Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Пять педагогических правил от Марины Цветаевой

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

 

Поэтесса Марина Цветаева никогда не занималась профессиональной педагогической деятельностью. Но личностью она была незаурядной, притом во всем. С чем бы ни соприкоснулась Марина Ивановна, ко всему она относилась творчески и самобытно. Ничего не делала «как все».

Это касалось, разумеется, и воспитания детей. Точнее, одного ребенка - старшей, Ариадны Эфрон, 1912 года рождения. Вторую девочку, Ирину, родившуюся в 1917 году, поэтессе пришлось сдать в приют - денег на то, чтобы прокормить двоих у нее не было - где она скончалась в возрасте двух лет. Третий ребенок - сын Георгий - родился в 1925 году, и этот пример тоже не показателен. Во-первых, он по тем временам считался поздним ребенком - Марине Ивановне было тридцать два - а, во-вторых, Цветаева испытывала страшное чувство вины перед Ириной. В результате она обожала сына безрассудно, тот беззастенчиво этим пользовался, рос избалованным и капризным. Он погиб на войне, не дожив до двадцатилетнего возраста.

Ребенок должен подниматься до уровня взрослого, а не наоборот

«В ребенке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели присущие ей самой качества: способность преодолевать трудное и - самостоятельность мыслей и действий. Рассказывала и объясняла не по поверхности, а чаще всего - глубже детского разумения, чтобы младший своим умом доходил до заданного... Никогда не опускаясь до уровня ребенка, а неустанно как бы приподнимая его».
Так писала Ариадна Сергеевна Эфрон в книге «Моя мать Марина Цветаева».

Не секрет, что большинство родителей и воспитателей поступают ровно наоборот. Как в самом раннем возрасте ребенка они встанут перед ним на корточки, как начнут, присюсюкивая, коверкать слова - так на протяжении всей своей жизни на этих корточках и простоят. Ребенок давно уже вырос, построил карьеру, обзавелся своими детьми - а для родителей он все еще младенец, которому нужно давать дурацкие и унижающие его личность советы.

Дело доходило до абсурда. На протяжении всей жизни Аля (домашнее имя Ариадны) обращалась к матери на «Вы» и называла ее Мариной, а не мамой и, тем более, не мамочкой. Зато взаимоуважение было на высочайшем уровне.

Ребенок сам и только сам в ответе за свои поступки

Вторая часть цитаты, приведенной выше, касается самостоятельности мыслей и действий. Ариадна Сергеевна писала: «В пансионе на Прагерплац жили - семьями и в одиночку - литераторы, издатели и окололитературные деятели… Эренбург пил пиво, и я с ним наравне, вплоть до приезда моего отца, который, ужаснувшись, твердой рукой перевел меня на лимонад».

Это происходило в 1921 году, то есть, девочке было всего девять лет. Марина с дочерью сидели вечерами в кафе «Пагердили» и на равных пили вкусное чешское пиво. 

Характерно, что маленькой алкоголичкой Ариадна не стала. Напротив - один из современников вспоминал, что когда Марина Ивановна предложила дочери очередную кружку, та ответила: «Нет, Марина, спасибо, мне хватит. А то я буду пьяная как Андрей Белый».

Ребенок ощущал ответственность за собственные поступки, видел перед собой негативные примеры - от которых его, разумеется, никто не огораживал - и самостоятельно принимал решения.

Награда должна быть достойной поступка

«Наградой за хорошее поведение, за что-то выполненное и преодоленное были не сладости и подарки, а прочитанная вслух сказка, совместная прогулка или приглашение «погостить» в ее комнате». 

Унизительно делать что-либо ради порции мороженого или яркой куклы. Ни то, ни другое не способствуют развитию самоуважения. А ведь цель всякой награды именно в этом.

Кукла и мороженое могут быть, могут не быть - в любом случае, это явления совершенно из другой области. Они - проявление материнской заботы, участия и любви, которые ни в коем случае не должны зависеть от успехов или промахов ребенка.

Нельзя прятать от ребенка собственную личность

Это правило во многом связано с предыдущим. Дело в том, что у Марины Цветаевой, как и у большинства поэтов, было остро развито чувство неприкосновенности личного пространства. Отсюда и посещение собственной комнаты - как исключительная награда.

Ариадна Сергеевна пишет: «Забегать туда «просто так» не разрешалось. В многоугольную, как бы граненую, комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком… я входила с холодком робости и радости в груди. Марина позволяла посидеть и за ее письменным столом… порисовать ее карандашами и иногда даже в ее тетрадке».

Маленькая Аля четко представляла, что ее мать является уникальной личностью - как, впрочем, и все люди на свете - осознавала, как дороги для нее ее вещи и по достоинству ценила позволение побыть в ее личном, неприкосновенном мире.

И еще один пример.
«Я… вдруг услыхала голос Марины: «Аля, Аля, иди скорей сюда!» Я иду к ней и вижу - на кухонной тряпке лежит мокрый червяк. А я больше всего боюсь червяков. Она сказала: «Аля, если ты меня любишь, ты должна поднять этого червя». Я говорю: «Я же Вас люблю душой». А Марина говорит: «Докажи это на деле!»

Девочка делает над собой невероятное усилие и все-таки берет червя за кончик его хвостика. Спрашивает у матери, убедилась ли она в ее любви?

«Да, теперь я это знаю. Аля, ведь это был не червяк, а внутренность от пайковой селедки. Это было испытание». Я обиделась и говорю: «Марина, я вам тоже скажу правду. Чтоб не взять червя, я готова была сказать, что я Вас ненавижу».

Как вся эта сцена не похожа на традиционные отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. В большинстве случаев и тот, и другой, стараются играть некие идеальные роли, и это сделалось настолько привычным, что уже не кажется смешным - хотя на самом деле и нелепо, и смешно.

Здесь же - общение двух капризных девчонок. Каковыми на самом-то деле являются и все матери, и все дочери на свете. Только не у каждой хватит смелости это признать.

Никогда нельзя ориентироваться на общественное мнение

Однажды Марина Цветаева отправилась с дочерью в цирк. На арене кувыркались клоуны. Зал смеялся, и дочь вместе с залом.

Марина Ивановна неожиданно произнесла: «Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, - дурак или негодяй; чаще всего - и то и другое. Когда человек попадает впросак - это не смешно; когда человека обливают помоями - это не смешно; когда человеку подставляют подножку - это не смешно; когда человек теряет штаны - это не смешно; когда человека бьют по лицу - это подло. Такой смех – грех».

Сложно признать, что ошибаются все окружающие, а ты один прав. Но иногда это необходимо - хотя бы для того, чтобы сохранить человеческое достоинство. И Ариадна это поняла.

Ариадна Сергеевна Эфрон прожила не очень долгую (62 года), но яркую и насыщенную жизнь. Еще в детстве вела дневники, которые обескураживали своей взрослостью, личностной зрелостью. Окончила парижское училище прикладного искусства. Писала во французские и русские журналы. Переводила на французский современных русских поэтов. Сама писала стихи, занималась книжной графикой.

Отсидела девять лет за шпионаж, преподавала графику в Рязани. На следующий год после освобождения была вновь арестована и приговорена к пожизненной ссылке. Работала художником в Туруханске. После смерти Сталина была реабилитирована, последние двадцать лет жила в Москве.

Многие, с кем ей доводилось встречаться, отмечали, что в дочери поэтессы Марины Цветаевой чудесным образом воплотилось чеховское представление об идеальном человеке, высказанное Михаилом Астровым в пьесе «Дядя Ваня»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.


Автор

Алексей Митрофанов

Все материалы автора

Количество подписчиков: 20

Подписаться Отписаться

Комментарии (34)

  1. Валерий Ганузин 9 Декабря, 2017, 22:35

    Переписка Р.М. Рильке, М. Цветаевой, Б. Пастернака. 1926 год.
    "Требуется немалое мужество и умение, чтобы перенести свою душу, всего себя на бумагу, сделать это так, чтобы твой невидимый собеседник ощутил тот же великий, невидимый порыв души и духа, заставляющий их трепетать, и лететь вместе с письмом, в надежде слиться с собеседником... Три этих Мастера - Райнер Мария Рильке, Марина Цветаева, Борис Пастернак умели это делать в высочайшей степени, и их письма - это тончайшие нити между родственными душами, взлетевшими высоко над бытом, миром и смертью..."
    http://www.belousenko.com/books/Rilke/Rilke_Pisma.htm

    Райнер Мария Рильке.
    Часослов
    Час пробил, упал, отдаваясь в мозгу,
    сметая сомнения тень:
    и в дрожь меня бросило: вижу: смогу -
    схвачу осязаемый день.

    Ничто - вне прозрений моих - не в счет:
    застыв, каменеет путь.
    Лишь к зрелому зрению притечет
    вещей вожделенная суть.

    Ничто мне - ни что. Но любя его, я
    на фоне пишу золотом:
    чью душу восхитит? - и тьма ли Твоя? -
    огромный неведомый дом...

    А в самого в себя склоняясь, вижу:
    Мой темен Бог: в меня пустивши корни,
    безмолвно ими пьет мои же соки.
    Всего и помню я, что к выси горней
    Его теплом расту, оставив ниже
    побеги - там, где ходит вихрь высокий....

    Люблю мечтать на грани помраченья,
    когда в глубины погружаюсь духа,
    что жизнь прошла, как в давних письмах глухо
    упоминание, как без значенья
    туманный смысл преданья и реченья.

    Тогда пространства вечного черты
    я вижу вдруг, где жизнь вторая в силе.
    И я расту из темноты,
    шумя ветвями на своей могиле,
    где вечен сон, что знал ребенок, или -
    так схвачен мальчик теплыми корнями -
    забыл, что знал во сне: лишь голос с нами...
    1901-1903
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Марина Цветаева

    Жертвам школьных сумерок

    Милые, ранние веточки,
    Гордость и счастье земли,
    Деточки, грустные деточки,
    О, почему вы ушли?

    Думы смущает заветные
    Ваш неуслышанный стон.
    Сколько-то листья газетные
    Кроют безвестных имен!..

    Губы, теперь онемелые,
    Тихо шепнули: «Не то...»
    Смерти довериться, смелые,
    Что вас заставило, что?

    Ужас ли дум неожиданных,
    Душу зажегший вопрос,
    Подвигов жажда ль невиданных,
    Или предчувствие гроз, —

    Спите в покое чарующем!
    Смерть хороша — на заре!
    Вспомним о вас на пирующем,
    Бурно-могучем костре.

    — Правы ли на смерть идущие?
    Вечно ли будет темно?
    Это узнают грядущие,
    Нам это знать — не дано.
    1910

    ++++++++++++++++++++++++++++++++++

    Борис Пастернак
    Зимняя ночь

    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.

    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.

    И падали два башмачка
    Со стуком на пол,
    И воск слезами с ночника
    На платье капал.

    И все терялось в снежной мгле
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.

    Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
    Cвеча горела.
    1948

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Татьяна Хруцкая 10 Декабря, 2017, 12:57

    а больше некого советовать?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 21:54

      Есть, конечно. Оставайтесь с нами!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

  3. Cветлана Азанова 10 Декабря, 2017, 13:12

    Как-то прочитала,что Марина Цветаева,уходя вечером к друзьям,брала Ариадну с собой,а маленькую Ирину привязывала к креслу. Меня,школьницу,тогда это поразило. Не буду я брать с нее пример.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 22:02

      "Как-то прочитала, что" - боюсь, не самая надежная ссылка на источник. Хотя я допускаю, что подобное могло произойти. Только представьте себе это время. Представьте, что вы - гениальный поэт, чувствующий, все в сто раз острее, чем другие люди. И что, вы сможетемполностью контролировать свои поступки? Да, у Цветаевой была задача обеспечить безопасность своей дочери, и она решила эту задачу таким образом. Хотя, еще раз, далеко не факт, чтотэтот случай был на самом деле.
      А пример с Цветаевой не нужно брать, я с вами полностью согласен. Я вот тоже не беру пример с Пушкина. За полным отсутствием каких-либо перспектив.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Cветлана Азанова 12 Декабря, 2017, 12:33

      Читала я и воспоминания самой Цветаевой. Мое мнение - она была эгоисткой. Убедилась в этом,прочитав воспоминания о ней тех,кто ее знал с детства. Поэтому для меня оставление малыша одного-преступление,а не обеспечение безопасности. И гениальность не оправдание.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Светлана Решетняк 12 Декабря, 2017, 22:26

      Недавно прочитала, что умирание дочери от голода в приюте не мешало Цветаевой в это время устраивать дома поэтические вечера и как отрезало, не могу читать- столько народу приходило, уж прокормили бы всем миром.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  4. Галина Пепельжи 10 Декабря, 2017, 17:30

    Цветаева-поэт - да! Но педагог - нет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Саратовская область, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 22:03

      А почему?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

  5. Валерий Ганузин 10 Декабря, 2017, 18:09

    Что здесь не педагогично? Педагогичнее некуда! Особенно сегодня.

    " Марина Ивановна неожиданно произнесла: «Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, - дурак или негодяй; чаще всего - и то и другое. Когда человек попадает впросак - это не смешно; когда человека обливают помоями - это не смешно; когда человеку подставляют подножку - это не смешно; когда человек теряет штаны - это не смешно; когда человека бьют по лицу - это подло. Такой смех – грех».

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  6. Евa Петрова 11 Декабря, 2017, 9:01

    М. Цветаева - поэтесса, да еще какая! Люблю ее стихи.
    Но не ей давать советы по воспитанию детей, бросившей одного ребенка, не давшей ума другому. Да и она сама по жизни (как и многие слепцы богемы) была большим ребенком.
    Никогда нет оправдания матери, рожавшей детей "на ходу", а потом думавшей, чем их кормить.
    В тяжелые 90-е годы, когда в школе 5 месяцев не давали зарплату, моя сестра, д.п.н., мыла по ночам вокзальные туалеты, чтобы прокормить детей. И что с того, что она никогда не была поэтессой!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Сотрудник в дошкольной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

    • Светлана Лаврентьева 11 Декабря, 2017, 10:49

      Справедливости ради надо сказать, что Марина Ивановна никогда не давала советов по воспитанию детей. По крайней мере, ни в чьих воспоминаниях, ни в письмах самой Цветаевой об этом речи не было. И тем интереснее узнать, чем она руководствовалась, воспитывая Алю. Поэтому спасибо Алексею Митрофанову за эту статью.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 22:04

      Да ничего страшного, вообще-то. Не была - и не была.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

  7. Сергей Циренщиков 11 Декабря, 2017, 10:31

    В нашей стране каждый знает:
    - как лечить,
    - как учить,
    - и как управлять государством...

    Причем особенно в этом поднаторели артисты, спортсмены, поэты-писатели, ведущие. Причем чем глупее - тем авторитетнее...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 22:10

      Сергей, вы, видимо, не поняли, в чем смысл этой рубрики. О педагогических наработках Антона Макаренко и Симона Соловейчика и так есть где почитать. Мы же здесь рассказываем о педагогических приемах известных и - что самое главное - неординарных людей, прославивших себя на иных поприщах. Это не руководство к действию, а информация к размышлению.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Сергей Циренщиков 12 Декабря, 2017, 9:52

      А мой пост о чем?
      А то "вы, видимо, не поняли, в чем смысл"...
      Понял.
      У той же Цветаевой, что:
      - Была СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ?
      - Её дети продемонстрировали незаурядные таланты?
      - Её "педагогические правила" кем-то с успехом использовались?
      НЕТ - НЕТ и НЕТ!
      О чем говорить? И что там у неё со вторым ребенком? Это такой педагогический прием для воспитания самостоятельности?
      Как и совместное распитие спиртосодержащих жидкостей...

      М.Цветаева была в конфронтации с обществом - факт!
      Но при чем тут дети?
      Вы пишете: "Учитывать общественное мнение - необходимо. Ориентироваться на него как на стрелку компаса - убийственно для личности. Разве не так?"
      Нет! Не так.
      Всё зависит от ЦЕЛИ воспитания.
      Ваша цель - индивидуалист/личность/эгоист? - Выбросьте "компас".
      В СССР, в его раннем периоде, стояла задача воспитания коммунистов/коллективистов/альтруистов/патриотов. И эта задача была ВЫПОЛНЕНА!
      Личности - пропустили бы нацистов за Урал.
      Это уже в 80-х появились демократы/правозащитники/толерасты..

      Марина Цветаева - неординарная личность...
      Всё зависит от вкуса.
      Читал... Не произвело. Сплошные "Я", "Мне"...

      И Павел Коган - "Бригантина", "Монолог"

      Тут не о чем "говорить и спорить"


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Алексей Митрофанов 12 Декабря, 2017, 12:22

      Значит этот текст был просто не для вас))

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Сергей Циренщиков 12 Декабря, 2017, 14:33

      Конечно!
      То, что не укладывается в ВАШУ концепцию, обязано быть отброшено как ложное.
      Кто бы спорил...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  8. Елена Ковалева 11 Декабря, 2017, 12:25

    Цитата: "Ребенок сам и только сам в ответе за свои поступки" ...... мда.... поэтому все дети Цветаевой умерли... отвечая за свои поступки... некому было посоветовать...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 22:12

      А что, возможны варианты? Дети умирают не у всех?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Елена Ковалева 14 Декабря, 2017, 13:53
      Цитата: "Ребенок сам и только сам в ответе за свои поступки" ...... мда.... поэтому все дети Цветаевой умерли... отвечая за свои поступки... некому было посоветовать...
      А что, возможны варианты? Дети умирают не у всех?

      Но не от голода и холода во младенчестве, будучи здоровым младенцем... Пусть уж лучше мамаша не будет знать педагогических правил, но будет кормить, поить и беречь своих малолетних детей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  9. Ольга Проценко 11 Декабря, 2017, 23:06

    "Никогда нельзя ориентироваться на общественное мнение". - спорное утверждение. Не всегда же общество ошибается. Да и смотря какое общество. Хотя с тем, что написано под заголовком, про смех над людьми, полностью соглашусь.
    Никогда не говори "никогда"...
    Человек не может жить вне общества, как рыба без воды, он реализует себя через общество. Чего бы стоила эта статья, если бы её некому было читать?
    Вспомним Айртона из "Таинственного острова". Изолированный от общества, он превратился в обезьяноподобное существо. Похожие случаи были и в реальности.


    Одного ребёнка сдать в интернат за неимением средств его прокормить...С другим - пить чешское пиво...Третьего - безраздельно баловать...Трудно быть хорошей поэтессой и хорошей матерью одновременно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Алексей Митрофанов 11 Декабря, 2017, 23:34

      Учитывать общественное мнение - необходимо. Ориентироваться на него как на стрелку компаса - убийственно для личности. Разве не так?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Ольга Проценко 12 Декабря, 2017, 1:25

      Вопрос в том, на что ориентировано общество.
      Если вблизи магнитной стрелки располагается аномалия, стрелка укажет неправильное направление.
      В своём наставлении Цветаева преподаёт дочери хороший урок милосердия и сострадания к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Это - из разряда общечеловеческих ценностей, которыми должно руководствоваться гуманное общество. Это - ориентиры, своеобразная Полярная звезда, которая, в отличие от стрелки компаса, всегда указывает правильное направление.
      Если нравственные ориентиры общества правильны, то я не вижу причин, чтобы не ориентироваться на его мнение.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Алексей Митрофанов 12 Декабря, 2017, 12:27

      Но это же утопия! Нравствнные ориентиры общества никогда не бывают правильными абсолютно. "Распни его, распни!" И это самое "распни!" - в том или ином виде - будет присутствовать в общественном сознании всегда.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Ольга Проценко 12 Декабря, 2017, 20:38

      "Нравствнные ориентиры общества никогда не бывают правильными абсолютно." - если ориентиры неправильны, общество постепенно деградирует и перестаёт существовать.
      "Распни!" - кричала, скорее, толпа, чем "общество", причём в состоянии "массового гипноза". Не думаю, что в мире всё так плохо. И потом, не всегда же на кон ставятся такие принципиально важные для Человека вещи, как достоинство, честь семьи, например. Есть случаи, когда приходится оперировать не столь важными вещами. Если некая инициативная группа готовит мероприятие, и некая часть группы не согласна с большинством, то кому - то нужно будет всё - таки поступиться своими амбициями, иначе мероприятие никогда не состоится. Возникнет эдакая ситуация с Лебедем, Раком и Щукой, когда "воз и ныне там". А чтобы дело делалось и "воз" двигался вперёд, кому - то придётся поступиться, своей гордыней, например.


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Светлана Лаврентьева 12 Декабря, 2017, 21:01

      >>"Нравствнные ориентиры общества никогда не бывают правильными абсолютно." - если ориентиры неправильны, общество постепенно деградирует и перестаёт существовать.

      Вот именно это и происходит. В каких-то странах - быстрее (там, где общественная мораль формируется и насаждается), где-то существенно медленнее (там, где общество само вырабатывает собственную мораль, опираясь на исторический опыт и здравый смысл).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 12 Декабря, 2017, 12:36

      ... Гречко в одном из интервью: «Если тебе дают линованную бумагу — пиши поперек», — выразил как-то космонавт свое жизненное правило.

      "...Ориентироваться на него как на стрелку компаса - убийственно для личности. Разве не так?" - не всегда и не везде. И не у всех: гирокомпас даёт точное направление на меридиан даже в погребе в кругу магнитов и применяется повсеместно - просто некоторые школьники не в курсе... хотя магнитный - дешевле.

      Полярная из погреба тоже не видна, да и южнее Экватора плохо просматривается... даже ночью.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

  10. Владимир Михаилов 12 Декабря, 2017, 22:20

    Обсуждая высказывание Цветаевой, авторы комментов говорили об одном и том же: критическом мышлении, всего лишь объясняя своё отношение к нему.
    Учитывая, что прививка сегодняшним школьникам Критического Мышления - одна из значимых маяков успешности работы педагогов, Цветаева действительно намного опередила своё время. При всех прочих парадоксальных проявлениях её ума.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Сергей Циренщиков 13 Декабря, 2017, 0:04

      Критика или критиканство?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  11. Ольга Власюк 13 Декабря, 2017, 20:07

    И вы считаете: это педагогические правила? Столько противоречий...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

  12. Валерий Ганузин 13 Декабря, 2017, 21:39

    Чего спорить. Не нравится М.И. Цветаева, читайте Н.К. Крупскую. Она много писала о воспитании, начиная с дошкольников и кончая студентами. И детей у нее не было, так что и упрекнуть будет не в чем. А сколько в учительских семьях брака в воспитании собственных детей? Вот кто бы об этом написал?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Алексей Митрофанов 14 Декабря, 2017, 13:32

      Кстати за всей этой повесткой комментаторов (основная мысль - Цветаева плохая, я не буду брать с нее пример) как-то забылось, что как раз детей Цветаевой абсолютно не в чем упрекнуть. Ирина умерла в младенчестве, Георгий погиб на войне, защищая свою страну, а Ариадна выросла совершенно удивительным человеком, сумевшим сохранить себя несмотря на тяжелую, даже трагическую судьбу. Что, в общем, большой плюс Цветаевой именно как воспитателю и педагогу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Кыргызстан

    • Елена Ковалева 14 Декабря, 2017, 13:55

      .. И большой минус, как матери...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия