Риск поглощения биологического интеллекта искусственным увеличивается с каждым днем, сокращая период процветания человеческой цивилизации. Сказка про искусственный интеллект – это уже реальность, поэтому необходимо поторопиться воспитать иное поколение людей, способное противостоять завершению человеческой цивилизации на земле. Нужно в корне пересмотреть содержание образования и понять, что главная задача - воспитание новых людей - стоит сегодня перед школами очень остро. Об этом писал 10 лет назад директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель РФ, лауреат премии правительства РФ в сфере образования и науки Александр Сайбединов. Совсем недавно он представил на обсуждение модель школы третьего тысячелетия, способную воспитать поколение творцов-созидателей.
Что такое эмоциональное образование
Концепция эмоционального образования выросла из проблемы: когда в 90-е годы в рабочем поселке Светлом перестали работать предприятия – свинокомплекс и две птицефабрики, был открыт лицей для детей посёлка и близлежащих к нему населённых пунктов. К 2013 году население посёлка составляло 7841 человек. Из них 18 процентов - пенсионеры, 21 процент- дети до 18 лет, 61 процент- граждане трудоспособного возраста, из них шестая часть - безработные. Из-за отсутствия рабочих мест в Светлом 15 процентов взрослого населения вынуждены ездить на работу в город Томск, остальные - работать на аграрных и промышленных предприятях, расположенных вблизи поселка. Количество малообеспеченных семей продолжает расти вследствие безработицы и низкого жизненного уровня населения. В таких условиях Александру Сайбединову удалось решить проблемы воспитания и культуры, мотивировать самых обычных, а подчас и трудных детей, к творчеству и созиданию.
Модель эмоционального образования построена на принципе изменения содержания образования – в учебном плане школы введено до 20 процентов уроков художественно-эстетического цикла по авторским программам Александра Геннадьевича (для сравнения: в обычной школе таких предметов не больше 5 процентов). Эффект оказался потрясающим – при увеличении нагрузки на предметы творчества, качество успеваемости по предметам естественнонаучного цикла – химии, физике, математике, увеличилось. Результативность модели проявилась также в отсутствии подростковых асоциальных проявлений, преступности и правонарушений.
Эффект эмоционального образования ощутили все присутствовашие на презентации в Центральном доме художника, где выставлялись картины учеников лицея. На вставку приехали и выпускники, работающие в разных городах России – яркие, счастливые, очень солнечные.
Эмоциональное образование – это эволюционный и мягкий переход от губительной на сегодня модели политехнического образования к модели, где главным приоритетом является качество человека как носителя этих знаний. Когда мы говорим об эмоциональном образовании, мы точно понимаем, что говорим о сохранении человека, сохранении его эмоционального статуса, о сохранении человечества (Сайбединов А.Г.)
Вектор развития эмоционального образования
У эмоционального образования много сторонников среди известных людей, таких, как народный художник России Борис Неменский, руководитель Института проблем развития образования «Эврика» Александр Адамский. Эмоциональное образование поддерживают представители Совета Федераций, Российской академии образования, Общественной палаты, Молодежной ассоциации руководителей общеобразовательных организаций столицы.
Министерство образования под руководством Дмитрия Ливанова было готово организовать на базе Светленского лицея федеральную площадку по обучению и подготовке педагогов эмоционального образования, но в 2016 году меняется руководство ведомства.
Год назад опыт работы Губернаторского Светленского лицея по реализации инновационной модели развития современной школы с использованием ресурса предметов художественно-эстетической направленности был одобрен министром образования и науки Ольгой Васильевой.
Министр даже поручила Департаменту государственной политики в сфере общего образования Минобрнаки России продолжить разработку проекта концепции преподавания предметной области «Искусство» с учетом состоявшегося обсуждения итогов круглого стола «Художественное образование в школе».
«Министр образования Васильева Ольга Юрьевна в своём приветственном выступлении сделала ясный посыл Системе. Я очень надеюсь, что этот посыл будет обрастать новыми позитивными событиями в развитии художественного образования», - написал тогда в своем блоге в Фейсбуке Александр Геннадьевич, выразив надежду, что «эта важнейшая область образования наконец сможет выйти из тени и занять своё достойное место в современной школе, нуждающейся как в качестве знаний, так и в качестве нового человека способного творчески мыслить, востребовать и направлять полученные знания на созидание, развитие и процветание этого лучшего из Миров».
Казалось бы, эмоциональному образованию дан зеленый свет, но реальных шагов по поддержке и трансляции этого опыта пока не принято. И это на фоне усиления процессов выдавливания предметов художественно-эстетического цикла из школы, способных окончательно разрушить цельность и без того несовершенного образования. уквально недавно Департамент образования и Департамент культуры города Москвы приняли решение: с этого учебного года московские родители могут написать заявление в школе об освобождении ребёнка от посещения занятий по изобразительному искусству или музыке, если он посещает аналогичные программы дополнительного образования. Другими словами, занимающимся в художественных или музыкальных школах детям разрешено не посещать уроки музыки и ИЗО. Это реальное подтверждение слов Александра Геннадьевича, что образование уходит из школы.
Художественные школы не могут заменить школьные уроки изобразительного искусства, уверен Сайбединов: «У них другая система оценки, эти высокопрофессиональные школы будут вынуждены опустить оценочную планку до школьного уровня».
Другое новшество предлагает разрабатываемая столичными директорами Стратегия развития московского образования до 2025 года - возможность посещения детьми уроков физкультуры, искусства, технологии вне стен школы, используя возможности города. Если это произойдет, в школах не останется учителей музыки, изобразительного искусства, технологии, уверен Александр Геннадьевич: «Это все уйдет на аутсорсинг, то есть уйдёт из школы».
Вместе с тем московские директора концепцию эмоционального образования поддерживают: «Уверен, что концепция эмоционального образования имеет очень большое будущее, так как уже сегодня отвечает на вызовы, которые только появляются на образовательном горизонте», – пишет в своем блоге в Фейсбуке директор школы №1468 Илья Бронштейн. Вот только как эмоциональное образование впишется в стратегию и когда наступит его большое будущее?.
Если только сейчас мы позволим выхолостить художественное образование на аутсорсинг, оно станет элитарным по доступности и опустится на элементарный уровень по качеству и ударит по самому же дополнительному образованию. Ведь актуальные не знания, актуальна аура, в которой дети получают знания. Актуален не человек, который научился писать картину, а его человеческие ценности, с которыми он живёт в этом мире. (А.Г. Сайбединов)
У учителя есть одна монополия, которой не обладает ни одна систем, это – ценности, считает Александр Геннадьевич. По его словам, учитель сейчас нужен не просто как носитель знаний, а как носитель ценностно –мировоззренческих знаний: «Это не может дать ни один робот, ни одна система. Эмоциональное образование- это то направление, в котором необходимо двигаться».