Кандидаты на важные посты в Белом Доме обязаны проходить «собеседование» с Сенатом перед тем, как вступить в должность. Как правило, данная процедура - чистая формальность, однако в случае с Бетси ДеВос, которую президент США Дональд Трамп номинировал на должность министра образования, все не так просто.
Представители Демократической партии заявляют, что ДеВос погрязла в конфликте интересов, который не был улажен соответствующим образом (она - долларовый миллиардер и владелец нескольких бизнесов, стоимость которых зависит, в том числе, и от ее возможных действий как министра образования).
До 17 января разногласия по поводу ее кандидатуры в первую очередь касались поддержки спорных (с моральной точки зрения) программ выбора образования.
Но ее «собеседование» с Сенатом выявило еще один повод для критики: отсутствие какого-либо понимания законодательства об образовании. Сенаторы задавали ей вопросы, затрагивающие функции департамента, который она собралась возглавить, а также некоторые устоявшиеся практики. Отвечая на эти вопросы, ДеВос, как казалось, либо не поддерживала данные практики, либо не была в курсе их существования.
В числе прочего, ДеВос, видимо, не знала, что законодательный акт, регулирующий специальное образование и которому больше 40 лет, имеет силу федерального закона. Когда сенаторы это уточнили, ДеВос призналась, что «запуталась».
Мисс ДеВос - инвестор и долларовый миллиардер, филантроп и активист Республиканской партии в штате Мичиган - также упомянула, что не имеет опыта работы со студенческими кредитами (большее число которых выдается федеральным правительством) и сказала, что ей придется «пересмотреть» политику департамента по предотвращению мошенничества частных университетов.
Она путалась даже в базовых терминах. Когда ее спросили о том, как должно оцениваться качество школы, ДеВос не смогла пояснить разницу между ростом (количеством учеников, прошедших через систему школы за определенный период) и профпригодностью (количеством учеников, набравших определенный балл на тестировании).
Один из ее ответов быстро стал интернет-мемом: она предложила некоторым учителям носить с собой пистолеты для защиты от медведей-гризли.
Но при всем этом мисс ДеВос была тверда в своем убеждении, что руководить школами должно не федеральное правительство, а органы более местного значения. Каждый раз, когда ее спрашивали о собственной позиции по ношению оружия в школах, по расследованию сексуальных преступлений в университетских кампусах или о том, как измерять качество образования, ответ всегда был один и тот же: штатам и «местным» виднее.
Подобные ответы неудивительно услышать от женщины, которая поддерживала систему «ваучеров» при выборе школы (по сути, «ваучеры» отбирают деньги у государственных школ, помогая родителям оплатить обучение в частных школах) и создание «чартерных школ» - финансируемых государством, но независимых от законодательств региона или профсоюза учителей. Цитируя ее выступление полуторалетней давности: «государство никуда не годится».
Сторонники мисс ДеВос, тем не менее, ее защищали, отмечая, что она показала себя последователем идей инновации, противостоящей стремлению Демократической партии сохранить статус-кво.
Эд Патру, представитель группы, называющей себя «Друзья Бетси ДеВос» сказал: «Демократы старались превратить ее в Круэллу ДеВиль (главного антагониста романа «101 далматинец» - прим. пер.), но Америка увидела настоящую Бетси. Страна увидела лидера образования, на которого можно положиться и от которого можно ждать ответа, который посвятил себя увеличению власти родителей и который всегда ставил ребенка превыше всего».
Сенат на данный момент контролируется Республиканской партией, так что, скорее всего, он все-таки одобрит кандидатуру ДеВос. Но ее заявления о специальном образовании подставили ее под удар. Семьи детей с особыми нуждами - это громкий голос, который ДеВос не захочет злить.
Федеральный Закон об Образовании Людей с Инвалидностью (IDEA - Individuals with Disabilities Education Act) регулировал специальное образование в госшколах с середины 1970-х годов. До введения этого закона региональные власти имели возможность не допускать учеников-инвалидов в школы и университеты.
Жалобы региональных властей касались даже не самого закона, а неспособности федерального правительства предоставить обещанное финансирование. Но на «собеседовании» ДеВос оспорила саму идею, что федеральное правительство должно следить за тем, чтобы школы, получающие госфинансирование (будь то госшколы, чартеры, или частные школы, работающие по системе ваучеров) относились к детям с инвалидностью правильно.
Сенатор штата Вирджиния Тим Кейн (кандидат в вице-президенты США от кампании Хиллари Клинтон на недавних выборах) спросил мисс ДеВос, должны ли школы, получающие госфинансирование, соблюдать требования закона IDEA. Ее ответ: «Я думаю, что лучше оставить такие решения штатам».
Кейн переспросил: «То есть некоторые штаты могут относиться к детям-инвалидам хорошо, а некоторые - нет, и что дальше? Могут ли родители просто переехать в другой штат, если им не нравятся их условия?» Ответ не изменился: «Я думаю, что лучше оставить такие решения штатам». Обескураженный Кейн уточнил: «Это же федеральный закон». Но ответа на это не получил.
Кейн также спросил, должны ли школы на госфинансировании соблюдать требования по реакции на нарушения дисциплины, домогательство и буллинг. Ответ был лаконичным, но совершенно не конкретным: «Я с удовольствием рассмотрю этот вопрос».
Сенатор от Демократической партии в штате Нью-Хемпшир, Мэгги Хассан, решила уточнить, действительно ли ДеВос имела в виду, что штаты могут игнорировать федеральные законы. Вопрос был таков: «Знали ли вы, что это федеральный закон?» Ответ ДеВос: «Я, видимо, перепутала».
Хассан, сын которой страдает от церебрального паралича, также спросила: «Считаете ли вы, что в случае, если школы не соблюдают требования законодательства, родители должны иметь возможность их засудить?» ДеВос тут же ответила и снова общими словами: «Спешу вас успокоить: если меня назначат, я буду иметь ввиду нужды учеников-инвалидов».
Сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен поинтересовалась, поддерживает ли ДеВос политику администрации Обамы касательно предотвращения мошенничества частных вузов - например, Университета Трампа (Trump University), который недавно обвинили в использовании маркетинговых приемов для завлечения студентов.
ДеВос ответила: «Я просмотрю закон и проверю, действительно ли он выполняет свое предназначение». Уоррен растерянно пояснила: «Когда мошенники слышат подобные заявления, они обычно тихо посмеиваются».
Уоррен также добавила: «Если вас назначат, вы станете ответственным за все эти проблемы, и если вы даже не можете решить, нужны ли вам средства, уже доступные департаменту образования, то я не вижу, как вы можете справиться с должностью министра образования».
Источник: The New York Times
Оригинальное название: Nominee Betsy DeVos’s Knowledge of Education Basics Is Open to Criticism
Перевод: Михаил Лаврентьев