С 1 сентября в российских школах начнут играть в шахматы в обязательном порядке. Как заявила в интервью "Известиям" министр образования и науки РФ Ольга Васильева, эта игра способствует развитию умственных способностей ребёнка.О том, какое значение шахматам придавали русские писатели в своих произведениях, вспомнила "Культура.РФ": "В литературе шахматы служили аналогией исторических событий и противостояний, отражали непростые взаимоотношения персонажей, а иногда были причиной глубокой драмы".
Да и сами корифеи литературы любили поигрывать в шахматы - Пушкин был страстным шахматистом, Лев Толстой играл достаточно часто.
Строки из "Евгения Онегина" стали причиной масштабной "шахматной Пушкинианы", и, пожалуй, исследователи отнеслись к партии серьезнее, чем ее участники. Интерес к эпизоду проявляли художники, историки шахмат и шахматисты.
Персонажи "Войны и мира" садились за шахматный столик при каждом удобном случае, а самая известная цитата о шахматах из романа прозвучала из уст Наполеона: "Шахматы поставлены, игра начнется завтра".
Другая не менее известная цитата вложена в уста не менее известного персонажа: " Шахматы! - говорил Остап. - Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику!"
В "Мастере и Маргарите" Булгакова в шахматы играли Воланд и Кот Бегемот: Бегемот паясничал, чтобы оттянуть момент поражения, оживлял шахматные фигуры и даже превратил коня в лягушку: «На доске тем временем происходило смятение. Совершенно растерянный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки — ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих роющих копытами клетки конях".
В автобиографическом рассказе Шаламова "Шахматы и стихи" герой проявил необычную смелость - решил выиграть в шахматы у жены начальника лагеря, которой все традиционно поддавались. "Я ведь в шахматы играю. Шахматисты подхалимов не любят", - неожиданно отреагировала начальница. Так любовь к игре оказалась выше типичных лагерных отношений, а партия дала автору возможность показать высокое значение истинной смелости.
Шахматы так много значили для Набокова, что в 1970 году он даже издал необычный сборник «Стихи и задачи», который состоял из 49 стихотворений и 18 шахматных задач. Как говорил сам писатель, он объединил их потому, что "задачи - это поэзия шахмат".
Много позже шахматные мотивы русской литературы нашли отражение и в творчестве Бориса Акунина. Его "Турецкий гамбит" объединил шахматные традиции Льва Толстого и Владимира Набокова: в нем не только использовалась игровая терминология, но и сопоставлялась с шахматной партией история страны.