

  1. Александр Городинский 10 Октября, 2019, 18:38

    От куда появляются такие мысли?! Переход на "ты" в обращении к учителю - это не только нарушение субординации. Это разрушение русской этики, это начало разрушения морали и нравственности в Русской культуре.
    Если кто-то полагает, что "ты-кание" это следование английской культуре, в таком случае, может уж тогда перейти на английский язык обучения в школе?... Важно отметить, в английской разговорной культурной традиции недопустимо грубые и неэтичные формы общения при том, что у них нет "вы" и "ты"... Английский язык изобилует вежливыми формами обращения (я не имею ввиду бандитскую лексику - там все возможно...). Я бы сказал, на английском языке нет слова "ты", есть только "вы".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Colorado, США

    • Дмитрий Комаров 12 Октября, 2019, 10:46

      Вы абсолютно правы. В английском языке аналог русского местоимения "ты" существует, но в современном разговорном и письменном языке не употребляется. Местоимение "вы" обслуживает все ситуации общения, и по своей сути является формой уважительного обращения, а не панибратства. Логичным было бы ввести обращение на вы с обеих сторон, но ни как не на "ты". Школьник просто показал свою неосведомленность как в этике, так и в языке.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Александр Городинский 12 Октября, 2019, 17:08

      И вы, Дмитрий, абсолютно правы. Я бы к этому добавил: давно пора ввести обращение на русском языке - "сударыня" и "сударь", исключив - "эй, мужчина" и "эй женщина"... Во всех цивилизованных языках имеется вежливое обращение к неизвестным собеседникам и только в русском исключили из обихода эти важные слова.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Colorado, США

  2. Василий Дьяконов 10 Октября, 2019, 19:21

    НЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  3. Татьяна Кузьмина 10 Октября, 2019, 20:27

    Добрый вечер! Есть правила поведения, элементарная культура речи! Как можно нарушать эти правила! Между учеником и учителем должно быть только местоимение "ВЫ"!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  4. Ольга Проценко 11 Октября, 2019, 12:18

    Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Валерий Чернухин 12 Октября, 2019, 19:19
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.

      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Вадим Монахов 12 Октября, 2019, 19:51
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.
      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Это приучение к толерастии. Призыв руководствоваться логикой "тряпка-куна" - не имеющего собственного мнения ничтожества, готового называть неудобное удобным и чёрное - белым.
      Я призываю к диаметрально противоположному: неудобное называть неудобным и оставлять отрицательные отзывы о такой продукции. И знакомых предупреждать на всякий случай. Не стесняться называть чёрное чёрным, а белое - белым: шлюху шлюхой, алкоголика - алкоголиком, честного человека честным, а ворюгу - ворюгой. Дурака - дураком, а умного - умным.
      Заслужил - получи!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Ольга Проценко 13 Октября, 2019, 21:25
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.
      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Сам заголовок статьи - "ученики хотят быть на "ты" с учителями" - это уже провокация.
      Хотят ли?- большой вопрос.
      И какая им от этого познавательная польза? Какая польза мне, если вместо уважительного "вы" я услышу "тыканье"? В чём смысл попытки слома этой культурной традиции,кроме как продемонстрировать, что некто "не тварь дрожащая, а право имеет"? Создать иллюзию "крутизны", попутно внеся свой вклад в унижение учителя?
      Лично мне такое "старое блюдо", как уважение к учителю, не приелось. Оно полезно для здоровья. Особенно, когда в качестве альтернативы предлагается нечто отвратительно пахнущее.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Дмитрий Комаров 13 Октября, 2019, 22:43

      После Февральской революции на фронте тоже командование попытались передать солдатским комитетам, и заставить офицеров испрашивать разрешение на командование у солдат. В итоге развал фронта и потеря даже того, что было завоевано у неприятеля. Переход на "ты" в школе из той же обоймы. Никто этого никогда не примет. И да, еще раз стоит напомнить, что с точки зрения английского языка никто никому не тыкает, а обращается на вы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Даниил Трофимов 15 Октября, 2019, 8:56
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.
      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Валерий, а вы уверены, что вы сами не заблуждаетесь? Вы же даже перевода слова array толком не знаете и найти его не можете. Строите свои суждения на принципе "мне так кажется". Может все таки не будете спешить с голословными обвинениями в заблуждениями, а сначала хорошенько сами подумаете насколько ваш довод корректен и применим в отношении данной ситуации с учетом нашего социо-культурного контекста.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Карелия, Россия

    • Валерий Чернухин 15 Октября, 2019, 17:14
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.
      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Валерий, а вы уверены, что вы сами не заблуждаетесь? Вы же даже перевода слова array толком не знаете и найти его не можете. Строите свои суждения на принципе "мне так кажется". Может все таки не будете спешить с голословными обвинениями в заблуждениями, а сначала хорошенько сами подумаете насколько ваш довод корректен и применим в отношении данной ситуации с учетом нашего социо-культурного контекста.

      Хотелось бы услышать аргументацию не уровня Монахова, а что-нибудь и правда существенное.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Вадим Монахов 16 Октября, 2019, 1:48
      Надо называть вещи своими именами: не «отстоял право называть учителя на «ты», а - «показал низкий уровень своего воспитания и культуры». Потому что нет в культурном человеческом обществе права – ни писанного, ни неписанного - учителя на «ты» называть. Если парень посчитал, что учитель относится к нему недостаточно уважительно, он может выразить пожелание, чтобы к нему обращались на «вы». Но – не к учителю на «ты». В этой ситуации вижу желание подростка самовыразиться за счёт унижения молодой и неопытной учительницы. На её месте я бы не признала за подростком права так обращаться. Стала бы обращаться к нему только на «вы». Класс бы почувствовал этот диссонанс и сделал бы свои выводы. При грамотном поведении учительницы - отнюдь не в пользу ученика.
      Уважаемая Ольга Антоновна. К сожалению, Вы искренне заблуждаетесь в автоматическом наклеивании ярлыков.
      Не столько Вам, сколько для всех учителей хочу процитировать Данила Дехканова.https://www.liveinternet.ru/users/debut/post345162679/
      "Перестаньте вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу. Изменила мужу? Шлюха! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит «Дождь»? Белоленточник!".

      "Перестаньте критиковать. «Какой ужасный дизайн!», «Как отвратительно они сделали развязку!», «Как неудобно сидеть в этих новых креслах!», — эти и миллионы других сообщений в Facebook, из уст ваших коллег и ваших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, вы не можете изменить. Или можете, но приложив множество усилий, которые того не стоят. Согласитесь, есть ведь более интересные занятия, чем требовать в ресторане книгу жалоб и писать кляузу на хамоватого официанта?

      Гораздо полезнее для вашего собственного развития будет принять эти изменения и мотивировать мозг продолжить жить в новой реальности.

      Ваши диалоги должны выглядеть примерно так: «Новое меню? Отлично, а то старые блюда уже приелись!», «Новый ремонт дороги, нужно искать объезд? Отлично, значит через месяц тут не будет таких колдобин, а пока идёт ремонт, я узнаю об этом районе что-то новое!»



      Валерий, а вы уверены, что вы сами не заблуждаетесь? Вы же даже перевода слова array толком не знаете и найти его не можете. Строите свои суждения на принципе "мне так кажется". Может все таки не будете спешить с голословными обвинениями в заблуждениями, а сначала хорошенько сами подумаете насколько ваш довод корректен и применим в отношении данной ситуации с учетом нашего социо-культурного контекста.
      Хотелось бы услышать аргументацию не уровня Монахова, а что-нибудь и правда существенное.

      Валерий, вы ведь сознаёте, что хамите. Неужели вы считаете, что кто-нибудь после таких пассажей будет с вами считаться? Я теперь понимаю, почему вас все игнорируют с вашими замечаниями по биологии.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  5. Александр Могилев 15 Октября, 2019, 18:43

    Валерий, хотите не уровня Монахова, а более существенное? Пожалуйста!

    Во всем, и в общении учителя с учеником есть форма и есть содержание. Тупое требование "вы" и неприятие "ты" ничего хорошего не говорит о тех, кто "вы" отстаивает из взрослых. В то же время "ты" со стороны учеников говорит скорее о принципиальной позиции и борьбе за то, чтобы отстоять границы и уважение к своей личности ученика-подростка.

    Оптимальным по умолчанию является "вы" с обеих сторон. Если педагог называет своих учеников на "ты", он автоматически также заслуживает обращения от них на "ты".

    Я сейчас работаю с детьми от 5,5 лет до 12. Очень интересно наблюдать, как они перестраивают свое общение, как растет их личность (в зависимости от семейной среды). Вначале все они обращаются ко мне на "ты", это более теплое и доверительное обращение. Ну и я к ним. Хотя мне 57, и убеленный сединами профессор. От меня ничего не убудет, если ребенок назовет меня на "ты" и по имени - Александр, это даже приятно и особый признак доверия.

    Потом ребенок взрослеет, набирается социального опыта. Тогда он сам осознанно выбирает форму общения "вы", но это уже 8-9 лет. Форма идет за содержанием, за развитие личности ребенка.

    Если настаивать на "вы" сразу, это сильно помешает отношениям и личностному развитию детей.

    Но то, что я пишу - это далеко не для всех и не для массовой школы в казарменном стиле.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 15 Октября, 2019, 19:32

      Александр, это весьма интересно, мне также было интересно мнение М. Ареста он профессиональный математик, который защитил диссертацию по детской психологии, у него тоже есть масса взглядов, которые вызывают неподдельный интерес при общении. Вопрос о росте социального сознания ученика очень интересен в зависимости от возраста и становления его в семье и в окружающей среде, включая школу. Я заметил одну особенность семья очень сильно влияет на социальные представления подрастающего поколения, т.е. любое окружение оказывает влияние на человека в период его становления, как личности, я при общении попадал в разные ситуации, работая в западных компаниях заметил, что более принято обращение на ты, но ряд сотрудников из числа наших соотечественников продолжают обращаться на русском языке на вы, здесь многое зависит от традиций и воспитания.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Ольга Проценко 15 Октября, 2019, 20:31

      Пятилетний ребёнок, в силу своего возраста, не способен оценить образовательный уровень учителя. Поэтому – «ты» в обращении. По мере взросления к ребёнку приходит осознание того, что учитель больше знает и больше умеет, и в этом случае «вы» - это дань уважения педагогу.
      В нашем случае подросток Саша до поры до времени был согласен проявлять эти знаки уважения. И вот – приходит молодой педагог, почти ровесница, и подросток не готов признать её более высокий статус – более высокий образовательный и культурный уровень. Но есть ещё одна деталь в работе учителя – учитель несёт ответственность за тех, кого ему поручили. Не Саша в ответе за учителя, а учитель – за Сашу. Это – однозначно более высокий статус.
      Учитель, имея более высокий образовательный и культурный уровень, стремится поднять на этот уровень ученика. Ученик, признавая более высокий уровень учителя, учится, стремясь достичь этого высокого уровня. В этом и есть смысл передачи знания от учителя к учащемуся. Если учитель признаёт равенство между собой и учеником – это панибратство; не ученик поднимается до уровня учителя, а учитель опускается вниз, лишая ученика стремления двигаться вверх.

      Цитата: "Тупое требование "вы" и неприятие "ты" ничего хорошего не говорит о тех, кто "вы" отстаивает из взрослых" - Почему "тупое требование"? Это - следование культурным традициям нашего общества. Каждый уважающий себя народ имеет свои традиции и стремится их сохранить. Культурные традиции для общества – как фундамент для здания, как корни для дерева. Без корней могут существовать лишь лишайники. По сути, вы отказываете российскому обществу иметь свои традиции, и это характеризует Вас с отрицательной стороны.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Александр Могилев 15 Октября, 2019, 21:44

      Как человек культурный, я не буду переводить данную дискуссию на личности и обсуждать, как характеризуют Ольгу Проценко ее пассажи.

      Однако пройдусь по нашему многострадальному обществу. Нет, я не отказываю этому обществу в традициях, это действительно традиционное общество, с изрядной долей первобытнообщинных и имперских традиций.

      Традицией общества является страх, архаичная иерархия общественных статусов. Причем утратившие в послеперестроечный период социальный статус учителя никак не хотят это признавать и воюют со своими учениками, изо-дня в день подвергая их буллингу ("а голову свою ты не забыл?").

      К сожалению, окончание пединститута в наши дни не дает достаточно высокого социального статуса новоиспеченному учителю. И пединституты и профессия учителя сами по себе малопрестижны, и социальный статус учителя зависит от его профессиональных и личностных качеств и ресурса.

      С точки зрения современных педагогических концепций личность ученика находится ничуть не ниже личности учителя, а сама по себе такая постановка вопроса в корне порочна. Она не позволит наладить партнерские, позитивные отношения в учебном процессе, помочь взаимному принятию учащихся и учителей. Напротив, такая позиция ведет к антагонистической борьбе учащихся против учителей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

  6. Дмитрий Комаров 15 Октября, 2019, 23:23

    Признайтесь, наконец, что не было бы этой дискуссии, если бы упомянутый ученик не выдвигал свое требование под влиянием неглубокого знания английского языка. Что мы здесь тогда обсуждаем? Не было бы в английском смыслового слияния местоимений, не было бы и этого бреда в голове ученика, который не видит другого способа выделиться, кроме опускания учителя в общении с ним до своего уровня.

    Про традиции тут не случайно упомянули. В тех же США к учителю обращаются "мистер" и "миссис" + фамилия, или еще радикальнее "сэр". Никакого тыкания. Думаю, что в Европе ситуация такая же.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Александр Могилев 16 Октября, 2019, 8:04

      Отметьте, что и учитель тоже обращается там к ученику на "вы". Почему-то это все здесь упускают. Вот о чем нужно дискутировать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Дмитрий Комаров 16 Октября, 2019, 16:49

      По всю Европу сказать не могу - не знаю. В англоязычных странах просто нет другого приемлемого уважительного способа кроме "you". Местоимение "thou" утратило возможность применения в повседневной разговорной речи. То есть, опять же речь идет о менталитете и особенностях языка. Ничего не имею против обращения на "вы" к ученику, но для большинства это будет звучать непривычно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  7. Виктор Рябцовский 16 Октября, 2019, 9:13

    Человека ценят и уважают не за его социальный статус(сравните статус нашего премьер-министра и отношение к нему граждан страны), а за то, что он делает, за его достижения, меру ответственности, которую он несет, а главное в образовании за его уровень знаний, который он способен передать ученику. Сегодня все острее встает вопрос, кто будет учить наших детей, причина состоит в том, что виртуальный помощник типа Яндексовской Алисы, владеющий иностранными языками и автоматический синхронный перевод могут превзойти учителя иностранного языка сейчас или в ближайшем будущем, задача человека теперь претерпит серьезные изменения, главное не победа между искусственным интеллектом и человеком, а взаимодействие человека с человека, поиск таких направлений его деятельности, где человек долго останется востребованным. Действительно, вспоминая школьные годы, могу сказать, что лучшие учителя еще в СССР обращались к старшеклассникам на Вы. Надо полагать, что это поднимало их самооценку и признавало их переход к более взрослому и ответственному отношению к жизни, включая новую форму обращения по мере их взросления.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Дмитрий Комаров 16 Октября, 2019, 16:51
      Действительно, вспоминая школьные годы, могу сказать, что лучшие учителя еще в СССР обращались к старшеклассникам на Вы. Надо полагать, что это поднимало их самооценку и признавало их переход к более взрослому и ответственному отношению к жизни, включая новую форму обращения по мере их взросления.

      Так может говорить именно об этом, а не переходе к панибратству?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия