Фотографии: Антон Ткаченко. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Поговорили с Антоном Ткаченко, кандидатом педагогических наук, методистом программы «Учитель для каждого», учителем литературы и заместителем директора в школе «Золотое сечение» и автором телеграм-канала «BegBulgakova». Антон рассказал, как цифровая эпоха помогает вдохновить детей на чтение и что делать, чтобы заинтересовать их изучением драм.
Антон более 10 лет исследует эту тему и написал книгу «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи». В ней вы найдете полезные материалы для уроков: сценическую историю пьес из школьной программы, ссылки на видеозаписи спектаклей, фотографии и макеты стенографических решений, которые сопровождаются описанием приемов работы с театральным текстом на уроке. Учитель может пользоваться qr-кодами или библиотекой ссылок. Купить книгу можно по ссылке.
Почему школьникам сложно читать пьесы
Драма сложна не только для школьников, но и опытных читателей. Дело в ее специфике — она является одновременно и художественным, и профессиональным текстом для постановки на сцене. Отсюда особая структура: афиша, ремарки, деление на акты и явления. Это усложняет восприятие пьесы, если ее только читать, а не смотреть спектакль.
В драме авторский голос звучит только в ремарках, в отличие, например, от романов, повестей, рассказов, где автор описывает внутренний мир героев. О чем думают персонажи, какие чувства у них вызывают разные события и как развивается конфликт — об этом читатель делает выводы самостоятельно из монологов и диалогов.
Чтобы следить за репликами персонажей и визуализировать обстановку на сцене, нужна концентрация и развитое воображение. И с первым, и со вторым, у современных подростков есть трудности. Их мышление сформировалось под влиянием большого количества визуально-насыщенной информации: фильмов, компьютерных игр, коротких видео, ленты соцсетей. Мозг адаптировался к информационному перенасыщению и научился тратить мало энергии, но при этом быстро обрабатывать большой поток визуальных материалов и выхватывать из него наиболее полезное и интересное. Как следствие — детям сложно долго сосредотачиваться на одной теме и делать глубокий анализ.
«Сегодняшний подросток — это чаще потребитель. Он привык впитывать готовый контент, который не нужно анализировать, — в нем уже есть визуал, звук и текст. Ребенок быстро находит нужное по любой теме, из-за этого у него минимальный опыт креативного мышления и часто слабо развито воображение. Без этого сложно наслаждаться чтением художественной произведений, реалии которых далеки от современных подростков.
При этом мозг современного школьника другой, отличающийся от предыдущих поколений. Он адаптирован к цифровой эпохе и тотальной визуализации. Этот ресурс важно использовать и учителям».
Антон Ткаченко
Как цифровые технологии влияют на изучение пьес в школе
Цифровая эпоха изменила роль читателя и зрителя. Сегодня у каждого есть возможность не только потреблять контент, но и создавать его. Например, некоторые школьники ведут блоги, пишут о себе и увлечениях, делают фотографии и видео и делятся ими с миром. Это породило запрос на самовыражение и индивидуализацию — теперь творчеством занимается любой желающий, а не только небольшая группа людей. Вместе с этим изменилось и восприятие искусства: если раньше читатели и зрители были пассивными наблюдателями, то теперь они хотят быть активными участниками, соавторами и вступать в диалог с художественным материалом и друг другом.
Умение анализировать произведение и составить мнение о нем развивает критическое мышление. Этот навык помогает ориентироваться в информационном потоке, отделять достоверное от ложного и опираться только на проверенные данные. Поэтому одна из важных задач учителя литературы не просто познакомить с текстом, а побудить детей прочитать его и составить собственное мнение.
«В цифровую эпоху любой урок, в том числе по изучению драмы, можно сделать богаче и через него вдохновить детей на чтение. Теперь необязательно идти в театр — постановки легко найти в записи.
Вариантов работы с цифровыми материалами множество: можно посмотреть спектакль целиком, или проанализировать фрагмент, или сравнить фрагменты спектаклей разных современных режиссеров. Например, школьники по всей стране могут увидеть в записи интерпретацию «Грозы» Андрея Могучего».
Антон Ткаченко
«Гроза», Большой драматический театр. Источник
Анализ театральных интерпретаций одной драмы дает возможность взглянуть на текст под разными углами. Классику ставят многие современные режиссеры, например Римас Туминас, Валерий Фокин, Лев Додин. Школьники видят, что каждый режиссер по-своему интерпретирует произведение, при этом «правильного» варианта нет, они просто разные. Так у подростков формируется умение не бояться ошибаться, высказывать свою позицию и уважать другую.
«Ребенок никогда не поймет, что ему нравится, не составит свое мнение и не научится анализировать, если будет видеть только один „правильный“ вариант. Литература и театр многозначны, и дети должны видеть разное, но с учетом возрастного ценза. Только в такие моменты, например, когда они видят Раневскую в Театре Пушкина и Додина или Лопахина в исполнении Владимира Высоцкого и Александра Петрова, развиваются глубокие дискуссии. Практически нет шанса, что они равнодушно воспримут произведение — каждый найдет что-то важное для себя или останется с вопросом».
Антон Ткаченко
Иллюстрация: Влада Мяконькина. Источник: Антон Ткаченко «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи»
3 способа замотивировать школьников читать пьесы
Главная цель чтения художественного произведения — вступить с ним в диалог и обрести личностный смысл. У каждого ребенка неповторимая картина мира и особенности восприятия: один лучше реагирует на звуковые образы, другой –– на визуальные. Важно задействовать как можно больше каналов восприятия, чтобы все в классе эффективно погрузились в текст.
1. Используйте цифровые технологии. На этапе знакомства с пьесой, чтобы ученикам было легче воспринимать текст, полезно познакомить их со сценической историей. Например:
- проанализировать необычный вариант афиши пьесы;
- показать фотографии актеров, которые сыграли одну роль;
- привести высказывания критиков и отзывы в соцсетях.
«Горе от ума», Московский театр «Кураж». Источник
Также интересным заданием будет «Кастинг актеров» — ученики подбирают известных артистов под персонажей пьесы.
Чтобы не запутаться кто есть кто, при первом чтении в классе можно распределить роли между учениками и дать каждому табличку с именем или фотографию персонажа. Так будет ясно, какие реплики к кому относятся.
Александра Юдина в роли Катерины в драме «Гроза».
Фотография Людмилы Бурченковой
2. Формируйте интерпретационные умения и мотивируйте поиск личностных смыслов. Задача учителя литературы сделать восприятие драмы глубоким. Вместо категорий «понравилось» или «не понравилось» должна появиться субъектная позиция, где ученик — не потребитель, а соавтор. Для этого подходят задания на сопоставление. Можно снова сравнить актеров, которые сыграли одну роль: что они подчеркнули в персонаже, а что спрятали и почему. Или проанализировать фрагмент в различных интерпретациях, чтобы увидеть, как один текст может выглядеть на разных сценах.
Также полезно разбирать сценические решения — декорации, костюмы, пространство. Ученики исследуют, как эти детали передают состояние героев и проблематику произведения и как они соотносятся с авторским замыслом.
Проанализировать персонажей помогает сложное задание, в котором нужно написать монолог. Например, о чем думает герой, когда молчит.
3. Развивайте креативное мышление. В финале изучения пьесы важно дать детям порефлексировать и подвести итог. Например, можно предложить написать альтернативную концовку, рецензию или сыграть финальную сцену.
Другой вариант итогового задания — режиссерская экспликация. В ней разрабатывают режиссерский замысел спектакля, например: какова главная идея, каким будет стиль актерского исполнения, как будут выглядеть сцена, декорации и костюмы, какая музыка подойдет. Все это собрано в книге «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи».
«Театральные материалы обогащают изучение пьесы. Когда дети не просто читают текст, а видят сценическую историю и придумывают свои интерпретации, они погружаются в произведение, пытаются найти личностный смысл и обретают значимость чтения».
Антон Ткаченко
Материалы по теме:
- 5 причин открыть в школе театральную студию
- 4 современных формата школьного театра
- «Апдейт классики»: 9 идей для театральной постановки в школе
Если вы хотите узнать больше о современных педагогических технологиях и нюансах преподавания русского языка и литературы, можно пройти обучение.