Пушкин, Лермонтов и другие незнакомцы

Пушкин, Лермонтов и другие незнакомцы

Кастинг провожу в телеигру, спрашиваю претендента: "Кто такая Марина Цветаева?" Претендент - девушка двадцати восьми лет, обладательница высшего экономического образования. Стоит претендент, очи потупив: не знает ответа.

Удивляться? Плакать? Или успокоиться?

Лекцию читаю в гуманитарно-телевизионном вузе. Около пятидесяти человек в аудитории - люди, пришедшие за вторым высшим образованием. Спрашиваю: "Кто из вас, дорогие мои, читал одного из величайших русских писателей ХХ века Андрея Платонова?"

Все тоже потупляют очи. Молчат. Ни одной руки. Ни одной! Будущие журналисты, гуманитарии, прости, Господи!

Удивляться? Плакать? Или успокоиться?

Может быть, правда, успокоиться? Сказать себе: "Дорогой! Они ведь хорошие ребята - современная молодежь, только вот книжный вопрос их испортил. Но ведь большую часть истории человечество жило без печатных книг, и неплохо, надо сказать, себя чувствовало. Они из иных источников информацию черпают..."

Успокоиться не получается. На проходящей выставке "Нон-фикшн" ловлю молодые лица: есть все-таки! Есть! Читают, значит, радуюсь я. Чему, собственно, радуюсь?

А тут еще - нате вам: Заявление ведущих филологов страны. Ученый совет кафедры филологии МГУ в полном составе назвал то, что происходит с гуманитарными науками в школе и в вузе - катастрофой.

Цвет российской и мировой филологии пишет, например, о резком сокращении часов на преподавание литературы в школе, а "в последнее время и упразднения самого предмета "русская литература" (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет "русский язык и литература")".

Литература - это ведь не просто знание книг. Это еще воспитание умения понимать другого человека. Это еще и умение правильно говорить, выражать свои мысли.

Аналитика
Вам будет интересно: