Почему у школы не получается заниматься воспитанием


Фотографии: Jean-Paul Louis Martin des Amoignes / Wikimedia Commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Колумнист Педсовета, педагог с 37-летним стажем Александр Бушуев размышляет о проблемах воспитания в современной российской школе.       

Вот высокопоставленный деятель культуры заявляет, что с выходом нового учебника истории у учеников разом прибавится патриотизма. Другой деятель от педагогики убеждён, что возвращение в программу чтения «советских» авторов изменит умонастроение молодёжи. А вот депутат уверяет, что введение уроков труда и НВП приведёт к росту гражданственности…  

Создаётся впечатление, что ответственные люди, мягко говоря, не понимают сущности воспитания, не осознают специфики современных условий. 

Почему-то считают, что стоит придвинуть подростку нужную информацию, как это неминуемо отразится положительно на его воспитанности. При этом забывают, что воспитание — это совершенно особая форма диалога поколений, оно осуществляется посредством общения в  системе «человек — человек», «взрослый и взрослеющий». 

В педагогической науке различают уровни такого общения: от формального до душевного и духовного. Но в условиях урока, с присущим ему формальным общением, практически невозможно донести до ребёнка смыслы чего-то важного. Можно назвать такие занятия разговорами о важном, главном, высоком… они такими не станут. К примеру, в коммунарской методике В. Иванова предусматривалась «Свечка», когда на сборах (не в классе!) действительно можно было поговорить по душам — это работало.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Многие инициативы сверху исходят из парадигмы интернат-воспитания: если в изолированном интернате создать комплекс определённых, жёстко регламентированных условий, то обитатели интерната неминуемо обретут желаемые качества. Но мы уже не живём в закрытом обществе, да и разнообразие культур народов России не позволяет осуществить интернат-воспитание.  

Неплохо бы ещё вспомнить и о том, что результаты любого дела зависят не только и не столько от планов, инструкций и прочих умных документов, но и от умонастроения и ценностных ориентаций исполнителей. Человек гражданственный и патриотичный (Личность) сможет воспитать подобные качества у детей и без инструкций. Отсюда и важнейший вопрос: много ли таких личностей в мире современного детства? Какая установка преобладает у взрослых: «быть»  (работать творчески, бескорыстно и жертвовать ради других) или «иметь» (значит сосредоточить все помыслы вокруг себя дорогого и только своих самых близких)?


Читайте также: Быть или иметь: какие стремления привить ребенку, чтобы он был счастливым


Но вернёмся к необозримым проблемам и задачам образования. Большая часть проблем возникает из-за несоответствия целей и условий. 

Вот пример из реальной жизни. Молодому учителю дают классное руководство в сложном классе, где детский коллектив — «песчаная россыпь», в котором верховодят отрицательные лидеры, крайне негативно настроенные против педагогов и школы вообще. На вопрос педагога «Что мне делать?» отвечают: пиши план воспитательной работы и выполняй. 

То есть, неопытная молодая учительница должна согласно примерному плану классного руководителя поднять уже развоспитанных подростков до высот патриотического, гражданского, эстетического, трудового воспитания. «Да как так, — скажет мало-мальски образованный человек (и не обязательно педагог), — это же совершенно невозможно, это всё равно что заставить Ниагарский водопад течь в обратном направлении!». А у нас в педагогике возможно всё. 

С советских времён мы пребываем в уверенности, что за период пребывания в школе из любого ребёнка можно воспитать значительную личность (!) — пушистого и белого ангела без единой чёрной отметины. Почитайте ФГОСы, воспитательные концепции разного рода, примерные планы воспитательной работы и сами убедитесь в идеализме наших целей. Это же просто восхитительно, это же так греет душу — видеть наших детей (на бумаге!) выдающимися (и уже окончательно созревшими!) личностями…

Однако, давайте посмотрим в каких условиях мы собираемся получить столь впечатляющий результат. Во-первых, наши «цыплятки» интенсивно обкармливаются поп-культурой, разлагающей все табу, базовые нравственные установки (допустимо — недопустимо), транслирующей ценностные ориентации крайнего индивидуализма и безграничного потребления («ИМЕТЬ», а не «БЫТЬ»). Во-вторых, постоянно увеличивается временной  (и соответственно смысловой) разрыв между молодёжной культурой и культурой взрослых. В-третьих, с 90-х годов, (а то и ранее) люди, забытые, брошенные и кинутые своим государством, выработали установку: «Выживать и жить только ради узкого круга близких людей».  Это лишь неполный перечень условий, работающих против идеальных планов. 

А теперь о средствах достижения великих целей. И главное — это учитель. Но культурная катастрофа 90-х не обошла ни учительство, ни систему подготовки педагогических кадров. Стремление немалого числа педагогов работать не на Родину, не на детей, а на зарплату (отсюда формализм и беспринципность в работе), нежелание молодых педагогов задерживаться в школе — это только внешние проявления ценностного кризиса. Плюс непризнанное государством, но имеющее место быть недофинансирование школ, заставляющее педагогов «драться из-за часов», а руководителей идти на поборы разного рода, чтобы «сальдо сошлось с бульдо».


Читайте также: Образ учителя в российской культуре: от СССР до наших дней


А теперь зададим себе вопрос: «Можно ли в таких условиях, при таких средствах достичь декларируемых целей?». 

Если условия и средства не соответствуют, нужно корректировать цель, вернее — цели, ибо разнообразие условий и средств весьма велико. Какие реальные воспитательные задачи должны ставить педагоги в современных условиях и будут ли они одинаковыми в Москве и Якутии (к примеру)? 

Только не надо повторять заклинания про единое (читай — унифицированное!) образовательное пространство — это уже не про Ниагарский водопад, а про поворот всех рек на планете. 

Что мы можем противопоставить экспансии морального релятивизма, транслируемого современной масс-культурой?  Есть ли у взрослых общие ценности, на которые мы (пока ещё!) можем делать ставку? О каких конкретных базовых моральных установках у наших детей мы будем реально и ревностно заботиться вместе с родителями больше чем об оценках и баллах ЕГЭ?

Пришло время стряхнуть с себя благостную дрёму, снять розовые очки и думать… А как иначе.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Воспитание