Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Очевидное-невероятное: российская школа – школа бедности

Очевидное-невероятное: российская школа – школа бедности
#Подборки #Читателям

27 мая, 17:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Могилев Александр Владимирович, Доктор педагогических наук, профессор, директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж)
Могилев Александр Владимирович

Доктор педагогических наук, профессор, директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж)

Как оказалось, после 30 лет реформ и преобразований в нашей стране примерно 20 процентов населения находятся ниже порога бедности. Это по оптимистичным оценкам на основе МРОТ. По другим методикам оценки (ездят ли люди в отпуск на курорт, могут ли позволить себе сходить в театр или ресторан) получается уже 40 процентов бедных – свыше 35 миллионов. И ситуация продолжает ухудшаться.

Президент поручил правительству как-то бороться с этой бедностью, но вот как с ней можно бороться? Раздавать деньги? Организовывать бесплатные столовые? Даже erinaceus europaeus понятно, что такие меры только ухудшат ситуацию: бедность - это категория психологическая. Если человек привык быть бедным, то есть приспособился на всем экономить, отказывать себе, мало тратить, то он будет всю жизнь вести себя как бедный, прикидывая, как сэкономить и обойтись без самого необходимого. Если человек не хочет себе отказывать в благах и удобствах, он думает о том, как заработать больше денег, как добиться большего. Для этого нужно много знать и уметь, быть гибким и готовым к смене вида деятельности и переезду. Необходимо иметь адекватное образование… Как общее, так и профессиональное. СТОП!

Вот тут-то мы и подошли к сути заметки: российское образование, которое ребенок получает в школе, а потом – в вузе, никак не помогает, практически никак, быть обеспеченным и успешным! Иметь хорошую, высокооплачиваемую работу или создать собственный успешный бизнес. Если человек чего-то добивается, то скорее вопреки традиционному российскому образованию. Давно уже стала притчей эта ситуация: школьный отличник становится впоследствии беспросветным неудачником, серой посредственностью, еле сводит концы с концами, влачит жалкое существование. Вчерашний троечник, которого еле дотянули до выпуска, напротив, превращается в успешного человека, почти олигарха, достигающего немыслимых высот положения и богатства. И дело здесь не в блате, не в помощи богатых родителей или других родственников, всего вчерашний троечник добивается сам… Совсем не случайно наши министры и премьер-министры до последнего времени сами были когда-то троечниками, как и почти все олигархи, владельцы крупных компаний…

И проблема тут именно в образовании, которое учит, что лучше быть бедным, чем богатым, что нужно подчиняться всем превратностям судьбы, а не бросать им вызов и не пытаться преодолеть их последствия. Как в рамках предмета «литература», так по предмету «история» мир рассматривается глазами бедных, глазами крепостного крестьянства и пролетариата. В 90-е годы в российской школе активно развивались экономические курсы и разные проекты, знакомящие с основами предпринимательской деятельности, ориентирующие на то, что каждый выпускник школы, если захочет, может стать предпринимателям, создать свое предприятие. Были учебники по предпринимательству для начальной школы! Мне самому довелось организовывать команды для участия в играх по моделированию бизнеса Junior achievement, в экономической игре Deltа, и я помню увлеченность детей этой практикой. Где все это сейчас?

Посмотрите и на сами школы, на учебную среду, предоставляемую ими учащимся. Площадь классов по минимуму в расчете на численность учащихся. Антивандальная мебель на железных ножках, дешевые портретики классиков на стенах, шкафы из бумажного ламината с кривыми дверцами для списанных учебников. Никаких «излишеств» в плане эстетики и уюта. Это настоящий манифест бедности! Ничего по-настоящему ценного и интересного детям в руки не дается, чтобы они это не сломали. К минимуму сведены все лабораторные практикумы, дополнительные пособия, раздача  учителями материалов для своих занятий.

Но давайте посмотрим в сторону обеспеченных представителей нашего общества, владельцев бизнесов, крупных и средних чиновников. Более или менее элиты общества. Как они готовят себе смену, где и как учатся их дети? 

Увы, их мы не найдем среди учащихся обычных муниципальных школ, расположенных в жилых микрорайонах. Это будут элитные школы, может быть, частные, а может и «государственные», но не совсем такие, как все остальные, которые уже появились во всех крупных городах. Однако основную массу «элитных» детей вы найдете за рубежом, в частных школах Великобритании, США, Канады, Швейцарии и т.д., где дети учатся немного по другим программам и образовательным стандартам, чем основная масса российских детей – представителей бедных групп населения и нашего хилого среднего класса.

Потом многие из них вернутся в Россию – ведь надо же продолжать семейное дело – и столкнутся здесь с немного не теми реалиями, которые они себе рисовали.

Короче, мы никуда не сдвинемся с мертвой точке в деле борьбы с бедностью с одной стороны, а с другой – в деле обеспечения бизнеса квалифицированным топ-менеджментом, если не произведем поворот в российском образовании. А пока что оно только способствует развитию бедности в нашей стране.

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Вам будет интересно: