Андрей Базилевский: «С учителями надо разговаривать!»

Андрей Базилевский: «С учителями надо разговаривать!»

- Блог - это прямой контакт! Без секретарей, без помощников. И учителя тоже вам пишут?

- Очень много пишут! Это нормально, и я на каждое обращение реагирую, людям даю свою личную электронную почту, пожалуйста, высказывайтесь!

Сегодня в модернизации образования многое зависит от нашей собственной позиции. Учительство - серьезная, очень влиятельная корпорация, у нас особенно в сельских районах по всем вопросам за советами обращаются, прежде всего, к педагогам. У учительства большая ответственность, и ни в коем случае нельзя механически воплощать все то, что придумывается сегодня в плане реформ.

-  Почему же педагоги  все время жалуются, что их голос не слышен?

-  Давайте рассмотрим ситуацию на примере.   Коллективы школ постоянно жалуются, что их замучили проверками: Роспотребнадзор и пожарники придираются безосновательно. Тогда мы предложили директорам: приходите, приносите паспорт учреждения  и подпишите декларацию, что у вас все в порядке: проверок не будет.  Все сказали: «Ой, какие молодцы, как здорово придумали!»

Прошел ровно год. Знаете, сколько хабаровских школ подало на декларирование? Ни одной! Почему? Во-первых, не верят. Во-вторых, думают, что все  впустую. В-третьих, убеждены, что мы сейчас будем «пыхаться»: все равно не учтут. Получается замкнутый круг.

Еще одна история. В прошлом году на встрече мне учителя сказали:  «хотим учиться в аспирантуре, но у нас нет денег, нечем платить». Мы подготовили распоряжение губернатора. Порядок таков: заключаешь контракт, край оплачивает учебу в аспирантуре, защиту, проезд, проживание,  но потом три года ты должен отработать в школе. Знаете, сколько подало в этом году на целевую подготовку? Ни одного.

- Вы считаете, что никаких оснований в этом  неверии, скепсисе нет? Нет препонов?

- Препонов достаточно,  но не в таком большом количестве, как это часто некоторые люди с выгодой для себя преподносят. Ведь за этим не всегда скрывается реальная проблема, а желание уйти от ответственности, лень, боязнь любых изменений  по принципу «пусть уж лучше будет по–старому».

Многие проблемы учителей возникают из-за того, что школы не самостоятельны, не привыкли решать вопросы на своем уровне, уповают на роно, министерства в тех делах, которые  в их компетенции. Сегодня закон дает возможность решать сложные вопросы, в том числе по зарплате, коллективам, но почему же тогда они  цепляются за любую возможность остаться казенным, несамостоятельным учреждением?  Ругают муниципальные органы управления, но хотят остаться в их подчинении?

Вот перешли на НСОТ, говорим: «Коллеги, решайте сами, кому, за что и сколько вы будете платить, организовывайте у себя сами работу, мы не буде вмешиваться в эти процессы, пока у вас не будет конфликта». Мне сейчас многие директора школ говорят: «Ну вот, кто-то перешел, а многие сохранили уравниловку». Знаете почему? В школе привыкли все поровну, не хотят никого обижать. Проще заявить, что чиновник виноват.

При этом  надо признаться, пока информация движется сверху вниз, постоянно происходят искажения, поэтому я постоянно нахожусь в диалоге с представителями педагогической общественности края. Мы просто разговариваем. Учителя очень умные, они все понимают, но с ними надо разговаривать, объяснять и тогда разоблачаются какие-то слухи, неверия!

- В «Московских новостях» на этой неделе была опубликована заметка – отчет с августовского совещания в Хабаровском крае, в котором принимал участие министр образования и науки, под заголовком «Андрей Фурсенко в Хабаровске нашел одного недоброжелателя». В ней говорилось, что осмелился задать вопрос федеральному руководителю только один педагог и тот бывший.

- Открыто заявлять о своих проблемах страшно. Лучше спрятаться за плечами коллег. Я за критику, но не за критиканство. Анонимные письма даже не рассматриваю. Но если люди подписывают письма, заявляют о своих проблемах открыто, то я их всегда приглашаю для разговора, и большинство проблем решаемы. Тот самый таксист, который описан в заметке в газете, заявил, что он вынужден подрабатывать извозом,  уйдя из профессии, так как там мало платят. Он был у меня вчера! Мы полтора часа проговорили, и договорились, что он пойдет на повышение квалификации, потом мы возьмем его мастером производственного обучения. Я показал ему сайт, он удивился тому, что есть вакансии, и зарплата в ПТУ выше, чем у него в такси. Люди еще и сами должны желать искать информацию, разбираться в ситуации, а не жить тем, что было в прошлом. Ведь все очень быстро меняется и, поверьте, часто в лучшую сторону.

Аналитика
Вам будет интересно: