Личный кабинет
Содержание образования

Учитель –словесник: Дети не обязаны любить русскую классическую литературу




На «Афише Daily»  опубликована статья молодого учителя литературы и ведущего курсов художественной критики Артема Новиченкова о том,  как на самом деле классика воспитывает современных детей и почему вопрос «Что хотел сказать автор» должен быть под запретом.



Артем считает, что «русская литература — самая сложная европейская литература, потому что в свое время она выступала в роли философии, публицистики, политического высказывания и даже морального мерила». Но у нас эти произведения изучают дети и подростки на уроках.

Новиченков пишет: «Какой учитель может объяснить суть лирического отступления о птице-тройке в «Мертвых душах», которую всем задает учить наизусть? Какой учитель может помочь понять школьнику психологизм Печорина или чувства Онегина? Редкий».

По мнению автора статьи, это важная проблема, касающаяся преподавания литературы в школе и имеющая скверные последствия — невозможность честного и искреннего диалога. «Потому-то литература в школе на самом деле литературоведение, при этом разговор «о чем написан текст» подменяется разговором о том, «как он сделан». Ну и еще этот претенциозный вопрос «Что хотел сказать автор?», варварски искажающий и упрощающий саму идею искусства. Потому что мы не можем знать, что хотел сказать автор тогда, двести лет назад. А может быть, он сказал вовсе не то, что хотел или замышлял?» - пишет Артем.

Он полагает, что русская литература – депрессивная (много вы вспомните произведений русской классической литературы «с хорошим концом»?). Автор задается вопросом: « Но как говорить с детьми о такой литературе, в которой от произведения к произведению терпят фиаско идеи гуманизма, справедливости и бога? Герои пассивные поголовно не находят смысла в жизни, а борющиеся оказываются в дураках».

Новиченков считает, что во время изучения литературы в школе происходит подмена предмета изучения: «Но на уроках мы будто читаем другие книги: не депрессивные и жестокие, а жизнеутверждающие, высоконравственные. В устах учителя и на страницах учебников литература сводится к горстке словосочетаний: «фамусовское общество», «лишний человек», «мысль семейная» — и терминов: «лирический герой», «композиция», «кульминационный момент» и другие».

По мнению автора, дети и не должны любить читать. Он пишет, что мы, взрослые, открывая художественную книгу не ждем от нее, что она непременно нас воспитает, сделает нравственнее и честнее, мы просто хотим получить удовольствие: «Мы хотим с помощью искусства вызвать в себе определенные эмоции, и если этого у нас не получается, значит, просто не тот роман, фильм, выставка».

Но, отмечает Артем, к детскому чтению у нас совсем другое отношение. Взрослые считают, для ребенка хороша та книга, которая «говорит о высоком, нравственном. А комиксы, фантастика, фэнтези — несерьезная литература, на такой не воспитаешь настоящего человека. Вот русская классика — да. Все выросли на ней, это наш культурный код и вообще — без нее стыдно, без нее никуда, и пусть семикласснику хочется плакать от «Бориса Годунова», потому что скучно и ничего не понятно, но надо, Федя, надо».

Новиченков в своей статье утверждает, что как раз не надо: «пора бы уже избавиться от этого маниакального желания наделить хорошую литературу обязательной практической пользой и перестать пичкать детей текстами XIX века. Мы же не заставляем их смотреть советское кино. Почему литература привилегированна, а кинематограф нет? Будто в литературе спрятана еще какая-то ценность, о которой никто не может конкретно сказать, однако защищает ее. Так, может, нет этой сакральной особенной ценности литературы? Может, не будем делать из художественных текстов священные, а из писателей — пророков?»

Автор в финале статьи излагает свое представление о том, что «задача старших познакомить ребенка с книгой, сократить дистанцию, а не обязывать читать. Я убежден, что чтение — естественная потребность человека, как потребность в любви. Но как можно травмировать ребенка и развить в нем комплексы, мешающие счастливой жизни, так можно и воспитать в нем стойкое неприятие к литературе и навсегда отрезать от книг».




    avatar 19.03.2017 | 21:25
    Владимир Савкун Пользователь

    Я тоже последние 10-15 лет сочувствую школьницам – в школе изучают только творчество мужиков, женской прозы вроде бы нет в программе вообще, да и Катерина – единственный женский образ, к тому же – в пьесе, которую надо смотреть на ХОРОШЕЙ сцене.

    И преподносится это всё женщинами.

    Может ли школьник что-нибудь понять? Такой, как я – нет. Если разбойник Робин Гуд восхищает, то бандит Тарас Бульба сотоварищи ввергает в печаль.

    Бездельники типа Базарова, Печорина и Онегина меня ни восхитить, ни впечатлить не могут. К сожалению, эти книжки есть в школьной программе - это чудовищная ошибка.

    Как быть? – Стиснуть зубы и терпеть, ведь к 10 классу это всё должно кончиться. Да и читать шедевры школа не запрещает.

    Так что Артём Новиченков – хоть и молодой, но молодец, порадовал.

    P.S.
    Он юнга, его родина – Марсель,
    Он обожает пьянку, шум и драки.
    Он курит трубку, пьёт английский эль,
    И любит девушку из Нагасаки.

    1922 год, Одесса, любимая песня девочек из моего детского сада, как оказалась - бессмертная, особенно теперь в исполнении Высоцкого.

    НАПРИМЕР, https://www.youtube.com/watch?v=vUDICenpLBM


     
      avatar 20.03.2017 | 00:18
      Алексей Хвостов Пользователь

      Владимир Савкун,

      Я тоже последние 10-15 лет сочувствую школьницам – в школе изучают только творчество мужиков, женской прозы вроде бы нет в программе вообще, да и Катерина – единственный женский образ, к тому же – в пьесе, которую надо смотреть на ХОРОШЕЙ сцене.

      И преподносится это всё женщинами.

      Может ли школьник что-нибудь понять? Такой, как я – нет. Если разбойник Робин Гуд восхищает, то бандит Тарас Бульба сотоварищи ввергает в печаль.

      Бездельники типа Базарова, Печорина и Онегина меня ни восхитить, ни впечатлить не могут. К сожалению, эти книжки есть в школьной программе - это чудовищная ошибка.

      Как быть? – Стиснуть зубы и терпеть, ведь к 10 классу это всё должно кончиться. Да и читать шедевры школа не запрещает.

      Так что Артём Новиченков – хоть и молодой, но молодец, порадовал.

      P.S.
      Он юнга, его родина – Марсель,
      Он обожает пьянку, шум и драки.
      Он курит трубку, пьёт английский эль,
      И любит девушку из Нагасаки.

      1922 год, Одесса, любимая песня девочек из моего детского сада, как оказалась - бессмертная, особенно теперь в исполнении Высоцкого.

      НАПРИМЕР, https://www.youtube.com/watch?v=vUDICenpLBM


      Ясно, укро-дрожжи играют. Диалог с вами - неуместен. Прошу мне не отвечать.


       
        avatar 20.03.2017 | 08:15
        Владимир Савкун Пользователь

        Алексей Хвостов, Ясно, укро-дрожжи играют.

        Да я вообще негр.


         



    avatar 18.03.2017 | 12:59
    Алексей Хвостов Пользователь

    Главная проблема - не в русской литературе. Главная проблема - в отсутствии приемлемого количества талантливых (или хотя бы с хорошими способностями) учителей и учительниц русского языка и литературы. Это справедливо и для учителей и учительниц всех остальных учебных предметов. И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!! Дело в "геноциде" талантов во всех сферах. После 5 марта 1953 года.


     
      avatar 18.03.2017 | 20:56
      Владимир Савкун Пользователь

      Алексей Хвостов, И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!!

      Ну да - умные нам ненадобны, надобны верные.


       
        avatar 19.03.2017 | 07:41
        Алексей Хвостов Пользователь

        Владимир Савкун,

        Алексей Хвостов, И ДЕЛО НЕ В МАЛЕНЬКОЙ ЗАРПЛАТЕ!!!

        Ну да - умные нам ненадобны, надобны верные.


        Не понимаю смысла этого комментария.


         
          avatar 19.03.2017 | 21:27
          Владимир Савкун Пользователь

          Алексей Хвостов, Не понимаю смысла этого комментария.

          Это точная цитата 1964 года из АБС.


           




    15.03.2017 | 18:12
    Светлана Светлинцева Пользователь

    Уроки литературы часто отбивают любовь к чтению. Почему человек берёт в руки книгу? Потому что там есть нужная ему информация или потому что ему захотелось прочитать её для себя. А почему классическая литература должна быть интересна детям, тем более вот так, насильно, с обязательными рассуждениями о том, что хотел сказать автор, с навязыванием своей точки зрения? Читать классику ради истории, пытаясь отделить реальность от художественной выдумки? Ради персонажей и сюжетов, которые уже не раз использованы и адаптированы под современную реальность? Ради морального развития, серьёзно? Можно развить школьника с помощью навязывания неинтересных для него книг?
    И никто до сих пор внятную причину для чтения классики назвать не может, только "так надо" и "моральное развитие". Ведь современные книги, фильмы, игры не могут воспитывать детей, с этим могут справиться только тяжёлые и скучные книги, не справляющиеся с информационной нагрузкой, безнадёжно медленные для детей, которые привыкли в огромных количествах обрабатывать и усваивать интересную информацию...


     
      avatar 15.03.2017 | 19:15
      Владимир Савкун Пользователь

      Светлана Светлинцева: " Почему человек берёт в руки книгу? "

      Потому что у него в доме нет телевизора, а играть в карты с соседями родители не пускают.


       
        16.03.2017 | 05:03
        Оксана Горбачева Пользователь

        Владимир Савкун,

        Светлана Светлинцева: " Почему человек берёт в руки книгу? "

        Потому что у него в доме нет телевизора, а играть в карты с соседями родители не пускают.


        Неудачная шутка?


         
          avatar 16.03.2017 | 10:43
          Владимир Савкун Пользователь

          Оксана Горбачева, Неудачная шутка?

          Жестокая реальность: мой старшой играл в карты с соседями на пригорке и его было видно из окна трамвая. Когда я приходил через 7 минут домой - он уже остервенело мыл посуду, а потом часа полтора переделывал халтурно сделанную математику - быстро, наспех и насмех.

          Не сразу, но качественно работать научился.

          Теперь специалист по космической радиосвязи... трактора у него пашут по сигналам со спутников - как у Саймака в рассказе "Сосед". Я в осадке... не ожидал.


           




    15.03.2017 | 09:25
    Лариса Ручкина Пользователь

    Во многом, очень во многом неправ молодой человек. Но я согласна с тем, что начинать прививать любовь к чтению с классики не стоит. Просто не получится ничего. У современного ребенка с клиповым мышлением не необходимых навыков для осознания философии и эстетики 18-19 века. Я на уровне пятого класса рада и фэнтези, и ужастикам, и современным детским детективам. Пусть учатся просто читать большие тексты, а не страницы учебника. Пусть учатся сидеть за книгой и хоть ненадолго отрываются от телефона. А классика будет потом. Обязательно будет. Проверено.


     
      avatar 15.03.2017 | 13:58
      Владимир Савкун Пользователь

      Лариса Ручкина,. "А классика будет потом. "

      ПОТОМ - оно .... большое.

      двести лет, триста или четыреста? Или ещё больше?

      Пятьдесят лет достаточно?

      Для всех?

      А для кого?


       
        15.03.2017 | 18:36
        Лариса Ручкина Пользователь

        Владимир Савкун,

        Лариса Ручкина,. "А классика будет потом. "

        ПОТОМ - оно ....у большое.

        Потом оно разное... Для некоторых начинается в седьмом, для некоторых в девятом. Однако в одиннадцатом у меня больше половины читающих по-настоящему выпускников. Обсуждаем книги, в том числе и классику, и на уроках, и после уроков. Став студентами, говорят, что скучают за нашими литературными спорами. А ведь многие из них начинали свой читательский путь с ужастиков, а не с Пришвина.


         
          avatar 15.03.2017 | 19:07
          Владимир Савкун Пользователь

          Лариса Ручкина, Потом оно разное..

          Огромное спасибо, Лариса Анатольевна - фокус в том, что я жду школьную классику больше сорока лет, а она не приходит ... мне уже немножко боязно.

          ОЧЕНЬ интересуют книги (исключая классику), которые вы обсуждали и на уроках и после уроков - в моей школе это было не принято.

          Я как-то сдуру - где то в классе девятом - принёс Тане и Оле (золотая и серебряные медали) повестушку "Серебристый грибной дождь" - и они устроили обсуждение после уроков в час "классного руководителя".

          Ничего путного из этого не вышло - большинству было начхать, я вообще не участвовал, хотя присутствовал, но потрясение от повести было немалое.

          Мечтаю узнать, как Вы определяете выпускников, читающих "по настоящему" - на Плюке "пацак - чатланин" определялся приборчиком "визатор" и оба землянина однозначно были пацаки.

          С уважением - я тоже скучаю за вашими литературными спорами.


           




    15.03.2017 | 03:28
    Оксана Горбачева Пользователь

    Сколько себя помню, всегда любила читать, много, объем и жанр не имели значения, библиотеки были для меня интереснее магазина с игрушками.

    Но произведения Чернышевского, Достоевского так и не смогла даже дочитать.
    На уроках литературы больше всего не нравились вопросы типа, что подумал автор, что он хотел сказать. При чем ответы были уже прописаны в учебнике (мнение литературных критиков - современников авторов) и другие варианты не принимались.


     

    avatar 14.03.2017 | 16:23
    Валерий Ганузин Пользователь

    Молодой, чего с него возьмешь.


     
      avatar 15.03.2017 | 08:10
      Владимир Савкун Пользователь

      Валерий Ганузин: "Молодой, чего с него возьмешь."

      Хотелось бы взять с него (увидеть?) хоть какие-то соображения по темам "А чему вообще учат в школе?" и "А зачем вообще читать книги?" .. жаль, не срослось.

      ЕСЛИ не читать книги, остаются только три удовольствия в этой жизни: пиво, курево и телевизор - посещение венерического диспансера не в счёт.

      " Измени вкус твоих сигарет!" - призывала реклама в московском метро ещё пару лет назад.

      А что он ещё может изменить после школы, Буратино?

      " - Образование? Ну какое у него может быть образование ... ничего не знает, ничего не умеет... пиши: "среднее" (из анкеты Адама после сотворения).


       

      avatar 15.03.2017 | 01:51
      Лев Ясенский Пользователь

      Валерий Ганузин,

      Молодой, чего с него возьмешь.


      Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.


       
        18.03.2017 | 22:38
        Александр Бородавкин Пользователь

        Лев Ясенский,

        Валерий Ганузин,
        Молодой, чего с него возьмешь.


        Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.

        Ну вот, опять двадцать пять... Стоит человеку честно высказаться по наболевшему вопросу, как заклюют. А то, что материал вызвал волну обсуждений, не есть страшно. Может быть, что-то родится...


         

        avatar 16.03.2017 | 10:48
        Владимир Савкун Пользователь

        Лев Ясенский: Страшно другое: он получил широкий отклик у общественности.

        Не страшно: у общественности достаточно лапши на ушах.

        Пару-тройку наносов она и не заметит...


         



Дата регистрации: 28.12.2015
Комментарии:
21
Коллеги 0
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+