Фотографии: АГН «Москва» / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Александр Бушуев, педагог с 37-летним стажем, размышляет о том, куда из российской школы исчезла дисциплина и приживутся ли в ней новые патриотические традиции.
Начало учебного года, как всегда, оживило дискуссию о необходимости перемен в школьном образовании. И вроде бы для этого есть дополнительные основания: новые ритуалы (поднятие флага), «уроки воспитания» («Разговоры о главном»), декларируемое снижение бюрократической нагрузки на учителя и прочее.
Возможно «разговоры о главном» в системе образования скоро (тоже как всегда) утихнут, когда школа привычно возьмет на себя привычный груз: учить совсем больных детей, воспитывать асоциальных, выполнять указания многочисленных ведомств, отвечающих за противопожарную, санитарную, криминальную, террористическую «и многия другия» работы с детьми.
Но перемены то нужны, а если не осознается их суть, то в ход идут всякие спонтанные решения вроде запрета смартфонов и введения новых ритуалов и учебных предметов.
Давайте посмотрим на систему образования в более широком контексте.
Со времен горбачевской перестройки общество переживает очередной период модернизации, подобный реформам Петра Первого или построению социализма с 1917-го года. Особенность сегодняшней модернизации в том, что она велась скрупулезно по лекалам западного ортодоксального либерализма.
В использовании классических либеральных идей нет ничего плохого: в России должны укрепляться механизмы защиты прав личности, должно развиваться гражданское общество, должна возрастать свобода человека в построении своей жизни.
И все бы хорошо, если бы «либералы» в правящих инстанциях учитывали особенности тысячелетней культуры народов, населяющих пространство России, не прибегали бы к экстремистским методам насаждения либерализма ради либерализма (а вовсе не ради блага для конкретных людей, как декларировалось).
В образовании это проявилось в насаждении руссоистских взглядов (а ля Руссо) о том, что «в ребенке все уже есть и не надо давить на него и мешать ему развиваться самостоятельно» — и это при том, что определяющее влияние среды на становление личности признано давно и повсеместно. Отсюда и идея, что школа воспитывать не должна, что ее задача — оказывать услуги. И как будто бы и не было вовсе выдающегося опыта Сорока-Росинского, Макаренко, Сухомлинского.
Игнорировалась связь свободы с конкретной культурой: понятно ведь, что свобода у бушменов в Африке — это одно, а свобода для американца из Нью Йорка — совсем другое. Свобода — это продукт развития национальной культуры и она напрямую связана с уровнем культуры граждан: если уровень культуры невысок, то вместо свободы получаются своеволие, анархия, произвол (демократический или тоталитарный).
Что-то подобное мы получили в школе после лихих девяностых: ученики могут запросто материться в стенах школы, грубить учителю, снимать его на видео, выставлять всяческий компромат в интернет…
Может, пойдем по этому пути дальше? К примеру: учитель должен становиться на колено и целовать ботинок ученика, прося прощение за все обиды, учиненные школярам их наставниками со времен Ивана Грозного? А может поставить в углу классной комнаты пучок розог, чтобы ученик мог отхлестать учителя, не пожелавшего поставить «за просто так» хорошую оценку?
В свете вышесказанного кажется запоздавшим и даже смешным приказ о запрещении использования телефонов на уроке… Школа — это место, где растущий человек «приподнимается над бытом», в школе должна быть ДИСЦИПЛИНА (понятно, что разумная и не унижающая личность). Социологические исследования показывают, что многие родители склонны определять своих детей в учреждения с хорошей дисциплиной, например, кадетские — и это не случайно.
А что же делать?
Самое простое и неверное — «вернуться к советскому образованию». Всякий здравомыслящий человек понимает, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Возвращаться надо не к организации («все как тогда»), а к определенным принципам. Прежде всего признать приоритет культуры народов России над любой идеологией, какой бы замечательной и «единственно верной» она не считалась. Именно в культуре может быть найден общий для всех идеал Гражданина своей страны (а не «гражданина мира», как радеют либералы-идеалисты). И на этот идеал должна работать не только школа, но и СМИ, которые сейчас в массе своей продолжают лепить образ безответственного Потребителя. Делать реальные шаги к воспитанию Гражданина невозможно без общественных организаций и, главное, без родителей — школа должна стать реально открытой общностью. Как это сделать? Через творчество и поиск, а не через бюрократические метания в угоду очередной идеологии.
Читайте также:
- Что изменилось в школах с 1 сентября;
- 6 вопросов о «Разговорах о важном»: как оплачивается, какие материалы использовать и что делать с прогульщиками.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться