Пандемия коронавируса внесла коренные перемены в системы образования в разных странах и остро поставила вопрос, насколько обучение детей может полагаться на онлайн-форматы как в ближайшем, так и в далеком будущем, говорится в статье в журнале The Conversation.
Из-за COVID-19 образование было вынуждено обратиться к технологиям и адаптироваться к дистанционному формату. В связи с этим одна из ключевых проблем — насколько в будущем учителя могут полагаться на онлайн-платформы при уроках в классе и как учитывать в новых реалиях индивидуальность каждого ученика. Именно последний вопрос вызывает жаркие дискуссии в системе образования на Западе уже по меньшей мере 150 лет, отмечает автор статьи.
Такие педагоги, как основатель движения «за домашнее обучение» Шарлотта Мейсон и Джон Дьюи, выступали за уважение ученика как личности, чьи интересы и биография делали каждого из них абсолютно уникальным человеком. Еще в 1897 году Дьюи писал, что при составлении расписания необходимо учитывать личные особенности учащихся.
В дальнейшем такие взгляды Мейсок и Дьюи только подстегнули педагогические споры по поводу «персонализированного обучения», например, с американским основоположником научной организации труда и менеджмента Фредерика Тейлора, который выступал за массовую стандартизацию в образовании.
Но и в наше время подобные споры более чем актуальны на фоне проблемы дистанционного образования, подчеркивается в статье.
«Например, в то время как некоторые защитники дистанционного обучения заявляют, что и онлайн учителя могут персонализировать уроки, есть и индустрии, которые уверены, что „персонализировать“ обучение может и искусственный интеллект (ИИ). Но машины не люди», — пишет автор материала.
Современные исследования показывают, что с технологиями не все так просто и наряду с положительным опытом у большинства учеников он отрицательный — стабильно работающие интернет и компьютеры есть не везде и не у каждого, а кроме того, ученики сильно скучают по личному общению с друзьями и учителями. Кроме того, как показывают исследования, оценки многих учеников ухудшились, а сами школьники боятся, что уже никогда не смогут наверстать материал.
Даже когда учителям удается в онлайн-обучении учесть и личные, и всесторонние интересы учеников, они так или иначе имеют дело с маркетингом. Например, технические решения для школы, например, покупка определенного программного обеспечения, часто выглядят по-тейлоровски, поскольку само ПО может повлиять на весь процесс обучения в условиях дистанта.
«Конечно, технологии играют определенную роль в образовании, но то, какой она будет и чьи интересы они будут обслуживать — предмет крайне важной общественной дискуссии», — отмечается в статье.
Также автор рекомендует ознакомиться с работами ряда специалистов в области образования, такие как Нел Ноддингс, Иэн Макгилкрист и Урсула Франклин.
Ранее исследователи пришли к выводу, что у учеников и педагогов на дистанте развился техностресс. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться