Воспитание в школе: от внушения к моральному мышлению

Колумнист Педсовета Александр Могилев размышляет о том, как российской школе перейти от «разговорного» подхода к воспитанию, традиционного, но малоэффективного, к развитию морального мышления учеников. И делится опытом Монтессори-школы «Алиса» (г. Воронеж).

Советская традиция воспитания в школе

В 1970-е годы, когда советская школа была на подъеме, а я только начинал свой путь в образовании, системе воспитательной работы тех лет уже ставили в упрек, что это педагогика мероприятий: общешкольные линейки в честь различных событий, тематические собрания, встречи с ветеранами и т. д. Само содержание воспитания при этом «сжималось» до одной только патриотической компоненты. Хотя кроме нее, есть и другие, не менее важные: ответственность, любовь к труду, например.

С 1990-х годов, в результате либеральных реформ по шаблонам Всемирного Банка, в школе не осталось даже разговоров на воспитательные аспекты. Образование сжалось до одного только обучения. Воспитательные функции возложили на семью. Но она с этим не справилась: ведь это только ячейка общества. Вместо того, чтобы воспитывать, ребенка здесь его балуют, «жалеют», прививают индивидуалистические ценности или даже представления, что «ему все должны». Что, конечно, совершенно не так. 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Сейчас педагоги и чиновники от образования стремятся найти выход из положения. Но и первые, и вторые (да и родители тоже) снова видят этот процесс исключительно однобоко. Через беседы, внушения, классные часы и какие-то общешкольные мероприятия. 

Ребенка у нас традиционно рассматривают как чистый лист, которому с помощью разговоров можно вложить в голову любую идеологическую или моральную установку. Вне зависимости от той реальной среды, в которой он находится. А эта среда — самая разная и противоречивая, здесь и ложь и правда, правила и полное их попирание. 

Такая «педагогика» была бы простительна сто лет назад для учителей эпохи ликвидации безграмотности, когда школа сосредоточилась на том, чтобы «дать основы всех наук», а решать проблемы воспитания решили через детские общественные организации. С тех времен многое изменилось — исчезла идеология и вышеупомянутые организации, а «обучательный» наклон лишь усилился. 

Но в XXI веке пора выработать адекватный подход к воспитанию, в котором моральное мышление — это не продукт внушения педагога, а результат познания социальных процессов, освоения культуры и адаптации к жизни в реальном обществе. 

Монтессори-подход к воспитанию в школе

В Монтессори-педагогике давно поняли, что школьное образование не сводится к рассказам учителя, упражнениям из учебника и отметкам. Важны не только академические успехи, но и воспитательные аспекты, от воспитания, уровня осознанности и ответственности учащихся зависят результаты. Во многих школах разных стран есть интересный опыт воспитательной работы, который полезно изучить и перенять. 

Например, в подростковых Монтессори-школах для детей старше 12 лет есть семинары по моральным дилеммам. На них ученики обсуждают сложные ситуации выбора. Например, можно ли украсть в аптеке дорогое лекарство, которое нужно для спасения жизни. С одной стороны, воровство — это очень плохо. Но если приходится воровать для спасения жизни — это другое дело. Получается, что единственно правильного ответа в этой дилемме нет, и подросткам приходится занять некую позицию и обосновать ее. Это развивает их моральное мышление.

Это педагогически важные моменты, которые пока отсутствуют в российском менталитете: спрашивать мнение подростка или ребенка о чем-либо, предлагать ему подумать самому, выбрать то, что кажется ему более правильным, обосновать свое мнение или позицию. 

Основоположником исследований в области морального мышления стал американский психолог Лоуренс Кольберг.  Еще в 1950х годах он обратил внимание на то, что в педагогике и психологии обучения того времени основное внимание уделяют интеллекту учеников и их академическим успехам. А другие стороны развития личности, эмоционально-волевой сферы, остаются в тени. Он задался вопросом — как развитие интеллекта ребенка связано с такими явлениями, как:

  • ложь (появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития)
  • страх (тоже возрастное явление)
  • воровство (присуще каждому в детском возрасте). 

Для исследований Колберг предложил использовать метод интервью по моральным дилеммам — выбор из двух альтернатив. И в результате обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка. 

Он пришел к выводу, что нравственность и мораль формируется вокруг понятия справедливости, суть которого — распределение прав и обязанностей, которое регулируют понятия равенства и взаимности. Он обнаружил, что по уровню развития моральное мышление подростков можно разделить на три уровня по две стадии на каждом:

Уровень 1. Доконвенциональный, т. е. до формирования неких правил, соглашений.

1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?)

2. Наивная ориентация на собственную выгоду (Какая здесь польза для меня?)

Уровень 2. Конвенциональный.

3. Ориентация на соответствие ближнему окружению (модель «хорошего ребёнка»)

4. Установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил, обеспечивающих социальную справедливость (Мораль соответствует правилам и законам)

Уровень 3. Постконвенциональный

5. Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного соглашения, договора (социальный контракт)

6. Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы) 

В  последние годы я адаптирую и применяю методику Кольберга в частной школе «Алиса» (г. Воронеж), основательно адаптировав тематику моральных интервью, обсуждений и дискуссий к российским реалиям  И уже могу сделать некоторые выводы на ее основе.

В основной массе российские учащиеся муниципальных школ находятся на начальном, доконвенциональном уровне развития нравственности, на котором еще не выработаны четкие правила и модели поведения. Ребенок старается нравиться взрослым, родителям или педагогам или пытается извлечь какие-то выгоды своими действиями, поведением. Более того, есть значительная группа подростков, которая ориентирована на негативное поведение, демонстративное нарушение моральных норм,  требований со стороны взрослых, педагогов и образовательных организаций. В будущем оно рискует перерасти в девиантное, противоправное поведение, прямое столкновение с Законом и правоохранительными органами. Здесь обнаруживается прикладная ценность методики Кольберга — она позволяет выявлять и прогнозировать противоправное поведение на ранних этапах обучения и воспитания.

Кроме того, сами по себе моральные интервью, обсуждения и дискуссии по моральным дилеммам, специальным образом сформулированным для российских реалий, — мощные воспитательные инструменты. Они пробуждают моральное мышление, ускоряют социализацию трудных подростков, помогают восстановить учебную мотивацию. 

Например, с помощью интервью и дискуссий по моральным ситуациям нам удалось исправить демонстративно девиантное поведение нескольких подростков, социализировать их в детском коллективе и поднять уровень их морального сознания до конвенционального. 

Однако успешность социализации сильно зависит от возраста ребенка, от того, сколько лет он находился в условиях традиционной муниципальной школы, сформировавшей у него негативное поведение. По нашим наблюдениям, ребенок до 11 лет сохраняет достаточную гибкость и восприимчивость. Его моральное сознание получится скорректировать с помощью моральных интервью и дискуссий в течение 3-6 месяцев. Дети и подростки более старшего возраста труднее поддаются коррекции. И в течение длительного времени признаки негативного или девиантного поведения у них сохраняются в течение года и более. 

Впрочем, чтобы делать уверенные выводы относительно динамики морального развития детей и подростков нужны более массовые и длительные наблюдения и экспериментальная работа, которую мы продолжаем проводить.


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Администраторам Молодым учителям Воспитание