Содержание:
- Особенности коммуникативного развития детей с РАС
- Причины саморазговора у аутичных людей
- Что такое эхолалия
- Речевые стереотипии как сенсорная стимуляция
- Речевые стереотипии как эмоциональная регуляция
- Речевые стереотипии как решение когнитивных задач
- Когда саморазговор становится проблемой
- Нужно ли вмешиваться и как это делать правильно: рекомендации родителям и специалистам
Родители часто замечают, что ребенок с РАС (расстройством аутистического спектра) говорит сам с собой. Такое поведение может вызывать тревогу и вызывать вопросы, насколько это нормально, что делать, когда человек разговаривает сам с собой вслух, диагноз ли это.
Мешает ли подобные саморазговоры развитию и нужно ли их запрещать, отучать ребенка, рассказала эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, Юлия Иванчикова.
Особенности коммуникативного развития детей с РАС
Коммуникативные нарушения — один из ключевых признаков при расстройствах аутистического спектра. Они проявляются даже если человек владеет устной речью. Многие дети и взрослые с РАС могут говорить много, использовать сложные фразы и конструкции. При этом они не умеют выразить просьбу, задать вопрос, установить или поддержать диалог. Речь не становится средством общения.
Дети с РАС часто используют речевые формы, которые отличаются от привычных, например, повторение фраз, цитаты. Эти формы могут быть попытками коммуникации, но окружающие не воспринимают их, потому что они нетипичны.
Людям бывает сложно распознать, что за подобными речевыми паттернами действительно стоит желание общаться, ведь бытует мнение, что человеку с РАС этого не нужно. Современные исследования показывают, что многие дети с РАС ищут коммуникации, но не знают, как ее выстроить. Поэтому используют доступные способы: речевые стереотипии. Все это может быть попыткой установить контакт, даже если выглядит необычно. Задача родителей и специалистов — распознать стремление общаться, а не подавлять его.
Причины саморазговора у аутичных людей
Прежде всего важно понимать, что понятия «саморазговор» как научного термина не существует. Оно бытовое и слишком общее. Под «саморазговором» скрываются речевые стереотипии — нефункциональные формы речевого поведения, которые повторяются.
Человек с РАС использует разные формы речевых стереотипий.
Форма |
Как проявляется |
Немедленная или отсроченная эхолалия |
Ребенок повторяет слова и фразы сразу или спустя время после услышанного |
Игра с языком, словарем |
Проговаривает любимые цитаты, звуки, слова |
Воображаемый диалог |
Разговаривает с воображаемыми персонажами или разыгрывает сцены |
Разговоры на одну и ту же тему |
Многократно повторяет одни и те же вопросы, рассказов, которые часто лежат в сфере узконаправленных интересов, например, тема динозавров или космоса |
Чтобы понять, проблемное ли это поведение, важно разобраться, зачем ребенок использует эти стереотипии. Для детей с РАС подобные речевые паттерны могут быть способом:
- справиться с избытком или недостатком стимулов;
- выразить тревогу или успокоиться;
- организовать действия и мысли, планировать действия;
- удержать внимание;
- взаимодействовать с внутренним миром.
В таком случае, «разговор с собой» — не просто симптом РАС, а стратегия поведения. Если ее распознать, можно понять, как уменьшить разговор с собой при аутизме.
Что такое эхолалия
Одна из частых речевых стереотипий у детей с РАС — эхолалия, когда ребенок повторяет чужие слова, фразы или звуки. Это может быть немедленная эхолалия, когда фраза повторяется сразу после услышанного, или отсроченная, через часы или дни.
Эхолалия помогает:
- Вступить в диалог. Например, ребенок на вопрос «Ты хочешь сок?» отвечает «Ты хочешь сок» Это его способ сказать «да».
- Выражать эмоции, когда повтор фразы из мультика может означать радость или тревогу.
- Поддерживать ритм общения, даже если нет собственных фраз.
- Облегчать понимание — ребенок повторяет, чтобы лучше воспринять сказанное.
Эхолалия — не просто автоматическое повторение, а способ для ребенка взаимодействовать с миром, коммуницировать, регулировать себя, мыслить. Помимо неё, у детей с РАС встречаются и другие формы повторной речи:
- палилалия, когда ребенок повторяет последние слова фразы: «Ты хочешь сок, сок, сок»;
- скриптинг или «эффект ходячего телевизора / радио», когда ребенок воспроизводит ранее услышанные отрывки фильмов, песен, рекламу.
Эти речевые паттерны могут быть энергетически менее затратными, чем самостоятельная речь. Часто они выполняют сенсорную и эмоциональную функцию, помогают регулировать внутреннее состояние.
Ранее эхолалии считали симптомом, который нужно устранять. Но сейчас известно, что это форма саморегуляции и путь к развитию речи. Задача взрослого — не «бороться» с эхолалией, а понять, что за ней стоит, и помочь развить более гибкие формы речи, если это необходимо.
Например, у меня есть девочка, которая очень любит мультфильм про школьный автобус Гордон. Когда она столкнулась с трудностью на занятии, не обратилась за помощью напрямую, а выкрикнула: «Нам нужна помощь Гордона!» — фразу из мультфильма. Это была отсроченная эхолалия, но с четким коммуникативным посылом.
Мы с мамой заметили, что она использует эту фразу и дома в похожих ситуациях. Позже мы стали учить её заменять эту реплику на просьбу: «Помоги».
Речевые стереотипии как сенсорная стимуляция
Для некоторых людей с РАС речь служит сенсорной стимуляцией и похожа на привычные формы стимминга: повторяющиеся движения, звуки или действия, которые помогают регулировать состояние.
Такая стимуляция может:
- контролировать аудиальную нагрузку;
- помогать справиться с множеством внешних стимулов, например, в шумной или непредсказуемой обстановке;
- быть приятным телесным или звуковым ощущением.
Речь — инструмент, с помощью которого человек управляет уровнем возбуждения нервной системы, снижает тревожность и поддерживает комфортное состояние.

Речевые стереотипии как эмоциональная регуляция
Речь вслух также может быть способом справиться с эмоциональным напряжением. Это особенно актуально для детей, у которых еще не сформировались навыки выражать чувства в социально ожидаемой форме.
Фразы или звуки могут повторяться в моменты:
- стресса, например, когда что-то идет не по плану;
- тревоги, например, когда ребенок попадает в незнакомое место или не понимает, что ему ожидать в какой-то момент;
- положительного и отрицательного возбуждения.
Речь в данном случае не просто высказывание, а регулятор внутреннего состояния.
А проговорить план действий вроде «Я надену куртку, потом пойдем гулять» — способ создать предсказуемость и снизить тревогу. Это форма саморегуляции, а не просто повторение слов.
Речевые стереотипии как решение когнитивных задач
«Разговоры с собой» могут быть компонентом развития мышления, проявлением внутренней речи. Это процесс, при котором человек обрабатывает информацию про себя, использует язык, но не произносит слова вслух. Внутренняя речь позволяет решать задачи, планировать действия и осмысливать информацию.
У нейротипичных детей внутренняя речь постепенно «уходит в себя». У детей с РАС она может сохраняться во внешней форме, и это не нужно расценивать как задержку или нарушение.
Когда ребенок проговаривает вслух инструкции и составляет стратегию действий, он:
- удерживает задачи в фокусе внимания;
- подсказывает себе, что делать дальше;
- организовывает деятельность.
Например, ребенок собирает конструктор и говорит: «Теперь синий… потом зеленый… нет, не так, попробую по-другому». Так он использует речь как инструмент, который помогает планировать, корректировать и контролировать действия.
Когда саморазговор становится проблемой
Речевые стереотипии не опасны и не причиняют ребенку физического вреда. Но они могут мешать ребенку развиваться, особенно если проявляются бесконтрольно и неуместно. Например, если ребенок на занятии демонстрирует большое количество эхолалий в виде самостимуляции, то процесс получения новых знаний будет существенно затруднен.
Эхолалия и другие речевые стереотипии могут мешать осваивать более продуктивные коммуникативные навыки. Например, ребенок зациклился на речевых стереотипиях и не может переключить внимание на другие формы общения, не может говорить ни о чем другом.
Речевая стереотипия становится проблемой, когда:
- Речь заменяет коммуникацию с другими, ребенок общается только сам с собой.
- Речь навязчива, прерывает общение, обучение, повседневную деятельность.
- Поведение сопровождается истериками, возбуждением, агрессией.
- Речь мешает адаптироваться в школе, детском саду, в обществе.
Важно то, как речевые стереотипии влияют на жизнь и развитие ребенка. Даже если речь выглядит необычно, но помогает развиваться и общаться — это адаптивное поведение, которое нужно формировать в более продуктивные формы. Развивать и совершенствовать речь ребенка с РАС можно с помощью специальных упражнений.
Нужно ли вмешиваться и как это делать правильно: рекомендации родителям и специалистам
Прежде чем пытаться скорректировать речевые стереотипии у ребенка с РАС, важно понять, почему ребенок разговаривает сам с собой, в чем причина. Например, если это форма аутостимуляции как способ получать приятные сенсорные ощущения через речь, то такое поведение сложно контролировать извне. Оно ценно для самого ребенка. В этом случае полезно организовать сенсорную зону. Место, где ребенок может спокойно и безопасно реализовать потребность в стереотипных действиях.
Также у ребенка могут отсутствовать альтернативы и он использует стереотипии, потому что других речевых форм у него просто нет. В таком случае нужно учить новым способам общения и поощрять продуктивное речевое поведение.
Важно обучать ребенка, в каких ситуациях речевые стереотипии уместны, а в каких — мешают другим. Например, если в очереди он тихо напевает песню — это приемлемо, но если громко повторять фразы — это может мешать окружающим. Чтобы объяснить это, можно использовать визуальные расписания, подсказки и социальные истории.
Очень важно поощрять ребенка за конструктивное и уместное речевое поведение. Это помогает закрепить нужные навыки и расширить его коммуникативный репертуар. Однако поощрение должно быть действительно значимым и мотивирующим именно для этого ребенка.
Выбор поощрения всегда обсуждается с родителями. Только они знают, что действительно радует и вдохновляет ребенка. Например, если в качестве поощрения использовать обычный сладкий приз вроде шоколада или печенья, это может не сработать. Такой стимул может оказаться слишком слабым, чтобы мотивировать ребенка к нужному поведению.
Когда не вмешиваться |
Почему не стоит вмешиваться |
Речевая стереотипия помогает справиться с сенсорной или эмоциональной перегрузкой |
Это способ саморегуляции |
Речь помогает ребенку сосредоточиться |
Это рабочая стратегия концентрации внимания |
Служит поддержкой мышления или эмоциональной самопомощью |
Дает ощущение контроля над ситуацией |
В этих случаях вмешательство не требуется. Запрет может ухудшить состояние ребенка и разрушить устойчивые стратегии самопомощи.
Когда вмешиваться уместно |
Что делать вместо запрета |
Речевая стереотипия заменяет важные для развития навыки (например, просьбу о помощи) |
Учить альтернативным способам коммуникации: визуальные подсказки, фразы, жесты и т.д. |
Мешает обучению, взаимодействию с людьми, адаптации в социуме |
Формировать навыки социального поведения, поощрять уместную речь |
Усиливает стресс или приводит к дезадаптации в среде |
Подбирать ситуации, в которых ребенку будет проще адаптироваться, снижать триггеры перегрузки, учить телесным техникам релаксации |
В этих случаях важно не запретить, а поддержать и направить: заменить стереотипную речь более подходящим способом выразить те же потребности. Речевая стереотипия — не «плохое поведение», а форма взаимодействия. Задача взрослого — понять ее функцию и помочь ребенку расширить коммуникативный репертуар, сохранить при этом ощущение безопасности.
Материалы по теме:
- Логопед и дефектолог: в чем разница, что лучше выбрать?
- Что такое иппотерапия: применение в реабилитации детей с ОВЗ и РАС
- ТОП-5 книг для начинающего дефектолога
- Тяжелые нарушения речи: это, причины и особенности, работа с детьми с ТНР
