Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Вместо «ты обязан!» — «ты нужен!»

Вместо «ты обязан!» — «ты нужен!»

17 ноября, 12:12

#Подборки #Читателям

17 ноября, 12:12

Статья подготовлена с участием эксперта:

Александр Бушуев,
Александр Бушуев

Фото depositphotos 

Утвердившееся индустриальное бытие взращивает вещно-потребительское отношение к миру и человеку, на задворки сознания смещаются служение, жертвенность, благоговение перед чудом природы. Надежда на выживание именно в обретении людьми новой духовности — «благоговение перед живым» (А. Швейцер), праведное служение планете. Образование должно помогать личности «выделаться», вызреть духовно-экзистенциально, быть не чуждым человеколюбию, альтруизму, благим делам.

Образование — тоже служанка общества потребления, оно построено на идеях абсолютного прагматизма, в образовательной практике нет экзистенциальной глубины. 

В советское время в этом не было большой необходимости, поскольку человек всегда мыслился пребывающим в коллективе, который ведал о «правильной линии жизни». Сегодня как никогда человек осознаёт себя вброшенным в весьма непредсказуемый мир и вынужден искать свою уникальную линию жизни. Образование — форма диалога с подрастающим поколением и мы не должны отодвигать в сторону «недетские вопросы» о конечности жизни, о необходимости поиска смысла, о способах противостояния судьбе.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

А. С. Пушкин

Школа должна обращаться к ученику не с рефреном «Ты обязан!» (сдать ЕГЭ, стать патриотом...), а с рефреном «Ты нужен!» — нужен самому себе (как лучший сегодня, чем был вчера), нужен семье, классу, школе, городу....планете. Конечно, здесь имеется в виду не прямое словесное обращение, чем мы постоянно грешим, а постоянная работа педагогического коллектива, выстраиваемая вокруг этой идеи.

Экзистенциальной глубины не хватает не в теории, а в реальной практике образования. Мы, педагоги, слишком центрированы на передаче знаний в виде фактов и не обнаруживаем личностные, экзистенциональные смыслы этих знаний. К примеру, если задаёшь старшеклассникам вопрос о том, что они узнали в школе о счастье человека, то они с трудом припоминают какие-то фрагменты знаний как правило из литературы... А ведь помочь сформировать сколько-нибудь ясное представление об истинно человеческом счастье, о путях к нему, о препятствиях и ловушках на этом пути можно на любом учебном предмете. Не делаем, а потом удивляемся их утилитаризму, ориентации на безудержное потребление, дремучему эгоцентризму.В образовании нет диалога. Преобладает стратегия — загнать «молодняк» в загон (школу) и там подвергнуть обязательной дрессуре. Мы не учитываем, что эта социальная группа живёт своей жизнью, всё больше эмансипируется (Грета Тунберг — как пример), активно ищет объекты для приложения своих немалых сил. Если мы вместе с ними не найдём приемлемые сферы приложения сил (как в Великобритании в своё время — футбольные клубы), то они найдут сами — нечто вроде типа пресловутого АУЕ. 

Увы, в подростковой школе воспитание сегодня сводится, как правило, к поддержанию дисциплины силовыми методами и отработке неподъёмного «госзаказа» — патриотических, противопожарных, дорожных, санитарных и прочих единичных (!) акций, «и несть им числа». Родители, как правило, отстранены, актив учащихся варится в собственном соку, нет выстраданной и выстроенной системы работы.

Пример выстраивания воспитательной системы мне посчастливилось увидеть в существовавшем ранее в городе Серове «Учебном развивающем центре». Под руководством А.С. Горшкова разрабатывалась и реализовывалась концепция «Школы культурного партнёрства». Идея простая: «Не закрывай глаза на проблемы! Ты видишь проблему, тебя что-то не устраивает? Ищи себе партнёров среди учащихся, учителей, родителей, специалистов и ДЕЛАЙ!» Благодаря этой идее жизнь классов и школы насыщалась событийностью. Ученики учились не подчиняться слепо указаниям и требованиям извне, а анализировать эти требования, определять свою позицию и отстаивать её — истинно гражданские качества. 

Алексаедр Бушуев. Из личного архива

Зерна отольются в пули,
Пули отольются в гири.
Таким ударным инструментом
Мы пробьем все стены в мире. 

Наутилус Помпилиус

Какие зёрна посеем, такие всходы и пожнём. И нас не должны убаюкивать кажущиеся благополучие и затишье — это может быть затишье перед бурей.

Вам будет интересно: