Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Мультики плохому не научат», — думают многие взрослые, когда оставляют ребенка один на один с экраном и уходят заниматься своими делами. Но далеко не все мультфильмы формируют правильные ценности. Часто за красивой картинкой скрывается поверхностный и даже вредный смысл. Психолог, гештальт-терапевт и автор Ютуб-канала «Психология кино» Виктория Яковенко рассказала Педсовету, какие современные мультики не стоит показывать детям и почему.
«Шрек»
Студия/страна: DreamWorks Pictures, США
Год создания: 2001
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Главный герой мультфильма — нелюдимый и грубый огр. В обмен на обещание лорда освободить его родное болото от волшебных существ он соглашается спасти для него прекрасную принцессу из башни. Однако эта принцесса оказывается совсем не такой, как в классических сказках. Она лишена скромности и способна сама прекрасно себя защитить. Постепенно главный герой влюбляется в нее.
В чем вред?
«Шрек» попал в списки «самых вредных мультиков» у современных родителей из-за:
- пропаганды жестокости и насилия;
- нарушения канонов женственности;
- разрушения традиционных сказочных мотивов;
- недетского юмора.
По мнению зрителей, главный герой больше напоминает антигероя и является сомнительным примером для подражания.
Виктория Яковенко:
«Я считаю „Шрека“ замечательным мультфильмом, который обладает своей неповторимостью, отличным юмором и даже пропагандирует семейные ценности. Единственный его минус — возрастной ценз, который по факту значительно выше присвоенного мультфильму изначально. Вот если вместо 6+ мы поставим возрастной рейтинг 16+, контексты кардинально изменятся. „Шрек“ — это мультфильм для взрослых, а детям его, по причине содержания и неоднозначных шуток, смотреть нельзя».
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
«Дорога домой»
Студия/страна: Netflix, США/Австралия
Год создания: 2021
Возрастной ценз: 7+
Содержание:
Из зоопарка сбегает компания опасных существ — змея, скорпион, паук, крокодил, ящерица. Их цель — добраться до своего настоящего дома — далекой Австралии. В своем путешествии они доказывают миру, что, несмотря на свой устрашающий вид, ядовитые жала и острые зубы, они обладают добрыми сердцами и достойны любви и принятия. Казалось бы, главная мысль мультика — в том, чтобы воспитать у подрастающего поколения терпимость. Но все не так просто.
В чем вред?
В главных ролях мультфильма — смертельно опасные животные, которые своим ядом могут отравить или обездвижить жертву, но они подаются зрителям как добрые и приветливые. Их опасная инстинктивная сторона совершенно игнорируется.
Виктория Яковенко:
«Змея со смертельным ядом и огромный зубастый крокодил преподносятся ребенку как скромные, шутливые или смущенные, но никак не демонстрируется опасность, которую они могут нести. Эта опасность подается как стереотип, а ребенок, который берет к себе в рюкзак эту же змею, паука, ящерицу и скорпиона, по сюжету становится добрым и правильно поступающим. Сомнительное и опасное послание для детей, учитывая их стремление к подражанию».
«Монстры на каникулах»
Студия/страна: Columbia Pictures, Sony Pictures Animation, США
Год создания: 2012
Возрастной ценз: 7+
Содержание:
В центре событий оказываются граф Дракула, его дочь Мэйвис и другие сказочные монстры. Они собираются в хорошо укрытом от человеческих глаз отеле. Граф усердно оберегает подросшую дочь от контакта с миром людей. И, на первый взгляд, у него это получается. Но все меняется, когда в отель попадает простой смертный.
В чем вред?
Главные герои — вампиры, оборотни, мумии — показаны здесь добрыми и человечными. Хоть это мифические и придуманные человеком существа, а не реально существующие животные, как в предыдущем примере, эффект негативного влияния на детскую психику не теряется. Монстры в классической интерпретации пугают или убивают людей. Авторы переворачивают образы зла с ног на голову в рамках модной сегодня идеи толерантности. Детей это дезориентирует.
Виктория Яковенко:
«Происходит подмена: антагонистом становится не монстр, а человек, который по сюжету мультфильма делает жизнь монстров невыносимой. Это приводит ребенка в замешательство. Подменяя систему хороших и плохих персонажей и обучая ребенка, что корень зла — в человеческом страхе, а не предмете, который этот страх вызывает, авторы уводят мировоззрение малыша от истинной сущности вещей».
«Босс Молокосос»
Студия/страна: 20th Century, США
Год создания: 2017
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Главный герой — мальчик Тим. Он живет с мамой и папой и в целом очень этим доволен. Но все меняется, когда в семье появляется младший брат. Тим сразу замечает: ребенок — вовсе не тот, за кого себя выдает. Однажды он застает его свободно говорящим по телефону. А вскоре узнает, что малыш — тайный агент, который борется за то, чтобы люди продолжали заводить детей вместо собак.
В чем вред?
На первый взгляд, мультфильм пропагандирует семейные ценности и борется с движением «чайлдфри». Только этот смысл направлен, скорее, на родителей. А что же мульт транслирует детям? Кажется, что основной посыл — сложность отношений между братьями: необходимость делить любовь родителей, ревность старшего ребенка по отношению к младшему. И это была бы отличная воспитательная тема, но, увы, авторы пошли другим путем.
В мультфильме показаны дети, которые кидаются деньгами, покупая все и всех. Они обманывают, воюют со старшими братьями, узаконивают (теми же деньгами) свое незаконное поведение.
Виктория Яковенко:
«Вряд ли это сможет принести маленькому зрителю положительный опыт. Скорее, наоборот. Даже мне, взрослому человеку, было сложно воспринимать фабрику, распределяющую детей на обычных малышей и взрослых корпоративных недоростков, поскольку это не только уводит далеко от реальности, но даже вызывает чувство отвращения».
«Маша и Медведь»
Студия/страна: «Анимаккорд», Россия
Год создания: 2009 — по настоящее время
Возрастной ценз: 0+
Содержание:
Серия мультиков о непослушной девочке Маше, которая устраивает беспорядок в доме Медведя. В конце каждого сюжета она осознает свою ошибку и исправляет содеянное, но в следующей серии ситуация повторяется.
В чем вред?
Главная проблема мультика в том, что образ капризного безнаказанного ребенка транслируется зрителю без воспитательной или познавательной идеи. Избалованный ребенок просто отыгрывается на измученном взрослом (Медведе), и маленький зритель стремится копировать это поведение в своей повседневной жизни.
Виктория Яковенко:
«Даже если взять чисто развлекательный формат мультфильма, я бы все равно порекомендовала выбрать что-то другое. Например, мультик „Буба“ имеет похожий сценарий, но, в отличие от „Маши и Медведя“, там нет взрослого, который должен это поведение терпеть и спускать с рук. Буба просто плохо себя ведет, это может быть смешно, но при этом отсутствует оценка, нет снисходительности к хулиганству. Ребенок понимает, что, если придет взрослый, Бубе достанется».
«Клуб Винкс»
Студия/страна: Rainbow S.r.l, Италия
Год создания: 2004
Возрастной ценз: 5+
Содержание:
Действия мультипликационной серии Винкс происходит в школе волшебства Алфея, где компания юных фей постигает основы магии. В свободное от учебы время девушки борются со злыми волшебницами Трикс, ходят на свидания и раскрывают тайны своей волшебной силы.
В чем вред?
Главной проблемой мультика считается гипертрофированный образ женского тела. Излишняя сексуальность героинь путает детей и смущает родителей, когда дети вдруг начинают подражать любимым феям.
Виктория Яковенко:
«Думаю, следует обратить внимание на возрастной ценз мультфильма „Клуб Винкс“. Здесь есть акцент на внешнем виде, отношениях, сексуальности и телесности. Это подойдет подросткам 13-16 лет, поскольку в этом возрасте как раз формируются межличностные отношения и восприятие сексуальности».
«Три богатыря»
Студия/страна: «Мельница», Россия
Год создания: 2004 — по настоящее время
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Под франшизой «Три богатыря» вышло уже 11 полнометражных мультфильмов. Они объединены героями, но имеют мало общего с реальными былинными сюжетами.
В чем вред?
Мультфильмы про богатырей сильно бьют по системе ценностей ребенка, разрушая образы мужественности. Ведь богатыри — это своеобразные «древние супергерои», то есть образцы для подражания. Здесь же их характеры даны в упрощенном, ограниченном и даже глупом виде. А сами герои предстают в образе тупых качков, которые умеют только махать кулаками, подчиняясь хитрому и жадному князю. Вплетая культурно значимые образы в развлекательные истории, авторы могут разрушить культурные ценности. И тут уже только родителям решать, насколько им эти ценности важны.
Виктория Яковенко:
«Эффект от просмотра мультфильмов виден не сразу и зависит от множества факторов. Важную роль играют ценности родителей, их поведение в семье и с ребенком, желание обсуждать с ним те или иные аспекты просмотренных произведений и в принципе вести разговоры по душам. Стоит принимать во внимание степень критичности мышления самого ребенка, его способность отличать пользу и вред, устойчивость к плохому влиянию. Но, даже учитывая все эти факторы, задачей родителей остается защита ребенка от вредного контента и ограничение его влияния на детское мировоззрение и поведение».
Материалы по теме:
- Какие мультики не стоит смотреть детям?
- Где всей семьей посмотреть современную авторскую анимацию
- Диафильмы вместо гаджетов. Семейный досуг, который рекомендуют психологи
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться