Александр Кузнецов: «Нельзя воспринимать проблему через двадцать пятые руки»

Александр Кузнецов: «Нельзя воспринимать проблему через двадцать пятые руки»

- Чтобы сегодня голос учителя был услышан, ему нужно становиться сначала директором школы, потом, вот как вы, начальником управления,  министром образования,  а может в Государственную Думу баллотироваться. Такой путь?

- Если говорить о каком-то отдельном учителе, если он видит свою карьеру в политике, менеджменте, то, наверное, да. По большому же счёту, наиболее оптимальный путь – это консолидация педагогического  сообщества, развитие общественных форм управлениям образовательным учреждением, образовательным системами.  Мнение одного учителя мало что значит, а мнение коллектива – уже сила.  Поэтому, на мой взгляд, путь к тому, чтобы голос учителя был услышан, - это объединение.

Есть формальные структуры, которые где-то хорошо действуют,  где-то не очень. Те же самые педагогические советы,  или учительские сообщества. Вот открывается сегодня на территории Челябинской области слёт победителей конкурсов профессионального мастерства разных лет, «Учителей года  России». Надеемся, что учителя, пообщавшись между собой, и по сути дела, объединившись в клуб, выскажут свои соображения по поводу того, как  дальше будет развиваться наше образование. 

– Бытует такое мнение, что все эти клубы или советы при министрах – мертворожденные, ручные организации. Они не из реальной жизни. Поэтому они своих функций не выполняют.  Как вы считаете?

- Ну, если всех чиновников, министров  подозревать в злодействе, то как тут можно бороться с таким мнением, пусть считают.    К чему это всё делается? Нет в том же формировании Клуба «Учитель года» какой-то личной нужды. Мне просто самому интересно (а я действующий преподаватель) в этом участвовать.   Используя свои управленческие возможности, я  и по должности, и по зову сердца создаю условия, чтобы люди собрались вместе, обсудили какие-то проблемы, получилась синергия. И это тоже способ услышать людей.  

- Александр Игоревич, на ваш экспертный взгляд, есть ли общественная  организация, которая в нашей стране лучше всего представляет голос учителя?

- Не думаю, что какая-то одна организация когда-либо станет единственным  рупором, единым объективным выразителем учительского мнения. Только в совокупности все вместе они что-то могут сделать. Надо  чтобы все организации между собой контактировали, а не конкурировали друг с другом. Не перетягивали одеяло на себя.  На мой взгляд, это одна из проблем общественного педагогического движения.

 – Мы с вами говорим о формах, когда голос учителя проявляется мирно. Но вот мы только начали дебаты на Педсовете, и сразу появились разговоры, что никаких переговоров с властью не нужно, нужно выходить на забастовки.  С властью разговоры бесполезны!

- Насчёт забастовки, митингов протеста  - никто этого не миновал,  у нас в Челябинске тоже есть такие горячие головы. Во-первых, важно, чтобы те, к кому эти призывы адресованы, вовремя их услышали и не игнорировали их. Во-вторых, чтобы они  заранее, может быть в профилактических целях, выходили на контакт  с носителями этих бунтарских идей. Смотрели, что это за люди. Иногда бывают разочарования.

В своё время,  будучи начальником отдела образования города Челябинска,   я договорился с одним сайтом об открытии онлайн-приёмной, чтобы вовремя узнавать о всех проблемах.  Писали и пишут старшеклассники, родители, учителя, руководители.   Сигнал поступает, я начинаю превентивно реагировать. Где происходит, почему происходит?  В чём нестыковка?

Отвечаю на вопросы сам.  Поверьте, на это уходит где-то час. Я к этому привык. Раньше садился вечером, сейчас делаю это между делом. Я продвинутый пользователь,  быстро печатаю, в онлайне практически постоянно, использую  для входа в интернет повсеместно планшетный компьютер. На совещании,  в машине, как только выкроилось время, когда можно отвлечься. Зашёл на сайт в свою приёмную. Вижу, появились новые вопросы, я  тут же на них отвечаю.

Когда я стал министром, на меня обрушился новый шквал вопросов. Поэтому, честно говоря, я воспользовался своим административным ресурсом. Привлек к электронной приемной ближайших своих помощников.  Кроме меня, там сейчас работает ещё пять человек.

Коллеги поначалу  не видели, в чем смысл такой прямого диалога. Сейчас  поняли, что  это возможность живо реагировать на проблемы, которые пока ещё находятся в зародыше. Если на них не реагировать, они потом приобретут более масштабный характер.

– При приёме на работу в органы государственной власти  скоро потребуется  новая квалификационная  характеристика – «умение работать он-лайн.  А какие практические инструменты вы бы посоветовали учителям, чтобы их услышали.

- Нельзя воспринимать проблему через двадцать пятые  руки,  в третьем, четвёртом, пятом изложении.  Надо эту проблему видеть и слышать, самому, воочию, персонально. И обсуждать с коллегами, чтобы отточить свое понимание. Замечу, что консолидация учительского мнения может осуществляться  не только во время очного общения, но и через регулярное интернет-общение.

Аналитика
Вам будет интересно: